Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №117(15.02.2005)
<< Список номеров
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
ВЕСТИ ИЗ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ
ПРОБЛЕМЫ ДИАСПОРЫ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.

БЕЛОРУССИЯ



Хроника

26 января. Александр Лукашенко поставил перед руководством Национального банка Беларуси задачу увеличить ресурсную базу банков и улучшить кредитование предприятий и населения.

26 января. Глава белорусского государства Александр Лукашенко потребовал отозвать проект закона «О высшем образовании» из Палаты представителей в связи с неготовностью Белоруссии к переходу на западные образовательные стандарты. Лукашенко заявил, что в республике не следует бездумно копировать западные образцы.

27 января. Президент Белоруссии призвал самым решительным образом бороться с наркобизнесом и торговлей людьми. В Белоруссии, по словам Александра Лукашенко, будет проведена перерегистрация всех организаций, занимающихся трудоустройством граждан за рубежом, пересмотрены тексты договоров, которые заключают фирмы с гражданами, с тем, чтобы люди могли в любой момент вернуться в республику. Государство, как отметил Лукашенко, намерено взять под контроль вопрос усыновления белорусских детей иностранными гражданами.

27 января. Министерство иностранных дел Белоруссии заявило, что республика выступает за укрепление различных механизмов интеграции в рамках Единого экономического пространства «четверки».

27 января. Генеральный секретарь Совета Европы Терри Дэвис заявил о том, что помещать Белоруссию в «морозильник» - это ошибка. Нельзя, по его словам, ожидать перемен в Белоруссии, если не разговаривать с людьми.

27 января.  Белорусская делегация во главе с председателем Совета Республики Национального Собрания РБ Геннадием Новицким приняла участие в мероприятиях, посвященных 60-й годовщине освобождения Красной Армией нацистского концлагеря Аушвиц-Биркенау в Освенциме. В мероприятиях также приняли участие 27 бывших узников концлагеря Аушвиц-Биркенау из Белоруссии.

28 января. В г. Гродно прошло очередное заседание Межбанковского валютного совета, на котором были рассмотрены итоги реализации основных направлений денежно-кредитной политики Белоруссии и России в 2004 г. По сообщению белорусской стороны в повестке заседания был и вопрос о проекте плана мероприятий центральных банков Белоруссии и России по обеспечению введения с 1 января 2006 г. на территории республики российского рубля в качестве единственного законного платежного средства.

28 января. Министерство иностранных дел Белоруссии распространило обращение, в котором предложило партнерам по СНГ, Союзному государству и ЕЭП активизировать переговоры по формированию ключевых элементов общего рынка, включая общий таможенный тариф. МИД РБ обратил внимание на опасность укрепления позиций третьих стран на рынках стран СНГ, если продолжать политику торговых уступок странам-членам ВТО.

28 января. Глава белорусского государства Александр Лукашенко, выступая в Минске перед учеными, заявил, что абстрактные, никому не нужные темы научных исследований теперь не будут востребованы. Руководство республики решило усложнить систему присвоения ученых степеней для «высвечивания настоящих ученых».

28 января. Генеральный директор республиканского предприятия «Гомельэнерго» отстранен от занимаемой должности по постановлению областной прокуратуры. Ему инкриминируется злоупотребление служебным положением. В этот же день задержан и помещен в следственный изолятор бывший директор Минского завода Октябрьской революции Михаил Кривомаз, который также подозревается в злоупотреблении служебным положением. 

29 января. В рамках белорусско-российского проекта «Однополчане» вышла в эфир белорусского радио передача, посвященная 60-летию Великой Победы.

29 января. Под Минском состоялось официальное открытие первого в истории белорусского горнолыжного курорта «Силичи».

30 января. В Минске более 200 человек участвовали в акции протеста на Октябрьской площади. На этом политическом мероприятии в поддержку бывшего министра внешнеэкономических связей Белоруссии, бывшего посла Белоруссии в Латвии Михаила Маринича присутствовали лидеры ряда оппозиционных партий и правозащитных организаций, активисты организаций «Зубр» и «Молодая Беларусь».

1 февраля. МИД РБ сообщил, что товарооборот Белоруссии и России по итогам 2004 г. достиг 17,6 млрд. долларов США (рост 41,1%). Экспорт белорусской продукции составил 6,5 млрд. долларов и возрос на 32,4%, импорт из России - 11,1 млрд. долларов при увеличении на 46,6%. Крупнейшим торговым партнером Белоруссии остается Москва (товарооборот - 6,1 млрд. долларов США).

