Правительственная комиссия по делам соотечественников за рубежом возобновила свою работу
А.Докучаева
После годичного перерыва Правительственная комиссия по
делам соотечественников за рубежом (далее – Комиссия) возобновила свою работу.
Распоряжением Правительства от 27 января с.г. утвержден новый состав Комиссии.
Председателем Комиссии назначен Министр иностранных дел РФ С.В.Лавров. Его
заместителями стали: генеральный директор МИДа России Д.Г.Завгаев, руководитель
Российского центра международного научного и культурного сотрудничества при МИДе
России Э.В.Митрофанова. Ответственный секретарь Комиссии – С.И.Николаев,
заместитель директора Департамента по гуманитарному сотрудничеству и правам
человека МИДа России. В составе Комиссии произошли изменения, но к счастью
сохранилась и некоторая преемственность. Так, в Комиссии по-прежнему будет
работать К.Ф.Затулин, депутат Государственной Думы, директор Института стран
СНГ, известный политик, уже более 10 лет настойчиво поднимающий вопросы важные
для соотечественников. Его участие в Комиссии дает надежду на то, что работа
Комиссии не погрязнет в бюрократическом болоте, что она будет гласной, открытой
для самих соотечественников. Редакция Информационно-аналитического бюллетеня
Института стран СНГ призывает читателей активно участвовать в осуждении
материалов, касающихся работы Комиссии и вопросов, выносимых на ее рассмотрение.
Деятельность Комиссии будет широко освещаться на страницах бюллетеня.
Комиссия собралась на первое заседание в новом составе
14 февраля в МИДе. Первым делом решены организационные вопросы. Принят план
работы Комиссии на 2005 год. В течение года запланировано 4 заседания.
Второе заседание - в
июне, на нем планируется рассмотреть следующие вопросы:
1.О деятельности Международного совета российских
соотечественников
2.О ходе подготовки к проведению Всемирного конгресса
соотечественников, проживающих за рубежом.
3.О положении соотечественников в государствах Балтии и
мерах по их поддержке.
4.Разное:
- О деятельности рабочей группы по подготовке
предложений по внесению изменений и дополнений в Федеральный закон «О
государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за
рубежом» № 99-ФЗ от 24 мая 1999 года.
Третье заседание – в
сентябре, на нем запланированы следующие вопросы:
1.О ходе подготовки Всемирного конгресса
соотечественников, проживающих за рубежом
2.Об опыте работы Республики Татарстан по работе с
татарской диаспорой за пределами Российской Федерации и привлечению
соотечественников к празднованию 1000-летия г.Казани
3.О положении соотечественников в государствах
Центральной Азии и мерах по их поддержке
4. О приеме соотечественников в вузы Российской
Федерации и деятельности филиалов российских вузов в постсоветских
государствах.
На четвертом заседании – в
декабре, планируется заслушать:
1. Об итогах Всемирного конгресса соотечественников,
проживающих за рубежом и подготовке нормативных актов Правительства Российской
Федерации по регулированию вопросов работы с российской диаспорой на предстоящие
годы.
2.О положении соотечественников в государствах Восточной
Европы (Украина, Молдавия, Белоруссия) и мерах по их поддержке.
3.Об итогах реализации мероприятий по поддержке
соотечественников в 2005 году и задачах на 2006 год.
На первом заседании
подведены итоги расходования средств федерального бюджета на поддержку
соотечественников за 2004 году и представлен проект Перечня направлений
использования бюджетных средств на поддержку соотечественников, проживающих в
странах СНГ и государствах Балтии, и соответствующих расходов в 2005 году. В
связи с бездействием Комиссии в прошлом году эти вопросы рассмотрены с очередным
опозданием - год-то уже дано идет. На заседании Комиссии также рассмотрены
вопросы: о рабочей группе по подготовке предложений по внесению изменений и
дополнений в Федеральный закон «О государственной политике в отношении
соотечественников за рубежом», о венгерском опыте работы с соотечественниками и
возможностях его использования в России.
Заседание Комиссии в новом составе вел ее председатель,
Министр иностранных дел С.В.Лавров. Он подчеркнул, что проблема
соотечественников остается в центре внимания руководства страны, о чем
свидетельствует сохранение статуса Комиссии как Правительственной. Председатель
призвал членов Комиссии и ее аппарат к инициативной работе. Он рекомендовал
активно включиться в процесс формирования бюджета на 2006 и последующие годы для
того, чтобы не только распределять бюджетные средства, но и выступать активными
лоббистами программ поддержки соотечественников. В частности, необходимо
добиваться не только увеличения средств, но и расширения перечня программ, на
которые они могут быть направлены.
О выполнении мероприятий по поддержке соотечественников
в 2004 году и планах на 2005 год доложил ответственный секретарь Комиссии
С.И.Николаев. Он сообщил, что в прошедшем году деньги (252 млн. руб), которые
были выделены впервые полностью (на 99.95%) потрачены. Небольшой остаток – 125
тысяч рублей из тех, что планировалось израсходовать в России, возвращен в
бюджет. Он отметил, что работа по поддержке соотечественников со стороны России
оказывает положительное влияние на руководство в странах проживания. Там, видя
интерес к русским общественным объединениям, театральным и творческим
коллективам, начинают также больше обращать на них внимания и оказывать
содействие. С.И.Николаев сообщил, что на текущий год бюджетом выделено 302.4
млн.руб, что на 20% больше по сравнению с прошлым годом. При планировании
расходования этих денег учитывались обращения соотечественников в
государственные структуры и посольства России. Центральным мероприятием 2005
года станет, по замыслу секретариата, Всемирный конгресс соотечественников.
Сроки и место его проведения должны быть определены в ближайшее время.
Справочная информация об итогах 2004 года и планах на 2005 год, представленная
секретариатом членам Комиссии, опубликована ниже. Более подробные сведения будут
опубликованы в следующем номере бюллетеня.
Вопросы к С.И.Николаеву возникли только у одного члена
Комиссии – К.Ф.Затулина. Он обратил внимание, что по данным мониторинга
положения соотечественников в странах СНГ и Прибалтики, проведенного в 2004
году, о поддержке соотечественников со стороны России знают очень мало. Так
считают, что Россия делает, что может: на Украине – 4.9% опрошенных, в
Казахстане – 3.5%, в лучшем случае – в Латвии – 12.7%. В то же время, не
чувствуют никакой защиты со стороны России: 47.7% - на Украине, 69.9% - в
Казахстане, а в Латвии – почти треть -27.3%. Почему же Комиссия не предлагает
никаких новых подходов в работе, а повторяет из года в год прежние, судя по
результатам опроса, неэффективные схемы? Оказывается, как объяснил Ответственный
секретарь Комиссии, ничего нельзя изменить, пока действует утвержденный
Правительством РФ перечень направлений поддержки соотечественников на 2002-2005
годы. Если и можно что-то предпринять – то только в следующем году.
