Notice: Undefined variable: links in /home/materik/materick.ru/docs/bullib.php on line 249
Материк. Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

О результатах парламентских выборов в Молдове

Геннадий Коненко

Прошедшие 6 марта с.г. выборы в парламент Республики Молдова завершились результатами, которые, в общем, прогнозировались многими экспертами по молдавским делам.

Как и предполагалось, победу на выборах одержала Партия коммунистов РМ, руководимая нынешним пока президентом В.Ворониным, набравшая 45,98% голосов избирателей. На парламентских выборах 2001 г., как известно, Компартия получила 50,07% голосов.

На второе место вышел с 28,53% голосов избирательный блок «Демократическая Молдова», лидером которого является мэр Кишинева С.Урекян.

Третье место уже традиционно на всех последних выборах занимает Христианско-демократическая народная партия прорумынского деятеля Молдовы Ю.Рошки, получившая на этот раз 9,07% молдавского электората. На выборах 2001 г. ей отдали голоса 8,24% избирателей.

Далее по нисходящей идут: избирательный блок «Patria-Родина» - 4,97%, Республиканское общественно-политическое движение «Равноправие» - 3,83%, Социал-демократическая партия Молдовы - 2,92%, Партия социально-экономической справедливости Молдовы – 1,66%, Крестьянско-демократическая христианская партия Молдовы – 1,37%, Союз труда «Patria-Родина» - 0,92%, Центристский союз Молдовы – 0,75%, Республиканская партия Молдовы – 0,04%. Они, однако, в парламент не прошли, так как не сумели преодолеть необходимый для этого процентный порог (для партий – 6%, для избирательных блоков – 12%).

Тем не менее, нельзя не отметить относительно неплохие итоги выборов для блока «Pаtria-Родина», объединившего Социалистическую партию и Партию социалистов Молдовы. 6 марта они набрали почти 5% голосов, тогда как на выборах в местные органы власти в мае 2003 г. у них было всего лишь 0,19%.

То же самое можно сказать и о Республиканском общественно-политическом движении «Равноправие» (объединяет, главным образом, представителей русской диаспоры). Если в 2001 г. на парламентских выборах «Равноправие» получило менее 0,5% голосов, т.к. большинство его сторонников проголосовало тогда за коммунистов, то на прошедших выборах движению оказали доверие почти 4% избирателей.

Эти три организации, а также Союз труда «Patria-Родина» выступают противниками нынешней власти. Они не восприняли поворот в политике В.Воронина, который беспринципно отказался от российского плана урегулирования приднестровской проблемы, с завидным упорством в угоду США и другим западным странам стал настаивать на выводе из ПМР российских военных, якобы «оккупирующих» часть территории Молдовы, и который под словесную «дымовую завесу» о стремлении Молдовы развивать взаимовыгодные отношения с Россией и СНГ на самом деле немало сделал, чтобы затормозить российско-молдавское сотрудничество, приостановить приток российских капиталов как в Молдову, так в Приднестровье, надеясь найти им замену в Европе. На наш взгляд, результаты, полученные на выборах левыми партиями, объясняются также тем, что в их политических программах подчеркивается необходимость развития всестороннего сотрудничества, прежде всего, с Россией, присоединения Молдовы к Единому экономическому пространству (Россия, Украина, Белоруссия, Казахстан). Они считают, что проблему Приднестровья нельзя решить на принципах унитарного государства. Социалисты полагают, что российский план «Козака» урегулирования приднестровской проблемы можно принять за основу при выработке статуса Приднестровья. Они выступают против вступления Молдовы в НАТО или какие-либо другие военные союзы.

У «Равноправия» в его предвыборной программе особо выделена проблема межнациональных отношений в стране. Движение считает, что в настоящее время общество в Молдове расколото по национальному, языковому и конфессиональному принципу (в РМ официально зарегистрирована и набирает силу раскольническая т.н. Бессарабская митрополия, подчиняющаяся румынской церкви - прим. автора), и согласия можно достичь, только проводя последовательную линию на сближение всех национальных меньшинств с молдавской нацией.

