Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №117(15.02.2005)
<< Список номеров
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
ВЕСТИ ИЗ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ
ПРОБЛЕМЫ ДИАСПОРЫ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.

ВЕСТИ ИЗ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ



О выборах в Ираке

Предлагаем Вашему вниманию стенограмму заседания Госдумы 2 февраля 2005 г., на котором обсуждался вопрос принятия заявления российского парламента в связи с прошедшими выборами в Переходную национальную ассамблею Ирака 30 января. Тема вызвала оживленную дискуссию депутатов. Однако несмотря на многочисленные претензии и несогласие с формулировками предложенного Комитетом по международным делам Госдумы проекта, заявление было поддержано большинством голосов парламентариев. Ниже мы также публикуем текст принятого заявления.

Председательствующий. Пункт 13, о проекте постановления Государственной Думы "О заявлении Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации "О выборах в Ираке". Доклад председателя Комитета по международным делам Константина Иосифовича Косачёва. Пожалуйста.

Косачёв К. И. Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! На ваше рассмотрение выносится проект заявления Государственной Думы "О выборах в Ираке", подготовленный членами Комитета по международным делам. Как вы хорошо знаете, выборы в Переходную национальную ассамблею Ирака состоялись в это воскресенье, 30 января. Это было действительно событие, за которым, без преувеличения, следил весь мир, и, разумеется, Российская Федерация, которая никогда не была безразлична к тем событиям, происходящим в дружественном нам государстве - в Ираке.

Были серьезные основания считать, что эти выборы могут быть сорваны, потеряют свою легитимность, в силу того, что они проходили в условиях пребывания на территории Ирака иностранных вооруженных сил и постоянного запугивания гражданского населения различными радикально-террористическими группировками, которые требовали от граждан Ирака бойкотирования этих выборов. Буквально накануне выборов в Багдаде распространялись в большом количестве листовки, где содержались такие слова: мы зальем улицы Багдада кровью избирателей, снайперы будут на каждом избирательном участке. Тем не менее, по последним данным, на избирательные участки пришли около 8 миллионов избирателей, что составляет примерно 60 процентов от имеющих право голоса.

Надо сказать, что явка была различной в различных провинциях Ирака: в южных и северных провинциях с преимущественно шиитским и курдским населением явка избирателей достигла 90 процентов, а в суннитских провинциях явка была менее 6 процентов. В таких городах, как Мосул, Эль-Фалуджа, Тикрит, участки открылись с большим опозданием, пустовали практически весь день, а, скажем, в Самаве работал только один избирательный участок на целый город. Тем не менее, выборы состоялись, и это главный вывод, который мы предлагаем отразить в нашем заявлении, потому что альтернативой срыву этих выборов было бы сохранение ситуации безвластия в Ираке, дальнейшее нарушение суверенитета этой страны со стороны тех держав, которые в марте 2003 года осуществили противоречащую международному праву военную операцию в отношении суверенного Ирака с последующей оккупацией этой страны.

Выборы впервые за последние пятьдесят лет проходили по многопартийной схеме, когда иракцы голосовали не за одну правящую партию, которой с 1979 года являлась партия БААС, а за многопартийный парламент на двести семьдесят пять депутатских мест. На место в иракский парламент претендовало почти восемь тысяч кандидатов, и большинство из них проходило по ста одиннадцати партийным спискам на основе пропорционального представительства. Очень важный момент. Депутатские мандаты должны быть распределены по конфессиональному принципу: сто двадцать мест отведено шиитам, 70 - суннитам, 55 - курдам, 15 - туркменам, 10 - христианским общинам, 5 - другим религиозным меньшинствам. Есть основание считать, что из-за бойкота выборов со стороны суннитского населения сунниты могут просто-напросто не выбрать ту квоту, которая прописана для них во временном законодательстве страны, и тем самым парламент может оказаться не до конца представительным.

Международному сообществу, которое следит за ситуацией в Ираке, еще предстоит убедиться в том, что вновь избранный парламент Ирака в состоянии действовать в интересах всего населения страны, в состоянии сохранить территориальную целостность Ирака как государства, за что, безусловно, всегда выступала и наша страна. В заявлении отмечается также, что состоявшиеся выборы являются лишь первым шагом на пути восстановления суверенитета Ирака как государства. Ожидается, что основная миссия этого парламента - принять новую конституцию страны, в соответствии с которой уже ближе к концу года будут утверждены все органы, включая состав правительства и премьер-министра. И последнее. Предвосхищая ваши вопросы, скажу. Нынешняя ситуация в Ираке регулируется Резолюцией Совета Безопасности Организации Объединенных Наций N 1546, дающей право иракскому правительству (не имеет значения - нынешнему, переходному или постоянному), которое появится после декабря этого года, потребовать ухода многонациональных сил, когда наступит такая необходимость. То есть это право действительно сейчас в руках у иракского правительства, у иракского народа, и этим правом правительство, очевидно, воспользуется, когда в Ираке будут реально созданы своя армия, свои правоохранительные органы и своя полиция.

В нашем проекте заявления предлагается поддержать усилия иракского народа и нового иракского парламента по восстановлению законности и правопорядка в стране, и в том числе через воссоздание группы по связям с парламентом Ирака, которая пока в Государственной Думе нынешнего созыва не действует. Вот основные положения нашего заявления, и мы просим поддержать его. Спасибо.

Председательствующий. Спасибо. Будут ли вопросы? Три, вижу, вопроса, точнее, четыре. Ну тогда записываться надо, руки поднимают. Пожалуйста, включите режим записи на вопросы. Покажите список записавшихся. Пожалуйста, Плетнёва Тамара Васильевна.

Плетнёва Т. В. Скажите, пожалуйста... ой, имя-отчество забыла... Константин Иосифович, извините, скажите, пожалуйста, действительно ли вы уверены в том, что возможны свободные выборы в стране, где присутствуют иностранные войска?

Косачёв К. И. Спасибо, Тамара Васильевна, я ваше имя-отчество не забываю.