Комиссия также, за исключением К.Ф.Затулина, с
энтузиазмом отнеслась к идее проведения в 2005 году Всемирного конгресса
соотечественников. Представитель Москвы наперебой с петербуржцем предлагали свои
возможности для организации Конгресса. Но только Затулин, известный
соотечественникам как организатор Съезда соотечественников в Госдуме в 1995
году, создатель Совета соотечественников в Государственной Думе, выступил против
созыва Конгресса в этом году. Он справедливо отметил, что после 2001 года, когда
Президент России выступил на конгрессе соотечественников в Колонном зале в
Москве, нет никаких положительных изменений в политике России по отношению к
соотечественникам. Сейчас нечего предъявить соотечественникам: нет единого
федерального органа по работе с соотечественниками, о котором говорил Президент,
не возобновил работу в новом созыве Госдумы Совет соотечественников,
законодательство о гражданстве, о положении иностранцев в России, о миграции –
только усугубило проблемы, с которыми сталкиваются российские соотечественники в
общении с исторической Родиной. Для исправления ситуации нужно время. За
оставшееся месяцы этого года не успеть что-либо серьезное сделать. Затулин
предложил перенести Конгресс на 2006 год, а вот подготовку к нему начинать
немедленно. Его, кажется, услышал Председатель Комиссии С.В.Лавров. В ближайшее
время он встречается с Президентом. Будет ему докладывать и вопрос о Конгрессе
соотечественников. Но прозвучат ли предостережения от поспешности? Пока Комиссия
приняла тот проект перечня направлений использования средств на поддержку
соотечественников в 2005 году, который представлен секретариатом.
Комиссия решила вопрос о возобновлении работы группы по
совершенствованию закона о соотечественниках, председателем которой является
Председатель Комитета Госдумы по делам СНГ и связям с соотечественниками
А.А.Кокошин. К сведению принята информация о венгерском опыте работы с
соотечественниками. Ниже мы публикуем документы по названным вопросам,
представленные для членов Комиссии.
Еще раз обращаемся к читателям с просьбой присылать
материалы о жизни соотечественников, об их проблемах, предложения для Комиссии,
отзывы о деятельности российских структур по поддержке соотечественников, о
работе посольств Российской Федерации с соотечественниками в странах их
проживания, предложения в российское законодательство.
Состав Правительственной комиссии по делам соотечественников за рубежом
Утвержден распоряжением Правительства
Российской Федерации от « 10 » июня 2002 г. № 771-р
(в ред. распоряжений
Правительства РФ от 15.11.2002 № 1609-р, от 06.03.2003 № 290-р, от 04.07.2003 №
920-р, от 22.07.2003 № 1017-р, от 27.01.2005 №75-р)
1. Лавров С.
В. - Министр иностранных дел Российской Федерации (председатель Комиссии)
2. Завгаев
Д.Г. - генеральный директор МИД России (заместитель председателя Комиссии)
3. Митрофанова
Э.В.
-
руководитель Российского центра международного научного и культурного
сотрудничества при МИД России (заместитель председателя
Комиссии)
4. Акулов Т.Ю.
- директор Департамента внешних связей Президента Республики Татарстан
-государственный советник при Президенте Республики Татарстан по международным
вопросам (по согласованию)
5. Вальков В.
А. - заместитель начальника Управления Президента Российской Федерации по
внешней политике (по согласованию)
6. Васильев В.
В. - заместитель начальника Управления таможенного сотрудничества ФТС России
7. Евдокимов
В. Б. - директор Департамента гражданского и социального законодательства
Минюста России
8. Густов В.
А. - председатель Комитета Совета Федерации по делам Содружества Независимых
Государств (по согласованию)
9. Затулин
К.Ф. - директор Института стран СНГ, депутат Государственной Думы
10. Калина И.И. - директор
Департамента государственной политики в сфере образования Минобрнауки России
11. Кокошин А.А. - председатель
Комитета Государственной Думы по делам Содружества Независимых Государств и
связям с соотечественниками (по согласованию)
12. Косачев К.И. - председатель
Комитета Государственной Думы по международным делам (по согласованию)
13. Ламм Р. Б. - заместитель
директора Департамента бюджетной политики Минфина России
14. Лукин В. П. - Уполномоченный
по правам человека в Российской Федерации (по согласованию)
15. МаргеловМ.В. - председатель
Комитета Совета Федерации по международным делам (по согласованию)
16. Мурадов Г.Л. - руководитель
Департамента международных связей правительства Москвы (по согласованию)
17. Надиров Л.Н. - заместитель
Министра культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации
18. Николаев С.И.
заместитель директора Департамента по
гуманитарному сотрудничеству и правам человека МИД России (ответственный
секретарь Комиссии)
19. Паршиков В. А. - директор
Департамента по гуманитарному сотрудничеству и правам человека МИД России
20. Пищулин А. Д. - заместитель
начальника Управления ФСБ России
21. Погребняк Н.Н. - консультант
Департамента международного сотрудничества Правительства Российской Федерации
22. Прохоренко А.В. -
председатель комитета по внешним связям и туризму г. Санкт-Петербурга (по
согласованию)
23. Садовничий В. А. - ректор
Московского государственного университета имени М.В.Ломоносова (по согласованию)
24. Тюркин М.Л. - заместитель
директора ФМС России
О поддержке соотечественников в 2004 году О работе МИД России по реализации программ поддержки
соотечественников в 2004 году за счет средств федерального бюджета (Справка)
Во исполнение решений Правительственной комиссии по
делам соотечественников за рубежом Министерство концентрирует свои усилия на
организации всей работы по поддержке соотечественников за рубежом с ориентиром
на достижение конкретных социальных и политических результатов. В этой связи во
главу угла был поставлен программно-целевой подход к использованию средств
федерального бюджета, выделенных в 2004 году на мероприятия по поддержке
соотечественников за рубежом. Определены следующие основные направления этой
работы:
-
поддержка и продвижение русского языка в странах проживания
соотечественников;
-
поддержка самоорганизации соотечественников, содействие повышению их роли в
общественной жизни стран проживания;
-
поддержка социально незащищенных слоев соотечественников.
