Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №116(01.02.2005)
<< Список номеров
НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
ВЕСТИ ИЗ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ
ФОРУМ
ПРОБЛЕМЫ ДИАСПОРЫ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.

КАЗАХСТАН



Казахстанское экономическое чудо

13.01.2005. Немецкая волна

В.Юрин (Бонн)

Рост ВВП Казахстана в прошлом году выше, чем в Китае

Республиканское агентство по статистике обнародовало данные по экономическому развитию страны за прошлый год. И эти данные свидетельствуют о том, что Казахстан не зря относят к числу стран с наиболее быстро развивающейся экономикой. Приведу в качестве примера всего две цифры. 20 миллиардов 301 миллион долларов – таков внешнеторговый оборот Казахстана за 11 месяцев прошлого года. За год он вырос на… 57 процентов! Более подробно о "казахстанском экономическом чуде" речь пойдет в нашей постоянной рубрике "Фокус" - сегодня с Вячеславом Юриным.

Услышав выражение "казахстанское экономическое чудо", многие наши слушатели наверняка подумали: "Какое чудо? Да Казахстан просто богат нефтью. Высокие цены на "черное золото" - единственная основа нынешнего процветания". То, что Казахстан богат нефтью, это, конечно, правда. Но среди отраслей, переживающих настоящий бум, сырьевая – отнюдь не единственная. Но об этом – чуть позже. А пока наш корреспондент в Алма-Ате Андрей Соловьев расскажет об итогах прошедшего года для нефтяной и газовой промышленности Казахстана.

Согласно предварительным оценкам, в прошлом году объем добычи нефти вместе с газовым конденсатом в Казахстане составил 59 млн. тонн, что на 11,5 процента больше, чем в 2003 году. Прирост добычи продолжается в стране с конца 90-х гг. Резкое сокращение нефтедобычи в Казахстане было зафиксировано только в первые годы после провозглашения независимости. А вот заметный рост в газодобывающей сфере стал для многих неожиданностью. Дело в том, что Казахстан обладает значительными запасами газа, однако из-за неудобного географического расположения месторождений Казахстану приходилось импортировать "голубое топливо". Резкое увеличение газодобычи дает надежду на ослабление зависимости от импорта. Еще в 2001 году в Казахстане был создан т.н. Национальный фонд, куда шли все доходы от экспорта сырья сверх бюджетного плана. Эти средства использовались для инвестиций в другие отрасли. По итогам 2004 года активы Нацфонда превысили 4 миллиарда долларов, а доходность от операций с ценными бумагами превысила пять процентов. И хотя, как и в России, у такой политики властей есть оппоненты среди экономистов и политиков, которые считают, что разумнее было бы инвестировать средства Нацфонда в программы по диверсификации экономики, избавление ее от сырьевого крена, однако это мнение не находит поддержки в коридорах власти. Как бы то ни было, но Фонд с его нефтяными деньгами останется "кислородной подушкой" на случай падения нефтяных цен.

Что касается энергетики, то Казахстан скоро будет играть в этой области более важную роль, чем сейчас. Речь идет о стремлении Астаны увеличить импорт газа и нефти в Европу через российские порты и трубопроводы на российской территории. Об этом говорит и Михаэль Лаубш, глава Немецкого общества по содействию демократии в Центральной Азии:

- Экономические показатели Казахстана продолжают резко улучшаться. Они не идут ни в какое сравнение с соответствующими показателями в России или соседних центральноазиатских республиках. Что касается энергетических ресурсов, то, возможно, уже в этом году начнет работать новый нефтепровод Баку-Тбилиси-Джейхан. Таким образом, у центральноазиатских республик, и, прежде всего, у Казахстана появляется шанс экспортировать нефть в Западную Европу, минуя Россию.

Тем не менее экономические связи с Россией и впредь останутся крепкими, уверен Роланд Гетц, глава исследовательской группы по России и СНГ немецкого фонда "Наука и политика":

- Казахстан связан с Россией трубопроводами, по которым он импортирует нефть в Европу. Эти трубопроводы играют важную роль, но, кроме того, Россия – это для Казахстана еще и рынок сбыта. Впрочем, и российские товары пользуются спросом у южного соседа. Российские компании инвестируют немалые средства в экономику Казахстана и наоборот.

Но в то же время Казахстан сделал ставку на диверсификацию экономики:

На севере Астана ориентируются на Россию, на западе – на Европу, на юге – на Иран и на востоке – на Китай. Это очень прагматичный подход – не попадать в зависимость от какого-то определенного рынка. И в результате у страны появляется гораздо больше шансов.

Об этом свидетельствует и намерение Астаны продлить свою систему трубопроводов до Китая. Говорит российский эксперт по Центральной Азии Аркадий Дубнов:

- Назарбаев уже давно планирует выводить свои энергоресурсы как в юго-восточном направлении, в Китай, так и в юго-западном направлении через Иран. И строительство казахстано-китайского трубопровода – это реальность. Точно так же, как и стремление Казахстана участвовать в экспорте нефти по трубопроводу Баку-Тбилиси-Джейхан через порт Актау. Так что в этом плане политика Назарбаева прагматична и она вряд ли изменится.