Осмелимся предположить, что и социалисты, и движение «Равноправие» могли собрать больше голосов, если бы не разобщенность русских организаций. Не без подачи со стороны властей накануне выборов председатель Координационного совета русских общин М.Сидоров, он же председатель парламентской комиссии по правам человека и национальным меньшинствам и кандидат в депутаты от ПКРМ, призвал русских граждан Молдовы отдать свои голоса партии В.Воронина. Как выяснилось позднее, большинство русских общин, организационно входящих в Координационный совет, не уполномочивало господина Сидорова выступать от их имени с таким заявлением. Тем не менее, представители русской диаспоры, как и на выборах прошлых лет, голосовали вразнобой – одни за правящую партию В.Воронина, другие за социалистов, третьи за ОПД «Равноправие», четвертые – за «Демократическую Молдову», исходя из того, что у социалистов и у «равноправцев» было мало шансов провести своих кандидатов в парламент страны. Напрашивается вывод: без объединения левых сил, выступающих со сходных политических позиций, в Молдавии по-прежнему не будет весомой, достаточно авторитетной партии, которая выражала бы интересы пророссийски настроенной части молдавского общества.

Руководство ПКРМ в лице В.Воронина высказало неудовлетворение итогами прошедших выборов, прежде всего, по причине того, что надеялось оно на более высокий показатель, полагая, что коммунисты получат голосов порядка 55-60%% от общего числа избирателей. Однако этого не произошло. И в первую очередь, потому, что проводимый В.Ворониным антироссийский курс, как было сказано выше, оттолкнул от коммунистов многих из тех, кто в 2001 г. поверил воронинским обещаниям (о присоединении к Союзу Россия – Белоруссия, о всемерном развитии разностороннего сотрудничества с Россией и СНГ, о придании русскому языку в Молдавии статуса второго государственного и т.д.) и проголосовал за них. Недовольство сегодня наблюдается даже среди членов партии. Часть из них вышла из ПКРМ и, как сообщалось в печати, основала новую Коммунистическую партию Молдавии.

В результате только левые партии отобрали у коммунистов почти 10 % голосов. Интересно, что в Гагаузии, где традиционно голосование всегда было в пользу Компартии, на этот раз избиратель проголосовал за блок «Patria-Родина» и движение «Равноправие». ПКРМ, БДМ и ХДНП получили здесь на троих чуть более 37,4% голосов. Такое отношение гагаузов к правящей партии развеяло также миф о том, что автономная Гагауз Ери может служить примером в решении национально-территориальной проблемы в рамках унитарного государства, в т.ч. и для Приднестровья. Относительно слабо выступили коммунисты в Кишиневе, Бельцах, а также в Кагуле, Оргее и Страшенах, где они набрали от 38,3 до 41,7%% голосов.

Блок «Демократическая Молдова» своим успехом на выборах обязан не только тому, что столичному мэру С.Урекяну, бывшему премьеру Д.Брагишу и бывшему спикеру Д.Дьякову удалось объединить практически все центристские политические силы, но и тому, что нынешние власти поставили под угрозу существование значительной части населения страны, живущей на доходы от продаж в России продукции сельского хозяйства и виноделия или работающей в России, чтобы обеспечить себе необходимый прожиточный минимум. Большинство гастарбайтеров было обеспокоено заявлением российских депутатов о возможном применении к Молдове в ответ на антироссийскую политику президента РМ В.Воронина экономических и других санкций, в том числе и введение визового режима.

«Демократическая Молдова» приняла самое активное участие в работе состоявшегося в Москве в середине февраля с.г. собрания представителей молдавских граждан, работающих в РФ. На собрании прозвучала резкая критика курса В.Воронина, направленного на дистанцирование от России в ущерб интересам народа Молдовы. Собрание стало Учредительным съездом, на котором была создана Международная общественная организация «Патрия-Молдова». Делегаты высказались в поддержку блока «Демократическая Молдова» на предстоящих парламентских выборах и призвали всех граждан РМ, в первую очередь, работающих за рубежом, поддержать БДМ в ходе голосования 6 марта.

То, что БДМ участвовала в этом мероприятии, вызвало особое недовольство и раздражение команды В.Воронина, т.к. в результате проведенной акции оппозиция на заключительной стадии предвыборной борьбы сумела привлечь на свою сторону часть молдавского электората и значительно ослабить позиции ПКРМ.