В 2004 году за счет целевых средств федерального бюджета
организованы и проведены следующие мероприятия:
для нужд общеобразовательных школ и других учебных
учреждений с русским языком обучения Азербайджана, Армении, Белоруссии, Грузии,
Киргизии, Литвы, Молдавии, Таджикистана, Узбекистана, Украины и Эстонии в
течение августа - октября с.г. осуществлены поставки учебников,
учебно-методической, справочной, энциклопедической и художественной литературы
российских издательств общим тиражом 2,67 млн. экземпляров (11623 наименований)
на сумму 60,0 млн. рублей;
-
3479 учителей русской словесности и начальных классов общеобразовательных
учреждений с русским языком обучения из государств-участников СНГ и Балтии
прошли профессиональную переподготовку на базе ведущих педагогических
университетов и институтов г. Санкт-Петербурга, Воронежской, Ростовской и Омской
областей Российской Федерации, а также Российско-Киргизского (г. Бишкек),
Российско-Таджикского (г. Душанбе) и Российско-Армянского (г. Ереван) Славянских
университетов;
-
1517 учащихся старших классов общеобразовательных школ с русским языком обучения
из всех государств-участников СНГ и Балтии совершили групповые
учебно-экскурсионные поездки по маршрутам «Москва - Санкт-Петербург - Валаам -
Кижи -Москва», «Москва - города Золотого кольца России - Москва» и «Москва -
Санкт-Петербург - Новгород - Псков - Москва» (с посещением музейных комплексов,
памятников истории и культуры России, природных и историко-культурных
заповедников);
-
3517 детей из социально незащищенных слоев соотечественников в июле -августе
с.г. отдохнули и поправили здоровье в детских учреждениях санаторного типа
Московской, Псковской, Омской областей и черноморского побережья Краснодарского
края;
-
непосредственно в странах проживания соотечественников проведены национальные
этапы олимпиад школьников по русскому языку, математике, физике, химии и
биологии. Победители национальных этапов (общим числом 430 чел.) в период
осенних школьных каникул приглашены в Москву и приняли участие в заключительном
этапе олимпиады;
-
в странах проживания соотечественников проведены конкурсы «Лучший учитель
русской словесности», победители которых (120 чел.) в период осенних школьных
каникул приглашены в Москву и приняли участие в заключительном этапе
конкурса;
-
для более чем 3,0 тысяч организаций соотечественников, школ с русским языком
обучения, ветеранов ВОВ проведена подписка на российские периодические
общественно-политические, массовые, профессиональные издания, а также местные
издания, выходящие на русском языке;
-
52 школы с русским языком обучения Казахстана, Киргизии, Молдавии, Украины и
Эстонии подключены к приему телесигнала российского канала учебного телевидения
«Школьник ТВ»;
-
132 старшеклассника из числа соотечественников, проживающих в Казахстане,
Латвии, Молдавии, Узбекистане, Украине и Эстонии подключены к программе
получения российского образования по программам полного среднего образования с
использованием новейших методик дистанционного обучения на базе ГОУ Центр
образования № 548 «Царицыно» Южного окружного Управления Московского Комитета
Образования;
-
организованы и в течении ноября - декабря т. г. прошли в ряде городов Российской
Федерации гастроли: академического русского драматического театра из г. Бишкека
(Киргизия) в гг. Новосибирске и Томске, из г. Тбилиси (Грузия) - в г.
Ростове-на-Дону и городах области, из г. Еревана (Армения) - в гг. Москве,
Калуге, Туле и Ярославле. Кроме того, в тот же период на базе Союза театральных
деятелей (г. Москва) проведены курсы повышения сценического мастерства
(мастер-классы) для режиссерского и актерского составов Академического русского
драматического театра имени А.С.Пушкина в Ашхабаде (Туркмения) и студентов
русского театрального отделения Литовской консерватории (г. Вильнюс). В странах
проживания соотечественников организованы и проведены 8 мастер - классов для
музыкальных, театральных и иных творческих коллективов соотечественников с
участием педагогов творческих вузов Москвы и Санкт-Петербурга;
-
для 4723 ветеранов Великой Отечественной войны приобретены путевки в санаторные
и лечебные учреждения стран проживания. Ряд ветеранов были направлены на лечение
в Российскую Федерацию;
-
организован и в период 7-10 октября 2004 года в г. Санкт-Петербурге прошел форум
творческой интеллигенции -соотечественников «Русский язык как важнейший фактор
сохранения национального наследия и межнационального общения», в работе которого
приняли участие 220 представителей творческих союзов, общественных организаций
соотечественников, деятели культуры, образования, музейного дела из
государств-участников СНГ и стран Балтии;
-
за счет средств федерального бюджета поддержано проведение Всемирного форума
татарской молодежи» (г. Казань, 27-30 июня 2004 г., организаторы - Администрация
Президента Республики Татарстан, Всемирный конгресс татар) и международный
семинар руководителей и активистов молодежных организаций и секций (г. Москва,
23-25 сентября 2004 г., организаторы - Правительство г. Москвы, Международный
совет российских соотечественников);
-
36524 соотечественникам (ветеранам ВОВ, пенсионерам, многодетным семьям, лицам,
попавшим в сложные жизненные ситуации) оказана разовая материальная помощь,
связанная, в основном, с приобретением дорогостоящих лекарств, слуховых
аппаратов и протезов, зимней одежды и оплатой социальных расходов (погребение и
т.п.).
В соответствии с российским законодательством
мероприятия, организованные на территории Российской Федерации, проведены на
конкурсной основе.
В результате бюджет 2004 года исполнен в сумме 251,874
млн. рублей. Остаток бюджетных средств, образованный в результате экономии, в
сумме 0,126 млн. рублей (0,05 % от общей суммы бюджетных ассигнований) возращен
в федеральный бюджет.
Департамент по гуманитарному сотрудничеству и правам
человека МИД России
О планах на 2005 год Пояснительная записка к Перечню направлений использования
бюджетных средств на поддержку соотечественников, проживающих в
государствах-участниках СНГ и государствах Балтии, и соответствующих расходов в
2005 году
Поддержка соотечественников, проживающих за рубежом,
является одним из приоритетных направлений государственной политики Российской
Федерации. Основные принципы, цели и направления этой политики определены в
«Основных направлениях поддержки Российской Федерацией соотечественников за
рубежом на 2002-2005 годы», утвержденных распоряжением Правительства Российской
Федерации от 28 ноября 2002 года № 1663-р.
Использование средств федерального бюджета на эти цели
осуществляется в соответствии с правилами, утвержденными постановлением
Правительства Российской Федерации от 22 мая 2002 года № 330. Средства
федерального бюджета направляются на реализацию культурно-образовательных
программ, проведение информационно-просветительских мероприятий в интересах
сохранения и развития национально-культурной самобытности российской диаспоры, а
также на поддержку социально незащищенных групп соотечественников, прежде всего
ветеранов ВОВ и труда, оказавшихся в сложных (кризисных) жизненных
ситуациях.
Главным распорядителем средств на поддержку
соотечественников является Министерство иностранных дел Российской Федерации.
Средства на поддержку соотечественников используются как на территории
Российской Федерации, так и за рубежом в объемах, ежегодно определяемых решением
Правительственной комиссии по делам соотечественников за рубежом.
Ключевыми задачами на 2005 год в сфере поддержки
соотечественников за рубежом являются:
поддержка самоорганизации соотечественников в интересах
консолидации и повышения роли российской диаспоры в общественно-политической,
экономической, социальной и культурной жизни государств проживания;
продвижение русского языка и культуры в страны
проживания соотечественников;
содействие развитию и укреплению связей
соотечественников с Россией.
Содействие самоорганизации соотечественников
предполагается обеспечить поддержкой мероприятий, организуемых общественными
объединениями в связи с юбилейными и памятными датами российской истории и
культуры, 60-летию Победы в Великой Отечественной войне {мероприятия организуются непосредственно в странах
проживания соотечественников российскими посольствами и генконсульствами),
проведением мероприятий, призванных содействовать консолидации российской
диаспоры (проведение в Москве Всемирного конгресса
соотечественников, проживающих за рубежом, форумов соотечественников,
приуроченного к празднованию 1000-летию Казани, годовщине памяти жертв трагедии
в г. Беслане).