1 февраля. Национальная государственная телерадиокомпания Белоруссии впервые  начала спутниковое вещание: в эфире появился спутниковый канал «Беларусь-ТВ». Планируемый объем ежедневного вещания на русском и белорусском языках - 16 часов, аудитория - более миллиона зрителей в России, Украине, Польше, Германии, Франции, странах Балтии и Северной Европы.

1 февраля. Национальный банк Беларуси снизил норматив обязательного резервирования по привлеченным ресурсам физических лиц в белорусских рублях на 1 процент - до 5%.

1 февраля. Проект бюджета Союзного государства на 2005 г. так и не поступил в этот день в Парламентское Собрание СБР. Таким образом, все сроки подготовки этого документа были нарушены. По сообщению белорусской стороны задержка вызвана отсутствием согласия по ряду «деталей» проекта.

1 февраля. Белоруссия полностью рассчиталась по ранее привлеченным кредитам Международного валютного фонда.

1 февраля. Заместитель премьер–министра РБ Андрей Кобяков заявил, что взаимная торговля Белоруссии и России развивается нормально. У отдельных предприятий, по словам Кобякова, возникают определенные вопросы, которые касаются гражданско–правовых отношений и будут урегулированы в самое ближайшее время.

2 февраля. Глава белорусского государства Александр Лкашенко подписал указ «О стимулировании в 2005 году развития промышленного производства».

2 февраля. Президент Белоруссии Александр Лукашенко прибыл с двухдневным официальным визитом в Ливан.  В Бейруте были подписаны три межправительственных соглашения - о сотрудничестве в области туризма, международных автомобильных перевозок пассажиров и грузов и о сотрудничестве в борьбе с преступностью.

3 февраля. Ученые Национальной академии наук Белоруссии на общем собрании «прокатили на вороных» предложения чиновников по изменению устава НАН, которые носили недемократический характер..

4 февраля. В Мозыре руководство ОАО «Мозырьский НПЗ» сообщило, что в связи с отсутствием «механизма администрирования НДС» на предприятии сложилась крайне сложная ситуация: резервуары практически полностью затоварены, свободного места в резервуарном парке осталось на 24 часа, приостановлен экспорт нефтепродуктов в Россию и дальнее зарубежье. С переходом на уплату НДС «по стране назначения» этот налог стал уплачиваться в белорусский бюджет. Сложилась ситуация, когда старый механизм взимания налога был отменен, а новый еще не принят. В связи с этим белорусскими таможенными органами было принято решение взимать полную ставку таможенной пошлины на экспорт нефтепродуктов за пределы ЕврАзЭС, которая составляет 35 долларов за одну тонну. Белорусские СМИ сообщили, что подобная ситуация сложилась и на другом крупнейшем предприятии республики – «Нафтан».

6 февраля. В Минске на заседании Национального комитета Объединённой гражданской партии лидер ОГП Анатолий Лебедько был выдвинут очередным претендентом «от демократических сил» в единые кандидаты на президентские выборы 2006 г.

7 февраля. Председатель правления Национального банка Беларуси Петр Прокопович заявил, что для введения на территории республики российского рубля с 1 января 2006 г. единое экономическое пространство с Россией должно быть создано не позднее 1 июля 2005 г. Если, по словам Прокоповича, проблема создания единого экономического пространства Белоруссии и России не будет решена в 2005 г., то введение российского рубля в республике будет перенесено на 2008 г.

7 февраля. Председатель Совета республики Национального собрания РБ Геннадий Новицкий принял посла Сербии и Черногории в Республике Белоруссия Сречко Джукича. Новицкий и Джукич обсудили состояние двусторонних межпарламентских, торгово-экономических и культурных связей, а также перспективы научно-технического сотрудничества Белоруссии и Сербии.

7 февраля. Посол Литвы в Белоруссии Йонас Паслаускас сообщил о намерении открыть информационный центр по вопросам НАТО и международной безопасности в Минске.

7 февраля. Министерство экономики Белоруссии повысило цену на природный газ для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Цена была увеличена почти на 9% и составила 72 доллара США за 1 тыс. куб. м. Для отдельных предприятий республики была сохранена льготная цена на российский газ. С 1 января 2004 г. российский газ в Белоруссию поставляется «Газпромом» по цене прошлого года - 46,68 долларов за 1 тыс. кубометров.

