Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №116(01.02.2005)
<< Список номеров
НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
ВЕСТИ ИЗ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ
ФОРУМ
ПРОБЛЕМЫ ДИАСПОРЫ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.

УЗБЕКИСТАН



Необходимо избегать милитаризации Центральной Азии

24.01.2005. Независимая газета

Виктория Панфилова

Министр иностранных дел Узбекистана считает, что конкуренция в регионе должна носить лишь экономический характер

Минувший год в отношениях Москвы и Ташкента стал прорывом. Россия проявила экономическую заинтересованность к этой центральноазиатской республике и только в нефтегазовую отрасль инвестировала 1 млрд. долл. Вместе с тем к Узбекистану присматриваются и другие страны. Об этом "НГ" рассказал министр иностранных дел Садик САФАЕВ.

– Садик Салихович, в чем состоят самые важные итоги года?

– Можно отметить несколько основных моментов. Одним из важных событий стало вступление России в Организацию центральноазиатского сотрудничества (ОЦАС). Участие России в этой организации очень важно. Мы уверены, что экономический, политический и военно-политический ресурс России здесь будет востребован, а ее вовлечение в региональные процессы будет иметь позитивные последствия.

Другим значимым событием стало выдвижение президентом Каримовым инициативы по созданию общего рынка в Центральной Азии. Это идея интеграционная, она не ограничится только экономическими инициативами. На первоначальном этапе предполагается создание свободного, емкого, привлекательного для иностранных инвесторов рынка, а также свободное передвижение капиталов, товаров, услуг, людей. В конечном итоге это должно привести к экономическому росту всего региона.

Можно сказать, что в целом год завершился позитивно и заложена основа на будущее, но вместе с тем многие проблемы еще дают о себе знать. Так, в регионе сохраняется стратегическая неопределенность.

– Что вы под этим подразумеваете?

– Прежде всего наличие многих серьезных вызовов и угроз со стороны религиозного экстремизма и международного терроризма. Это проявилось и в Ташкенте в минувшем году, и в других странах нашего региона. Существенны и экономические проблемы региона. Не последнюю роль в этом играет изолированность от внешнего мира. Есть огромные экологические проблемы. Не всегда ясно, как они будут решаться. Например, проблема Аральского моря. Сегодня нет четкого видения решения этой проблемы.

С другой стороны, Центральная Азия сегодня покидает "периферию" международной жизни, становится перекрестком, где сплетаются, а иногда и сталкиваются различные интересы. Мы это приветствуем, когда речь идет об иностранных инвесторах, заинтересованных в освоении наших ресурсов.

Но есть и негативные интересы, скажем, со стороны известных экстремистских сил. Также наблюдается тенденция привнести в Центральную Азию идеи радикальной демократизации, которая не всегда и не в полной мере соответствует нашему укладу жизни.

– В чем конкретно это проявляется?

– Приведу лишь один пример. В Узбекистане есть такой институт, как махалля, – это орган самоуправления на уровне общины. Махалля пережила все времена, даже советскую власть. Так вот, некоторые западные неправительственные организации в беседе с нами предлагали упразднить эту структуру только за то, что старейшины общины сотрудничают с правительством. Полагаю, подобные предложения есть следствие непонимания местных условий и традиций.

Это вовсе не означает, что мы не хотим сотрудничать с международными организациями. Напротив, мы приветствуем их интерес к Центральной Азии, в том числе к Узбекистану. Сегодня в стране насчитывается около 4000 неправительственных организаций, более ста из них – зарубежные, и со многими мы работаем, позитивно оценивая их деятельность. Особенно в правовом воспитании, создании институтов гражданского общества. Неправительственные организации помогают лучше отслеживать ситуацию. Если бы их не было, многие процессы трудно было бы распознать и увидеть. И сотрудничество с ними, на наш взгляд, является стабилизирующим фактором.

– Как Ташкент намерен развивать отношения с Западом? Будет ли расти военная составляющая складывающегося партнерства и можно ли ожидать появления на территории Узбекистана новых военных баз США или НАТО, подобных базе в Киргизии?

– В Узбекистане нет ни одной иностранной базы. Если вы имеете в виду Ханабад, то это не база, а аэропорт, инфраструктура. США предоставлена возможность пользоваться этой инфраструктурой для проведения операции в Афганистане. А статус базы предполагает совершенно иное правовое обоснование. Эта инфраструктура полностью принадлежит Узбекистану, а американские военные используют ее по взаимному соглашению для проведения тыловой поддержки своих действий в Афганистане. Что касается появления иностранных баз, то даже разговоров на эту тему не было. Мы считаем, что Центральной Азии необходимо избегать милитаризации. Это слишком опасно. Лучше, если соревнования "крупных игроков" будет происходить только в экономической сфере.

– Что в этом плане делается?