Продвижение русского языка и культуры в государства
проживания соотечественников, с учетом особенностей и специфики их положения в
той или иной стране, планируется обеспечить поддержкой образования на русском
языке (поставки учебной, методической, справочной и
художественной литературы для нужд школ с русским языком обучения;
профессиональная переподготовка учителей русской словесности и других
гуманитарных дисциплин на базе российских учебных заведений; проведение олимпиад
школьников по русскому языку и литературе, конкурсов на звание «Лучший учитель
русской словесности»; подключение школ с русским языком обучения к
приему телевизионных программ
российской телекомпании «Школьник ТВ»; содействие подключению соотечественников
в программы российских учебных заведений, осуществляющих обучение по методикам
дистанционного образования, проведением семинара заведующих кафедрами русской
словесности высших учебных заведений стран проживания соотечественников),
содействием функционированию очагов русской культуры в странах проживания
соотечественников (поддержка профессиональной
деятельности русских театров; содействие деятельности творческих коллективов
соотечественников), содействием в распространении среди соотечественников
российских и иных печатных периодических изданий на русском языке (подписка организаций соотечественников, школ с русским
языком обучения на российские массовые, общественно-политические и
профессиональные печатные издания).
Укрепление всесторонних связей соотечественников с
исторической родиной будет обеспечено расширением возможностей участия
представителей диаспоры в мероприятиях, проводимых на территории Российской
Федерации, а также проведением специальных мероприятий по усилению интереса
соотечественников к изучению и пропаганде истории и культуре России в странах
своего проживания.
Решение вышеуказанных задач предполагается обеспечить в
рамках мероприятий, сгруппированных в программы поддержки соотечественников,
проживающих за рубежом.
В 2005 году предлагается осуществить финансирование
мероприятий по поддержке соотечественников за рубежом из средств федерального
бюджета в объеме 302,4 млн. рублей по следующим направлениям:
поддержка самоорганизации
соотечественников, содействие повышению их роли в общественной жизни стран
проживания - 65,6 млн. рублей, в том числе:
а)
проведение в странах проживания соотечественников мероприятий, посвященных
юбилейным датам выдающихся деятелей российской культуры, памятным датам
российской истории - 20,0 млн. рублей;
проведение торжественных приемов, посвященных
государственным праздникам России (День Победы, День России, Новый Год). Данный
пункт включен в связи с многочисленными обращениями общественных организаций
соотечественников. По мнению соотечественников, эти акции будут способствовать
росту авторитета общественных организаций российской диаспоры в странах
проживания и их консолидации. На эти цели предлагается выделить 2,5 млн. рублей
(до 200 чел. на каждом мероприятии во всех странах СНГ и Балтии из расчета 300
руб./чел.);
б)
проведение в странах проживания соотечественников мероприятий, посвященных
60-летию Победы в Великой Отечественной войне, а также содействие участию
ветеранов ВОВ в мероприятиях за пределами стран проживания, посвященных этой
дате - 16,3 млн. рублей;
в)
содействие распространению информации правозащитных организаций
соотечественников о положении российской диаспоры в странах СНГ и Балтии - 3,0
млн. рублей (организация мониторинга положения соотечественников силами их
правозащитных организаций и представление обобщающих докладов от независимых
неправительственных организаций при рассмотрении вопросов положения национальных
меньшинств ОБСЕ, Советом Европы и др. международными организациями);
г)
организация и проведение в Москве Всемирного конгресса соотечественников,
проживающих за рубежом - 19,9 млн. рублей (мероприятие проводится по просьбам
соотечественников. Первый аналогичный конгресс с участием Президента Российской
Федерации прошел в Москве 11-12 октября 2001 года. На конгресс 2005 года (2 дня
работы + день приезда и отъезда = 4 дня) планируется пригласить до 700
иностранных участников - соотечественников, проживающих в 50 странах мира.
Расчеты потребностей в расходах произведены, исходя из действующих тарифов авиа
и железнодорожных перевозок из стран проживания соотечественников до Москвы и
обратно (5,0 млн. рублей), действующих норм расходов по приему иностранных
делегаций на проживание (4,75 млн. рублей), питания (1,75 млн. рублей), а также
действующих расценок (определенных путем сопоставления цен) на аренду
автотранспорта (1,2 млн. рублей, включая аренду 25 автобусов для перевозок
участников конгресса в течении 4-х дней), аренду помещения для проведения
конгресса (1,6 млн. рублей, включая расходы на аренду звуко-и светотехнического
оборудования, административного и технического персонала, оформительских работ,
фитодизайна зала), разработку и изготовление печатной продукции и папок
участников конгресса (0,65 млн. рублей), издание массовым тиражом для
распространения среди соотечественников итоговых материалов конгресса (1,85 млн.
рублей), культурную программу для участников конгресса (1,5 млн. рублей, включая
приобретение билетов на экскурсии, посещение музеев, театров Москвы,
изготовление венка для возложения на могиле Неизвестного солдата),
организационные и непредвиденные расходы (1,6 млн. рублей, включая изготовление
информационных транспарантов - растяжек, осуществление фотосъемки конгресса,
аренду оргтехники, аренду выставочных стеллажей, оплату международных
переговоров и непредвиденные расходы);
д)
содействие в проведении форума соотечественников, посвященного 1000-летию Казани
- 1,5 млн. рублей (за счет этих средств оплачивается проезд участников
мероприятия из стран СНГ и Балтии. Расходы на проведение мероприятия - за счет
Правительства Республики Татарстан).
е)
содействие в проведении в Эстонии международного фестиваля молодежи стран Балтии
и России «Молодежь против террора», посвященного памяти жертв трагедии в г.
Беслане - 0,9 млн. рублей. Указанное мероприятие проводится по инициативе
организаций соотечественников в Эстонии и предполагает участие в нем молодежи
стран Балтии и России. В программе фестиваля - встречи молодых политологов,
школьников и студентов (включая школьников из г. Беслана), конкурсы плакатов,
выступления молодежных ансамблей рок - музыки и т.д. Мероприятия в рамках
фестиваля начнутся 1 сентября у посольства России в Таллине, а завершатся 11
сентября у посольства США в Таллине (в память жертв теракта в Нью-Йорке).
Программа фестиваля, впервые проводимого в подобном формате на территории
Евросоюза, предполагает привлечение внимания общественности к необходимости
международной консолидации в борьбе с терроризмом.
поддержка и продвижение русского
языка в странах проживания соотечественников - 166,5 млн. рублей, в том
числе:
а)
закупка и поставка учебной, методической, справочной, художественной и иной
социально значимой литературы для образовательных учреждений с преподаванием на
русском языке, библиотек, учреждений культуры и науки, общественных организаций
соотечественников в зарубежных осударствах - 61,0 млн. рублей (из них поставка
учебников и методической литературы - 20,0 млн. рублей; пополнение фондов
библиотек в странах проживания соотечественников художественной, справочной,
энциклопедической и другой социально значимой литературой на русском языке -
40,0 млн. рублей);
б)
организация на базе педагогических университетов и институтов повышения
квалификации Российской Федерации, а также Славянских университетов в Бишкеке
(Киргизия), Душанбе Таджикистан) и Ереване (Армения) курсов повышения
квалификации и переподготовки учителей русской словесности, гуманитарных
предметов и начальных классов школ с русским языком обучения - 26,0 млн. рублей
(указанные средства позволят осуществить переподготовку порядка 3500
учителей);
в)
организация и проведение в странах проживания соотечественников олимпиад
школьников и их заключительных этапов в Российской Федерации - 8,0 млн. рублей
(в стране проживания в олимпиаде принимают участие все желающие школьники, на
заключительный этап в Россию приглашаются порядка 400 победителей 1 -го этапа
олимпиады);
г)
содействие проведению «Пушкинского конкурса» среди учителей русской словесности
школ СНГ и Балтии - 0,5 млн. рублей. Данный конкурс ежегодно организуется и
проводится «Российской газетой». Средства федерального бюджета предлагается
направить на оплату проезда победителей конкурса для участия в церемонии их
награждения в Москву и обратно.