Но давайте отвлечемся от энергоресурсов. Помимо нефтедобывающей промышленности в Казахстане есть и переживающий настоящий бум банковский сектор. Казахстанским финансовым институтам уже давно стало тесно в собственной стране и поэтому они активно вкладывают деньги в предприятия за рубежом. Для иностранных инвесторов в республике – по региональным меркам – созданы просто идеальные условия. Речь идет о миллиардах долларов. России, Узбекистану и другим центральноазиатским республикам есть чему поучиться у Астаны. По словам Роланда Гетца, главы исследовательской группы по России и СНГ немецкого фонда "Наука и политика" …

- …уровень иностранных инвестиций на душу населения в Казахстане выше. Это связано, конечно, и с тем, что в Казахстане меньше жителей, чем в России. В небольших странах уровень иностранных инвестиций на душу населения резко идет вверх сразу после того, как несколько крупных концернов вкладывают деньги в тот или иной проект. И тем не менее следует отметить, что инвестиционный климат в Казахстане лучше, чем в других центральноазиатских республиках или России.

И в заключение – еще одна цифра. Рост ВВП Казахстана в прошлом году был выше, чем в Китае.




Владимир Путин отдал северные территории за газовое месторождение.

19.01.2005. Коммерсант

Колесников А.

Вчера президент России Владимир Путин встретился с президентом Казахстана Нурсултаном Назарбаевым и подписал с ним долгожданный договор о делимитации границы, в соответствии с которым Россия откусила себе лакомый кусок газового месторождения.

Накануне было много разговоров о том, будет ли вообще подписан договор о делимитации казахстанско-российской границы. Дело в том, что почти все Имашевское газовое месторождение, из-за которого в основном и спорили, до сих пор принадлежало Казахстану. Россия владела только небольшой его частичкой на севере (самом крайнем).

Но претензии высокопоставленных россиян состояли в том, чтобы владеть месторождением хотя бы пополам с казахами, а использовать его вместе с ними. В сложившейся ситуации это была сверхзадача. Но из неких кулуаров просачивались сведения о том, что еще несколько дней назад в Алма-Ате Владимир Путин, кажется, смог убедить президента Казахстана, что имеет смысл пожертвовать частью газового месторождения, чтобы взамен обрести нечто целое. А именно: северные территории, отписанные Казахстану, правда, еще при советской власти решением Политбюро ЦК КПСС. Понятно, что никто не собирался возвращать их силой (как, например, и Крым). Но формальный отказ от любых претензий на эти исконно русские земли (Господи, после вчерашнего договора о делимитации таких слов и произносить-то больше нельзя!) устроил бы казахов. И как показали вчерашние события, они готовы были платить за это.

Нурсултан Назарбаев привез на переговоры очень представительную делегацию. В ней в соответствии со списком участников значилась кроме самого президента, например, Дарига Назарбаева. В графе "должность" про нее было сказано просто и исчерпывающе: "Дочь президента Казахстана". Только после этого в полном соответствии с высшей государственной иерархией шли: Касымжомарт Токаев - министр иностранных дел Казахстана; Адильбек Джаксыбеков - руководитель администрации президента Казахстана... Эти люди, собравшись вместе, горы могли свернуть, а не то что границу передвинуть.

Но и Россия выставила на переговоры свой лучший состав: в "основу" нашей сборной вошли кроме Владимира Путина глава администрации Дмитрий Медведев, помощник президента Сергей Приходько, министр экономического развития и торговли Герман Греф, министр промышленности и энергетики Виктор Христенко, начальник экспертного управления России Аркадий Дворкович...

Все эти люди были представлены президенту Казахстана. Нурсултан Назарбаев задерживался возле каждого из российских переговорщиков не дольше нескольких секунд, пока наконец не подошел к Аркадию Дворковичу. Господин Назарбаев остановился возле него как вкопанный и простоял, по оценкам ревнующих наблюдателей, не меньше пяти минут. Говорили они негромко, так что никому, кроме них, не было толком понятно, что общего возникло вдруг между двумя этими на первый взгляд, казалось, настолько разными людьми. А может, президента Казахстана просто покорила молодость, искренность и какая-то даже детская, что ли, чистота Аркадия Дворковича? Или недетская - какая разница? Главное, что стоял и разговаривал.

Нет, конечно, уверенности, что именно благодаря усилиям господина Дворковича удалось убедить господина Назарбаева в том, что России нужна половина Имашевского месторождения. Нужна, и все тут. И торг тут неуместен.

Главное, что договорились. И использовать его Россия и Казахстан тоже будут вместе. По оценкам наблюдателей, которые наконец перестали ревновать и на переговорах в расширенном составе вернулись к исполнению своих непосредственных обязанностей, месторождение это не такое уж неисчерпаемое и нужда в совместном пользовании будет не такой уж длительной.

Более того, Казахстан пожертвовал еще одну частичку своей территории Астраханской области. На этой частичке исконно пасутся отары российских овец, а их российские чабаны вообще живут там. Так вот, по словам астраханского губернатора Александра Жилкина, эту территорию тоже отдали нам - запросто, по-соседски.

Владимир Путин на этих переговорах выглядел очень довольным.

- Наша граница станет границей дружбы, и всякие разговоры о том, что Россия на кого-то чем-то довлеет, на этом закончатся,- уверенно заявил он.

Неужели до сих пор эта граница была какой-то другой границей? Жаль, если так.

Когда оба президента подписали соглашение о делимитации границы, члены казахстанской делегации встали со своих мест и бешено зааплодировали. Кажется, они до последнего мгновения не верили в то, что россиянам удастся добиться своего.

Нурсултан Назарбаев говорил о том, что Россия - вечный партнер и сосед для Казахстана. В голосе его, правда, лично мне слышалась какая-то обреченность.