Я, конечно же, твердо уверен в том, что свободные выборы в условиях присутствия иностранных войск на территории суверенного государства невозможны. И мы не называем эти выборы свободными, мы говорим о том, что обстоятельства проведения этих выборов, очевидно, отличались от общепринятых международных стандартов, к которым привыкли в том числе и мы, россияне. Кстати, я точно так же всегда говорил и продолжаю говорить, что, скажем, требовать от выборов в Чеченской Республике абсолютного соответствия европейским стандартам, как этого часто от нас ожидают в Европарламенте и в ПАСЕ, тоже невозможно, потому что совершенно другая ситуация. Я не сравниваю ситуацию в Ираке и ситуацию в Чечне, но в условиях проведения масштабной антитеррористической операции полностью обеспечить, так сказать, соответствие стандартам, принятым для совершенно других условий, невозможно. И как раз для нас урок иракских выборов заключается в том, что продвижение к демократии, продвижение к воссозданию легитимных органов власти в таких сложных условиях возможно только в несколько этапов. И мы должны поддержать этот этап. Подчеркну: это только первый этап восстановления легитимности законодательной власти в Ираке, для того чтобы в конечном итоге в этом году через принятие конституции и через утверждение в соответствии с конституцией законных органов Ирака полностью, на сто процентов, соблюсти все демократические процедуры.

Председательствующий. Спасибо.

Жириновский В. В. Константин Иосифович, меня очень удивил текст заявления, и у меня в связи с этим вопрос: зачем вообще это делается? Еще идет подсчет голосов, никаких выборов в Ираке не было, полная профанация! Уличные бои, бомбардировки, террористы, никаких наблюдателей, никакой прессы, никаких съездов партий! Никто эти участковые комиссии не формировал, никто никого не утверждал. Ну в чистом виде международная провокация - а вы скорее в поддержку: да, да, да, это хорошо! Ну как это можно вообще давать такую неверную политическую оценку?! Это не выборы! Как можно проводить выборы? Это не просто оккупационный режим, война идет на улицах всех городов Ирака, постоянная война, перестрелки, гибель людей - и вдруг выборы! До такого Гитлер не додумался, даже он такие выборы нигде не проводил. И вы еще пытаетесь как бы оправдаться: ой, как хорошо, наконец... Какой выход? Двадцать лет война там будет. Этих американцев оттуда вышвырнут, как из Вьетнама, и никакого там режима не будет. Это страшная ситуация, та, которая создалась в Ираке. И никакие выборы ничему не помогли.

Председательствующий. Пожалуйста, Константин Иосифович.

Косачёв К. И. Уважаемый Владимир Вольфович, я готов разделить пафос вашего выступления в отношении ситуации в Ираке и, главное, тех первопричин, которые лежат в основе этой ситуации. Это действительно противоречащая международному праву оккупация территории суверенного Ирака иностранными вооруженными силами. Другое дело, что эта ситуация уже сложилась, и ей Государственной Думой в двух предыдущих заявлениях на данную тему давалась исчерпывающая оценка. В данном случае мы говорим о выборах, и альтернативой этим выборам было непроведение этих выборов и сохранение режима оккупации Ирака иностранными державами в условиях отсутствия легитимных органов власти в этой стране. Что касается обстоятельств проведения этих выборов, то там работала независимая межарабская - подчеркну: не иракская, а межарабская - организация по наблюдению за выборами, которая разместила свыше десяти тысяч своих активистов и в Багдаде, и в провинциях. И во всяком случае, по данным этой организации, выборы в Ираке, подчеркну, в тех обстоятельствах, в которых они проводились, прошли с минимальными нарушениями, что и позволяет нам делать те выводы, которые заложены в проект заявления. Спасибо.

Председательствующий. Спасибо. Решульский Сергей Николаевич, ваш вопрос, пожалуйста.

Решульский С. Н. Спасибо. У меня вопрос примерно подобный тому, что передо мной задавали, но несколько в другой плоскости. Что нас действительно толкает к такому поспешному принятию решения? Ведь еще нет официальных результатов прошедших выборов. Это одно. Здесь в заявлении сказано, что выборы следует признать состоявшимися. Ну, не буду по этому поводу спорить. Но и дальше ведь: новому органу еще предстоит пройти серьезные испытания временем, и главным для его будущего станет поддержка абсолютного большинства населения страны. Константин Иосифович, вы же сами сказали: выборы прошли на пропорционально-национальной основе. Пока нет еще официальных результатов. Не получится, что мы повторим печальный опыт с Украиной, когда два раза уже поздравляли, а потом получили совсем другой результат? Ну может быть, давайте, если есть необходимость принимать такие решения, или постановления, хоть дождемся официальных результатов и проясним ситуацию, как она будет дальше развиваться в Ираке.

Председательствующий. Пожалуйста.

Косачёв К. И. Сергей Николаевич, вы были бы, наверное, абсолютно правы, если бы в проекте постановления мы оценивали результаты этих выборов. Ну, по оценкам наблюдателей, прогнозируется победа так называемого Объединенного иракского альянса, который поддерживает шиитский духовный лидер аятолла ас-Систони. Но подчеркну: мы не говорим об этом, мы не оцениваем результаты выборов, мы не говорим о том, кто на этих выборах выиграл, а кто на них проиграл, мы говорим о том, что выборы как таковые состоялись и главным результатом этих выборов является появление в стране после многомесячного периода оккупации впервые легитимно избранного органа народовластия, который способен принять конституцию страны и тем самым восстановить в полном объеме суверенитет государства Ирак. Именно это всегда было принципиальной позицией Российской Федерации в ходе иракского кризиса, именно это было предметом и наших разногласий с теми державами, которые составили антииракскую коалицию, и в этом смысле данный вывод, на мой взгляд, абсолютно своевременен. Спасибо.

Председательствующий. Записан Лебедев... Митрофанов, да? Митрофанов Алексей Валентинович, пожалуйста.

Митрофанов А. В. Вопрос такой. Скажите, уважаемый председатель комитета... Вы не были на выборах, ни один наш депутат на выборах не был. Ни один российский гражданин - может, дипломаты какие, - по-моему, тоже не участвовал. На основании каких данных мы должны говорить, что там прошло это с минимальными какими-то нарушениями? То есть это мне напоминает Жванецкого: фильмов не видели, но критикуем или радуемся. Как можно судить о выборах, если ни один российский гражданин там не был?! Забудем про это, мы не можем это комментировать, мы там не были. На Украине у нас были десятки человек, мы могли о чем-то судить, и мы говорили, а в данном случае мы не были там. Как можно, так сказать, судить? Что, по газете "Financial Times" вы делаете вывод или по докладу Буша? Какими источниками вы пользуетесь?

