"Окитаится" ли нефть России?
23.01.2005. Экспресс-К
(Казхахстан)
Валерий
Кириченко
"Не тот хлеб, что на полях, а тот, что в закромах", -
говаривали в прежние времена, когда Казахстан вел битвы за миллиардные намолоты
зерна. Думается, эта "хлебная" присказка применима и к энергетическому сырью,
которое мало извлечь из-под земли, но надо еще доставить потребителю.
Сегодня основным каналом поставок нефти Казахстана на
внешние рынки является трубопровод КТК, мощность которого сейчас составляет 28
млн тонн в год с дальнейшим увеличением до 67 млн. Задействованы и две
транзитные трубы - Атырау - Самара и Махачкала - Новороссийск, по которым наша
республика может транспортировать нефть в объемах менее 15 и 2,5 млн тонн в год
соответственно. При этом возможности самарского маршрута далеко не исчерпаны, и
если того пожелают нефтяные компании РК, его пропускная способность уже к
будущему году может быть увеличена до 30 млн тонн. Кроме того, определенные
объемы сырья перевозятся танкерами на север Ирана и железнодорожным транспортом
- в Китай и европейские страны.
По прогнозам специалистов, к 2010 году в Каспийском
регионе будет ежегодно добываться немногим менее 200 млн тонн нефти. При этом на
долю Казахстана придется свыше 50 процентов всей добычи. Так вот, если
сопоставить экспортный потенциал и транспортные мощности нашей страны,
напрашивается вывод о том, что вплоть до 2010 года потребности в новых
экспортных маршрутах мы испытывать не будем. И это при условии наращивания
сделок замещения с Ираном, увеличения пропускной способности трубопровода Атырау
- Самара, выхода на проектную мощность КТК и сохранения объемов нефти,
транспортируемой из страны по железной дороге. Более того, к 2010 году избыток
экспортных мощностей может составить около 10 млн тонн в год.
Заключение о том, что в обозримой перспективе дефицита
мощностей для прокачки нефти в Казахстане не будет, согласуется с данными в
Государственной программе освоения казахстанского сектора Каспийского моря.
Согласно этому документу, республике только "при добыче нефти свыше 92 млн тонн
в год с 2009 г. потребуется строительство первого нового экспортного
трубопровода". А "с достижением роста добычи нефти до 140 млн тонн в год к 2012
г. потребуется строительство второго нового экспортного трубопровода". Но таких
нефтяных "намолотов" ни отечественные, ни зарубежные специалисты нам пока не
сулят.
Между тем в сентябре прошлого года начато строительство
межгосударственного нефтепровода Казахстан - Китай мощностью не менее 20 млн
тонн в год. Предполагается, что оно будет завершено уже к декабрю нынешнего
года. Произведя простейший арифметический подсчет, нетрудно убедиться, что еще
целые годы эта труба будет работать вполсилы. У Казахстана просто не найдется
объемов сырья, необходимых для полной ее загрузки:
Забудем на время о таких резонах, как стремление нашей
страны застолбить участок на растущем нефтяном рынке Китая, а также избежать
транспортной зависимости от кого бы то ни было, и подумаем, можно ли республике
добиться быстрой экономической выгоды от реализуемого проекта? Можно, если
прокачивать в КНР еще чью-нибудь нефть. И выбор у Казахстана невелик - сырье
лишь тех государств, которые расположены по соседству, на побережье Каспийского
моря.
Но Азербайджан строит трубопровод Баку - Тбилиси -
Джейхан и, по-видимому, как и мы, скоро тоже столкнется с проблемой избытка
транспортных мощностей. Иран свое сырье экспортирует через порты Персидского
залива, а что касается китайского рынка, то на него иранцев не пустят те же
американцы. Почти вся добываемая нефть Туркменистана - от 10 до 15 млн тонн
ежегодно - идет на покрытие внутренних потребностей.
Таким образом, на китайском маршруте у нас может быть
только один попутчик - Россия. Не зря ведь на исходе минувшего года глава МИДа
Казахстана Касымжомарт Токаев в интервью "Независимой газете" особо подчеркнул:
"Мы заинтересованы в том, чтобы российская нефть участвовала в экспорте через
строящийся нефтепровод из Западного Казахстана в Китай". Не исключено, что этот
вопрос обсуждался на переговорах, недавно состоявшихся в Москве между
президентами Нурсултаном Назарбаевым и Владимиром Путиным.
Пойдет ли на это Москва? Возможно. Дело в том, что
российские эксперты долго обсуждали перспективу строительства транссибирского
экспортного нефтепровода. Относительно того, куда же надо тянуть трубу, мнения
разошлись: Михаил Ходорковский активно "продавливал" китайский вектор, его
влиятельные оппоненты - японский. Теперь, когда основные активы компании ЮКОС
перешли в собственность государства, чаша весов склоняется в пользу Японии. И
чтобы не упустить китайский рынок, Россия вполне может принять предложение
Казахстана. Но для того чтобы российская нефть "окитаилась", нам надо работать,
причем в условиях цейтнота. Может быть, в виде ответного жеста Астане придется
увеличить поставки карачаганакского газа на Оренбургский ГПЗ, а может быть -
участвовать в реализации другого проекта, второстепенного для РК, но
приоритетного для РФ. Что ж, дело того стоит.
|