Белоруссия и Россия нуждаются друг в друге
Владислав Лосев
(Минск)
Обстоятельства прихода к власти на Украине Виктора Ющенко
и заявление госсекретаря США Кондолизы Райс о том, что Белоруссия является одной
из последних тираний в мире и поэтому требует пристального внимания заокеанской
державы, в значительной степени способствовали оживлению политической жизни в
Белоруссии, которая после референдума 17 октября 2005 года в республике, по
крайней мере, внешне практически затихла.
Оживилась оппозиция, которая очень вдохновилась победой
«оранжевых» и поспешила заявить, что падение Лукашенко – это всего лишь дело
времени. По мнению лидеров белорусской оппозиции это произойдет не позднее 2006
года, т.е. в результате предстоящих президентских выборов. И уже сейчас
различные оппозиционные политические объединения начали проводить всевозможные
консультации, переговоры и «круглые столы» посвященные проблематике будущих
выборов. Цель этих мероприятий та же, что и в 2001 году: выдвинуть «единого
кандидата от оппозиции».
Тогда, как известно, таковым стал профсоюзный лидер и
опытный номенклатурщик Владимир Гончарик, которому лично покровительствовал
руководитель Консультативно-наблюдательной группы (КНГ) ОБСЕ в Белоруссии
Ханс-Георг Вик. Именно этот бывший глава германской разведки принудил в то время
практически всю оппозицию «присягнуть» Гончарику.
Надо заметить, что последний был достаточно
серьезной фигурой, так как его поддерживало большинство профсоюзного актива,
вызывал он симпатию и части чиновничьего сословия. Однако у Гончарика был
крупный и неустранимый недостаток. Это его пенсионный возраст. Однако шеф КНГ
ОБСЕ с этим вынужден был смириться, тем более что Владимира Гончарика, по
утверждению лидеров оппозиции, готовы были поддержать более трех миллионов
избирателей - членов Федерации профсоюзов Белорусской (ФПБ). А если учесть еще
те «ужасы» о белорусской действительности, постоянно присутствовавшие на
страницах оппозиционной печати и которые, по заверениям оппозиционных
журналистов, в значительной мере «уже подорвали доверие граждан к А.Г.
Лукашенко», то неудивительно, что на Западе всерьез рассчитывали на проигрыш
Александра Лукашенко.
Действительно, на взгляд со стороны картина
вырисовывалась явно не в пользу белорусского президента. С одной стороны –
профсоюзный лидер во главе миллионных профсоюзных масс и вся оппозиция, которых
якобы поддерживало «нищающее население». А с другой – «опасающийся народного
гнева диктатор», «эскадроны смерти» и коррумпированная бюрократия.
Поэтому в Вашингтоне и в Брюсселе практически не
сомневались в успехе своего единого кандидата. Но все эти расчеты оказались
полностью не состоятельными. Одна из основных причин этого – патологическая
неприязнь нынешней оппозиции к России и ко всему русскому, в том числе
разумеется, и к русскому языку. И как бы такие воззрения не импонировали
кое-кому в Евросоюзе или в США, но найти сколько-либо серьезную политическую
поддержку внутри Белоруссии они не в состоянии вследствие разнонаправленности
культурной, этнической и религиозной ориентации большинства белорусского
населения и «национально-свядомой» литвинско-католической интеллигенции,
составляющей идеологический костяк оппозиции.
Это прекрасно понимает Александр Лукашенко, и
поэтому он не раз подчеркивал, что пока в Белоруссии такая оппозиция, ему нечего
опасаться за свое политическое будущее.
Сегодня наиболее заметные оппозиционеры активно
выдвигают претензии как на общеоппозиционное лидерство, так и на роль единого
кандидата. Об этом уже заявили бывший председатель Белорусской
социал-демократической партии «Народная громада» Николай Статкевич (выдвинут
Европейской коалицией «Свободная Беларусь»), лидер оппозиционной Партии
коммунистов Белорусской Сергей Калякин, бывший министр внешнеэкономических
связей и бывший посол Белоруссии в Латвии Михаил Маринич, председатель
Белорусского конгресса демократических профсоюзов Александр Ярошук и находящийся
в США в добровольной эмиграции лидер крыла Белорусского народного фронта Зенон
Позняк.
Думается, что процесс выдвижения кандидатур на
общеоппозиционное лидерство будет продолжаться. И причина этой активности в
немалой степени обусловлена теми крупными денежными суммами, которые
предусмотрено выделять на деятельность белорусской оппозиции согласно
американскому «Акту о демократии в Белоруссии».
