Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №116(01.02.2005)
<< Список номеров
НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
ВЕСТИ ИЗ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ
ФОРУМ
ПРОБЛЕМЫ ДИАСПОРЫ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.

Государство и диаспора



НПО России и соотечественники

В.Михайлов

По сообщению Департамента информации и печати МИДа Российской Федерации, 18 января Министр иностранных дел Российской Федерации С.В.Лавров принял участие в конференции "Приграничное сотрудничество российских и зарубежных неправительственных организаций (НПО) на Северо-Западе Российской Федерации" в Петрозаводске. Конференция была инициирована Советом НПО при Председателе Законодательного Собрания Республики Карелия.

В своем выступлении перед участниками форума С.В.Лавров изложил видение путей укрепления взаимодействия российского внешнеполитического ведомства с институтами гражданского общества в свете задач. Особый акцент был сделан на то, чтобы российский неправительственный сектор активнее выходил на международную арену, способствовал решению масштабных общенациональных задач, прежде всего, в сфере укрепления связей с соотечественниками за рубежом, популяризации русского языка, культуры и образования, формирования позитивного образа России и углубления традиционных уз дружбы, в первую очередь, с народами стран СНГ.

Касаясь этой проблемы С.В.Лавров сказал: «… Третье направление - укрепление связей с проживающими за рубежом соотечественниками. Это, несомненно, важнейшая сфера для наращивания деятельности российских НПО и нашего с ними сотрудничества. По оценкам, соотечественников насчитывается более 25 млн. человек. В их среде действует 350 НПО, по которым в МИД имеется соответствующая база данных. Немалый потенциал - и во взаимодействии НПО с выпускниками российских/советских вузов, создавших свои ассоциации в 50 странах.

Одно из ключевых направлений нашего сотрудничества с НПО, которое мы намереваемся всячески стимулировать - продвижение за рубежом русского языка и культуры, образовательных и гуманитарных проектов. Этот ресурс пока еще недостаточно используется Россией даже в зоне наших жизненных интересов - в странах СНГ.

Уже сегодня НПО-НКО могли бы гораздо шире использовать возможности действующих в 38 странах 43 российских культурных центров и в целом теснее взаимодействовать с Росзарубежцентром при МИД России, в том числе по линии обществ дружбы и народной дипломатии. Это особенно актуально в рамках предстоящего празднования 60-летия Великой Победы…»

 Выступившая на конференции руководитель Росзарубежцентра Элеонора Митрофанова (публикуется ниже) подчеркнула, что одним из приоритетных аспектов работы Росзарубежцентра является общественно-политическое пространство стран СНГ и Балтии. «Здесь мы выделяем два направления: НПО соотечественников и НПО стран их пребывания", - сказала она.

По словам Митрофановой, по первому направлению инициировано проведение комплексного аналитического исследования, в результате которого были получены не только статистические данные, но и актуальная социально-политическая и демографическая информация о ситуации в российских диаспорах на постсоветском пространстве.

"По второму направлению нами готовится программа по созданию "Диалог-центра" при Росзарубежцентре, который должен стать открытой площадкой для дискуссий по актуальным проблемам сотрудничества стран СНГ с привлечением НПО, информационных, деловых и общественно-политических кругов России, государств СНГ и Балтии, а также представителей СМИ дальнего зарубежья", - отметила она.

Также она сообщила, что в странах СНГ и Балтии Росзарубежцентр будет использовать "модульную" систему организации своих "опорных информационно-сетевых пунктов" на базе зарубежных партнерских площадок с целью продвижения российской культуры и поддержки русского языка.

На конференции были обобщен практический опыт развития приграничных связей северо-западных регионов России с сопредельными странами и роль в этом деле НПО, сформулированы рекомендации по совершенствованию соответствующей законодательной базы.

В ходе беседы Министра С.В.Лаврова с Главой Республики Карелия С.Л.Катанандовым, обсуждались субрегиональные аспекты отношений России с Финляндией и Европейским союзом с учетом последствий его расширения, а также перспективы и приоритеты российского участия в сотрудничестве в рамках Совета Баренцева/Евроарктического региона в связи с переходом к Карелии в 2005 г. председательства в Региональном Совете Баренцева региона.

В целом итоги Конференции свидетельствуют о наличии немалых возможностей для широкого вовлечения российских неправительственных организаций в продвижение интересов России на международной арене, прежде всего в экономической и культурно-гуманитарной сферах, а также в плане придания новой динамики и повышения результативности межрегиональных и приграничных связей. По общему признанию, форум явился важным этапом в развитии традиционного диалога и конструктивного взаимодействия МИД России с институтами гражданского общества.