– Во-первых, на днях МВФ закончил свою миссию в Узбекистане. Впервые за 13 лет мы услышали от них добрые слова. Происходит устойчивый рост экономики, позитивное торговое сальдо впервые составило 1 миллиард долларов, что является для Узбекистана хорошим показателем. МВФ сделал вывод, что рост экономики во многом обусловлен мерами, которые приняло правительство по реформированию, либерализации финансового рынка. Кроме того, МВФ дал позитивный прогноз на будущее. Мы считаем, что это не просто констатация фактов, это еще и сигнал для наших зарубежных партнеров – и существующих, и будущих.

– Это сигнал также и для Китая, который проявляет очень большой интерес к региону, богатому энергоносителями...

– В прошлом году у нас с визитом побывал лидер Китая Ху Цзиньтао. Кстати, он здесь был пять дней – редко в какой стране он находился так долго. Вы очень точно подметили, что это во многом обусловлено огромной потребностью Китая в энергоресурсах. С другой стороны, стремление сотрудничать с Центральной Азией создает дополнительный фактор для развития западных районов Китая, которые являются приграничными для нашего региона. Китай, конечно же, огромный рынок, огромный потенциал. И поле для сотрудничества огромное.

Более того, Пекин объявил о своем интересе к региональному сотрудничеству в рамках ШОС и выделил миллиардный кредит для организации именно такого регионального сотрудничества. По ряду направлений у нас есть интересные проекты, например в сельском хозяйстве, в энергетическом секторе. В 2005 году мы ожидаем продолжения узбекско-китайского политического диалога и с оптимизмом смотрим на будущее наших двусторонних отношений.

– Интерес к Центральной Азии проявляет и Япония. При этом считается, что именно Узбекистан может стать "локомотивом" процесса внедрения Токио в регион...

– Еще в 2003 году Япония предложила всем центральноазиатским государствам новый формат сотрудничества "Япония плюс Центральная Азия", апробированный Токио в рамках взаимодействия с АСЕАН. Сегодня прорабатываются конкретные формы взаимодействия в этом формате. Мы заинтересованы в развитии сотрудничества с Японией как в многостороннем формате, так и на двустороннем уровне. Я хотел бы обратить внимание еще на один момент. Присутствие Японии в Центральной Азии включает в себя и Афганистан. Не случайно процесс экономического возрождения Афганистана называется "токийским процессом". Он был основан в Токио еще в 2002 году, и сегодня Япония является одним из самых главных доноров этой страны. Мы считали и считаем Афганистан неотъемлемой составной частью Центральной Азии, и его вовлечение в интеграционные процессы, безусловно, является важным фактором регионального сотрудничества. Ну а Японию мы, безусловно, видим в качестве важного партнера. Так, объемы помощи Японии Узбекистану превышают миллиард долларов.

– Как развиваются отношения с вашим ближайшим соседом, Туркменией?

– Как говорят узбеки, "близкий сосед лучше дальнего родственника". Понятно, что, когда есть общая граница в две тысячи километров и множество связующих нитей, в том числе родственные связи между двумя народами, потребность в политическом диалоге на самом верхнем уровне обоюдна. Встреча президентов была продиктована насущной необходимостью обсуждения важных вопросов, и многие из них удалось решить. Президенты также договорились о создании центра превентивной дипломатии. Впрочем, эта идея была выдвинута много лет тому назад. Речь идет о том, чтобы ООН создала здесь структуру, которая будет содействовать реализации программ по укреплению стабильности. Туркмения выступала за то, чтобы этот офис был расположен в Ашхабаде. Ну что же, это очень разумное предложение, и мы поддерживаем его. В свою очередь, Туркмения поддержала инициативу Узбекистана о создании Центра ООН по борьбе с преступлениями, связанными с наркотиками. Мы считаем, что эта проблема имеет общерегиональный характер. Также было решено создать совместный орган по мониторингу использования воды пограничной реки Амударьи, что должно предотвратить любые недоразумения по этому поводу. Поэтому этот контакт был безусловно необходимым.




Инфляция в Узбекистане "съедает" все

19.01.2005 Gazeta.kz

Акрам Асроров (Ташкент)

Среди рядовых граждан Узбекистана в ходу следующая присказка: "Если не будет очередного указа о повышении заработной платы…, то бояться нечего".

Публично этого никто не озвучит, таков менталитет, хотя в приватных разговорах подобные умозаключения далеко не редкость.

Чего конкретно опасаются узбекские налогоплательщики?

Того, что сразу после очередного повышения заработной платы, пособий и пенсий следует такая же "очередная" инфляционная волна, съедающая любые надбавки.

Сейчас популярен следующий словесный кульбит: пусть зарплата не повышается, тогда и у рынка не возникнет желания сменить ценники на товарах, а у монополистов - повысить тарифы. Однако от благих пожеланий до существующих реалий пока расстояние космического масштаба…

Возьмем, к примеру, 30-процентное повышение заработной платы работникам бюджетных учреждений, а также пенсий, пособий и стипендий с 1 августа прошлого года. Как показывает практика, сразу вслед за президентским указом последовал инфляционный всплеск, выразившийся в росте потребительских цен на сахар и хлеб, тарифов на горячее водоснабжение и отопление (с первого сентября 2004 года на 20%) и электроэнергию (на 10%).