- Мы даны друг другу Богом,- потупив глаза (читал, что ли?), сказал он.- И мы должны передать полученное нашим детям и внукам.

Судя по списку казахстанских участников переговоров (см. выше), передача полученного идет полным ходом.

Для дележа добычи создадут СП

Доказанные запасы Имашевского газоконденсатного месторождения, находящегося на границе Атырауской (Казахстан) и Астраханской областей (Россия), составляют 128,7 млрд куб. м газа и 20,7 млн т газового конденсата. В Казахстане Имашевское месторождение, несмотря на неурегулированность вопроса его государственной принадлежности, считалось вторым по величине газоконденсатным месторождением. В декабре 1997 года лицензию на право его разведки и добычи сроком на 40 лет получила казахская "Мунайгаз". Однако в январе 2003 года алма-атинский суд наложил арест на право недропользования "Мунайгаза", и, по информации Ъ, это право было передано госкомпании "Казмунайгаз". В прошлом году "Газпром" и "Казмунайгаз" вели переговоры о праве добычи на месторождении. Вчера начальник пресс-службы "Газпрома" Игорь Волобуев подтвердил Ъ, что у компании остался интерес к Имашевскому месторождению. После подписания договора о делимитации границы появилась информация, что добыча




Границы дружбы

19.01.2005. Новые известия

Мехман Гафарлы

Владимир Путин и Нурсултан Назарбаев друг другом довольны.

Вчера президенты Владимир Путин и Нурсултан Назарбаев подписали договор о делимитации госграницы между Россией и Казахстаном. Ради сохранения хороших отношений со своим главным партнером по СНГ Россия пожертвовала частью территории.

Российско-казахстанская граница – самая протяженная не только на постсоветском пространстве, но и в мире. Только сухопутная ее часть насчитывает 7,5 тыс. км. Договор о делимитации, работа над которым началась в 1998-м, планировалось подписать в декабре 2004-го в ходе визита Назарбаева в Москву. Но в последний момент выяснилось, что договорились не по всем пунктам, и визит был отложен. Согласовать спорные вопросы удалось лишь под Новый год. А в прошлую среду Владимир Путин в Алма-Ате еще раз обговорил все детали с казахстанским президентом.

Напомним, что эксперты выделили 18 спорных приграничных участков. Проблемы по ним были сняты путем обмена территориями – правда, Россия в итоге лишилась 300 га. Самым трудным был раздел нефтеносного участка «Северный» в Каспийском море. Казахстан насыпал на своем шельфе искусственный остров, в результате чего спор пришлось решать путем равного раздела месторождения, а также подписания соглашения о совместном освоении. Подписанный вчера договор предусматривает аналогичный подход к разделу еще одного сложного участка, под которым находится Имашеское газоконденсатное месторождение. Решено поделить пополам и территорию, и месторождение, которое будет эксплуатироваться российско-казахстанским СП. Правительствам поручено определить принципы совместной работы, а также правовые, налоговые и таможенные режимы.

По сути, соглашением о делимитации границы с Казахстаном Россия продолжила эпоху территориальных уступок в своей новейшей истории. И каждый раз Москва ведет торг, пытаясь выменять спорные территории на «особые отношения» с партнером. В последнем случае Москва исходила из соображения, что Казахстан – главный экономический партнер и союзник России, дружба с которым стоит 300 га территории. Действительно, товарооборот между двумя странами за 2004 год увеличился на 47% (до 7,5 млрд. долларов), на РФ приходится четверть внешнеторгового оборота Казахстана. К тому же обе страны вместе входят во все региональные организации на постсоветском пространстве – СНГ, ЕЭП, ОДКБ, ЕврАзЭС и ШОС. Добавим, что Казахстан через Россию экспортирует свою нефть на мировые рынки. По нефтепроводу Каспийского трубопроводного консорциума он поставляет на мировые рынки 28 млн. тонн в год и намерен увеличить эти объемы до 60 млн. тонн.

Все вроде правильно, но будет ли все так же правильно и завтра? Напомним: ради улучшения отношений с Вашингтоном Москва передала США 8253 кв. км водной поверхности в Беринговом море (это соглашение госсекретарь Джеймс Бейкер и министр иностранных дел СССР Эдуард Шеварднадзе подписали 1 июня 1990 года). Ради многомиллиардных контрактов с Китаем Россия передала ему около 600 островов на Амуре и Уссури и более 20 кв. км российской территории в Приморском крае (по соглашениям 1992 года, а также в ходе демаркации границы в ноябре 1995-го). А во время визита Путина в Китай в октябре прошлого года Поднебесной были подарены спорные остров Тарабаров и половина Большого Уссурийского на Амуре.

В ходе делимитации границы с Литвой 413,8 га земли в Калининградской области отошли литовцам – в обмен на положительное решение Вильнюсом вопроса о транзите россиян через литовскую территорию. Эта договоренность была девальвирована вступлением Литвы в ЕС. Также «расчетливо» были «уточнены» российско-украинские границы. Предполагалось, что подписание с Киевом договора о разделе Азовского моря по украинскому варианту – делить не только морское дно, но и водную поверхность – ускорит интеграцию экономик двух стран. Чем обернулись эти уступки, показали споры вокруг острова Тузла.