Выступление руководителя Росзарубежцентра Э.В.Митрофановой

18.01.2005., МИД РФ

Уважаемые коллеги! Дорогие друзья!

Прежде всего, позвольте мне от имени Российского центра международного научного и культурного сотрудничества при Министерстве иностранных дел Российской Федерации приветствовать организаторов и участников настоящего заседания, посвященного вопросам взаимодействия власти и структур гражданского общества.

Современная динамика развития нашей страны, её регионов требует постоянного осмысления, подпитки новыми идеями, обмена мнениями и на этой основе реального сплочения всего российского общества во имя благополучия России. И именно такие встречи предоставляют реальную возможность диалога представителей власти и гражданского общества.

Стремительный рост числа НПО в мире даёт основание говорить о становлении эпохи не только информационно-сетевого общества, но и целой эпохи НПО.

Три ключевых принципа формирования института НПО – а именно: не стремиться к достижению власти; не извлекать прибыль; руководствоваться социально-гуманитарными приоритетами - позволяют сообществу неправительственных и некоммерческих организаций аккумулировать в себе огромный интеллектуальный, культурный, духовный, научный потенциал, способный, при грамотно выстроенной политике взаимодействия, принести и власти, и бизнесу, и обществу огромную пользу.

Здесь я хотела бы остановиться на той новой роли и эволюции функциональных задач, которые выполняют НПО в современном мире,

На первое место я бы поставила функцию гармонизации общества. В первую очередь это касается сферы выработки социально-политических, ценностных ориентиров, ограничений и корректировки естественной экспансии государственной системы и капитала. Как показывают последние события в Грузии и Украине, эта функция по форме может обернуться своей противоположностью. От революции институтов НПО мы можем перейти к управляемой революции через НПО. Однако суть роли институтов гражданского общества от этого не меняется: адекватно воспринятые социальные сигналы от НПО власти и бизнесу призваны формировать среду объединительной, а не альтернативной идентичности, среду общенациональной цели, общенациональной идеи.

В этом не всегда полюбовном треугольнике отношений власти, деловых кругов и общества именно НПО способны выступить в качестве равноправного, и - что особенно важно - независимого посредника, а также средства достижения согласия единого политико-экономического и социального механизма государства.

В этом контексте особое значение приобретает просветительская миссия НПО в гуманизации российских СМК. Сделать это возможно только снизу, с помощью общественных гражданских организаций, находящихся вне каких-то властно-политических или идеологических пристрастий или ангажированности. По сути, это форма общественного контроля за качеством информационного пространства и информационных продуктов.

Во-вторых, я бы выделила важнейшую функциональную роль НПО как экспертно-консультативной лаборатории гражданского общества для законодательной и исполнительной ветвей власти.

В этом контексте НПО становятся своеобразным “опытным полем”, “тестером” инициатив законодательной, исполнительной власти. Но это только часть задачи. Тенденции этого направления ориентированы на самостоятельную разработку ресурсами НПО инновационных решений в разных сферах жизнедеятельности общества и государства. И здесь важно подчеркнуть, что речь идет не только о пилотных исследованиях, но и апробации их на реальном деле.

Третья функция НПО неразрывно связана с острой социальной востребованностью личности и общества в коммуникационных связях, в причастности к тому, что сейчас называется “управление жизнью”. Это особенно важно для нашей страны, где разрыв отчуждения между государственными или частными управленцами и обществом не только не сокращается, но и продолжает увеличиваться.

Через систему политических партий, ориентированных на борьбу за власть, эту проблему в полном объеме не решить. Поэтому на НПО обществом сегодня возлагается задача инкорпорирования в коммуникационно-сетевой механизм социально-политической среды.

Это не роль статиста. Эффективность социально значимого результата зависит не столько от меры воздействия: НПО на общественное мнение, сколько от успешной реализации задачи: по формированию информационного пространства, своей собственной ниши в коммуникационной инфраструктуре.

И последняя функциональная цель – подготовка национальных элит, развитие гуманитарного капитала нации:. Это не аналог комсомольской или партийной карьеры и совсем не обязательно “кузница” будущих политических или бизнес кадров. Скорее это направление можно определить как консолидацию организационного и интеллектуального потенциала страны, повышение качества ответственного гражданства в целом и кадрового резерва в частности.