Надо полагать, что, видимо, не случайно руководство страны, вопреки своим заверениям о стремлении провести в Молдове демократические и прозрачные выборы, предприняло все возможные и даже сомнительные с точки зрения демократии меры по обеспечению нужных ему результатов. В ходе избирательной кампании властями был весьма активно использован административный ресурс, государственными СМИ довольно тенденциозно освещался сам предвыборный процесса. Целый ряд нарушений был выявлен и в ходе самого голосования. Так, значительное количество выехавших за рубеж молдавских граждан фактически не смогло осуществить свое избирательное право. Из нескольких сотен тысяч молдаван, находившихся в России на момент выборов, проголосовали лишь около трех тысяч человек. Аналогичная картина наблюдалась и в отношении граждан Молдовы, проживающих в Приднестровье. В Гагаузии вдруг не оказалось достаточного количества бюллетеней, хотя в ряде других районов их было даже с избытком.

И все же, как представляется, основную роль в том, коммунисты одержали победу на выборах, сыграли экономические и социальные факторы. В 2004 г. наблюдался дальнейший рост промышленного и сельскохозяйственного производства, вырос экспорт, увеличились валютные поступления, что дало возможность значительно повысить зарплату, пенсии, семейные пособия, стипендии и т.д., хотя, безусловно, инфляция и рост цен вносили свои негативные для всего населения коррективы. В незначительных размерах, но в Молдове продолжал уменьшаться разрыв между богатыми и бедными. В стране планомерно вводились в строй новые участки дорог, осуществлялись работы по газификации, электрификации и водоснабжению населенных пунктов и т.п.

Конечно, у молдавского руководства есть основания быть недовольным, однако в целом их позиции остаются весьма прочными. Предварительный расклад мест в парламенте также подтверждает, что коммунисты будут иметь внушительный перевес над своими оппонентами: фракция ПКРМ будет располагать 56 мандатами, в то время как БДМ – 34 и ХДНП – всего 11 мандатами. То есть, коммунисты уже имеют достаточно голосов, чтобы возглавить высший законодательный орган страны и сформировать правительство без участия оппозиции.

Что касается поста президента, то здесь у коммунистов будет не все так гладко, как это было в 2001 г. Чтобы избрать «своего» главу государства, им необходимо иметь, по крайней мере, 61 голос. Коммунистам до заветного числа нужно найти еще 5 голосов. Выступая на пресс-конференции на следующий день после выборов, президент В.Воронин заявил, что в самое ближайшее время начнется формирование органов власти, и ПКРМ готова к сотрудничеству с вошедшими в парламент оппозиционными партиями, чтобы достигнуть с ними консенсуса. Основным критерием подбора кадров, по его мнению, должны быть компетентность и профессионализм, а не политические взгляды человека. В.Воронин выразил уверенность в том, что ПКРМ сможет заручиться поддержкой ряда депутатов от оппозиции.

Лидеры же блока «Демократическая Молдова» и Христианско-демократической народной партии заявили о намерении бойкотировать предстоящие выборы президента с тем, чтобы добиться досрочного роспуска парламента и проведения новых выборов. Возглавляющий БДМ мэр молдавской столицы С.Урекян, в частности, сказал, что парламентские выборы от 6 марта были сфальсифицированы, и он открыто заявляет о своем твердом решении отклонить любые альянсы с Партией коммунистов и инициировать досрочные парламентские выборы. С.Урекян уверял в том, что надежды Воронина привлечь часть депутатов БДМ на свою сторону окажутся тщетными. Избранные от БДМ депутаты, по его словам, взяли на себя четкие моральные обязательства - не участвовать в президентских выборах и не переходить на сторону ПКРМ. В то же время он допустил, что ХДНП может пойти на альянс с коммунистами.

Со своей стороны, лидер христианских демократов Ю.Рошка также исключил возможность альянса между ХДНП и ПКРМ, хотя команда Воронина, как он выразился, будет настойчиво искать союзников в стане оппозиции. Он высказал сомнение в том, что БДМ сдержит свое обещание не идти на сделку с коммунистами. По мнению главного румына Молдовы, для преодоления наметившегося в стране политического кризиса лучшим выходом являются досрочные парламентские выборы «после срыва выборов главы государства».

