Notice: Undefined variable: links in /home/materik/materick.ru/docs/bullib.php on line 249
Материк. Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

«Молдавия не вправе претендовать на льготы для членов СНГ»

2 марта 2005 г., Наталья Приходко, Кишинев, «Время новостей»

МИД России выразил вчера обеспокоенность ситуацией, сложившейся в зоне миротворческой операции в Приднестровье. Москва отмечает, что молдавским руководством «сознательно нагнетается напряженность». В частности, власти Молдавии заявили о якобы ведущихся в Приднестровье военных приготовлениях, чего не подтвердили ни российские миротворцы, ни военные эксперты миссии ОБСЕ. Какой видит российская дипломатия ситуацию в Молдавии накануне парламентских выборов 6 марта? Об этом в интервью «Времени новостей» рассказал посол России в Республике Молдова Николай РЯБОВ.

- Правящие в Молдавии коммунисты избрали накануне выборов резкий курс, одновременно рассчитывая на поддержку пророссийски настроенных избирателей. Как в этих условиях действует Москва, работает ли с русской диаспорой?

- Население Молдавии исторически тяготеет к России, оно настроено на дружбу и сотрудничество с россиянами. Этим настроениям противоречат действия молдавских властей. То Кишинев вдруг обвиняет Россию в незаконной оккупации Приднестровья. То здешние высокопоставленные чиновники заявляют, что Москва обеспечивает политическое и криминальное прикрытие Тирасполя. То под надуманными предлогами отсюда высылают десятки россиян...

Нынешнее молдавское руководство не вполне осознает всей пагубности обострения отношений с Россией. Но это не значит, что мы должны использовать своих соотечественников в качестве инструмента политического воздействия. С русскими общинами, которые в Молдавии традиционно формировались не по политическому, а по территориальному принципу, Москва вполне успешно сотрудничает в гуманитарной сфере.

- Но ведь пророссийской партии, чьей победы могла бы желать Москва, в Молдавии нет?

- Официальная Москва в молдавскую предвыборную кампанию не вмешивается. Россия предполагала наряду с другими государствами поучаствовать в наблюдении за ходом выборов. Однако Кишинев постарался лишить ее этой возможности. Сначала местные власти отказались зарегистрировать россиян-правозащитников, а потом их и вовсе выслали из-за отсутствия регистрации. Разумеется, если допуск наблюдателей определяется по идеологическому и географическому признакам, возникают сомнения в демократичности и легитимности избирательного процесса. Победа на выборах неких «пророссийских сил» нас не заботит. Россию интересует одно - способны ли будут новые молдавские руководители выстроить с ней цивилизованные конструктивные отношения?

- После выборов на Украине наметилась новая тенденция: Запад признает легитимность выборов в суверенном государстве, исходя из собственных политических интересов. Кишинев уже получил предупреждение от госдепа США. Вас это не тревожит?

- Это должно тревожить всех! Возьмите, например, план сотрудничества между Евросоюзом и Украиной. Во втором его пункте Киев обязуется поддерживать все внешнеполитические инициативы и акции ЕС. То есть заранее оговаривается полная управляемость и зависимость политики суверенного и независимого украинского государства. Ни в одном российско-молдавском документе вы не найдете подобных положений!

Самостоятельные суверенные государства по-прежнему ждут от России помощи. ЕС пообещал Молдавии в этом году свыше 40 млн. долл. Но прикиньте разницу между мировой ценой 170 долл. за тысячу кубометров российского газа и ценой менее чем 80 долл., которая сохраняется для Молдавии, перемножьте на объемы поставок и вы получите куда более внушительные суммы!

- Будут ли реализованы рекомендации российской Госдумы о введении санкций в отношении Молдавии?

- О введении санкций не может быть и речи! Следует говорить о приведении экономических отношений в соответствие с существующими реалиями. Молдавия сегодня дрейфует из СНГ. Отказавшись пригласить на выборы наблюдателей от Содружества, она продемонстрировала свое неуважение к нормам этой организации. Но тогда Молдавия, естественно, не вправе более претендовать на льготы, предусмотренные для членов СНГ, -- в частности, на безвизовый режим или низкие цены на газ. Или на льготные условия импорта молдавского вина, позиции которого на российском рынке должны определяться самим рынком в равноправном соперничестве с австралийскими, аргентинскими, южноафриканскими, испанскими и прочими винами. Ведь не предоставляет же Москва каких-то преимуществ австралийским виноделам! И так же не должна она унижать их молдавских коллег «имперскими подачками» - давно пора России отказаться от патерналистских замашек!

- Под давлением Запада Киев может согласиться с давнишней идеей Кишинева блокировать приднестровские грузопотоки на украинском направлении. Сможет ли и захочет ли противодействовать этому Москва?

- Уважая суверенитет Украины, не будем предвосхищать ее решений. Напомним лишь, что право Приднестровья на самостоятельную внешнеэкономическую деятельность оговаривалось Московским меморандумом, который подписал в 1997 году также и представитель ОБСЕ. Это право упомянуто и в протоколе к основному документу о вступлении Молдавии в ВТО. А международные обязательства надо выполнять, как и общепринятые нормы! К примеру, если Евросоюз выделит Молдавии обещанную сумму, то какая-то ее часть по идее причитается Приднестровью, как части молдавского государства. До сих пор, однако, это условие не выполнялось. Кроме того, до сих пор не обнародован и не запущен механизм обещанного возврата в приднестровский регион средств, взимаемых с тамошних экономических агентов Кишиневом. Причем эти деньги не фигурируют ни в доходной, ни в расходной части текущего молдавского бюджета. Но куда же они уходят? Против подобной политики Москва выступала и будет выступать.

- Может ли Москва, уступив Западу, изменить нынешний формат переговоров по Приднестровью (Молдавия, Приднестровье, Россия, Украина, ОБСЕ), вывести оттуда российских миротворцев, уменьшить свое влияние в регионе?

- Прежде всего никто, кроме Кишинева, не требует изменить этот эффективный до сих пор формат, хотя молдавская сторона и хотела бы исключить из него приднестровскую. Кроме того, сделать этого без согласия Тирасполя нельзя. Если кто-то с чьей-то помощью рассчитывает насильственно включить Приднестровье в состав Республики Молдова на основе ее внутреннего законодательства, он тем самым еще более отдаляет развязку. Отсутствие прогресса в урегулировании будет тормозить вывод из Приднестровья российских военных, которые успешно поддерживают здесь мир с 1992 года. Они останутся на Днестре, пока приднестровская проблема не будет окончательно разрешена с соблюдением прав и интересов населения на его обоих берегах. Для этого необходимы также международные гарантии. И Россия - важнейшая часть гарантийного механизма.

- Вашему американскому коллеге позволено учить демократии нового председателя молдавского ЦИК. Но стоило вам на первой пресс-конференции в Кишиневе заявить об интересах России, как вас обвинили в нарушении дипломатической этики. Вас это не раздражает?

- Нам так и не объяснили, каким образом я нарушил дипломатическую этику. Быть может, когда рассказал об успешном сотрудничестве наших стран в гуманитарной сфере? Или когда сообщил, что Москва не подпишет предложенный Кишиневом документ, который противоречил ее миссии посредника и гаранта? Спишем это на трудности роста молодого молдавского государства. Наша задача - содействовать развитию его новых прагматичных отношений с Россией и устранять по мере возможности все мешающие этому препятствия.

Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