России еще предстоит решать территориальные споры с Грузией, Азербайджаном, Японией. Грузия претендует на контроль над южным выходом из тоннеля на Военно-Грузинской дороге в районе пограничной заставы Верхний Ларс. Попытка бывшего директора Федеральной пограничной службы Андрея Николаева в 1997 году установить погранпост у южного портала тоннеля закончилась громким скандалом, отставкой Николаева и переносом погранпоста на несколько километров в глубь российской территории. Азербайджан оспаривает у России принадлежность островов в дельте пограничной реки Хачмас – там находится водозаборная станция, обеспечивающая водой весь Апшеронский полуостров. Наконец, о споре с Японией из-за Южных Курил впору снимать исторический сериал. Теперь, после подписания договора о делимитации российско-казахстанской границы, можно предположить, что и эти три соседа России будут настаивать на столь же «дружеской» делимитации границ.




Россия и Казахстан оформили границу

18.01.2005. Новая политика

Аждар Куртов

Владимир Путин и Нурсултан Назарбаев подписали 18 января Договор о делимитации российско-казахстанской государственной границы. Окончательный текст договора был согласован делегациями обеих стран буквально накануне визита Назарбаева. О важности этого события говорит и тот факт, что свой первый зарубежный визит в этом году президент Путин совершил в Астану.

В документе отмечается, что для установления обозначения в соответствии с договором о государственной границе на местности, подготовки проекта документов демаркации Россия и Казахстан образуют на паритетных началах совместную российско-казахстанскую демаркационную комиссию.

В Новгороде есть известный памятник тысячелетию России, поставленный там еще в середине XIX века, разрушенный фашистами в тяжелую годину Великой Отечественной войны и затем снова восстановленный. И хотя точкой отсчета был взят вполне конкретный и бесспорный исторический факт – призвание новгородского князя Олега на престол в Киев, конечно с точки зрения современной науки можно поставить под сомнение было ли в 882 г. то Древнерусское государство государством.

Ведь понятия "государство" и "страна" отнюдь не всегда являются синонимами. Государство в том смысле, который мы сегодня вкладываем в это понятие, обязательно имеет четко обозначенные территориальные пределы. Для именования таких пределов и существует правовой термин "граница", или еще точнее – "государственная граница". Причем под территорией в данном случае имеют в виду и сушу, и воды, и недра и воздушное пространство.

Естественно, что поскольку по обе стороны государственной границы существуют два разных государства, то процесс оформления такой границы не может не быть двусторонним (если, конечно, речь идет о цивилизованных международных отношениях). Поэтому Закон "О государственной границе Российской Федерации" нормативно признает, что таким рубежом "…является граница РСФСР, закрепленная действующими международными договорами и законодательными актами бывшего СССР; границы Российской Федерации с сопредельными государствами, не оформленные в международно-правовом отношении, подлежат их договорному оформлению".

Другими словами, Россия, стремясь быть нормальным государством, должна стремиться к заключению соответствующих договоров о границах со всеми сопредельными странами. Именно этим вопросам и был посвящен, в частности, визит в Москву президента Казахстана Нурсултана Назарбаева 17-18 января. Подписанный 18 января договор о российско-казахстанской границе мы в данном случае оцениваем только с формально-правовой точки зрения (политические его оценки могут разнится в зависимости от многих факторов, влияющих на позицию конкретного эксперта).

С позиции права подписанием Договора завершен важный этап оформления отношений между нашими государствами. Весомость этого факта станет понятной, если мы вспомним, что граница России и Казахстана – самая протяженная в мире. Собственно эта граница состоит из сплошной сухопутной границы и морской границы на Каспийском море. Морская граница на Каспии в общих чертах была определена еще в 1988 г., когда Россия согласилась на размежевание северного Каспия на сектора, через несколько лет были подписаны и протоколы о прохождении этой границы, а также о разделе месторождений углеводородов каспийского шельфа, которые приходились на спорные участки.

Документы эти о морской границе отнюдь не были бесспорными. Ведь, во-первых, этими актами Россия фактически приняла участие в правовом оформлении разграничения Каспия, хотя с точки зрения международного права она и дальше могла настаивать на том, что статус Каспия должен регламентироваться двусторонними договорами между Россией и Ираном. Во-вторых, в результате применения так называемого метода срединной модифицированной линии при определении прохождения границы получилось, что российский сектор Каспия составляет 16,97 % или 63,43 тыс. кв. км, при протяженности береговой линии 1250 км. Казахстанский же сектор Каспия составляет 29,95 %, или 113,5 тыс. кв. км, при протяженности береговой линии 2 тыс. км. Но решение о морской границе было компромиссом, поскольку России и Казахстану удалось договориться о размежевании при реальных взаимных уступках (Казахстан уступал часть месторождений, на которые он претендовал ранее).

С сухопутной границей дело обстояло сложнее. С российской стороны с Казахстаном граничат сразу 12 субъектов РФ: Астраханская область (протяженность участка границы – 518 км), Волгоградская область (240 км), Саратовская область (552 км), Оренбургская область (1880 км), Челябинская область (869 км), Курганская область (574 км), Тюменская область (168 км), Омская область (1020 км), Новосибирская область (317 км), Алтайский край (844 км), Республика Алтай (517 км). Строго говоря, пограничной является еще и Самарская область, но она выходит к границе фактически только на стыке Саратовской и Оренбургской областей. Как видим, эта граница касается весьма большой части территории России: к ней непосредственно примыкает 70 административных районов, в которых проживает свыше 3 млн. человек. Вообще же в пограничных с Казахстаном субъектах Российской Федерации проживает 26 млн. человек.