Председательствующий. Пожалуйста, ответ.

Косачёв К. И. Алексей Валентинович, во-первых, в проекте заявления нет ничего в отношении того, что эти выборы прошли с минимальными или максимальными нарушениями, этой оценки там нет в принципе, и она действительно была бы некорректной, потому что оценивать степень, так сказать, соответствия этих выборов иракскому законодательству мы, конечно же, не можем, не направляя туда наблюдателей. Кстати, скажу, что туда наблюдателей не направляла ни Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе, ни, скажем, Парламентская Ассамблея Совета Европы, потому что, во-первых, не было соответствующих приглашений и, во-вторых, потому что, безусловно, обеспечить безопасность международных наблюдателей в тех условиях, в которых эти выборы проводились, было бы просто-напросто невозможно, а ценой, так сказать, риска для жизни международных наблюдателей подтверждать тот вывод, что обстоятельства проведения выборов не соответствуют нормальным, наверное, было бы чрезмерным. В этом смысле наблюдателей не надо было туда направлять, и, мне представляется, Российская Федерация действовала абсолютно правильно и корректно. Что касается факта проведения этих выборов - а именно это и является предметом нашего заявления, - то надо сказать, что эти выборы состоялись вне зависимости от того, что по этому поводу скажет Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации. И для нас сейчас главная задача - это как можно быстрее наладить прямые контакты с первым за последние месяцы легитимным органом государства Ирак, в том числе для того, чтобы в возможно более полном объеме защитить национальные интересы России, включая и интересы нашего бизнеса в этом государстве. Предлагаемое заявление - это очередной шаг на пути защиты национальных интересов России в контексте иракского кризиса. Спасибо.

Председательствующий. Кондратенко Николай Игнатович, пожалуйста.

Кондратенко Н. И., фракция Коммунистической партии Российской Федерации. Я выступить хотел.

Председательствующий. Выступить? Хорошо, тогда чуть позже. Локоть Анатолий Евгеньевич, у вас вопрос? Пожалуйста.

Локоть А. Е. Уважаемый Константин Иосифович, не бывает заявлений с констатацией факта, каждое заявление несет в себе какую-то смысловую нагрузку. Вы видите искреннее удивление, недоумение депутатов: все-таки какую цель преследует данное заявление, зачем мы должны легитимизировать эти выборы? Из вашей информации следует, что проголосовали шииты, сунниты не участвовали в выборах фактически, курды проголосовали, думая, что они голосуют за независимость своего государства. Эти выборы, результаты этих выборов порвут страну, разорвут ее, так сказать. С кем мы налаживаем отношения? Если мы хотим подыграть американцам, давайте в других терминах напрямую так и скажем: мы за марионеточное правительство, мы одобряем всё, что произошло там. Если мы с американцами не согласны, тогда и заявление должно быть другое. Какую цель преследует данное заявление?

Косачёв К. И. Анатолий Евгеньевич, во-первых, в отношении курдов вы не правы, потому что больше всего иракцев на самом деле как раз и проголосовали в иракском Курдистане, где одновременно с выборами в национальную ассамблею избирались депутаты местного законодательного органа, но, подчеркну, в режиме сохранения единого целостного государства Ирак. Второе. Если мы сейчас встанем в позицию фронды по отношению к состоявшимся выборам, как вы предлагаете, и не признаем этот избранный парламент, это будет означать просто-напросто уход наш полный с пространства Ирака со всеми вытекающими последствиями. Я помню, как в свое время, в марте 2003 года, когда только начиналось обсуждение иракского кризиса, фракция КПРФ предлагала прервать блокаду, извините, санкции, эмбарго на поставки в Ирак зенитно-ракетных комплексов и нашими зенитно-ракетными комплексами защищать Саддама Хусейна и сбивать американские самолеты. Я помню, как тогда же фракция КПРФ предлагала разорвать все отношения с Конгрессом США и отказаться от импорта в Российскую Федерацию куриных окорочков в знак протеста против этой военной операции. Я могу себе представить, где бы сейчас была Россия с ее национальными интересами в Ираке, если бы мы, не дай бог, последовали этим рекомендациям фракции КПРФ, и считаю, что и сейчас нам не нужно следовать этим рекомендациям. Спасибо.

Председательствующий. Спасибо. Сапожников Николай Иванович, у вас вопрос? Пожалуйста, включите микрофон.

Сапожников Н. И., фракция Коммунистической партии Российской Федерации. Константин Иосифович, вот вы тут сказали о легитимности избранного парламента. Вы не оговорились случайно? Как может быть легитимным парламент, если дислокация избирательных участков до последнего момента была засекречена, в роли агитаторов выступали американские морпехи? На участках не было ни одного нашего наблюдателя. Можно ли говорить об этом действе как о выборах, если основной аргумент - те виртуальные картинки, которые мы видели на экранах телевизоров и которые тоже вызывают большое сомнение? Поэтому, мне кажется, когда вы говорите о легитимности парламента, вы немножко здесь переоцениваете это действо.

Косачёв К. И. Уважаемый Николай Иванович, на предыдущей сессии Парламентской Ассамблеи Совета Европы в присутствии избранного Президента Чеченской Республики Алу Алханова обсуждались итоги выборов в Чеченской Республике. Я должен сказать, что аргументация европейских парламентариев против легитимности выборов в Чеченской Республике слово в слово совпадала с той аргументацией, которую вы сейчас привели. Мы должны понимать, что в условиях проведения антитеррористических операций обеспечение легитимности выборов как в условиях нормальных действительно невозможно. И мы должны рассматривать эти выборы не как итог, не как финал, а лишь как начало процесса восстановления законной власти в Ираке, что является единственным выходом из иракского кризиса, который позволяет защитить российские интересы в этой ситуации.

Председательствующий. Кузнецов Виктор Егорович, вопрос, пожалуйста.

Кузнецов В. Е. Уважаемый Константин Иосифович, насколько вы уверены, что то, что произошло, обрело какие-то устойчивые формы? То есть это не случайное, это не временное, это не преходящее, а что-то действительно... Я полагаю, что там еще процессы далеко не закончены, там очень много противоречий. И мы, выступая сейчас с заявлением о признании вот этого всего, непонятно чьи интересы и какую сторону поддерживаем.

