Выступление руководителя Росзарубежцентра Э.В.Митрофановой
18.01.2005., МИД
РФ
Уважаемые коллеги! Дорогие друзья!
Прежде всего, позвольте мне от имени Российского центра
международного научного и культурного сотрудничества при Министерстве
иностранных дел Российской Федерации приветствовать организаторов и участников
настоящего заседания, посвященного вопросам взаимодействия власти и структур
гражданского общества.
Современная динамика развития нашей страны, её регионов
требует постоянного осмысления, подпитки новыми идеями, обмена мнениями и на
этой основе реального сплочения всего российского общества во имя благополучия
России. И именно такие встречи предоставляют реальную возможность диалога
представителей власти и гражданского общества.
Стремительный рост числа НПО в мире даёт основание
говорить о становлении эпохи не только информационно-сетевого общества, но и
целой эпохи НПО.
Три ключевых принципа формирования института НПО – а
именно: не стремиться к достижению власти; не извлекать прибыль;
руководствоваться социально-гуманитарными приоритетами - позволяют сообществу
неправительственных и некоммерческих организаций аккумулировать в себе огромный
интеллектуальный, культурный, духовный, научный потенциал, способный, при
грамотно выстроенной политике взаимодействия, принести и власти, и бизнесу, и
обществу огромную пользу.
Здесь я хотела бы остановиться на той новой роли и
эволюции функциональных задач, которые выполняют НПО в современном мире,
На первое место я бы поставила функцию гармонизации
общества. В первую очередь это касается сферы выработки социально-политических,
ценностных ориентиров, ограничений и корректировки естественной экспансии
государственной системы и капитала. Как показывают последние события в Грузии и
Украине, эта функция по форме может обернуться своей противоположностью. От
революции институтов НПО мы можем перейти к управляемой революции через НПО.
Однако суть роли институтов гражданского общества от этого не меняется:
адекватно воспринятые социальные сигналы от НПО власти и бизнесу призваны
формировать среду объединительной, а не альтернативной идентичности, среду
общенациональной цели, общенациональной идеи.
В этом не всегда полюбовном треугольнике отношений
власти, деловых кругов и общества именно НПО способны выступить в качестве
равноправного, и - что особенно важно - независимого посредника, а также
средства достижения согласия единого политико-экономического и социального
механизма государства.
В этом контексте особое значение приобретает
просветительская миссия НПО в гуманизации российских СМК. Сделать это возможно
только снизу, с помощью общественных гражданских организаций, находящихся вне
каких-то властно-политических или идеологических пристрастий или
ангажированности. По сути, это форма общественного контроля за качеством
информационного пространства и информационных продуктов.
Во-вторых, я бы выделила важнейшую функциональную роль
НПО как экспертно-консультативной лаборатории гражданского общества для
законодательной и исполнительной ветвей власти.
В этом контексте НПО становятся своеобразным “опытным
полем”, “тестером” инициатив законодательной, исполнительной власти. Но это
только часть задачи. Тенденции этого направления ориентированы на
самостоятельную разработку ресурсами НПО инновационных решений в разных сферах
жизнедеятельности общества и государства. И здесь важно подчеркнуть, что речь
идет не только о пилотных исследованиях, но и апробации их на реальном деле.
Третья функция НПО неразрывно связана с острой социальной
востребованностью личности и общества в коммуникационных связях, в причастности
к тому, что сейчас называется “управление жизнью”. Это особенно важно для нашей
страны, где разрыв отчуждения между государственными или частными управленцами и
обществом не только не сокращается, но и продолжает увеличиваться.
Через систему политических партий, ориентированных на
борьбу за власть, эту проблему в полном объеме не решить. Поэтому на НПО
обществом сегодня возлагается задача инкорпорирования в коммуникационно-сетевой
механизм социально-политической среды.
Это не роль статиста. Эффективность социально значимого
результата зависит не столько от меры воздействия: НПО на общественное мнение,
сколько от успешной реализации задачи: по формированию информационного
пространства, своей собственной ниши в коммуникационной инфраструктуре.
И последняя функциональная цель – подготовка национальных
элит, развитие гуманитарного капитала нации:. Это не аналог комсомольской или
партийной карьеры и совсем не обязательно “кузница” будущих политических или
бизнес кадров. Скорее это направление можно определить как консолидацию
организационного и интеллектуального потенциала страны, повышение качества
ответственного гражданства в целом и кадрового резерва в частности.
Общепризнан тот факт, что для успешного выполнения НПО
своих социально значимых функций одной инициативы снизу недостаточно. И здесь
ключевую роль должны играть органы государственной власти, заинтересованные в
стабильности, социальной активности и ответственности общества. Речь идет не
только о финансировании или создании некоего центрального общественного
формирования. Как показывает мировой опыт, на первое место выходит задача
интегрирования НПО в механизм разработки и принятия решений, делегирования им
части функций в социально-гуманитарной сфере и, главное, создания среды и
условий взаимодействия с государственными и частными институтами. Только тогда
НПО из разрозненных организаций становится равноправным институтом и частью всей
системы гражданского общества.