Известный узбекский экономист Виктор Ивонин считает, что "для избежания инфляционного витка нужно, чтобы сумма 30%-го увеличения заработной платы, пенсий и пособий была "подкреплена" товаром отечественного производителя".

И далее резюмирует: "Только в таком случае выпуск в обращение дополнительной денежной массы не повлечет за собой роста цен. Давно известна непреложная истина, что инфляцию может остановить только товар. В Узбекистане, где в объеме ВВП неуклонно снижается удельный вес "несущих конструкций" реального сектора экономики - промышленности и капитального строительства - говорить о товарном рывке не приходится".

Если рассматривать глубинные предпосылки инфляции, то можно выделить четыре из них: мощные административные барьеры, высокий уровень монополизма рынка средств производства, высокое налоговое бремя и неэффективная работа финансового сектора.

В то время, как официальные лица говорят "о необходимости и целесообразности уменьшения воздействия со стороны государства на реальный сектор экономики", принимается и вводится закон о накопительной пенсионной системе, где главными игроками выступает потерявший доверие населения (фактическая потеря старых советских вкладов в сберегательные кассы и непонятная ситуация с 12-процентными государственными займами - прим. А.А.) Народный банк, а контролируют его деятельность Госналоговый комитет, Центральный банк и Министерство экономики.

На рынке пенсионного обеспечения появляется еще один монополист, который будет находиться под пристальным прицелом государства.

Коммунальные услуги отнимают все большую часть семейного бюджета. Так, по данным экспертов журнала "Экономическое обозрение", за 1993-2002 годы цены и тарифы на центральное отопление увеличились в 13667 раз.

Разумеется, население должно как-то реагировать на эти все возрастающие цифры. Оно и реагирует, или по-иному - просто не платит за оказанные услуги. Коммунальные службы пытаются работать по-новому: в Юнусабадском районе Ташкента сотрудники "Таштеплоэнерго", заранее отключив горячую воду, разъезжали по массиву и с мегафоном призывали граждан погасить задолженность.

По телевидению крутят видеоролик, где для самых аккуратных клиентов электросети предусмотрели розыгрыш специальных призов. Но как отмечают наблюдатели, эффективность подобных мер чрезвычайно низкая. У людей ощущается острый дефицит денег, большая часть которых уходит на первоочередные нужды.

Однако продолжим статистику за период 1993-2002 годов: плата за воду увеличилась в 7408, санитарную очистку - в 7500, электроэнергию - в 2375, квартплата - в 2489, услуги городского транспорта - в 3000 раз.

Можно и дальше продолжить список: бензин вырос в цене в 657, хлеб - в 1250, мука - в 1407, говядина - в 690, рис - в 1579, яйца - в 336, растительное масло - в 1157, чай - в 1312, водка - в 701 раз.

Это сейчас с ужасом смотришь на эти цифры, а тогда, когда на теневом рынке валюты творились чудеса роста курса доллара, мало кто задумывался об итогах той самой середины 90-х нестабильности. Чем можно объяснить весьма заметный рост цен на растительное масло и рис? По мнению аналитиков, не последнюю роль в этом сыграли правительственные меры по повышению ставок акцизного налога на эти и другие товары первой необходимости. Несмотря на то, что акциз является косвенным налогом, однако именно он оказывает на розничную цену самое мощное воздействие (вспомните хотя бы ситуацию с акцизом на табачную продукцию - прим. А.А.).

Товары длительного пользования, такие как телевизоры и холодильники, подорожали соответственно в 296 и 548 раз. Меньше всего рост цен заметен того, что мы все называем одеждой - мужские костюмы и женские туфли: в 271 и 314 раз. Достаточно бросить беглый взгляд, чтобы понять одну простую истину: естественные монополисты, будь то энергетики, газовики или коммунальщики поднимают цены на свои услуги быстрее, чем те, кто свободно торгует на рынках.

Это, как утверждают эксперты, в первую очередь связано с большой долей участия государства в структурах естественных монополий.

Так что в любом случае никакие решения сверху о повышении заработной платы, пособий, пенсий и стипендий вызывают у узбекистанцев чувства, более близкие к пессимистическим. Повысят зарплату - вырастут цены на рынках. И, что самое печальное, второе всегда перевесит первое.

Работник одной из строительных организаций столицы Узбекистана по имени Рашид на днях с большим сожалением сказал:

- Только с базара иду. Кошмар! Цены просто фантастические. Такое впечатление, что люди и цены уже давно бегут наперегонки. И последние во всей этой гонке имеют огромное преимущество: они бегут в спортивных кроссовках, а люди - в кирзовых сапогах…


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