Косачёв К. И. Виктор Егорович, я могу ответить только цитатой из проекта заявления: прошедшие в Ираке парламентские выборы были лишь первым шагом во внутрииракском процессе, за которым должны последовать не менее важные шаги, включая вывод из страны всех оккупационных сил, и только это сделает процесс урегулирования необратимым, а развитие суверенного и демократического Ирака - поступательным и последовательным. Да, мы не считаем этот процесс необратимым, но мы считаем, что в интересах всего международного сообщества добиться стабилизации ситуации в Ираке, и сейчас играть на тех противоречиях, которые там, безусловно, существуют и которые резко обострились в результате оккупации этой страны американо-британской коалицией, на самом деле преступно по отношению к дружественному нам иракскому народу, который таким остается при любых обстоятельствах. Председательствующий. Спасибо, Константин Иосифович, присаживайтесь. Будут ли желающие выступить? Я вижу много рук, нам надо определиться тогда. Прошу записаться. Включите режим записи. Покажите список записавшихся. Уважаемые коллеги, восемь депутатов записались. Есть разные варианты: либо ограничить время, либо предоставить слово депутатским объединениям.

Председательствующий. Спасибо, Владимир Вольфович, это ваше предложение. Уважаемые коллеги, я хочу послушать ваши предложения. Одно предложение - дать выступить всем, то есть это восемьдесят минут. Пожалуйста, Гайнуллина Фарида Исмагиловна.

Гайнуллина Ф. И., фракция "Единая Россия". Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! Памятуя о том, что мы достаточно плотно поработали над проектом заявления и, более того, обменялись мнениями в ходе вопросов и ответов, я предлагаю обсудить в таком режиме: по одному выступлению от политических объединений, я имею в виду от фракций.

Председательствующий. Спасибо. Я слышал, с места было предложение: ограничить время выступлений. Как ограничить, Анатолий Евгеньевич? До трех минут.

Председательствующий. Значит, есть два предложения: ограничить выступления до трех минут и по одному выступлению от депутатских объединений. Пожалуйста, Сергей Николаевич Решульский.

Решульский С. Н. Мы действительно повестку сегодняшнего заседания, Борис Вячеславович, уже заканчиваем, и у нас есть время, поэтому есть предложение, наверное, от большинства депутатов: давайте предоставим возможность всем, кто записался, выступить и высказать свою позицию. Я думаю, пять минут - это тот оптимальный вариант, который бы, наверное, сегодня все поддержали. Спасибо.

Председательствующий. В порядке поступления. Представителю депутатского объединения - пять минут, это первое предложение. Второе предложение: по три три минуты - каждому из записавшихся. Третье: по пять минут. Ставится первое предложение на голосование: по одному представителю от депутатских объединений. Прошу определиться голосованием. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования.

Результаты голосования (13 час. 02 мин. 09 сек.)

Проголосовало за 0 чел. 0,0%

Проголосовало против 21 чел. 100,0%

Воздержалось 0 чел. 0,0%

Голосовало 21 чел.

Не голосовало 0 чел. 0,0%

Результат: не принято

Не принято.

Предоставить слово каждому из записавшихся, по три минуты. Пожалуйста, прошу определиться голосованием. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования.

Результаты голосования (13 час. 02 мин. 42 сек.)

Проголосовало за 302 чел. 94,7%

Проголосовало против 17 чел. 5,3%

Воздержалось 0 чел. 0,0%

Голосовало 319 чел.

 Не голосовало 0 чел. 0,0%

Результат: принято

Принимается. Следующее предложение ставить на голосование не имеет смысла. Пожалуйста, еще раз покажите список записавшихся. Жириновский Владимир Вольфович, пожалуйста.

Жириновский В. В. Совершенно ненужное заявление! Уверен, что это сделано по наводке нашего МИДа, а наш МИД - по наводке госдепа (Бушу тяжело). Полная профанация! Идет страшная война, гражданская война. Никакие выборы! Грубая ошибка Косачёва. Он не знает Ирака. Я там был двадцать раз, я востоковед. И будущее руководство Ирака будет состоять только из суннитов. Они не голосовали. Мы этим постановлением заранее ссоримся с будущей политической элитой Ирака. И в МИДе наши ничего не понимают. Мы вечно поддерживаем не тех: национально-освободительное движение в Африке, в Азии... То мы путали Мао Цзэдуна и Чан Кайши - и везде проиграли. Всегда, когда наши МИДовские работники и их представители в Думе предлагали какие-то решения, - везде потом всё кончалось провалом. Я согласен... Если мы хотим подыграть американцам, тогда пусть они подыграют в Киеве и в Тбилиси, чтобы игра шла на равных. Но получается, что мы как вагончик специальный для американцев: надо вам Ющенко - хорошо, пускай будет Ющенко, Саакашвили - Саакашвили, в Багдаде пускай будут эти авантюристы. Никто не голосовал! Вам показывают одну и ту же сценку: якобы пришли избиратели. В нормальных условиях никто сегодня не ходит на выборы, а в условиях войны, когда идет страшный террор, никто бы и не пошел. Это в чистом виде политическая профанация. Но нам зачем в это втягиваться? Ведь явно, что раз это Косачёв подготовил, значит, был звонок из МИДа, а в МИД позвонили из госдепа. Тогда обратный звонок давайте сделаем нашему МИДу, а МИД - в госдеп, чтобы они учитывали наши интересы на всём пространстве, самом "маленьком", это СНГ всего-навсего. Еще раз говорю, что сегодняшняя ситуация в Ираке выгодна американцам. Они оттуда никогда не уйдут. Им и нужна эта профанация выборов, чтобы там не было легальной власти. Косачёв говорит: мы поддерживаем легальную власть. Там хоть что-то сделалось? Там ничего не сделалось. Специально дали возможность прийти шиитам к власти, чтобы втянуть в эту войну Иран и потом, в этом году или в следующем, бомбить Иран, Тегеран. Весь Кавказ и весь Каспий будет под господством американцев. Вот что делает сегодня депутат Косачёв - подыгрывает будущей блокаде всех наших южных границ. И весь Кавказ потеряем с такими заявлениями, и Каспийское море потеряем. Вы даже не понимаете, для чего это сделано, для чего эти выборы. Я двадцать лет этим занимаюсь, я член Комитета по международным делам. Меня позвал Косачёв? Когда обсуждалось это постановление? Кто голосовал в комитете? В чистом виде инициатива самого Косачёва: сам подготовил, сам сюда вышел, комитет не заседал по этому вопросу, и ничьи мнения не учитывались по этому вопросу. И специалистов нужно спрашивать, а не вот так вот, от фонаря, делать, так сказать. Повторяю еще раз: совершенно вредное постановление! Мы десять раз десять лет здесь требовали выхода из режима блокады. Вот тогда бы мы заработали и деньги, и авторитет у всего мусульманского мира и всего Арабского Востока. А вот таким постановлением мы отталкиваем весь арабский мир, весь мусульманский мир и будущую администрацию США, когда к власти придут демократы.