С 1998 по 2005 год проходил процесс делимитации границы, то есть государственную границу определяли путем переговоров и наносили ее на карту. Именно этот процесс и завершился подписанием Договора. После этого предстоит еще процесс демаркации государственной границы, когда границу будут фактически обозначать на местности посредством установки системы пограничных знаков, речных и морских буев и иных средств.

Возвращаясь к процессу делимитации, еще раз укажем на сложность этого мероприятия. Ведь ранее границы между РСФСР и Казахской ССР были во многом формальными, умозрительными, они не несли той нагрузки, которая выпадает на долю государственной границы. В советский период истории народной хозяйство представляло единый организм. Поэтому, в частности, весьма была распространена практика, когда строительство многих объектов осуществлялось без учета административных границ. Например, железные и автомобильные дороги могли по несколько раз пересекать, петляя, то территорию России, то территорию Казахстана. Сейчас же государства встали перед проблемой: создавать ли в каждом таком случае пограничный и таможенный пост, или действовать как-то иначе (например, обменом территорий).

Во многих случаях в интересах хозяйственной целесообразности Казахстану передавались российские территории, представлявшие собой сельскохозяйственные угодья (например, поля, заливные луга и пастбища). Зачастую на сопредельной территории оказывались кладбища, административные здания управления тех организаций, производство которых находилось на иной территории и т.д.

Процесс делимитации в известной степени осложнялся и политическими моментами. Дело в том, что в Казахстане весьма распространены взгляды, расцветшие в начальный период независимости. Многие общественные деятели до сих пор любят заявлять, что территория Казахстана, на самом деле, значительно больше, что часть территорий России – это, якобы, исконно казахские земли. В подтверждение этих теорий они, например, приводят тот факт, что когда-то в 20-ых годах (с 1920 по 1925 гг.) прошлого века Оренбург был столицей Киргизской АССР (так тогда назывался Казахстан). При этом такие явно ангажированные и во многом националистически настроенные персоны забывают, что сама Киргизская АССР не была полноценным государством. Это была автономия, причем как раз в составе РСФСР. Только с 1936 г. (принятия "сталинской конституции) возникла Казахская ССР. Что же касается Оренбурга, то сохранились документы, партии большевиков, СНК и ВЦИК, из которых видно, что Оренбург и некоторые районы Оренбургской губернии были переданы Киргизской АССР ради, как тогда выражались "укрепления пролетарской прослойки национальных руководящих кадров". Впрочем, об истории можно спорить долго, поскольку казахским экспертам конечно же не может нравится сам подход российских историков, которые зачастую ставят под сомнение само существование казахского государства до вхождения этих земель в состав Российской империи. Ведь кочевая государственность совсем не была похожа на ее аналоги у других народов Европы и Азии.

В этом отношении, кстати, также было важно, чтобы появился Договор о границе, так как он прекращал бы разные спекуляции националистически настроенных политиков, которые имеются и в России и в Казахстане.

Договор о российско-казахстанской границе не означает, что теперь на этом рубеже возникнет некая линия укреплений. Граница, как я полагаю, останется рубежом, разделяющим соседей, которые стремятся к взаимовыгодному сотрудничеству, но это сотрудничество будет протекать в более организованных и цивилизованных формах. Разумеется, будут пресекаться противоправные явления: контрабанда, наркотрафик, нелегальная миграция и т.д. Для этого также нужен был Договор, ведь без него невозможно было, в частности, применить меры уголовной ответственности к ряду нарушений границы, пограничники могли привлекать только к административной ответственности на нарушения пограничного режима.

Пример оформления российско-казахстанской границы важен и как прецедент. Ведь Россия не имеет аналогичных договоров с очень многими своими соседями, например, с Японией и США.




"Окитаится" ли нефть России?

23.01.2005. Экспресс-К (Казхахстан)

Валерий Кириченко

"Не тот хлеб, что на полях, а тот, что в закромах", - говаривали в прежние времена, когда Казахстан вел битвы за миллиардные намолоты зерна. Думается, эта "хлебная" присказка применима и к энергетическому сырью, которое мало извлечь из-под земли, но надо еще доставить потребителю.

Сегодня основным каналом поставок нефти Казахстана на внешние рынки является трубопровод КТК, мощность которого сейчас составляет 28 млн тонн в год с дальнейшим увеличением до 67 млн. Задействованы и две транзитные трубы - Атырау - Самара и Махачкала - Новороссийск, по которым наша республика может транспортировать нефть в объемах менее 15 и 2,5 млн тонн в год соответственно. При этом возможности самарского маршрута далеко не исчерпаны, и если того пожелают нефтяные компании РК, его пропускная способность уже к будущему году может быть увеличена до 30 млн тонн. Кроме того, определенные объемы сырья перевозятся танкерами на север Ирана и железнодорожным транспортом - в Китай и европейские страны.

По прогнозам специалистов, к 2010 году в Каспийском регионе будет ежегодно добываться немногим менее 200 млн тонн нефти. При этом на долю Казахстана придется свыше 50 процентов всей добычи. Так вот, если сопоставить экспортный потенциал и транспортные мощности нашей страны, напрашивается вывод о том, что вплоть до 2010 года потребности в новых экспортных маршрутах мы испытывать не будем. И это при условии наращивания сделок замещения с Ираном, увеличения пропускной способности трубопровода Атырау - Самара, выхода на проектную мощность КТК и сохранения объемов нефти, транспортируемой из страны по железной дороге. Более того, к 2010 году избыток экспортных мощностей может составить около 10 млн тонн в год.