д)
организация и проведение конкурса среди учителей школ с русским языком обучения
стран проживания соотечественников «Лучший учитель русской словесности» - 5,0
млн. рублей (до 100 победителей конкурса в странах проживания будут приглашены в
Москву для обмена опытом с российскими коллегами);
е)
проведение учебно - образовательных экскурсионных маршрутов (поездки детей
старшего школьного возраста по городам Золотого кольца России, в Санкт-Петербург
и др.) - 24,0 млн. рублей (оплата путевок и проезда от мест проживания в РФ и
обратно порядка 2000 старшеклассников);
ж)
поддержка русской культуры в зарубежных государствах: проведение курсов
повышения квалификации (мастер - классов) актерских составов русских театров,
творческих объединений соотечественников; содействие участию творческих
коллективов соотечественников в конкурсах и фестивалях, организуемых в
Российской Федерации; содействие в организации постановочных и гастрольных
проектов русских театров стран СНГ и Балтии - 19,3 млн. рублей;
з)
оплата дистанционного обучения одаренных детей - соотечественников в российских
образовательных учреждениях - 6,0 млн. рублей (оплата обучения и очного
пребывания детей во время сдачи экзаменов за пройденный курс обучения в
Российской Федерации [13,0 тыс. рублей (обучение) + 17,0 тыс. рублей (проезд и
пребывание в РФ в течении 10 дней)] х 200 детей = 6,0 млн. рублей;
и) содействие в подключении школ с русским языком
обучения к приему российского образовательного телеканала «Школьник ТВ» - 4,0
млн. рублей (оплата подключения 72 школ 6 стран СНГ и Балтии посредством
локальных сетей кабельного телевидения в странах пребывания к приему телепередач
«Школьник ТВ» и годового (10 месяцев учебного года) абонентского
обслуживания);
к) оказание информационной поддержки соотечественников -
16,0 млн. рублей (подписка порядка 2500 организаций, объединений
соотечественников и их активистов, а также 300 образовательных учреждений с
русским языком обучения на российские печатные средства массовой информации, а
также печатные издания соотечественников в странах проживания);
л) организация и проведение среди соотечественников
семейных конкурсов на знание истории и культуры России - 2,3 млн. рублей.
Конкурс среди семей соотечественников организуется представительствами
Росзарубежцентра в странах СНГ и Балтии с привлечением средств массововй
информации стран пребывания и России. Победители конкурса совершат 2-х недельную
туристическую поездку по историческим метам России;
м) организация и проведение семинара заведующих
кафедрами русской словесности российско-национальных (славянских) университетов
и высших учебных заведений стран СНГ и Балтии по проблемам совершенствования
преподавания русского языка в высшей школе -1,7 млн. рублей. Проведение
мероприятия предлагается во исполнение рекомендаций состоявшегося в октябре 2004
года в Санкт-Петербурге международного форума творческой интеллигенции из числа
соотечественников «Русский язык как фактор сохранения национального наследия и
межнационального общения». В подобном формате мероприятие проводится впервые за
последние 15 лет.
поддержка социально незащищенных
слоев соотечественников - 57,0 млн. рублей, в том числе:
а) организация оздоровительного отдыха детей из
социально незащищенных семей (включая детей сирот) в детских лагерях и
учреждениях санаторного типа Российской Федерации - 10,0 млн. рублей (оплата
путевок и проезда от мест проживания до мест отдыха и обратно порядка 1200
детей);
б)
организация медицинской реабилитации ветеранов ВОВ в санаторно- лечебных
учреждениях Российской Федерации и стран проживания - 17,0 млн. рублей (оплата
путевок и проезда от мест проживания до мест лечения и обратно порядка 5000
ветеранов);
в)
целевые средства для оказание безвозмездной экстренной гуманитарной, юридической
и другой необходимой помощи соотечественникам, проживающих за рубежом - 30,0
млн. рублей (разовая помощь ветеранам ВОВ и труда, инвалидам и одиноким
пенсионерам в размере до 3,0 тыс рублей х 9000 чел. = 27,0 млн. рублей; 3,0 млн.
рублей направляются на оплату адвокатских услуг ветеранам ВОВ и советских
правоохранительных органов, подвергающихся судебным преследованиям по
политическим мотивам).
Департамент по гуманитарному сотрудничеству и правам человека МИД России
О рабочей группе по работе над поправками в закон о соотечественниках Протокольное решение (проект)
заседания Правительственной комиссии по делам соотечественников за рубежом от 14
февраля 2005 г. «О рабочей группе по подготовке предложений по внесению
изменений и дополнений в Федеральный закон "О государственной политике
Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом" № 99-ФЗ от 24 мая
1999 года»
1.В целях совершенствования законодательной базы
государственной поддержки соотечественников признать целесообразным возобновить
деятельность межведомственной рабочей группы по подготовке предложений о
внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О государственной политике
Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом" №
99-ФЗ от 24 мая 1999 года.
2. Руководителем рабочей группы назначить председателя
Комитета по делам СНГ и связям с
соотечественниками Государственной Думы Федерального
Собрания Российской Федерации А.А.Кокошина, наделив
полномочиями при необходимости привлекать к работе группы необходимых
специалистов.
3.Членам Комиссии в недельный срок внести предложения по
персональному составу рабочей группы.
4. Руководителю группы доложить о предварительных
результатах ее работы на заседании Комиссии в июне 2005 года. Пояснительная записка к проекту протокольного решения
заседания Правительственной комиссии по делам соотечественников за рубежом от 14
февраля 2005 г. «Разное. О рабочей группе по подготовке предложений по внесению
изменений и дополнений в Федеральный закон «О государственной политике
Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом» № 99-ФЗ от 24 мая
1999 года»
Необходимость совершенствования законодательства,
регулирующего взаимоотношения России и ее диаспоры вызвана многочисленными
обращениями граждан.
Наиболее часто упоминаются следующие положения закона №
99-ФЗ от 24 мая 1999г.:
·
декларативный характер закона не позволяет органам власти в центре и на местах
реагировать на предметные и весьма конкретные просьбы и обращения
соотечественников;
·
размытость определения соотечественников затрудняет работу органов власти
российской Федерации с этой категорией граждан, не позволяет выделить ее из
других категорий постоянных жителей стран постсоветского пространства;
· не
определены возможности практического использования документа, подтверждающего
принадлежность к российским соотечественникам, выдача которого предусмотрена
законом.
В последнее время участились обращения органов
исполнительной власти субъектов Российской Федерации в связи с изменениями,
внесенными в закон о соотечественниках известным 122 законом, согласно которым
регионы России оказались лишены возможности участия в реализации программ
поддержки соотечественников за счет собственных бюджетных средств.