7 февраля. Заместитель председателя правления ОАО «Газпром» Александр Рязанов в Совете Федерации ФС сообщил, что «Газпром» планирует с 2006 г поднять цену на поставляемый в Белоруссию российский природный газ. Рязанов подчеркнул, что льготная цена на экспортируемый в Белоруссию природный газ была ранее установлена из политических соображений, которые сейчас потеряли свою актуальность.

7 февраля. Проблемы развития сотрудничества Белоруссии с Межпарламентским союзом обсудили в ходе встречи постоянный представитель РБ при международных организациях в Женеве Сергей Алейник и генеральный секретарь Межпарламентского союза Андерс Джонсон.

8 февраля. Верховный суд Белоруссии приговорил бывшую управляющую делами президента РБ Галину Журавкову к четырем годам лишения свободы с конфискацией имущества. Журавкова обвиняется в хищении государственных средств (путем злоупотребления служебными полномочиями и вступления в преступный сговор) в особо крупных размерах - 3,2 млн. долларов США.

8 февраля. Торгово-промышленные палаты Молдавии и Белоруссии подписали в Кишиневе соглашение о создании Молдавско-белорусского делового совета.

9 февраля. Начался визит делегации Правительства Москвы, московских промышленников, бизнесменов и предпринимателей в Могилевскую область. Цель визита - создание белорусско-московского агропромышленного холдинга.

10 февраля. Завершился визит в Москву группы экспертов министерства обороны РБ, которая участвовала в подготовке совместной коллегии министерств обороны Белоруссии и России, запланированной на апрель.

10 февраля. Председатель белорусского правительства Сергей Сидорский доложил президенту РБ об итогах работы экономики республики в январе с.г. Январь 2005 г., по словам Сидорского, стал для экономики Белоруссии еще более успешным, чем январь 2004 г.: объемы промышленного производства увеличены, растет показатель ВВП, более успешно работает сельское хозяйство. Стабильность белорусского рубля сохраняется, уровень инфляции составил 0,8%, - подчеркнул премьер-министр.

10 февраля. Министерство финансов Белоруссии обратилось к правительству России с просьбой выделить кредит в 146 млн. долл. США на погашение расходов по поставкам российского природного газа.

10 февраля. Более 30 000 тысяч подписей под обращением к правительству РБ с требованием отменить налог на добавленную стоимость собрали по всей Белоруссии организаторы протестной акции предпринимателей.

10 февраля. Министерство иностранных дел Белоруссии потребовало объяснения у МИД Польши в связи публикациями в СМИ РП высказываний главы внешнеполитического ведомства Польши Адама Ротфельда, в которых якобы имели место сравнения Белоруссии с нацистской Германией. 

  11 февраля. По данным Института проблем использования природных ресурсов и экологии НАН Белоруссии, которые привела газета «Вечерний Минск», площадь почв с опасным уровнем химического загрязнения составляет в республике около 200 тысяч гектаров, из них 80 тысяч га расположены на территории городов, 120 тысяч га - в зонах влияния автодорог, 10 тысяч га - на сельхозугодьях, 2,5 тысячи га - в зонах влияния полигонов промышленных и коммунальных отходов. На землях с радиоактивным загрязнением сейчас размещается 2817 населенных пунктов с населением около 1,5 миллиона человек. Причем, 78% населения этой зоны проживает в Гомельской, 10% - в Брестской и 9% - в Могилевской области.

11 февраля.В. Киеве в министерстве иностранных дел Украины состоялся второй раунд переговоров делегаций Украины, Белоруссии и Польши относительно определения точки стыка государственных границ. 

12 февраля. Сойм Партии БНФ единогласно выдвинул беспартийного Александра Милинкевича претендентом на роль единого кандидата от оппозиции на президентских выборах 2006 года.

14 февраля. В Белоруссии, по данным министерства статистики и анализа РБ, за прошлый год объем привлеченных в основной капитал иностранных инвестиций составил 142 млн. долларов США, что в сопоставимых ценах на 30,6% меньше по сравнению с 2003 годом. 

