А где Великий россиянин?
19.01.05., Русский базар,
№3
Владимир Анин
Русская община метрополии большого Нью-Йорка, к
сожалению, до сих пор не имеет в пространстве Манхэттена памятника великому
россиянину. Трудно сказать, чем это можно объяснить – нашей ли разобщенностью,
отсутствием инициативы и настойчивости или, может быть, отсутствием интереса. В
последнее не верю. Поэтому я посчитал уместным написать эту заметку с
одной-единственной целью – объединение русскоговорящего сообщества вокруг идеи
сооружения такого монумента и организации движения по воплощению этой
благородной миссии.
Речь здесь пойдет о памятнике, мемориале великому
представителю русской общественной мысли, ученому, нобелевскому лауреату,
мученику за свободу и демократию в стране победившего социализма, «где так
вольно» дышал человек, - Андрею Дмитриевичу Сахарову.
Памятник, который, по моему глубокому убеждению, должен
быть и может быть воздвигнут в Манхэттене. Выдающаяся роль этого человека в
развитии отношений между Западом и Востоком, конечного разрушения целой
социальной системы не вызывает никаких сомнений. Я думаю, кандидатура А. Д.
Сахарова, 15 лет со дня смерти которого недавно отмечала мировая общественность,
будет поддержана всем русскоязычным сообществом. Я уверен также, что память о
Сахарове на американской земле полностью соответствовала бы основным принципам
свободы и демократии, на которых зиждется Конституция США.
Идея памятника возникла у меня, да и не только у меня,
давно, однако она не имела, как мне казалось, какого-то важного обоснования,
стержня, достаточной убедительности. Но после того, как я закончил недавно
проект-справочник о всей, или почти всей, скульптуре острова, мысль эта окрепла
настолько, что даже решился вам написать. И вот почему.
В Манхэттене сегодня установлено 35 отдельно стоящих
памятников-портретов знаменитым иностранцам. Здесь государственные, общественные
и политические деятели – борцы за независимость, единство и целостность своих
стран. Эти люди, безусловно, вызывали сочувствие и поддержку народа США, и
ньюйоркцев в особенности. Здесь и поэты, писатели, композиторы, ученые,
философы, исследователи. Конечно, многие памятники были установлены еще во
второй половине XIX – начале XX века, когда город застраивался, разбивались
парки, осуществлялись проекты благоустройства. Безусловно, в этот период
установка памятников значительно облегчалась. Но и в 70-х, 80-х, 90-х годах
прошлого столетия появились полноразмерные скульптурные портреты и бюсты великих
иностранцев. Так, в 1978 установлена статуя Дюарте, в 1984 появился бюст Голды
Меир, в 1986 – статуя Ганди, в 1997 – генерала Хозе Артигаса, в 2000 –
китайского государственного деятеля Лина.
Инициатива сооружения многих скульптур, как правило,
принадлежала этническим обществам большого Нью-Йорка и прессе, выражающей их
интересы. Совершенно исключительную роль в появлении на площадях и в парках
Манхэттена памятников великим итальянцам сыграл издатель и редактор газеты
Progresso Карло Барзотти. Благодаря его усилиям город украшают монументы
Колумба, Верди, Данте, Верразано. Карло Барзотти – замечательный пример для
подражания.
Русскоговорящая община большого Нью-Йорка насчитывает,
наверно, более ста тысяч человек, не меньше, чем было иммигрантов-итальянцев во
времена Барзотти. Русскоязычных периодических изданий значительно больше. Все
это может обеспечить необходимую базу - финансовую и агитационную. И вместе с
тем «русская улица» 3-й и 4-й волн эмиграции, то есть последних 30 лет, не
проявила, как мне кажется, необходимой инициативы, и мы до сих пор не имеем в
пространстве Манхэттена памятника или мемориала нашему величайшему
соотечественнику.
Конечно, сегодня требуется во много крат больше усилий,
чтобы получить все необходимые согласования Департамента парков и Комиссии по
искусству, чтобы воздвигнуть новый памятник в Манхэттене. Задача это не простая,
но благородная, и уверен, что выполнимая. Созданный с этой целью комитет мог бы
взять на себя публикацию в русской прессе, и не только, соответствующих
материалов для организации сбора средств, как на сам памятник, так и на его
ежегодное обслуживание.
Мне представляются два возможных пути осуществления
проектов. Первый – создание оригинального памятника, заказав его одному из
ведущих российских, а может быть, и нью-йоркских скульпторов. Этот вариант более
дорогостоящий, требующий длительного времени для выполнения и реализации. Второй
– существенно проще, более экономичный, часто используемый в мировой практике.
Он предполагает выполнение реплики уже существующего монумента, установленного
где-либо в другом месте. И он есть. В Санкт-Петербурге в 2003 году был
воздвигнут памятник А. Д. Сахарову по проекту скульптора Л. К. Лазарева.
Трехметровый бронзовый скульптурный портрет нобелевского лауреата установлен на
площади Сахарова перед зданием Библиотеки Академии наук. Пьедесталом служит
естественный валун как символ близости к земным проблемам. Текстура поверхности
необычна, очень напоминает таковую памятника Эйнштейну в Вашингтоне, Д.С. Чуть
согнутые в коленях ноги, руки, словно связаны за спиной, сутулая фигура, взгляд
открытый, прямой – все передает тяжелую судьбу этого великого, мужественного
россиянина. На меня памятник произвел очень сильное впечатление.
Я полагаю, санкт-петербургская администрация и автор не
возражали бы против полного или частичного копирования памятника. А если этот
проект осуществить на началах обмена, то есть предложить памятник знаменитому
американцу (например, Кингу), который мог бы быть установлен в Питере, задача
значительно облегчилась бы. Подобный обмен с Канадой уже имел место. В 2003 году
в Санкт-Петербурге был установлен бюст канадскому поэту Эмилю Неллигану, а в
Квебеке будет поставлен памятник Пушкину.
Заканчивая, хочу отметить, что если сама идея будет
поддержана вашей газетой, я готов оказать посильное содействие. В процессе сбора
и описания существующей скульптуры Манхэттена мне пришлось связаться с
некоторыми сотрудниками из Департамента парков, Арт Комиссии, Американского
скульптурного общества. Меня ознакомили с действующим руководством по сооружению
новых скульптур в парках Нью-Йорка, и я уверен, что эти агентства проявят
интерес к этому благородному делу.
|