В последнее время некоторые оппозиционные и российские
издания высказывают мнение, что Александр Лукашенко является, чуть ли не главным
белорусским националистом и именно поэтому он препятствует реальному
строительству общего белорусско-российского государства. Конечно, такие
утверждения далеки от действительности, так как Александр Лукашенко не является
ни антироссийским, ни тем более антирусским политиком. Более того, он хотел бы
стать полноправным игроком в общероссийской политической игре и неоднократно,
пусть и неудачно, пытался в ней участвовать.
Достаточно только вспомнить его постоянные и устойчивые
связи с целым рядом российских регионов. Другое дело, что белорусский президент
не прочь бы поиграть на российском политическом поле по своим правилам. С
большой долей уверенности можно утверждать, что Лукашенко при всех своих
заверениях не хотел бы ограничивать рамки своей политической карьеры только
Белоруссией, которая уже давно стала тесноватой для его деятельной и широкой
натуры. Ему нужен общерусский политический простор, а его явно пытаются удержать
в рамках небольшой Белоруссии.
Конечно, формально белорусский президент является и
главой Союзного государства, но эта должность так и осталась номинальной. Хотя
надо сказать, что белорусский лидер после выборов 2001 года сам немало
потрудился над тем, чтобы строительство Союзного государства оказалось в
замороженном состоянии, очевидно, все же опасаясь, что новая политическая
реальность, возникавшая в случае успешного строительства общего государства,
неизбежно пробудила бы в Белоруссии такие общественные силы, которые он не смог
бы полностью контролировать.
Что имеется в виду? Любая власть стремится к упрочению
своего положения, но в современном информационном обществе эти действия
необходимо соответствующе информационно и политически обставлять. Т.е.
проводимый властью курс должен быть соответствующим образом привлекательно
«упакован». И если до выборов 2001 года в команде президента специалисты,
работающие с помощью «тонких политических технологий» в определенном количестве
присутствовали, то сейчас подходы к управлению общественными процессами
значительно огрубели и упростились.
Возобладало мнение, что белорусское общество не
нуждается ни в каких «национальных дискуссиях», «общественных диалогах» -
достаточно отлаженной вертикали власти и спускаемых по ней распоряжений. В
настоящее время в республике практически вернулись к государственной системе
советского образца. Имеется в наличии и идеологическая вертикаль (некий аналог
парткомов), и массовая молодежная организация (Белорусский республиканский союз
молодежи), и четырех миллионная Федерация профсоюзов Белоруссии («приводной
ремень президента»), и государственные средства массовой информации, и, наконец,
полностью лояльный парламент. Недавние же назначения в КГБ и МВД полностью
лишили оппонентов Александра Лукашенко последних надежд на хоть какое-то (даже
самое минимальное) участие силовых ведомств в противодействии стремлению
нынешнего президента неограниченно продлевать свою политическую карьеру в
качестве главы белорусского государства.
«Оранжевая» революция
на Украине явственно показала, что важнейшим необходимым условием принудительной
смены власти на постсоветском пространстве является активное участие на стороне
оппозиции хотя бы части государственных спецслужб способных заблокировать
последний довод авторитарных президентов – силовой вариант разрешения
политических конфликтов.
Несомненно, учитывая роль Службы безопасности Украины и
главы этой спецслужбы Игоря Смешко в приходе к власти Виктора Ющенко, Александр
Лукашенко назначил 20 января на должность председателя КГБ Белоруссии
генерал-майора Степана Сухоренко, имеющего (что немаловажно в нынешних условиях)
самые хорошие отношения с главой администрации президента РБ Виктором Шейманом.
«Надежные и ответственные сотрудники» заняли также
руководящие должности в ключевых управлениях КГБ по Минску и Минской области,
Брестской, Витебской и Гродненской областях, а также в главном управлении
внешней разведки КГБ и в управлении экономической безопасности КГБ. Перед новым
руководством госбезопасности Александр Лукашенко в свете усугубляющегося
положения республики в мире поставил задачи по активизации таких направлений
деятельности как защита конституционного строя в Белоруссии, разведка,
контрразведка, борьба с организованной преступностью и терроризмом.
Произошли изменения и в руководящих эшелонах МВД.
Заместителем министра внутренних дел был назначен, ранее работавший в системе
республиканской прокуратуры под началом Виктора Шеймана, Сергей Гуреев. Новых
начальников получили также управления внутренних дел Гродненской, Могилевской и
Минской областей. На встрече с новыми руководителями органов МВД Александр
Лукашенко обратил особое внимание на независимость подразделений МВД на местах
от «капризов некоторых местных представителей власти».
Таким образом, Александр Лукашенко готовится во всеоружии
встретить 2006 год и пресечь любые попытки экспорта в республику какого-нибудь
из вариантов «бархатной революции».