Вместе с тем, учитывая молдавскую специфику создания различных альянсов, союзов, блоков, нельзя со 100-процентной уверенностью утверждать, что среди оппозиционных депутатов не найдутся люди, готовые пойти на компромисс с коммунистами «во имя национальных интересов». В 2000 г. договоренность между ПКРМ и ХДНП привела к роспуску парламента. А после парламентских выборов 2001 г. в состав нового правительства были включены сторонники оппозиционного «Альянса Брагиша». В 2003 г. перед выборами в местные органы власти лидер Демократической партии Молдовы Д.Дьяков выполнял роль координатора созданной коммунистами т.н. Левоцентристской коалиции, которая, правда, вскоре распалась. Так что, как говорят, возможны варианты.

Тем более, что понимание национальных интересов у всех партий, представленных ныне в парламенте, совпадает, особенно в области внешней политики – они выступают за скорейшую интеграцию Молдовы в евроатлантические структуры, вывод российских войск из Приднестровья, обязательное подключение к переговорному процессу по урегулированию приднестровской проблемы США и ЕС, решение этой проблемы в рамках унитарного государства с предоставлением Приднестровью автономно-территориального статуса, подобного статусу Гагаузии. Есть небольшие различия в подходе к участию Молдовы в СНГ. Лидер ПКРМ В.Воронин высказывается за сохранения членства в этой организации, в то время как фронтист Ю.Рошка и «центрист» С.Урекян - за выход из СНГ. Да и В.Воронин, опять же изменив своей прежней точке зрения, взял резкий курс на сближение с ГУУАМ, созданной на постсоветском пространстве, как известно, в противовес СНГ по подсказке и на деньги США.

Так что для России все равно, кто станет президентом Молдовы в этот раз. Официально В.Воронин предпочитает пока не говорить о своем намерении баллотироваться на пост главы государства на второй срок, ссылаясь на то, что решение по этому вопросу будет принимать партия. В прессе прошла информация о том, что лидер ПКРМ для равновесия готов отдать президентство представителям оппозиции. Среди его приемников называют таких возможных кандидатов, как Д.Дьяков и даже Ю.Рошка, но только не С.Урекяна. А сам нынешний президент якобы готов удовольствоваться постом председателя парламента. Но это, видимо, может произойти, если В.Воронину не удастся найти себе союзников в стане оппозиционных депутатов с первого захода.

Хотя лидеры БДМ и ХДНП, ссылаясь на многочисленные, по их мнению, нарушения, допущенные на выборах, и возможную подтасовку результатов голосования, и говорят о необходимости новых парламентских выборов, похоже, они сами не верят в то, что они могут состояться, а тем более в благополучный для них исход в случае их проведения. Ряд местных наблюдателей полагает, что на этих пока гипотетических выборах вновь победят коммунисты, но только с большим отрывом от своих основных противников. А председатель партии христианских демократов Ю.Рошка вообще заявил, что "президентом может быть кто угодно, но страной будет управлять Воронин».

Как будут развиваться события, связанные с избранием главы молдавского государства, станет более-менее ясно к концу месяца. Окончательно подсчитанные Центризбиркомом РМ результаты выборов и соответствующий отчет 11 марта с.г. были, наконец, переданы в Конституционный суд, который и должен будет в 10-дневный срок дать свое заключение и утвердить поименно новый состав высшего законодательного органа страны. А вскоре будет назначено и первое заседание нового парламента.

Но, как говорилось выше, России от этого особенно «ни жарко, ни холодно». И кто бы не возглавил страну, при изменившейся геополитической ситуации в регионе после победы прозападных сил на Украине, в Грузии, дрейф Молдовы на Запад можно считать необратимым. И России предстоит выработать новый подход к развитию отношений с этими странами, в нашем случае, с Молдовой. Эти отношения, как нам кажется, должны строиться только и исключительно на рациональной основе, где во главу угла должна быть поставлена взаимная выгода и ничего больше. Чтобы Молдова перестала быть тем котом, который «слушает и ест», предложения Госдумы относительно применения санкций к Кишиневу не должны остаться пустым звуком, даже если к верховной власти в Молдове придет не В.Воронин, а другой политик.

Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