Заключение о том, что в обозримой перспективе дефицита мощностей для прокачки нефти в Казахстане не будет, согласуется с данными в Государственной программе освоения казахстанского сектора Каспийского моря. Согласно этому документу, республике только "при добыче нефти свыше 92 млн тонн в год с 2009 г. потребуется строительство первого нового экспортного трубопровода". А "с достижением роста добычи нефти до 140 млн тонн в год к 2012 г. потребуется строительство второго нового экспортного трубопровода". Но таких нефтяных "намолотов" ни отечественные, ни зарубежные специалисты нам пока не сулят.

Между тем в сентябре прошлого года начато строительство межгосударственного нефтепровода Казахстан - Китай мощностью не менее 20 млн тонн в год. Предполагается, что оно будет завершено уже к декабрю нынешнего года. Произведя простейший арифметический подсчет, нетрудно убедиться, что еще целые годы эта труба будет работать вполсилы. У Казахстана просто не найдется объемов сырья, необходимых для полной ее загрузки:

Забудем на время о таких резонах, как стремление нашей страны застолбить участок на растущем нефтяном рынке Китая, а также избежать транспортной зависимости от кого бы то ни было, и подумаем, можно ли республике добиться быстрой экономической выгоды от реализуемого проекта? Можно, если прокачивать в КНР еще чью-нибудь нефть. И выбор у Казахстана невелик - сырье лишь тех государств, которые расположены по соседству, на побережье Каспийского моря.

Но Азербайджан строит трубопровод Баку - Тбилиси - Джейхан и, по-видимому, как и мы, скоро тоже столкнется с проблемой избытка транспортных мощностей. Иран свое сырье экспортирует через порты Персидского залива, а что касается китайского рынка, то на него иранцев не пустят те же американцы. Почти вся добываемая нефть Туркменистана - от 10 до 15 млн тонн ежегодно - идет на покрытие внутренних потребностей.

Таким образом, на китайском маршруте у нас может быть только один попутчик - Россия. Не зря ведь на исходе минувшего года глава МИДа Казахстана Касымжомарт Токаев в интервью "Независимой газете" особо подчеркнул: "Мы заинтересованы в том, чтобы российская нефть участвовала в экспорте через строящийся нефтепровод из Западного Казахстана в Китай". Не исключено, что этот вопрос обсуждался на переговорах, недавно состоявшихся в Москве между президентами Нурсултаном Назарбаевым и Владимиром Путиным.

Пойдет ли на это Москва? Возможно. Дело в том, что российские эксперты долго обсуждали перспективу строительства транссибирского экспортного нефтепровода. Относительно того, куда же надо тянуть трубу, мнения разошлись: Михаил Ходорковский активно "продавливал" китайский вектор, его влиятельные оппоненты - японский. Теперь, когда основные активы компании ЮКОС перешли в собственность государства, чаша весов склоняется в пользу Японии. И чтобы не упустить китайский рынок, Россия вполне может принять предложение Казахстана. Но для того чтобы российская нефть "окитаилась", нам надо работать, причем в условиях цейтнота. Может быть, в виде ответного жеста Астане придется увеличить поставки карачаганакского газа на Оренбургский ГПЗ, а может быть - участвовать в реализации другого проекта, второстепенного для РК, но приоритетного для РФ. Что ж, дело того стоит.




РНПК. ДВК. Кто следующий?

18.01.2005. Немецкая волна

В.Волков, З.Козыбаева

Комментарии политиков и общественных деятелей Казахстана о процессе по ликвидации оппозиционной партии

Судебное решение о закрытии Народной партии ДВК в Казахстане, принятое 6 января, уже вызвало определенную реакцию в международных политических кругах. Как сообщают СМИ, послы трех европейских государств в ОБСЕ – Нидерландов, Люксембурга и Великобритании – потребовали у посла Казахстана при ОБСЕ объяснений по поводу закрытия ДВК. Западные дипломаты выразили в беседе с ним мнение, что в случае ДВК налицо политическое преследование оппозиции и предупредили казахстанского представителя(кстати, зятя президента республики), что если «дело ДВК» не будет пересмотрено, Евросоюз может пересмотреть вопрос о своих политических контактах с Казахстаном. В понедельник, 17 января, алма-атинский суд вновь рассматривал вопрос о ликвидации ДВК. О результатах заседания сообщает Зарина Козыбаева:

ЗК: В Специализированном межрайонном экономическом суде города Алма-Аты состоялось судебное заседание по заочному решению о ликвидации Народной партии «Демократический выбор Казахстана». Рассмотрев ходатайство, поданное председателем президиума политсовета партии Асылбеком Кожахметовым и юристами, представляющими интересы партии, судья Гульнар Мейржанова приняла решение оставить без изменений ранее вынесенный судом приговор о ликвидации Народной партии «ДВК». Выслушав свидетелей со стороны ответчика и рассмотрев жалобу Асылбека Кожахметова о том, что он, будучи болен, не смог присутствовать на судебном процессе 6 января 2005 года, судья мотивировал свое решение тем, что защищать интересы партии мог любой представитель от ДВК.

Напомню, что 6 января 2005 года на состоявшемся процессе, суд под председательством все той же судьи Гульнар Мейржановой, ввиду отсутствия представителей руководства ДВК, заочно принял решение о ликвидации партии. Поводом для этого послужил иск прокуратуры Алма-Аты, настаивавшей на закрытии партии за разжигание социальной розни в обществе - в политическом заявлении, принятом на втором съезде партии 11 декабря 2004 года, ДВК называл действующую власть антинародной и нелегитимной, призывал общество к акциям гражданского неповиновения. Что, с точки зрения прокуратуры, создает угрозу национальной безопасности Казахстана.