Председательствующий. Спасибо. Митрофанов Алексей Валентинович.

Митрофанов А. В. Я хочу продолжить то, что говорил Владимир Вольфович, и сказать о следующем. Председатель комитета еще и попытался, так сказать, критиковать депутатов ЛДПР и КПРФ за то, что они пытались каким-то образом перед войной в Ираке спасти ситуацию, подсказывая нашему руководству, толкая его на более жесткие действия. Мы хотели предотвратить войну, и вы нас за это еще критикуете! Мы помним, как вы говорили: поставить системы "Игла" и прочие. Да, говорили, и мы это помним. И мы сотрудничали с Саддамом, при Саддаме можно было гулять по улицам спокойно, а сейчас пройти нельзя, выйти даже из посольства американского. Спокойно ночью можно было ходить (я гулял там много раз), очень спокойно. Никто вообще не беспокоил, хотя ты иностранец и прочее. В стране поддерживался порядок. Это был не идеальный режим, нечего говорить, но это был совершенно конкретный режим, выстроенный. Там были специалисты, там были директора, там были люди, которые работали с Россией. Вы говорите: сохранить наши позиции в Ираке. А какие у нас сейчас позиции в Ираке? Выгнали наш "Интерэнергосервис" во главе с директором по международным проектам Логиновым, выгнали из Ирака. Наш МИД приказал двумстам специалистам уехать из Ирака. Люди плакали, люди говорили: мы можем работать, оставьте нас. МИД отвечал: нет, нет условий, уезжайте, одного специалиста уже обстреляли. Да, обстреляли человека, который, чудак, из охраняемой зоны побежал на реку стирать носки, его, естественно, обстреляли. Он нарушил правила безопасности - из-за этого всю организацию оттуда вытолкали. Все наши оттуда ушли, кроме, может быть, группы дипломатов. И какие наши интересы, в чем эти интересы сейчас?! Да, действительно, есть перспектива контрактов, перспектива работы и так далее. Но там реально развязалась настоящая гражданская война с захватами заложников, с очень мощными боями.

И потом - позор: ни один человек там не был. Косачёв вообще там не был. Вы были в Ираке? Ответьте нам. Вообще в Ираке были хоть один раз? Ну хоть один раз, может, были? Ну как можно?! После войны там вообще никто не был, вообще практически никто из депутатов не был. Что поддерживать? О чем говорить? О каких выборах? Что там вот выборы хорошие или какие-то другие? Ну никто там не был, ничего не видели, ничего не знаем! У нас есть какая-то своя информация от наших людей, потому что у нас в Ираке связи. То, что они нам говорят, - это ужас, это просто тихий ужас! Они вывезли, кто мог, детей, их дети здесь находятся, в том числе малые. Они здесь под всякими чужими фамилиями, и здесь, и в других странах. Вот о чем надо говорить, хотя бы помочь тем, кто бежал от всего этого ужаса. А вы говорите, что надо помочь... (Микрофон отключен.)

Председательствующий. Спасибо. Пожалуйста, Шайхутдинов Рифат Габдулхакович.

Курьянович Н. В. По карточке Шайхутдинова - Курьянович.

Председательствующий. Пожалуйста, Николай Владимирович.

Курьянович Н. В. Я полностью поддерживаю выступивших ранее моих коллег и Владимира Вольфовича. Действительно, пятнадцать лет ЛДПР говорит о необходимости дружбы и сотрудничества с Ираком, которую можно перевести в позитивное русло, но получается так, что мы всегда выбираем самые худшие варианты. И непонятна позиция нашего Комитета по международным делам. К чему такая спешка? Ведь парламент Ирака еще не сформирован, легитимность проведенных выборов под вопросом, а мы спешим с такого рода скороспелым заявлением! Тем более оно широко не обсуждалось в комитете, наших наблюдателей, в частности от Государственной Думы, там не было. Коль скоро ЛДПР всегда очень пристально следила за событиями, происходящими как в Ираке, так и в других странах, почему бы не сформировать было на основе нашей партии делегацию и не послать на выборы, которые там проходили? И какой вывод можно сделать из сути этого постановления? Вывод такой: оно политически, я полагаю, вредное, преждевременное. Наоборот, сейчас нужно занимать другую позицию: не признавать эти выборы, которые являются полнейшей профанацией, и поддержать прецедент, который был создан на Украине: там, по существу, был проведен третий тур выборов. Поэтому, наоборот, в пику Америке, всем нашим недругам надо заявлять о том, что эти выборы незаконные, несостоявшиеся, давайте, мол, проводить выборы повторные. Спасибо.

Председательствующий. Спасибо. Записан Лебедев... Островский Алексей Владимирович, пожалуйста.

Островский А. В. Спасибо. Я скажу кратко, не буду повторять о политических составляющих, о них уже много говорилось, я хотел бы сказать о техническом вопросе. Мне очень не нравится, что в международном комитете - я работаю как раз в этом комитете - за последний год сложилась практика профанации: идет подача заявления от комитета, это якобы позиция комитета. Но я хочу констатировать, что комитет действительно не собирался по этому вопросу, никто из депутатов - членов комитета не был извещен об этом, опросным путем не выясняли мнение. Как можно вот так делать?! Если это действительно позиция одного председателя, действующего по инструкциям из МИДа, как сказал Жириновский... Я тоже с этим согласен, потому что практика работы показывает, что инициативы депутатов, которые выносятся в частном порядке, затягиваются на недели, не рассматриваются, несмотря на поручение председателя палаты, а вот так называемые звоночные инициативы сразу проходят, хотя никто из членов комитета о них даже не знает. Я просил бы все-таки руководителя комитета впредь как-то более конструктивно работать со всеми фракциями, со всеми депутатами. Спасибо.

