Каковы будут последствия "льготного кризиса"?
Известия, 21 января 2005
г.
Георгий Ильичев
Попытка правительства при поддержке думского
большинства провести очередную социальную реформу в лучших традициях начала
1990-х годов, то есть без оглядки на настроения общества и реальное - а не
статистическое - положение самой незащищенной его части, вызвала невиданные со
времен Бориса Ельцина стихийные выступления граждан. Многие эксперты
предсказывают, что этим делом не ограничится и общество, почувствовав свою
силу, станет теперь по-другому общаться с людьми, которые принимают касающиеся
всей страны решения. О других последствиях "льготного кризиса",
которые могут повлиять и на политическую систему, и на развитие экономики, и на
состояние душевного и физического здоровья россиян, рассуждают политологи,
экономисты, психологи и деятели культуры.
Владимир
Жарихин, заместитель директора Института стран СНГ: "Статус президента
изменится"
Прежде всего - это изменение
статуса президента. Президент из категории "президент надежд"
переходит в просто "президента". Хотя для него, как для главы
государства, на последнем сроке это не является принципиальной вещью. Все
больше проявляется образ человека, который хочет что-то сделать, но не может
это реализовать в реальных условиях нашей административной системы. Для народа
же это очень хороший урок. Разумеется, при условии, что он его выучит.
Дмитрий
Орлов, генеральный директор Агентства политической и экономической
коммуникации: "Продолжится вымывание либералов из власти"
Произойдет окончательное изменение модели
социально-экономической политики в пользу намного более серьезного
государственного регулирования. Либеральный курс, связанный с созданием
наиболее благоприятных условий для бизнеса, поддерживают, по данным разных
исследований, от 10 до 14% населения. Социальной базой поддержки нового курса
станут те 25-30% граждан, которые выступают за "умеренный дирижизм".
Я не думаю, что власть пойдет по пути каких-то крайних вариантов, например,
национализации всего приватизированного, даже если этого будет требовать
значительная часть населения. Политический курс вряд ли существенно изменится,
по отношению к нему существует конвенция элит, но неуспех монетизации приведет
к дальнейшему вымыванию либеральной элиты из правительства и власти вообще.
Ведь именно либеральная часть правительства подготовила монетизацию - по общему
мнению, одну из наименее эффективных реформ.
Насколько быстро произойдут кадровые перемены - зависит
от способности ряда министров предотвратить те акции, которые намечены
оппозицией на 20-е числа января. Если ей удастся вывести на улицы значительно
больше людей по сравнению с тем, сколько протестовало против монетизации до сих
пор, то многим придется распрощаться со своими постами.
Анатолий Вишневский, руководитель
Центра демографии и экологии человека: "Отмены льгот достаточно для
сердечного приступа"
Лучше после отмены льгот, с демографической точки зрения,
точно не станет. Если подмосковный пенсионер всю жизнь проработал в Москве, а
потом ему заявляют, что у него больше нет бесплатного проезда по городу, -
одного этого достаточно, чтобы получить сердечный приступ. Но это не проблема
отмены льгот как таковой, а вопрос того, как власть обращается с людьми. Стресс
от появления малопонятного и малосимпатичного для людей нововведения без
достаточных объяснений со стороны властей - это элемент социального климата,
который в нашей стране вообще неблагоприятен для жизни. Именно он объясняет
высокую смертность в России: из-за неблагоприятного климата пьют, кончают жизнь
самоубийством... Отмена льгот, конечно, этот климат никак не смягчает.
При рыночных отношениях социальная защита должна быть
выведена за их рамки. Рыночность, конечно, нужна, но если она станет абсолютной,
ни к чему хорошему это не приведет.
Эдуард Лимонов, писатель:
"Костюм и галстук Зурабова дешевле не станут"
2 августа мы ощутили последствия на себе - наши люди
пошли протестовать против льгот и получили по 5 лет тюрьмы. Мы считаем замену
льгот деньгами отвратительной. И как бы государство сейчас ни притворялось,
чтобы оно ни делало, мы требуем отмены 122-го закона полностью. И чтобы и Путин
ушел в отставку, и правительство ушло в отставку. А что касается последствий для
власти, так это надо спрашивать у нее. Галстук Зурабова все такой же дорогой,
его рубашка - еще дороже, костюм стоит много тысяч долларов. Эта власть не
подлежит исправлению, и за 5 лет она продемонстрировала, что будет игнорировать
интересы граждан, что она непредсказуема, жестока. Это средневековый вариант
власти.
Евгений Ясин, научный руководитель
Высшей школы экономики: "Российские граждане вспомнили, что у них есть
права"
Все эти события играют очень важную роль хотя бы потому,
что они дали возможность российским гражданам вспомнить, что у них есть права,
которые они готовы отстаивать. Если они это будут делать и дальше, необязательно
посредством выхода на улицы, а посредством голосования и поручения защиты своих
интересов достойным партиям, то будет еще лучше.
Алексей Улюкаев, первый зампред
Центробанка: "Дополнительные расходы могут повлиять на инфляцию"
Как повлияют монетизация льгот и связанные с ней
дополнительные расходы бюджета на инфляцию, будет зависеть от точных решений,
которые будут приниматься. А именно - от коэффициентов компенсации, размеров
сохраняемых льгот и т.д. Это все расчетные позиции, и они будут определяться
правительством. Но так, на глаз, - скорее да, повлияет. Дополнительные расходы,
о которых сейчас идет речь, - это уже тот порядок цифр, который может повлиять
на инфляцию.