В политическом календаре белорусской власти уже четко
обозначены три общереспубликанские политические кампании, на которые будет
работать вся мощь государственного аппарата: 60-летие Победы в Великой
Отечественной войне, 3-е Всебелорусское Народное собрание и президентские
выборы. Естественно, что первые две кампании подчинены третьей.
В республике ведется широкая информационно-идеологическая
работа, посвященная Великой Победе. Более того, уже можно утверждать, что в
основу идеологии современного белорусского государства положен с учетом местной
специфики именно советский патриотизм. В пользу этого в частности
свидетельствует введение в старших классах средних учебных заведений и ВУЗах
специального курса «Великая Отечественная война советского народа (в контексте
Второй мировой войны)». Надо сказать, что учебник для школ по этому курсу
получился весьма удачным. К тому же министерство образования Белоруссии намерено
выступить с предложением создания подобного учебника для Союзного государства,
т.е. общего для системы образования Белоруссии и России. Думается, что это
полезное начинание и его стоило бы поддержать.
В отличие от власти, которая стремится консолидировать
общество на принципах белорусского издания советского патриотизма (можно по
разному относиться к этой идее, но в условиях Белоруссии она весьма
плодотворна), лидеры оппозиции в своих идеологических построениях застряли в
лучшем случае в эпохе краха Советского Союза: «незалежнасць», отрыв от России
(разрушение Союза и вступление в НАТО и ЕС), «беларускамоўнае» одноязычие.
Подобные подходы уже не раз приводили оппозиционеров (в
том числе и упомянутого ранее Владимира Гончарика) к поражениям, но
порочную природу видно не переделать, и они продолжают «наступать на те же самые
грабли». Хотя справедливости ради стоит заметить, что в среде оппозиции
появились здравомыслящие аналитики, которые считают, что при любом развитии в
будущем политической ситуации в Белоруссии государственное двуязычие
должно оставаться незыблемым. Как и впрочем, союзнические отношения с Россией.
Более того, некоторые из них полагают (и надо сказать
небезосновательно), что обыграть Александра Лукашенко можно только на
интеграционном союзном поле. Как бы там ни было, но наиболее независимые от
оппозиционных функционеров оппоненты Лукашенко пытаются искать новые подходы в
своей антипрезидентской деятельности.
В этом смысле заслуживает внимания заявление бывшего
депутата Палаты представителей Национального собрания РБ второго созыва
Владимира Парфеновича, которое он сделал 24 января. В своем обращении
Парфенович утверждает, что в январе текущего года высшим руководством республики
«в тайне от собственного народа» была утверждена и направлена к исполнению
программа скорейшего строительства в Белоруссии атомной электростанции.
Александр Лукашенко пошел на это не только с целью обеспечить себе
энергетическую независимость от России, но и получить «страховой полис
против судьбы Милошевича и Саддама».
Эти утверждения, скорее всего, не соответствуют
действительности, но идея пресловутой энергетической независимости, в частности,
от «Газпрома» довлела на заседании Совета Безопасности РБ, проходившего в Минске
21 января. В ходе заседания глава белорусского государства поставил задачу перед
энергетической отраслью выйти на уровень 25-30% обеспечения республики
собственными топливно-энергетическими ресурсами, «на треть избавиться от
энергетической зависимости».
Правительству было поручено до 1 июля 2005 г. представить
президенту проект программы обеспечения энергетической безопасности Республики
Белоруссия, взяв за основу, в частности, опыт Финляндии в этом вопросе. Что
касается ядерной энергетики, то Александр Лукашенко не исключил в перспективе
строительства АЭС в Белоруссии, ссылаясь на существующие в Европе «вполне
эффективные и безопасные технологии». Как бы там ни было, но Владимир Парфенович
поднял очень чувствительную в белорусском обществе тему и поэтому ее
эксплуатация может дать ему серьезные политические дивиденды. В то же
время проблема ядерной энергетики выходит за рамки внутрибелорусской
тематики и касается непосредственно интересов и безопасности России. Раз этот
вопрос стал активно обсуждаться, то он должен быть вынесен на уровень Союзного
государства.
И все же, как бы не была сильна нынешняя белорусская
власть, вряд ли она сможет в одиночку длительное время противостоять
расшатывающим действиям специалистов по «бархатным революциям», тем более
подкрепленным всей экономической, финансовой и политической мощью США и
Евросоюза. Белоруссии, да и самому Александру Лукашенко для спокойной жизни как
воздух необходимо Союзное государство. Нужна Белоруссия и России. Объективно в
построении Союзного государства заинтересованы не только народы Белоруссии и
России, но и лично Александр Лукашенко и Владимир Путин.
|