Решением Комиссии от 26 февраля 2004 г. была учреждена
рабочая группа по подготовке предложений о внесении изменений и дополнений
взакон о соотечественниках. Однако, вследствие причин, связанных с проводимой
административной реформой, работа группы не была завершена. Внесение же
изменений в ее персональный состав не представлялись возможными до возобновления
работы Комиссии.
В связи с изложенным предлагается подтвердить полномочия
председателя рабочей группы и поручить членам Комиссии внести предложения по ее
персональному составу.
О венгерском опыте работы с соотечественниками О венгерском опыте работы с зарубежными соотечественниками
(Информация)
Венгрия, утратившая по Трианонскому мирному договору
1920 г. почти 3/4 территории и 2/3 населения, накопила уникальный опыт поддержки
зарубежных соотечественников (при населении страны 10 млн.чел. около 5 млн.
венгров проживают за ее пределами, в т.ч. до 3 млн. - компактно в соседних
странах).
Защита прав венгерских нацменьшинств за рубежом является
одним из главных направлений как внешней, так и внутренней политики Венгрии.
Будапешт поддерживает т.н. "двунаправленную интеграцию" венгерских общин, что в
идеале подразумевает сохранение этнических венгров в местах нынешнего
проживания, их полноценное участие в жизни государств, гражданами которых они
являются, при укреплении собственной национально-культурной самобытности,
сознания принадлежности к единой венгерской нации.
1. Венгерская система защиты зарубежных
соотечественников базируется на конституционной норме (статья 6, пункт 3),
введенной в основной закон страны в 1989 г. и провозглашающей обязательство
Будапешта развивать связи с проживающими за рубежом венграми. В Венгрии нет
единого всеобъемлющего закона, регламентирующего государственную политику в этой
сфере, однако насчитывается порядка 200 нормативных актов (около трети принято
парламентом, остальные - правительством и отдельными ведомствами), регулирующих
предоставление помощи зарубежным соотечественникам.
Законодательство Венгрии построено таким образом, чтобы
предоставление льгот проживающим за границей венграм не стало причиной их
массовой иммиграции. На данный момент 10-миллионная Венгрия не в состоянии
предоставить еще 3-3,5 миллионам венгров из сопредельных стран равные
возможности на рынке труда, в социальной сфере и т.п.
Основной целью является такое урегулирование прав
зарубежных венгров в области культуры, экономики, образования, социальной сферы
и здравоохранения на исторической родине, чтобы эти права становились основой
для их процветания на родине географической. Имеющиеся льготы сопровождаются
ограничениями, гарантирующими возвращение зарубежных венгров в места их
постоянного проживания (например, студенты, обучающиеся в Венгрии, обязуются
после окончания вуза вернуться в государство проживания и отработать там минимум
столько лет, сколько учились).
Важнейшим этапом в развитии законодательства по защите
венгерских меньшинств стало принятие Госсобранием Венгрии 19 июня 2001 г.
рамочного закона "О венграх, проживающих в соседних странах" (вступил в силу 1
января 2002 г.). Принятие этого правового акта было одним из главных пунктов
программы находившейся у власти правоцентристской коалиции, представители
которой подчеркивали его политическое значение как символа воссоединения
венгерской нации без пересмотра границ.
Согласно закону, проживающие в соседних странах (за
исключением Австрии, которая по настоянию ЕС выведена из-под его действия)
этнические венгры получили на территории Венгрии особый правовой статус,
выделяющий их из числа остальных иностранцев. Введенные правовым актом
"удостоверение зарубежного венгра", а также "удостоверение члена семьи
зарубежного венгра" дают право на льготы в различных сферах.
В области культуры и образования субъекты закона
получают на территории Венгрии права, равные с правами венгерских граждан. Они
могут бесплатно пользоваться венгерскими библиотеками, имеют льготы при
получении услуг, предоставляемых государственными музеями и общественными
культурными учреждениями. Ученые из числа зарубежных венгров вправе стать
действительными членами Венгерской Академии наук, студенты вузов - пользоваться
правами, предоставленными венгерским гражданам законом "О высшем образовании".
При участии в образовательных программах негосударственного финансирования
венгры из сопредельных стран вправе обращаться за возмещением затрат в созданные
для этой цели общественные фонды. Для зарубежных венгров, преподающих на
венгерском языке в странах своего постоянного проживания, предусмотрено
прохождение курсов повышения квалификации на льготных условиях. Они также
пользуются всеми льготами, предоставляемыми преподавателям-гражданам Венгрии. В
законе отдельно оговаривается предоставление поддержки вузам сопредельных стран,
ведущих обучение на венгерском языке, а также студентам этих учебных
заведений.
Особые права за владельцами удостоверений закреплены в
сфере трудоустройства. Выдача им разрешений на работу в Венгрии на срок до трех
месяцев каждого календарного года осуществляется без учета т.н. страновых квот
для соответствующих государств и даже без предварительной оценки ситуации на
трудовом рынке. При этом заявители вправе обратиться в созданные для этой цели
некоммерческие фонды за возмещением расходов, связанных с выполнением
юридических условий получения разрешения. Занимаясь трудовой деятельностью на
территории Венгрии, зарубежные венгры включаются в систему социального
обеспечения и медицинского обслуживания. В связи с этим они обязаны платить
взносы в фонды медицинского страхования и социального обеспечения в соответствии
с венгерским законодательством, на основании чего получают право на пользование
соответствующими услугами. За владельцами удостоверений закреплены также льготы
при пользовании общественным транспортом, а также при поездках по Венгрии.
"Статусный закон" вызвал резкую критику в адрес
Будапешта со стороны соседей и в случаях с Румынией и Словакией (где проживает
наибольшее число зарубежных венгров, подпадающих под действие закона) стал
причиной обострения двусторонних отношений. Правительства этих стран вступили
против "экстерриториального действия закона", осудили открытие на их территории
информационных пунктов, координирующих выдачу удостоверений, и решительно
отвергли предоставление дотаций отдельным гражданам на основании их этнической
принадлежности.
В отношениях с Бухарестом Будапешт вынужден был пойти на
уступки, которые были зафиксированы в согласительном заявлении, подписанном
главами правительств В.Орбаном и А.Нэстасе 22 декабря 2001 г. в Будапеште.
Венгрия признала за всеми румынскими гражданами равные права по трудоустройству,
предоставляемые статусным законом, декларировала отказ от поддержки действующих
в Румынии венгерских политических организаций иначе как с согласия местных
властей. Позиция Братиславы была выражена в заявлении словацкого парламента
(февраль 2002 г.), гласящем, что "статусный закон" противоречит международному
праву, нарушает целостность юридической системы Словакии, служит основой
нестабильности в регионе. В дальнейшем то обстоятельство, что "статусный закон"
стал одним из ключевых элементов предвыборной кампании в Венгрии, вынудили
словацкую сторону отложить окончательное решение вопроса до формирования в
Венгрии нового правительства. Выжидательную позицию заняла и украинская сторона,
в январе 2002 г. заявившая о необходимости распространить предоставляемые
"статусным законом" льготы по трудоустройству в Венгрии на всех украинских
граждан, проживающих в Закарпатье, вне зависимости от их этнического
происхождения (румынский вариант).