14 февраля. Бывший лидер парламентской группы «Республика» ген. Валерий Фролов был осужден за организацию акции протеста в Гродно в день общереспубликанской забастовки предпринимателей 10 февраля. Фролов приговорен к штрафу в размере 300 базовых величин (3 300 долларов США). Сам ген. Фролов отрицает свою причастность к организации акции протеста в Гродно.

14 февраля. До 31 марта 2005 года продлен срок подведения итогов открытого конкурса по созданию графического знака национальной денежной единицы Белоруссии. Открытый конкурс по созданию графического знака национальной денежной единицы – белорусского рубля – проводился с 1 июня 2004 г. по 31 января 2005 г.

14 февраля. В столице Белоруссии Минске объявлена эпидемия гриппа.

14 февраля. Глава белорусского государства Александр Лукашенко учредил должность полномочного представителя президента в Национальном собрании РБ. В указе Лукашенко были определены полномочия этого должностного лица - в частности, полномочный представитель обеспечивает взаимодействие главы государства с палатами парламента, присутствует и выступает на их заседаниях, разъясняет позицию президента, а также выполняет иные функции по поручению главы государства.




Военное образование: от сотрудничества с Россией к национальной школе

Александр Фадеев

В 2005 году Белоруссия объявила о значительном сокращении числа курсантов и слушателей, направляемых для обучения в высшие военные заведения России, «в связи с реформированием системы военного образования и расширением сети военных факультетов». На такой неординарный шаг Минск пошел впервые за все годы правления президента РБ Александра Лукашенко.

Подобное решение вызывает много вопросов и требует определенных пояснений. Так, например, как этот шаг сопрягается с формированием объединенной региональной группировки войск (сил) России и Белоруссии? или запланированным несколько лет назад, но так и не осуществленным по политическим мотивам развертыванием Единой (региональной) системы ПВО Союзного государства? Значит ли это решение руководства республики, что оно окончательно отошло от предусмотренной в Договоре 1999 г. и других межгосударственных документах совместной с Россией оборонной политики, включая строительство и развитие вооруженных сил государств-участников?

Довольно странным на первый взгляд выглядит стремление белорусской стороны замкнуть подготовку офицерских кадров в рамках собственной образовательной базы и по другой причине. Сегодня, несмотря на завершение в Вооруженных силах Белоруссии т.н. второй кадровой программы, штаты офицерского состава так и не удалось полностью укомплектовать (укомплектованы всего на 90%). К тому же кадровая политика министерства обороны республики последних лет привела к значительному «постарению» офицерского корпуса. Относительно большая по численности категория офицеров-ветеранов, сокращение которой с 2002 года было фактически прекращено, проходила учебу десятилетия назад и имеет безнадежно устаревший багаж военных знаний.

Все это не отвечает поставленной на 2005 г. министерством обороны РБ задаче  совершенствования всей системы подготовки белорусской армии, исходя из опыта последних военных конфликтов и современных знаний по тактике и новым способам ведения боевых операций с использованием новейших достижений в области военной техники. С одной стороны, военное ведомство Белоруссии справедливо считает, что ключевым моментом повышения боевой готовности войск является подготовка, повышение квалификации офицерского состава в духе современных знаний и требований. С другой – принимает третью кадровую программу «Кадры 2005-2010», которая на фоне деклараций о повышении качества подготовки офицеров на деле направлена на обучение и переподготовку офицерского корпуса исключительно на собственной, национальной учебной базе. Последняя, при всех ее достоинствах, объективно в состоянии аккумулировать лишь опыт белорусской армии, которая вообще никогда не воевала, не принимала участия в современных вооруженных конфликтах и антитеррористических операциях, не была задействована ни в одной международной миротворческой миссии.

Немаловажным обстоятельством выступает и то, что в Вооруженных силах Белоруссии нет новых систем вооружений. Отсутствие бюджетных средств на закупку вооружений привело к тому, что современные военная техника, системы оружия, оборудование, приборы и снаряжение в белорусскую армию за истекшие 15 лет практически не поступали. Самое тяжелое положение сложилось с имеющейся в войсках бронетанковой техникой, которая безнадежно устарела. Практически исчерпана ресурсная база у большинства видов боевой техники и оборудования. Не имеет парка боевой и учебно-боевой техники последних поколений и система военного образования республики. Курсанты и слушатели белорусских военных вузов зачастую обучаются вне полигонов и без привлечения военной техники, преимущественно на тренажерах, имитирующих системы вооружений и техники устаревших типов.