Просьбу Асылбека Кожахметова отложить процесс до 12 января 2005 года в связи с его болезнью, суд отклонил.

Как отметил в своем выступлении на суде Асылбек Кожахметов:

- Власть решила путем проведения быстрых, срочных, не открытых и пристрастных процессов ликвидировать партию. Мы заявляем свое категорическое несогласие.

С точкой зрения Асылбека Кожахметова согласен и со-председатель партии «Ак Жол» Булат Абилов. В интервью «Немецкой Волне» Булат Абилов заметил, что в Казахстане суд всегда выполняет заказ власти.

- Когда заочное решение выносится, когда ответчик не может явиться в суд, когда он болен, но это не принимается во внимание, - это еще одно нарушение наших законов. Когда поступает политический заказ о ликвидации партии, то, естественно, суд выносит решение правильное, нужное для власти.

Надо отметить, что решение судьи Мейржановой оставить ранее вынесенный приговор без изменений несколько удивило представителей оппозициионных сил. Так, выступая на суде, экс-спикер мажалиса парламента, ныне председатель Координационного совета демократических сил Казахстана Жармахан Туякбай, подчеркнул необоснованность и поспешность такого решения.

- Меня просто удивляет та поспешность принятия решения, когда общереспубликанскую политическую партию, представляющую сотни тысяч людей, рассматривают наравне с любым мелким товариществом с ограниченной ответственностью. Я это расцениваю как непонимание роли и значения партии в нашей стране, ту общественно-политическую ситуацию, которая может сложится после ликвидации этой партии.

Комментируя решение суда, казахстанский правозащитник Евгений Жовтис, представлявший интересы партии ДВК на состоявшемся процессе, в интервью “Немецкой волне”, заметил, что решение суда было принято заранее.

- Я обращу ваше внимание на то, сколько времени потребовалось судье для того, чтобы пятичасовой процесс облечь в форму судебного решения. Судье достаточно было пятнадцати минут для того, чтобы написать решение. Две страницы убористым почерком. Из этого я могу сделать только один вывод, что оно было готово заранее. Другого вывода у меня нет. Потому что, как вы понимаете, аргументов и доводов было приведено очень много.

В заключение, хотелось бы отметить, что партия ДВК намерена в течение 15 дней подать жалобу на решение суда в городской суд Алма-Аты.

З.Козыбаева, Алма-Ата.

«НВ» связалась с известным казахстанским оппозиционным политиком Амиржаном Косановым, представляющим Республиканскую Народную партию Казахстана – эта партия была выведена из политической борьбы «по формальному признаку» еще до парламентских выборов 2004 года. По поводу закрытия ДВК Амиржан Косанов говорит:

АК: Процесс по выведению ДВК из правового поля явно имеет политический характер. ДВК в последнее время заявила о себе как организация, которая имеет достаточно четкие политические ориентиры. Все это мне напоминает ситуацию с РНПК. Вы помните, что когда был принят закон о политических партиях, аналитики назвали его точечным ударом по РНПК – тогда режиму нужно было нас вывести из правового поля. Наши власти используют все возможности законодательства, обращаясь с ним, как с дышлом.

Господин Косанов, чего можно ожидать на «политическом фронте» в ближайшем будущем? На последних парламентских выборах не ДВК, а «Ак Жол» добился от оппозиции наиболее заметного успеха? Кроме того, лидер вашей партии Акежан Кажегельдин, видимо, не случайно предложил в конце 2004 года всей оппозиции объединиться, причем на партийной основе «Ак Жола». Следует ли теперь этой партии готовиться к суду?

АК: Наверняка в анналах администрации президента строятся такие планы, потому что «Ак Жол» 2004 года – это не «Ак Жол» 2003 года – это совсем другая организация, совсем другие цели и задачи. «Ак Жол» 2004 года дошел в уровне критики до РНПК, когда мы ставили вопрос об ответственности президента Назарбаева, говорили о необходимости смены режима личной власти. Я думаю, такие планы строятся, и со всей ответственностью я говорю, что и «Ак Жол», и партнеры по демократическому лагерю должны быть к этому готовы. Палитра действия власти очень широкая: от кнута до пряника. Возможно, будут переговоры с отдельными фигурами в оппозиционном лагере, возможно, будут возбуждены какие-то уголовные дела, тем более, что многие из тех, кто сейчас находится в оппозиции, занимали достаточно высокие чиновничьи кресла, и любой документ, подписанный ими когда-то, сейчас может им аукнуться.