2. Поддержка соотечественников как особое направление
деятельности инкорпорировано в статуты всех профильных министерств. Координацию
их работы осуществляет Ведомство по делам зарубежных венгров (ВДЗВ). Ведомство
является основной структурой, на которую замыкаются главные направления политики
Венгрии в сфере поддержки зарубежных соотечественников: сотрудничество с
властями сопредельных стран по делам нацменьшинств (двусторонняя и
многосторонняя дипломатия); т.н. "венгеро-венгерские связи" (отношения с
соотечественниками за рубежом); координация исполнения положений закона "О
венграх, проживающих в соседних странах". Специалисты ВДЗВ проводят экспертную
оценку законодательных актов и соглашений, затрагивающих интересы зарубежных
венгров, вносят предложения в правительство, в т.ч. по финансированию
приоритетных программ и направлений, а также оказывают содействие приграничному
сотрудничеству в области культуры, образования и т.п.
Ведомство было создано в 1992 г. одновременно с
упразднением Секретариата по делам зарубежных венгров (учрежден в 1989 г.).
Первоначально оно входило в состав канцелярии премьер-министра, в 1998-2002 гг.
курировалось МИДом, сохраняя при этом свою административную самостоятельность.
После прихода к власти коалиции социалистов и свободных демократов (май 2002 г.)
было принято решение о возвращении ВДЗВ в структуру правительства. Несмотря на
неоднократную смену места в структуре правительства ВДЗВ всегда сохраняло
оперативную и финансовую самостоятельность вкупе с правом законодательной
инициативы.
Председателя Ведомства по делам зарубежных венгров
назначает премьер-министр по представлению политического госсекретаря МИД
(статс-секретаря); его заместителей и генерального секретаря Ведомства -
министр-руководитель канцелярии премьер-министра по представлению главы
ВДЗВ.
В структуру ВДЗВ входят Главная дирекция политических
связей (включает пять территориальных отделов, а также рефературу по делам
венгерских церковных, студенческих и молодежных организаций) и восемь
функциональных управлений (управление стратегического анализа и планирования;
управление документации и прессы; экономическое управление; управление права;
организационное управление; управление информации; управление экономики и
сотрудничества за рубежом; управление развития и предоставления дотаций).
3. В отношениях с соседними странами Венгрия
последовательно проводит политику защиты интересов зарубежных соотечественников.
Договорно-правовая база (соглашения с сопредельными государствами, кроме
Австрии, о защите нацменьшинств, соответствующие разделы базовых договоров с
Румынией, Словакией, Украиной) является важным дополнением к механизмам защиты
прав нацменьшинств в рамках международных организаций. Межгосударственный диалог
ведется в рамках смешанных комиссий по делам нацменьшинств, созданных на основе
существующих двусторонних соглашений и действующих на постоянной основе. ВДЗВ
активно участвует в подготовке заседаний вместе с территориальными управлениями
МИД Венгрии и компетентными министерствами. Председатель Ведомства является
сопредседателем венгеро-словенской и венгеро-хорватской комиссии по проблемам
национальных меньшинств и подкомиссии по делам меньшинств венгеро-румынской
смешанной межправительственной комиссии, а также выполняет обязанности
заместителя сопредседателя в венгеро-словацкой и венгеро-украинской комиссиях по
меньшинствам.
4. Принципиально новым моментом в политике укрепления
связей с зарубежными соотечественниками стало учреждение в 1999 г. т.н.
Постоянной венгерской конференции. Ее участниками стали венгерские парламентские
партии, общественные организации и политические партии зарубежных венгров,
представленные в парламентах и региональных органах власти государств их
проживания, а также Всемирный союз венгров (последний в данном случае выражает в
основном интересы западной венгерской диаспоры).
Первое заседание ПВК состоялось в феврале 1999 года. С
октября 1999 г. в рамках ПВК действуют 6 экспертных комиссий - по вопросам:
европейской интеграции (в числе первоочередных задач - решение вопросов
регионального сотрудничества и визовой политики); гражданства и местного
самоуправления; экономики; социального обеспечения и здравоохранения;
образования; культуры.
Созданные для содействия эффективной работе Конференции
комиссии призваны давать правительству рекомендации по актуальным вопросам
политики в отношении соотечественников за рубежом. Они играли активную роль в
выработке рекомендаций по содержанию "статусного закона". Председателями
комиссий являются госсекретари или заместители госсекретарей компетентных
министерств. В состав комиссий (20 чел.) входят эксперты правительства,
венгерских парламентских партий и организаций зарубежных венгров, участвующих в
Постоянной венгерской конференции. Задача административного руководства и
координации действий экспертных комиссий ПВК возложена на ВДЗВ.
Несмотря на свою достаточно короткую историю и статус
консультативного органа. Постоянная венгерская конференция уже является
авторитетным форумом. В соответствии с постановлением Госсобрания Венгрии от 26
марта 1999 г. правительство должно не менее одного раза в год отчитываться перед
парламентом о выполнении политических задач в области поддержки зарубежных
венгров, включая выполнение рекомендаций ПВК.
Пятое заседание Постоянной венгерской конференции прошло
16-17 июля 2002 г. в Будапеште по инициативе сформированного в мае 2002 г.
социал-либерального правительства, стремившегося продемонстрировать
преемственность в обеспечении защиты прав зарубежных соотечественников. Вместе с
тем по-новому были расставлены акценты, что было определено стремлением
социалистов и свободных демократов проводить более взвешенную политику в данной
области. Премьер-министр П.Медьеши заявил о своей ответственности за судьбу
зарубежных венгров при строгом соблюдении суверенитета государств, в которых они
проживают. Диалог с правительствами сопредельных стран провозглашен основой
решения спорных вопросов вокруг "статусного закона". Признана необходимость
внесения поправок в данный правовой акт с учетом международных обязательств
Венгрии и рекомендаций Венецианской комиссии Совета Европы.
5. Важнейшим направлением политики Венгрии в отношении
зарубежных соотечественников является оказание им материальной помощи. Средства
для общественных организаций зарубежных венгров до настоящего времени
распределялись через систему государственных и общественных фондов. В каждом из
сопредельных государств действуют отделения этих фондов (т.н. субкуратории),
аккумулирующие заявки организаций и общин, а затем направляющие их в Будапешт,
где находятся куратории. На местах работают только представители стран
проживания, и венгерские посольства в рассмотрении заявок участия не
принимают.
Основные фонды, участвующие в оказании материальной
поддержки зарубежным венграм:
- фонд им. Д.Йиеша - финансирует программы в области
развития инфраструктуры образовательных, научных и культурных учреждений и
деятельность таких учреждений, а также издательскую деятельность.
- фонд «Новое рукопожатие» - создан для поддержки
организованных зарубежными соотечественниками предприятий малого и среднего
бизнеса, оказания им помощи в выявлении и привлечении ресурсов, в том числе - за
счет региональных программ ЕС, в установлении контактов с работающими в данной
области организациями Венгрии и сопредельных стран.
- фонд им. Я.Апацаи Чере - финансирует создание и
расширение системы высшего и специального образования на родном языке для
представителей зарубежных венгерских общин и венгерской диаспоры.
- фонд им. Л.Мочари - финансирует социальные программы и
программы в области здравоохранения.