Председательствующий. Спасибо. Затулин Константин Фёдорович, пожалуйста.

Затулин К. Ф., фракция "Единая Россия". Уважаемые коллеги, я всегда считал, что принятие заявления по внешнеполитическим вопросам - плохой повод для конкуренции между политическими партиями. И если я сейчас, будучи членом фракции "Единая Россия", выступаю, то только потому, что во внешней политике, как и в экологии, ошибки бывают необратимы.

Мы все хорошо помним, как накануне вторжения некоторые новые члены НАТО, члены Европейского союза - Польша, страны Прибалтики - просто из кожи лезли вон, для того чтобы заметили в Соединенных Штатах их поддержку американского плана. Рамсфельда за это назвал их "новой Европой", но в Европе их назвали "американской Европой", а президент Ширак сказал, что они упустили прекрасную возможность промолчать. Сравнивая Ширака с Косачёвым, я все-таки считаю, что опыта у Ширака немножечко больше. И мне кажется, что это как раз прекрасный повод промолчать с нашей стороны, а если уж принимать заявление, то сказать, что мы принимаем к сведению то, что произошло, будем смотреть, что будет происходить дальше, а на самом деле главная цель заявления - чтобы оккупация Ирака как можно быстрее была прекращена. И я очень прошу коллегу Косачёва впредь, отвечая на вопросы, не проводить сравнений между Ираком и Чечней, потому что, извините, это тянет уже на профнепригодность. Чечня - это наша территория, и мы ни перед кем не обязаны отчитываться о том, каким образом мы ведем там дела, - только перед самими собой в первую очередь, а Ирак - это суверенная страна.

Поэтому не повторяйте с трибуны под стенограмму Государственной Думы в духе той логики, которая вами услышана в Европейском парламенте. Председательствующий. Пожалуйста, Овсянников Владимир Анатольевич. Овсянников В. А., фракция ЛДПР. Спасибо. Уважаемый председатель, уважаемые депутаты! Ну, я думаю, что вопрос, по сути, должен быть снят с рассмотрения или мы должны проголосовать против. В любом случае нарушен Регламент при рассмотрении документа, в связи с чем было сделано замечание моим коллегой депутатом Островским. Это первое.

Второе. Мы слишком торопимся, потому что в кадрах кинохроники, поступающей из Республики Ирак, мы видим просто окровавленных псов, которые принимают участие в этой бойне, и вряд ли там всё закончится якобы выборами и якобы избранием нового парламента республики, война будет продолжаться, и, скорее всего, не за горами процесс самоочищения от навязываемой демократии. И поэтому я думаю, что такая спешка, видимо, нужна в другом месте. Фракция, очевидно, проголосует против этого постановления, оно слишком скоропалительное и абсолютно ненужное. Спасибо за внимание.

Председательствующий. Спасибо. Кондратенко Николай Игнатович, пожалуйста.

Кондратенко Н. И. Уважаемый Борис Вячеславович, вы человек многоопытный, я думаю, что вы должны сказать свое слово, иначе рука будет поднята и машина сработает. Но нельзя политику России доводить до цинизма, друзья, нельзя! Ну какие выборы?! Здесь уже дана оценка: под дулами автоматов... Страна оккупирована - а мы говорим о том, что сделан шаг вперед. Выборы могли бы быть только тогда, когда бы оккупанты ушли. И Организация Объединенных Наций, и, я думаю, Россия могли бы принять участие, организовать и провести там выборы. Вот тогда можно было бы вести разговор о легитимности, удерживая народы Ирака от междоусобицы. А нам кто-то хочет продиктовать... Что это за взаимосвязь? Непонимание? Нет, кто-то хочет угодить американцам и Израилю. У нас есть немало тех, кто любит Америку, а больше тех, кто любит Израиль, но нельзя же, друзья... Родина, Отечество у нас здесь! Нефтяные промыслы захватывают в соответствии с политикой глобализации. Что мы выиграем, если эти промыслы останутся у американцев? Ведь то правительство, которое сейчас формируют, скажет: нельзя американцам уходить из Ирака. Мы с вами прикладываем к этому руку. И вы сами понимаете, что мы вообще выиграем? После того как нефть полностью перейдет к американцам, цены на нее резко упадут. Мы свое производство продовольствия уничтожили. Что ожидает в этой ситуации Россию? Еще больший диктат и в политике, и во всём остальном! Нельзя это злодейство допустить! Я бы просил останавливать себя тех, кто слишком полюбил Израиль, иначе эта любовь закончится очень плохо. Вы понимаете в некотором роде, почему я острее других чувствую и почему переживаю, - потому что ко мне идут русские патриоты, генералы и они напрямую говорят, друзья... И когда сольется воедино понимание того, что происходит внутри России и там, на Ближнем Востоке, страна наша гореть будет. Зачем это нашим детям и внукам, кто бы они ни были - русские, евреи, адыги, черкесы? Нам нужен мир на нашей земле. Остановитесь, господа председатели комитетов, которые зло плодят на земле! Нельзя идти этим путем. Поэтому, дорогой Борис Вячеславович, скажите свое слово. Я считаю, что правильно внесли предложение. Иногда мне хочется, так сказать, буксовать и Владимира Вольфовича, и Алексея Митрофанова, но сегодня я хочу сказать: моя логика полностью совпадает с их в оценке происходящего. Потому и буду голосовать против. В мире идут сегодня выборы и таким путем, но мы же приветствия не посылаем... (Микрофон отключен.)

Председательствующий. Спасибо. По ведению - Решульский Сергей Николаевич.

Решульский С. Н. Так уж получилось, что почему-то не попал в список выступающих, наверное, по своей ошибке. Я тогда воспользуюсь возможностью выступить по мотивам. Можно, Борис Вячеславович?

Председательствующий. До минуты, пожалуйста.

Решульский С. Н. Да, до минуты. То, что всё это заангажировано, коллеги уже сказали, и в чью пользу и так далее. Я прошу обратить внимание коллег перед голосованием на проект даже не заявления, а самого постановления. Вы посмотрите, что мы делаем! Мы, Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации, принимая такое заявление, направляем его... Я бы понял, если бы было написано: в Организацию Объединенных Наций. Ну кто против? Всё понятно. В Лигу арабских государств - понятно. Но зачем мы это постановление, заявление направляем в Конгресс Соединенных Штатов Америки? Почему мы в парламенты Мексики и Бразилии не отправляем, если нам Американский континент нужен, в Японию в парламент не направляем? Почему мы с вами, вообще-то, наплевательски даже относимся не только к себе... (Микрофон отключен.)