В этой связи необходимо заметить, что на сегодняшний день одну из самых лучших в мире систему военного образования имеет находящаяся в союзных отношениях с РБ Россия. Несмотря на финансовые трудности, российские военно-учебные заведения в состоянии готовить высококвалифицированные командные и военно-инженерные кадры по всему спектру военных специальностей на имеющейся научной, опытно-экспериментальной и технической базе. Профессорско-преподавательский состав академий и военных университетов России в области научной теории, по актуальности и качественным параметрам научных, опытно-конструкторских и прикладных разработок, образовательных технологий и методики преподавания опережает передовые в военном отношении страны, включая США. Наряду с академиками и чл.-корр. в военных вузах России работают сотни докторов и кандидатов наук, профессоров и доцентов. Россия имеет огромный опыт обучения иностранных военных специалистов. Среди окончивших российские военные вузы - выдающиеся полководцы, известные военачальники  зарубежных армий, руководители государств. Президент Египта Хосни Мубарак, например, успешно завершил в свое время курс обучения в Военно-воздушной академии (Монино).

Что касается Белоруссии, то на всех имеющихся сейчас пяти военных факультетах и пяти военных кафедрах научные разработки не ведутся вообще. Единственный НИИ Вооруженных сил создан в 2002 г. и пока никак не проявил себя. За период 1998 - 2003 гг. окончили адъюнктуру Военной академии РБ и не защитили кандидатские диссертации 26 офицеров, часть из которых была назначена на вышестоящие должности, другие - продолжили педагогическую деятельность в Военной академии. Докторов наук во всей системе Вооруженных сил республики всего 17 человек…

Несмотря на это, оборонное ведомство республики приняло принципиальное решение о подготовке и переподготовке офицерских кадров в сформированной только в прошлом году национальной «многоуровневой» системе военного образования. Практике обучения белорусских курсантов и слушателей в военных вузах союзной России, таким образом, положен конец. Офицеров оперативного и оперативно-тактического звена будет готовить на высших академических курсах исключительно национальная Военная академия. В этой же академии станут обучаться офицеры тактического звена по упрощенной программе. Обучение всех остальных кадровых специалистов для белорусской армии планируется развернуть на базе гражданских вузов республики.

Считается, что главная задача – создание сугубо национальной школы подготовки офицерских кадров – к началу 2005 года полностью выполнена. Помимо военно-технического факультета, открытого в Белорусском национальном техническом университете в 2003 г. в качестве ведущего для инженерных войск, и военно-медицинского факультета Белорусского государственного медицинского университета, были срочно развернуты военные факультеты в Белорусском госуниверситете информатики и радиоэлектроники, Белорусском государственном университете (БГУ), и Белорусском госуниверситете транспорта. Кроме того, кадровых офицеров для ВВС-ПВО впервые начал готовить Минский государственный высший авиационный колледж. Офицеров запаса в настоящее время готовят пять военных кафедр гражданских вузов. Новые военные факультеты и ряд военных кафедр гражданских вузов не имеют полигонов, танкодромов, стрельбищ, тренажеров, лабораторий и даже аудиторной базы. В Белорусском государственном университете, например, здание военного факультета еще только предстоит построить.

Каковы главные причины радикальной смены ориентиров при подготовке кадров специалистов для белорусской армии? На первый взгляд отказ Белоруссии от сотрудничества в сфере военного образования с Россией можно объяснить ограниченностью финансовых средств. Действительно правительство Белоруссии вынуждено было пойти на сокращение военных расходов - прямые расходы на оборону за последние пять лет сократились примерно на 25 млн. долларов США. В республике, кстати, не скрывают, что боевая подготовка войск, включая обучение офицерских кадров, будет теперь вестись с учетом экономного расходования финансовых средств. Кроме того, неизвестно как удешевление военного образования отразится на качестве боевой, профессиональной подготовки кадровых офицеров. В российской армии издавна была в ходу пословица «Нет толку в офицере, который учился только на медный грош». Однако развертывание в гражданских вузах Белоруссии новых военных факультетов, создание для них учебно-материальной базы и т.п. связано с огромными финансовыми затратами, расходованием значительных материальных ресурсов.