Общепризнан тот факт, что для успешного выполнения НПО своих социально значимых функций одной инициативы снизу недостаточно. И здесь ключевую роль должны играть органы государственной власти, заинтересованные в стабильности, социальной активности и ответственности общества. Речь идет не только о финансировании или создании некоего центрального общественного формирования. Как показывает мировой опыт, на первое место выходит задача интегрирования НПО в механизм разработки и принятия решений, делегирования им части функций в социально-гуманитарной сфере и, главное, создания среды и условий взаимодействия с государственными и частными институтами. Только тогда НПО из разрозненных организаций становится равноправным институтом и частью всей системы гражданского общества.

Одним из таких органов практического взаимодействия государственных структур с НПО и является, по сути Российский центр международного научного и культурного сотрудничества.

Росзарубежцентр является составной частью Министерства иностранных дел Российской Федерации и, соответственно, руководствуется концептуальными и программными установками Министерства. При этом мы специфический инструмент МИДа, функционирующий, главным образом, в сфере “третьего сектора”, т.е. НПО,

Система Росзарубежцентра включает в себя:

- центральный аппарат, взаимодействующий с органами федеральной власти, субъектами Федерации, деловыми кругами, российскими общественными организациями и движениями;

- 44 российских центра культуры и науки (РЦКН) в 63 странах мира, включая государства СНГ и Балтии;

- инфраструктуру наших соотечественников (около 25 миллионов), объединенных в 350 НПО, 43 ассоциации иностранных выпускников российских/советских вузов, сотни домов дружбы и курсов русского языка за границей.

Из многообразия направлений работы Росзарубежцентра в контексте сегодняшней повестки дня я бы выделила следующие.

1. Организацию системы постоянного мониторинга сообщества зарубежных НПО, что позволяет отслеживать новые тенденции и формы их деятельности, а главное, выявлять общие точки соприкосновения для дальнейшего диалога, установления атмосферы доверия для последующего взаимодействия.

Мы приступили к созданию единого информационного массива, аккумулирующего международный опыт деятельности НПО, который может и должен быть востребован как государственной властью нашей страны, так и сообществом российских неправительственных организаций.

2. Развитие нового формата многосторонних связей с НПО и бизнес-сообществом России, главным образом в регионах нашей страны. В результате наших переговоров и недавно подписанных соглашений о сотрудничестве с Санкт-Петербургским, Свердловским регионами мы предложили не просто предоставление площадок наших представительств за рубежом в рамках разовых мероприятий, а комплексные программы развития связей и позиционирования деловых и общественных кругов субъектов Федерации в странах их международного интереса.

3. Одним из приоритетных аспектов работы для нас является общественно-политическое пространство стран СНГ и Балтии. Здесь мы выделяем два направления: НПО соотечественников и НПО стран их пребывания. По первому направлению мы инициировали проведение комплексного аналитического исследования, в результате которого мы располагаем сейчас не только статистическими данными, но и актуальной социально-политической и демографической информацией о ситуации в российских диаспорах на постсоветском пространстве. По второму направлению нами готовится программа по созданию “Диалог-центра” при Росзарубежцентре, который должен стать открытой площадкой для дискуссий по актуальным проблемам сотрудничества стран СНГ с привлечением НПО, информационных, деловых и общественно-политических кругов России, государств СНГ и Балтии, а также представителей СМИ дальнего зарубежья.

Кроме того, нами при активной поддержке МИД России ведётся целенаправленная работа по созданию и расширению инфраструктуры Росзарубежцентра в этом субрегионе. Здесь мы готовы к сотрудничеству в рамках НПО, заменив ставшую аморфной “народную дипломатию” на чётко выстроенную “НПО- дипломатию”. Это будет действенным механизмом развития трансграничного и приграничного сотрудничества российских регионов и регионов на пространстве СНГ.

Кроме этого в странах СНГ и Балтии Росзарубежцентр будет использовать “модульную” систему организации своих “опорных информационно-сетевых пунктов” на базе зарубежных партнёрских площадок с целью продвижения российской культуры и поддержки русского языка.

4. Один из главных ресурсов в нашей работе за рубежом являются НПО соотечественников и ассоциации иностранных выпускников российских/советских вузов. И цель Росзарубежцентра здесь я вижу в том, чтобы во взаимодействии и партнёрстве с вами способствовать включению НПО наших соотечественников в существующую систему НПО стран пребывания и России, где они должны стать неотъемлемой частью общих гуманитарных программ. Особенно актуальным нам представляется продвижение гуманитарных программ партнёрства российских НПО с зарубежьем. Её идею кратко можно выразить так: от гуманитаризации к гуманизации. Объективно общество к этому идет. Но лучше делать это сознательно и целеустремленно.