Председательствующий. Иванов Сергей Владимирович, пожалуйста, по мотивам.

Иванов С. В. Нет, я не по мотивам, а как раз по ведению, уважаемый Борис Вячеславович.

Председательствующий. По ведению, пожалуйста.

Иванов С. В. Все-таки для чистоты эксперимента, как говорится, нельзя ли попросить руководителя комитета предоставить протокол заседания, на котором обсуждался этот проект постановления, или хотя бы опросный лист: было это или не было?

Председательствующий. Спасибо. Мы предоставим председателю комитета заключительное слово. Мельников Иван Иванович, пожалуйста, по ведению.

Мельников И. И., фракция Коммунистической партии Российской Федерации. Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги, я предлагаю с учетом проведенного обсуждения снять вопрос с рассмотрения. Прошу поставить на голосование.

Председательствующий. Спасибо. Есть ли необходимость выступить полномочному представителю правительства? Полномочному представителю президента? Нет. С заключительным словом выступит председатель комитета Косачёв Константин Иосифович. Пожалуйста, с места.

Косачёв К. И. Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! Прежде всего я хотел бы напомнить о той оценке, которая была дана состоявшимся в Ираке выборам Президентом Российской Федерации. Она была дана позавчера публично при подведении итогов встречи с главой Палестинской национальной автономии Махмудом Аббасом. Эти выборы были признаны, во-первых, состоявшимися, а во-вторых, историческим событием в жизни, в судьбе иракского народа. Это по сути тех оценок, я, должен сказать, их абсолютно разделяю. По форме. Да, действительно этот проект заявления не рассматривался Комитетом по международным делам. Я хотел бы обратить ваше внимание на то, что на проекте нет шапки: вносится комитетом. Там есть шапка: вносится членами Комитета по международным делам. Мы этот документ, естественно, обсуждали коллективно и внесли в полном соответствии с Регламентом Государственной Думы. Этот документ прошел вчера Совет Государственной Думы и его решением включен в повестку дня. Ну и что касается критических замечаний, то я приношу извинения своим коллегам, я не хочу вторгаться в межпартийную полемику, но, увы, интересы одной из фракций в контексте иракского кризиса сейчас обсуждаются всем миром и имя России, к сожалению, в этой связи полощется, и полощется весьма основательно. Я очень просил бы при обсуждении столь важного для России вопроса все-таки не сбиваться на интересы отдельных фракций и отдельных партий, а руководствоваться интересами Российской Федерации, которые, безусловно, состоят в том, чтобы как можно скорее восстановить в Ираке законную, легитимную власть, и в этом наши интересы совпадают с интересами международного сообщества без каких бы то ни было исключений. Прошу поддержать проект предложенного постановления.

Председательствующий. Спасибо. Уважаемые коллеги, мы достаточно подробно обсудили вопрос. Алексей Валентинович, вы уже выступали по ведению. Что нового вы скажете, Алексей Валентинович, по ведению? Включите микрофон Митрофанову.

Митрофанов А. В. Вношу предложение перенести рассмотрение этого вопроса в связи с нарушением Регламента. Должно быть заключение международного комитета - его нет. За это меня ругают постоянно, а кому-то можно, оказывается, в интересах революционной целесообразности. Нет заключения, нет одного из документов - и давайте перенесем рассмотрение этой истории. Не можем мы это обсуждать, - понимаете? - не можем.

Председательствующий. Пожалуйста, Косачёв Константин Иосифович. Потом - Ковалёв Олег Иванович, его комментарии будут. Пожалуйста, Косачёв.

Косачёв К. И. Я еще забыл добавить, что данный проект прошел правовую экспертизу, имеется заключение Правового управления. Что же касается принятия такого рода заявлений, по внешнеполитическим вопросам, что называется, в оперативном режиме, то такая практика у нас имеется, она постоянна. Мы всегда возражаем против того, чтобы вкидывать какие-то проекты вообще без согласования с комитетом и с Правовым управлением, это действительно так, потому что речь идет об очень серьезных вещах, которые требуют выверенных подходов, но в данном случае все эти процедуры соблюдены и подходы, безусловно, выверены. Спасибо.

Председательствующий. Спасибо. Ковалёв Олег Иванович, пожалуйста.

Ковалёв О. И. Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! В данном случае проект постановления вносится депутатами - членами Комитета по международным делам. Поэтому в этой ситуации, когда вносит комитет, мы рассматриваем, и заключение дополнительное какое-то не требуется от комитета. Когда у нас отдельные депутаты вносят проекты постановлений, тогда действительно мы их направляем в соответствии со статьей 94 Регламента в комитет, комитет рассматривает и дает свое заключение. Председательствующий. Константин Иосифович, будьте добры, скажите: сколько депутатов международного комитета внесли данный проект постановления? Включите, пожалуйста, микрофон Косачёву.

Косачёв К. И. Мы говорили с Плохотнюком, мы говорили со Старковым Анатолием Михайловичем, мы говорили еще, я сейчас навскидку не вспомню, с тремя или четырьмя депутатами. Ну, будем говорить, семь или восемь. (Шум в зале.)

Председательствующий. Уважаемые коллеги!.. Романов Валентин Степанович, пожалуйста.

Романов В. С., фракция Коммунистической партии Российской Федерации. Уважаемые депутаты, я обращаюсь к руководству фракции "Единая Россия" с просьбой: остановитесь! Ведь это же для нас не первый случай, когда действует...

Председательствующий. Понятно, Валентин Степанович. Спасибо. Косачёв Константин Иосифович, пожалуйста.

Косачёв К. И. Уважаемые коллеги, с учетом характера состоявшегося обсуждения я, естественно, остаюсь абсолютно на позиции, так сказать, сохранения и духа и буквы этого проекта постановления, но с учетом того, что многие депутаты хотели бы знать мнение комитета в целом, я не настаиваю на рассмотрении этого вопроса сегодня. У нас заседание комитета завтра, и мы включим этот вопрос в повестку дня пятничного заседания Государственной Думы, если этот компромисс устроит уважаемое собрание. Спасибо.