Одним из таких органов практического взаимодействия
государственных структур с НПО и является, по сути Российский центр
международного научного и культурного сотрудничества.
Росзарубежцентр является составной частью Министерства
иностранных дел Российской Федерации и, соответственно, руководствуется
концептуальными и программными установками Министерства. При этом мы
специфический инструмент МИДа, функционирующий, главным образом, в сфере
“третьего сектора”, т.е. НПО,
Система Росзарубежцентра включает в себя:
- центральный аппарат, взаимодействующий с органами
федеральной власти, субъектами Федерации, деловыми кругами, российскими
общественными организациями и движениями;
- 44 российских центра культуры и науки (РЦКН) в 63
странах мира, включая государства СНГ и Балтии;
- инфраструктуру наших соотечественников (около 25
миллионов), объединенных в 350 НПО, 43 ассоциации иностранных выпускников
российских/советских вузов, сотни домов дружбы и курсов русского языка за
границей.
Из многообразия направлений работы Росзарубежцентра в
контексте сегодняшней повестки дня я бы выделила следующие.
1. Организацию системы постоянного мониторинга сообщества
зарубежных НПО, что позволяет отслеживать новые тенденции и формы их
деятельности, а главное, выявлять общие точки соприкосновения для дальнейшего
диалога, установления атмосферы доверия для последующего взаимодействия.
Мы приступили к созданию единого информационного массива,
аккумулирующего международный опыт деятельности НПО, который может и должен быть
востребован как государственной властью нашей страны, так и сообществом
российских неправительственных организаций.
2. Развитие нового формата многосторонних связей с НПО и
бизнес-сообществом России, главным образом в регионах нашей страны. В результате
наших переговоров и недавно подписанных соглашений о сотрудничестве с
Санкт-Петербургским, Свердловским регионами мы предложили не просто
предоставление площадок наших представительств за рубежом в рамках разовых
мероприятий, а комплексные программы развития связей и позиционирования деловых
и общественных кругов субъектов Федерации в странах их международного интереса.
3. Одним из приоритетных аспектов работы для нас является
общественно-политическое пространство стран СНГ и Балтии. Здесь мы выделяем два
направления: НПО соотечественников и НПО стран их пребывания. По первому
направлению мы инициировали проведение комплексного аналитического исследования,
в результате которого мы располагаем сейчас не только статистическими данными,
но и актуальной социально-политической и демографической информацией о ситуации
в российских диаспорах на постсоветском пространстве. По второму направлению
нами готовится программа по созданию “Диалог-центра” при Росзарубежцентре,
который должен стать открытой площадкой для дискуссий по актуальным проблемам
сотрудничества стран СНГ с привлечением НПО, информационных, деловых и
общественно-политических кругов России, государств СНГ и Балтии, а также
представителей СМИ дальнего зарубежья.
Кроме того, нами при активной поддержке МИД России
ведётся целенаправленная работа по созданию и расширению инфраструктуры
Росзарубежцентра в этом субрегионе. Здесь мы готовы к сотрудничеству в рамках
НПО, заменив ставшую аморфной “народную дипломатию” на чётко выстроенную “НПО-
дипломатию”. Это будет действенным механизмом развития трансграничного и
приграничного сотрудничества российских регионов и регионов на пространстве СНГ.
Кроме этого в странах СНГ и Балтии Росзарубежцентр будет
использовать “модульную” систему организации своих “опорных
информационно-сетевых пунктов” на базе зарубежных партнёрских площадок с целью
продвижения российской культуры и поддержки русского языка.
4. Один из главных ресурсов в нашей работе за рубежом
являются НПО соотечественников и ассоциации иностранных выпускников
российских/советских вузов. И цель Росзарубежцентра здесь я вижу в том, чтобы во
взаимодействии и партнёрстве с вами способствовать включению НПО наших
соотечественников в существующую систему НПО стран пребывания и России, где они
должны стать неотъемлемой частью общих гуманитарных программ. Особенно
актуальным нам представляется продвижение гуманитарных программ партнёрства
российских НПО с зарубежьем. Её идею кратко можно выразить так: от
гуманитаризации к гуманизации. Объективно общество к этому идет. Но лучше делать
это сознательно и целеустремленно.
Другими словами, Росзарубежцентр ориентирован на
налаживание прямых связей, “НПО-мостов” между российской и зарубежной сторонами
на основе диалога, доверия и истинного партнёрства.
Наша цель - создание через НПО-каналы неформальной
инфраструктуры взаимодействия с российским и зарубежным НПО сообществом на
основе принципов “гуманитарного измерения”.
В заключение хотела бы еще раз подчеркнуть, что, являясь
“проводником” и инструментом реализации стратегии и политики Министерства
иностранных дел России в сфере взаимодействия с “третьим сектором” в России и за
рубежом, мы открыты для диалога и сотрудничества. И этот диалог должен вестись
не ради проформы, а во имя процветания страны, придания большей динамики
благотворным социальным изменениям, во имя возвышения, достоинства,
ответственности и благополучия каждого гражданина нашей Родины.
Благодарю за внимание.
|