Другими словами, Росзарубежцентр ориентирован на налаживание прямых связей, “НПО-мостов” между российской и зарубежной сторонами на основе диалога, доверия и истинного партнёрства.

Наша цель - создание через НПО-каналы неформальной инфраструктуры взаимодействия с российским и зарубежным НПО сообществом на основе принципов “гуманитарного измерения”.

В заключение хотела бы еще раз подчеркнуть, что, являясь “проводником” и инструментом реализации стратегии и политики Министерства иностранных дел России в сфере взаимодействия с “третьим сектором” в России и за рубежом, мы открыты для диалога и сотрудничества. И этот диалог должен вестись не ради проформы, а во имя процветания страны, придания большей динамики благотворным социальным изменениям, во имя возвышения, достоинства, ответственности и благополучия каждого гражданина нашей Родины.

Благодарю за внимание.




В угаре монетизации забыли о соотечественниках за рубежом

А.Докучаева

В Институт стран СНГ поступила копия письма Министру иностранных дел России от сопредседателя Союза российских граждан стран Балтии, направленного в МИД 27 января с.г. В письме задают вопрос о том, как будут учтены интересы ветеранов, инвалидов – граждан Российской Федерации, проживающих в настоящее время за рубежами РФ, в ходе реализации закона о монетизации льгот. Эти люди заработали свои награды и болезни на фронтах Великой Отечественной войны, трудясь на стройках СССР. То, что они оказались за границами России, произошло вопреки их воли. Но Правительство забыло об этой категории граждан. Вопросы, которые задает М.Мещеряков Министру иностранных дел, остаются пока открытым. Сегрегация граждан России в зависимости от их места проживания, прописанная в принципах монетизации льгот, явно противоречит Конституционным гарантиям равенства прав граждан независимо от места проживания. На мой взгляд, это предмет для рассмотрения в Конституционном суде. Публикуем письмо из Литвы и ждем Ваших откликов, уважаемый читатель.

Министру иностранных дел РФ С.Лаврову

121200, г. Москва Г-200,

Смоленская-Сенная площадь, дом 32/31

Г-н Министр!

В трёх государствах Прибалтики проживают около 200 тыс. полноправных граждан РФ (просьба – не путать с соотечественниками-иностранцами!). Некоторая часть этих граждан состоит из ветеранов войн, труда, инвалидов. Часть этой части граждан иногда бывает по делам в России и сталкивается с необходимостью пользоваться как поездами дальнего следования, так и местным транспортом. Более того, с некоторыми из них на территории РФ могут случиться всякого рода происшествия, требующие медицинской помощи, включая необходимость приобретения медикаментов. Порой это вызывает недоразумения. Так, в 2004 г. мне поступило несколько жалоб от инвалидов 2 гр. на то, что в псковском городском автобусе, в метро Петербурга и Москвы с них потребовали полную плату за поезд с объяснениями типа «Вы – не наши инвалиды». Прошу внести ясность в ситуацию.

Опасаясь, что мои вопросы могут быть поняты, как риторические, я попытаюсь сформулировать их в правовых рамках.

1. Имеется ли в МИД подразделение или ответственное лицо, которое следит за выполнением обязанности государства по признанию, соблюдению и защите прав и свобод человека и гражданина (ст.2 Конституции), в частности, по соблюдению ч.2 ст.6 Конституции («Каждый гражданин Российской Федерации обладает на её территории всеми правами и свободами и несёт равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации»), и каковы возможности для побуждения их к действиям?

Во избежание возможных ссылок на особые обстоятельства лиц, о которых идёт речь, напомню содержание ч.2 ст.19 Конституции РФ: «Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от… места жительства (далее слов «на территории РФ» в тексте нет!) … а также других обстоятельств».

2. Какие конкретные меры предпринимал МИД РФ (и его подразделения ДСПЧ и ДКС) по защите прав упомянутых мною лиц на льготы ранее и в ходе подготовки и принятия закона о монетаризации льгот, каковы результаты этих мер?

Союз российских граждан стран Балтии готов принять меры для ознакомления с Вашими ответами наших граждан, проживающих не только в странах Балтии, но и в других государствах.

С уважением – Валентин Васильевич Мещеряков,

сопредседатель Союза российских граждан стран Балтии

Эл. почта: meval@takas.lt


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