Председательствующий. Ковалёв Олег Иванович, пожалуйста.

Ковалёв О. И. Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! Совет Думы рассматривал, когда включал этот проект в порядок работы на сегодня, все документы, все депутаты, все члены Совета Думы имели на руках все документы, связанные с этим проектом постановления. Совет Думы рекомендовал палате включить в порядок работы. Палата приняла большинством голосов решение и включила в порядок работы. Значит, палата вправе рассматривать проект постановления и принимать по нему решение. Я не знаю, зачем нам еще переносить, так сказать, возвращаться к этой теме опять на заседании палаты.

Председательствующий. Ясно, Олег Иванович. Спасибо. Уважаемые коллеги, мы всесторонне обсудили данную ситуацию и должны определяться голосованием. Данный проект постановления внесен в порядок работы на сегодняшний день.

Из зала. (Не слышно.)

Председательствующий. Хорошо. Еще раз, пожалуйста, Константин Иосифович Косачёв, скажите: вы, как автор, просите дать рассмотреть этот вопрос в комитете и внести его в порядок работы на пятницу? Если это конкретное предложение, тогда мы просто его примем к сведению и перейдем к другому вопросу. Включите, пожалуйста, микрофон Косачёву Константину Иосифовичу.

Косачёв К. И. Как один из авторов проекта заявления, я считаю его принятие целесообразным уже сегодня, но я не настаиваю на этом предложении, учитывая характер обсуждения, которое здесь было. Поэтому мое предложение заключается в следующем: принять этот проект постановления за основу, завтра рассмотреть его на заседании Комитета по международным делам и в окончательном виде проголосовать в пятницу.

Председательствующий. Уважаемые коллеги, мы практически сорок пять минут обсуждали данный вопрос, довольно долго. Наверное, этого достаточно, чтобы определиться с этим проектом постановления с формулировкой "принять за основу". Завтра комитет соберется, если будет необходимость, внесет поправки и вынесет его на заседание в пятницу. Ставится на голосование именно такое предложение: принять проект постановления Государственной Думы "О заявлении Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации "О выборах в Ираке" за основу. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования.

Результаты голосования (13 час. 28 мин. 41 сек.)

Проголосовало за 286 чел. 63,6%

Проголосовало против 88 чел. 19,6%

Воздержалось 0 чел. 0,0%

Голосовало 374 чел.

Не голосовало 76 чел. 16,9%

Результат: принято




Заявление Государственной Думы «О выборах в Ираке»

30 января 2005 года в Ираке прошли выборы в Переходную национальную ассамблею Ирака. Депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации убеждены, что оккупация Ирака и не прекращающиеся там террористические акты не могли обеспечить соблюдение демократических процедур и стандартов в ходе выборов: далеко не все избиратели в стране и за её пределами смогли принять участие в голосовании, в связи с чем возникшие диспропорции в представительстве национально-религиозных групп в парламенте могут серьезно сказаться на его авторитете и работоспособности. Ввиду отсутствия российских наблюдателей на выборах депутаты Государственной Думы не могут и не будут давать оценки тому, как проходили выборы и в какой мере при этом соблюдались международные стандарты и действующие в Ираке нормативные акты.

Вместе с тем, по мнению депутатов Государственной Думы, выборы в Ираке следует признать состоявшимися, исходя из того понимания, что иного пути к восстановлению суверенитета Ирака, нарушенного оккупацией, не существует. Безусловно, новому органу законодательной власти Ирака еще предстоит подтвердить реальными делами, что он действительно опирается на поддержку большинства населения страны. Депутаты Государственной Думы приветствуют тот факт, что более половины всех избирателей Ирака явились на избирательные участки в условиях, когда само участие в голосовании было сопряжено с риском для жизни и могло расцениваться как акт гражданского мужества.

Депутаты Государственной Думы, и ранее неоднократно осуждавшие военные действия против Ирака и многие из методов, которыми осуществлялось послевоенное урегулирование в стране с участием сил антииракской коалиции, по-прежнему считают, что в сложившейся по этим причинам внутриполитической обстановке в Ираке невозможно было соблюсти все необходимые условия для признания выборов свободными и демократическими. Однако Россия понимает необходимость оказания всей возможной поддержки народу Ирака, воссоздающему собственную государственность с целью преодоления серьезного внутреннего кризиса, угрожающего целостности и независимости государства. Наша страна пошла на весьма существенное списание государственного долга Ираку во имя будущего двусторонних отношений, которые будут и в дальнейшем опираться на добрые традиции дружбы и сотрудничества между Россией и Республикой Ирак.

Депутаты Государственной Думы готовы оказать все необходимое содействие своим коллегам – парламентариям Ирака в налаживании законодательной работы и укреплении международных связей Переходной национальной ассамблеи Ирака. Государственная Дума заинтересована в сотрудничестве с законодательным органом Ирака во всех формах, в том числе через возобновление и активизацию деятельности депутатской группы по связям с парламентом Республики Ирак.

Депутаты Государственной Думы отдают себе отчет в том. Что прошедшие в Ираке парламентские выборы были лишь первым шагом во внутрииракском процессе, за которым должны последовать не менее важные шаги: принятие конституции Ирака в 2005 году, выборы постоянных органов государственной власти, вывод из страны всех оккупационных сил. что сделало бы процесс урегулирования необратимым, а развитие суверенного и демократического Ирака поступательным и последовательным. Депутаты Государственной Думы убеждены в том, что усилия Переходной национальной ассамблеи Ирака по достижению политического урегулирования будут эффективны и обеспечат себе международное признание лишь в том случае, если они будут отражать волю всего иракского народа, поставят своей целью достижение реального мира в стране и преодоление разногласий, а не их консервацию или игнорирование.

Государственная Дума призывает все ответственные политические силы в Ираке, а также парламенты заинтересованных иностранных государств поддержать новый орган законодательной власти Ирака в его сложной работе по внутрииракскому урегулированию. Депутаты Государственной Думы ожидают от всех присутствующих в Ираке иностранных сил, как и от международного сообщества в целом, необходимых действий, обеспечивающих всемерное содействие работе иракских депутатов и независимость парламентского процесса. Депутаты Государственной Думы убеждены, что будущее Ирака должно определяться самим народом страны.



Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