- фонд «Рука помощи» - оплачивает лечение зарубежных
соотечественников чаще всего - из Закарпатья и Трансильвании, с 1999 г. - также
и воеводинских венгров) как на территории Венгрии, так и в странах их
постоянного проживания.
- фонд «Pro Hungaris» - специализируется на обеспечении
зарубежных енгерских общин книгами.
Система фондов неоднократно подвергалась резкой критике
в связи с отсутствием четких механизмов контроля над распределением средств, что
в ряде случаев приводило к их нецелевому использованию. Указывалось на то, что
выделение помощи зависит от лояльности заграничных венгерских организаций
правящей в Венгрии партии. В связи с этим был провозглашен курс на
реформирование системы. В основу реформы будет положен принцип выделения средств
через государственный бюджет под непосредственным контролем правительственных
структур, однако еще не ясно, в каких организационных формах это будет
происходить. Протокольное решение заседания
Правительственной комиссии по делам соотечественников за рубежом от 14 февраля
2005 г. «Разное. О венгерском опыте работы с соотечественниками и возможностях
его использования в Российской Федерации»
1. Поручить МИД России проработать вопрос о
целесообразности создания общественного органа по взаимодействию основных
политических сил страны и диаспоры, его организационных формах и возможном
взаимодействии с формируемой в Российской Федерации Общественной палатой. О
результатах доложить на очередном заседании Комиссии. Пояснительная записка к проекту протокольного решения
заседания Правительственной комиссии по делам соотечественников за рубежом от 14
февраля 2005 г. «Разное. О венгерском опыте работы с соотечественниками и
возможностях его использования в Российской Федерации»
Подробное ознакомление с направлениями использования
средств бюджета Венгрии на цели поддержки соотечественников показывает, что
серьезных различий с аналогичной работой в России не наблюдается: и в том, и в
другом случаях упор делается на поддержку образования на родном для
соотечественников языке, сохранение культурного наследия и очагов национальной
культуры, укрепление всесторонних связей с исторической родиной.
Вместе с тем, при определенной схожести подходов, венгры
стремятся решить проблемы своей диаспоры через активизацию и поддержку
«этнических» венгерских партий, созданных практически во всех сопредельных
странах. Эта специфика, как представляется, малоприменима для нас.
Самоопределение наших соотечественников в государствах,
образованных на пространстве бывшего СССР, не пошло по пути формирования
политических партий с «этническим лицом». Справедливости ради нужно заметить,
что такие попытки предпринимались в середине 90-х годов, но встретив жесткое
противодействие властей и неготовность собственно соотечественников к массовому
участию в деятельности политических партий, постепенно сошли на нет. Исключением
являются Русское движение на Украине, партия «За права человека в единой Латвии»
(ПЧЕЛ), которые, однако, не пользуются массовой поддержкой населения в своих
странах и, после «вспышки» успеха на общенациональных и муниципальных выборах в
1996-1999 гг, потеряли заметное влияние на политические процессы.
В большинстве государств СНГ власти на законодательном
уровне запретили возможность учреждения «этнических» партий и направили процесс
консолидации национальных меньшинств в русло формирования общественных
организаций и объединений. При этом на пути создания крупных общественных
объединений наших соотечественников ставились всякого рода препятствия (как
правило, процедурного плана). В результате возникли десятки небольших по
численности и степени влияния на диаспору организаций, которые, к тому же,
постоянно враждуют между собой (в основном, за «лидерство» в проведении
мероприятий, финансируемых Россией). В некоторых странах власти, напротив, сочли
наиболее приемлемым для себя наличие одной крупной организации российских
соотечественников (Азербайджан, Узбекистан). Деятельность последних, однако,
находится под постоянным контролем, а их лидеры «обласканы» вниманием властей
(лидер Русской общины Азербайджана М.Забелин является депутатом парламента, а
лидер Русской общины Узбекистана С.Герасимова - членом различных консультативных
органов при правительстве, отмечена государственными наградами).
Предпринятые попытки объединить разрозненные организации
соотечественников сколь-нибудь серьезным успехом пока не увенчалась. В середине
90-х годов было создано Координационное совещание организаций соотечественников
Закавказья (ныне, к сожалению, бездействует). Координационные совещания
организаций соотечественников созданы в Белоруссии, Грузии, Казахстане,
Киргизии, Молдавии и Эстонии, однако их «активность» также, в основном,
ограничена вопросами «дележа» помощи, предоставляемой Россией из средств
федерального бюджета.
Важной особенностью российской диаспоры является ее
многонациональный состав. Организации нерусских народов России за рубежом
предпочитают взаимодействовать не с центром, а с республиками в составе
Российской Федерации, демонстрируют обособленность от других организаций
соотечественников в странах своего пребывания. Нередки случаи, когда они
подпадают и под влияние сил за пределами России. На практике это приводит,
например, к тому, что организации соотечественников финно-угорских народов имеют
больше контактов с Будапештом, Таллином и Хельсинки, чем с Москвой, Ижевском и
т.д.
Вышеотмеченные особенности самоорганизации российской
диаспоры являются, пожалуй, основным препятствием на пути прямого заимствования
венгерского опыта применительно к работе с российскими соотечественниками.
Следует также заметить, что активная поддержка венгерских партий вызывает
критику в сопредельных странах: не прекращаются упреки в попытках Венгрии
«дестабилизировать ситуацию в регионе», обвинения венгерского руководства в
проведении политики «ирредентизма». Эти обвинения выносились соседями Венгрии и
на общеевропейский уровень (пик активности пришелся на 2000-2001 годы -период
обсуждения и принятия Закона о венграх, проживающих в сопредельных странах), что
заставило ее пойти на некоторое смягчение положений своего закона и искать пути
сотрудничества с сопредельными государствами в вопросах обеспечения прав
национальных меньшинств.
В этой связи представляется, что использование опыта
Венгрии на постсоветском пространстве вызвал бы не менее острую реакцию со
стороны стран СНГ, не говоря уже о государствах Балтии.
Тем не менее, пристального внимания заслуживает
венгерский опыт по координации действий властей и диаспоры в рамках Постоянной
венгерской конференции (ПВК). Определенный опыт налаживания диалога властей с
диаспорой накоплен у нас в деятельности Совета соотечественников при
Государственной Думе, созданного в 1995 году. Однако, этот опыт вряд ли
сопоставим с работой, проводимой ПВК. Вместе с тем, создание аналогичного органа
у нас с привлечением к его работе представителей основных политических партий
России, регионов Российской Федерации и организаций соотечественников, могло бы
стать серьезным шагом на пути к объединению усилий основных политических сил
страны и диаспоры в интересах укрепления позиций России за рубежом. Кроме того,
это позволило бы проводить единую государственную политику в отношении
соотечественников за рубежом с учетом всей специфики и этнокультурных
особенностей как диаспоры, так и отдельных субъектов Российской Федерации.
В случае признания целесообразным создание в Российской
Федерации общественного органа по взаимодействию основных политических сил
страны и диаспоры, этот процесс можно было бы совместить с процессом создания
Общественной палаты.
Закон № LXII от 2001 года «О венграх, проживающих в
соседних государствах» опубликован в разделе Правовая информация настоящего
бюллетеня.
|