И в заключение программы «Фокус» - вопрос о том, как закрытие партии ДВК освещается в казахстанской прессе. Как говорит президент республиканского фонда «Журналисты в беде» Розлана Таукина:

РТ: Закрытие ДВК – это большое политическое событие. За партией стоит 100 тысяч членов. Партия достаточно известна в обществе. Но в прессе об этом узнать практически ничего нельзя. Начиная с первых судебных заседаний в ленте Интерфакс-Казахстан появилось сообщение о том, что партия ДВК ликвидирована по решению суда. Приблизительно в таком же ключе была передана информация на одном-двух каналах – это 31 канал и «Южная столица». Они победно сообщили о ликвидации народной партии ДВК. При этом дается в эфир только комментарий прокурора и зачитывается решение судьи. Мы подумали, что пресса не успела среагировать и будет развернута какая-то дискуссия, оппонентам будет дана возможность высказаться. И что вы думаете? Ничего подобного. Это табу для всей официальной прессы и прессы, которая контролируется членами президентской семьи. А независимая пресса зажата самоцензурой. В понедельник у знания судастояли около ста сторонников ДВК, заседание шло с 12 до 16 часов, а в эфире – опять комментарии прокурора, который считает, что здесь вообще нечего рассматривать, и последняя фраза судьи об отказе в иске ДВК. Это показали две городские телевизионные станции Алма-Аты. Все остальные словно вообще этого не видели и не слышали. То же самое – в газетах, не считая тех, которые оппонируют власти – таких изданий всего пять-шесть. Мы уже читаем в Интернете, что есть отклики из-за рубежа, что международная общественность волнуется, что есть реакция ОБСЕ, но в Казахстане эта информация не проходит. Фактически население только проинформировали, что партия ликвидирована. У нас больше освещаются визиты Путина в Казахстан и Назарбаева в Москву. Я не могу понять суть такой спешки, срочных выездов друг к дружке, но есть ощущение, что препятствуют «оранжевой революции», обсуждают украинские события, а обсуждения внутренних тем не допускают.




Назарбаев и НКВД создают управляемую демократию

27.01.2005. Независимая газета

Айнур Хасенова

Сегодня в Казахстане обсуждают программу реформирования политической системы. Основные баталии идут в главном «рабочем органе» – Национальной комиссии по вопросам демократизации при президенте.

Эта структура, с легкой руки журналистов получившая аббревиатуру «НКВД», была создана лишь в начале ноября прошлого года. Предполагалось, что за круглым столом соберутся представители всех политических партий, эксперты и политологи. Однако оппозиция от участия в НКВД отказалась, и остались лишь пропрезидентские и лояльные к власти партии.

Между тем изменения грядут весьма серьезные. Прежде всего это касается парламента. Предлагается увеличить численность депутатов до 200 человек: в мажилисе (нижняя палата) до 134, половину из которых будут избирать по партийным спискам, а остальных – по одномандатным округам, в Сенате (верхняя палата) – до 68 человек, 20 из которых назначаются президентом из представителей неправительственных организаций и национальных меньшинств. Причем поправки эти предлагается принять в самое ближайшее время, а довыборы в парламент провести уже в 2005 году.

Напомним, что увеличения числа депутатов добивалась оппозиция. Еще год назад президент страны резко высказывался против подобных нововведений, которые требуют изменения Конституции. А Назарбаев всегда подчеркивал, что Конституция Казахстана «еще не исчерпала себя».

Но главное – в другом. Парламенту предлагается дать больше контрольных функций, поставив его тем самым едва ли не выше правительства и наравне с президентом. Так, казахстанский парламент получит право контролировать бюджетные расходы. Если депутаты не примут отчет правительства, то это означает автоматический вотум недоверия кабинету министров. А члены правительства фактически попадают в зависимость от народных избранников: только после согласия парламента президент сможет назначить или снять с должности премьера, даже пост министра можно будет получить только с разрешения депутатов.

Ряд наблюдателей полагают, что такие изменения приведут в конечном итоге к смене формы правления – из президентской республики Казахстан превратится в парламентскую. Оппоненты в ответ заявляют: все зависит от механизмов реализации. Однако они пока нигде не прописаны. Не исключено, что все останется, как было. А сегодня при любой конфронтации депутатов с исполнительной ветвью власти президент имеет полное право распустить либо правительство, либо парламент. При этом в казахстанской Конституции (и в действующей, и в предлагаемых изменениях) напрочь отсутствует процедура импичмента.

Пакет предложений по изменению Конституции уже практически готов. Только президент еще не дал согласия. Назарбаев должен сказать свое веское слово, после чего реформы «пойдут в массы». Но в том, что ответ президента будет положительным, не сомневается никто: о необходимости политических реформ Назарбаев сам заявил в июле 2004 года. Выступая на съезде президентской партии «Отан» («Отчизна»), он, по сути, перечислил все изменения, которые сегодня стали основой программы политреформ. Тогда заявление президента было совершенно неожиданным, поскольку за несколько месяцев до этого он был категорически против изменения Конституции.

«После того как стало ясно, что все, кто не согласен с «нашими честными и справедливыми выборами», оказались за парламентским бортом, Назарбаев, опасаясь, что пораженческие настроения оппозиции начнут стремительно радикализироваться, выдвинул идею создания НКВД, предложив новую формулу конструктивного диалога по принципу: если не умеешь побеждать – научись дружить с победителями», – считает руководитель казахстанского представительства Института по освещению войны и мира (IWPR, Великобритания) Эдуард Полетаев.

По мнению эксперта, создание НКВД и работа над политическими реформами сразу после выборов неслучайны: «Это приглашение к диалогу. Но не к прямому, как того хочет оппозиция, а опосредованному, когда участники могут только апеллировать к президенту».

Последние шаги Назарбаева, по мнению большинства экспертов, это «перехватывание инициативы у оппозиции». Власть опережает оппозицию, беря ее же идеи, как минимум на два-три шага. Но все предложения оппозиционных партий, находящие отражение во властных программах, незаметно трансформируются под сформулированный когда-то самим Назарбаевым принцип «управляемой демократии», когда все главные рычаги управления страной все равно остаются у президента.


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