Александр Хандруев, первый
вице-президент Ассоциации региональных банков: "Полпроцента или процент -
покажет будущее"
На уровне инфляции дополнительные выплаты отразятся,
однако сказать, насколько отразятся, довольно сложно. Можно только заметить,
что, например, летнее сокращение Центробанком Фонда обязательного
резервирования, когда банки получили около 200 млрд рублей, имело меньший
эффект, чем это будет сейчас, так как тогда все средства остались на корсчетах.
Здесь же они пойдут напрямую в экономику, а сколько это даст - полпроцента или
процент, покажет будущее.
Михаил Задорнов, заместитель
председателя бюджетного комитета Госдумы: "Всерьез говорить об инфляционном
эффекте нельзя"
Сколько именно дополнительных денег будет вброшено в
экономику - сказать пока невозможно, потому что непонятно, что будет делать
правительство, кроме индексации пенсий. Повышение пенсий с 1 марта будет стоить
около 40-45 млрд рублей дополнительных расходов Пенсионного фонда, может быть, и
меньше, если следующую индексацию чуть-чуть оттянут. Компенсация льготникам с
осени - еще 20 млрд рублей. Между тем расходы населения на товары и услуги
составляют около 1 трлн рублей в месяц. Поэтому всерьез рассуждать об
инфляционном эффекте 60 млрд рублей в год нельзя.
Ольга Карабанова, профессор
кафедры возрастной психологии МГУ: "Это может обернуться утратой
ценностей"
- Для многих пожилых людей этот закон стал последней
каплей с точки зрения доверия государству, обществу. Пожилого человека очень
сложно довести до того, чтобы он вышел на улицу. С психологической точки зрения
- это полная утрата веры в завтрашний день, ощущение ненужности и оторванности
от мира. Последствия могут быть разные. Начиная от психосоматических, это будет
так называемый уход в болезнь. Ведь, с экономической точки зрения, это
государству тоже невыгодно. Другое следствие - небывалая агрессивность и
раздраженность пожилых людей. Для общества в целом это крайне неблагоприятно. У
нас в традиции уважительное отношение к старшим, они всегда обладали особым
статусом. Они являются носителями мудрости. В некотором смысле это может
обернуться утратой ценностей. Не зря же о психологическом здоровье общества
судят по отношению к детям и старикам.
Юлий Гусман, кинорежиссер:
"Молчаливое большинство должно быть за реформы"
Даже если власть задавит протест у своего так называемого
электората, если снова обманут стариков, военных, студентов - это ничего не
означает. Она-то будет спать спокойно, но совесть спать спокойно не должна!
Убежден, что эти реформы надо за-мо-ро-зить. И проводить аккуратно, потихоньку,
выборочно. Ну ладно, даже если для властей сейчас все пройдет удачно -
правительство уцелеет, никого не снимут, пенсионеры постепенно задохнутся: кто
устанет, на кого надавят, кого купят, кто сам уйдет, не захочет стоять на
морозе... Разве это цель нашего государства? Чтобы эти люди - а их более 15
миллионов - заткнулись, испугались, не мозолили глаза? Есть понятие молчаливого
большинства - и очень важно, чтобы это большинство было за реформы.
К чему приводят реформы в
незнакомой стране
Самое страшное последствие любых социальных кризисов в
России - кровавый бунт, в которой вовлечено большинство населения, - в ближайшем
будущем нам не грозит, успокаивают общественность социологи. Однако возможность
столь же масштабных выступлений граждан, как это было недавно на Украине,
допускает половина россиян. Причем с предстоящими в 2008 году президентскими
выборами стихийную уличную революцию связывают гораздо меньше - только 36%
респондентов Фонда "Общественное мнение" (ФОМ). А уж давно забытое "обострение
политической ситуации" в качестве причины митинговых страстей называют вообще 3%
участников всероссийского исследования.
- В списке оцениваемых нашими респондентами прав человека
обнаруживаются только два права, нарушение которых настолько серьезно и
нестерпимо, что оно создает объективную почву для оппозиционных настроений,
направленных против существующего режима в масштабах всей страны, - утверждает
социолог "Левада-центра" Александр Голов. - Это право на гарантированный
государством "прожиточный минимум" и право на бесплатное образование,
медицинскую помощь, на обеспечение в старости.
Нетрудно заметить, что именно реформы в этих областях
власть намеревается запустить в самое ближайшее время, и у общества нет никаких
гарантий того, что они будут проводится менее топорно и безответственно, чем
монетизация льгот. Но, к сожалению, дело даже не в качестве реализации реформ, а
в их идеологии и той почве, в которую ее пытаются привить. Главный лозунг
либеральных экономистов - "люди должны заботиться о себе сами" - разделяет
только 4% населения реформируемой ими страны. Большинство (54%) спустя 15 лет с
начала перехода к капитализму уверено, что именно государство, как и в советские
годы, должно обеспечивать нормальный уровень благосостояния всем своим
гражданам. Сказать им просто "надо по-другому" или прочитать с экрана телевизора
лекцию о преимуществах либеральной экономики мало. Переломить силой эти
настроения тоже невозможно - силы нет, о чем свидетельствует успех
несанкционированных протестов пенсионеров. Остается одно - переубедить, но
убедительных для граждан аргументов для этого, как и во времена реформ начала
1990-х годов, не находится. "Самое главное - у власти нет ответа на вопрос, как
мы здесь оказались, где мы находимся и куда мы идем, ради чего все. Нет
философского осмысления происходящего. Но откуда ему взяться, если во власти нет
гуманитариев - она заполнена технологами, технократами и военными", - считает
генеральный директор исследовательского холдинга "РОМИР мониторинг" Андрей
Милехин.
|