Поэтому, скорее всего, дело совсем в другом.  Президент РБ Александр Лукашенко, например, фактически запретил организовывать отдых и поездки белорусских детей в Россию из-за опасения, что на их мировоззрение негативно влияет пребывание в стране, живущей в других социально-политических и экономических условиях. Что же говорить о белорусских курсантах и слушателях, которые должны годами жить и учиться на территории соседней страны. Ведь не секрет, что сегодня жизнь офицера, сержанта и солдата белорусской армии жестко регламентирована в соответствии с государственной идеологией: политическая и информационная работа ведется, не отходя ни на шаг от «Инструкции по организации идеологической работы в Вооруженных Силах» и «Положения об органах идеологической работы». С осени 2003 года в частях и соединениях белорусской армии министерством обороны РБ(!) с той же целью идеологического воздействия на умы военнослужащих созданы организации Белорусского республиканского союза молодежи. Идеологическая, политическая подготовка офицера рассматривается руководством республики как важнейший качественный параметр, определяющий профессиональную пригодность кадрового военнослужащего.

Между тем, история обучения белорусов в российских военных учебных заведениях насчитывает века. Так, еще со второй половины ХVIII века белорусы принимались на учебу в Артиллерийский и инженерный шляхетный и Сухопутный кадетские корпуса. Более того, почти все офицеры-выпускники первого в России частного благотворительного и первого в Белоруссии военного училища в г. Шклове, учрежденного генералом С.Г.Зоричем на собственные средства в 1778 году, - белорусы. Позже училище преобразовано в государственный кадетский корпус, который был переведен в г.Гродно, а затем в Смоленск, в Тверь, Ярославль и Москву (переименован в Московский кадетский корпус).

Традиции военного образования и воспитания в России сохранились и в наши дни. Это – войсковое товарищество, культивирование чувства офицерской солидарности, дух военного братства. Иностранные военные специалисты, обучавшиеся в России, всегда подчеркивают, что нигде не встречали такого чувства товарищества, «простирающегося за пределы родной армии», как среди русских курсантов и офицеров. Традиционным является и воспитание в будущих командирах разумной дисциплины и гордого сознания своего офицерского достоинства. Может как раз все это и не по нраву нынешним руководителям Белоруссии?

Вполне возможно, что идея создания на исключительно собственной базе национального кадрового офицерского корпуса, отвечающего особенностям современного государственно-политического устройства Белоруссии, зрела в умах республиканской элиты давно. Может быть, именно в силу этого обстоятельства на протяжении уже пяти лет тормозится работа по формализации и принятию Основ законодательства российско-белорусского Союзного государства «Об обороне», закона «О воинской обязанности и военной службе» и других совместных документов в сфере совместной обороны и безопасности.

В целом, такой подход белорусской стороны довольно опасен. Мало того, что белорусская армия в технологическом и техническом плане все более отстает от Вооруженных сил России: она с каждым годом все заметнее утрачивает способность к потенциальным совместным операциям с российской армией. Последние изменения в оперативных и организационных концепциях, переход Вооруженных сил РБ на новые оргштатные структуры при одновременном сокращении капиталовложений неизбежно ведут к проблемам координации действий с Вооруженными силами России, которые выражаются в понижении способности совместного реагирования на внешние угрозы безопасности при всех потенциальных сценариях региональных конфликтов на западном оперативном направлении. Здесь и трудности в осуществлении связи, и в совместимости систем оружия, и проблема опознавания целей, целеуказания и многое, многое другое. Военное партнерство двух стран необходимо не свертывать, чему мы являемся свидетелями, а развивать. В противном случае военно-политическая значимость российско-белорусского Союзного государства будет минимизирована.

(фото – «Белорусская военная газета»)




Белая Русь и Россия ждут политического решения

Несмотря на некоторое затишье на поприще союзного строительства, проблема потенциального объединения России и Белоруссии продолжает волновать белорусское и российское общество. О том, какие перспективы у Союзного государства  в текущем году корреспондент «Материка» Николай Сергеев беседует с известным белорусским политологом, доцентом кафедры международных отношений Академии управления при Президенте Республики Беларусь Вадимом Елфимовым:

- Не так давно госсекретарь Союзного государства Павел Бородин заявил, что 2005 год будет прорывным в деле создания Союзного государства, в деле принятия Конституционного акта. Постоянный комитет СГ даже предложил новый проект Конституционного акта, в котором появились фигуры президента и вице-президента. Это с одной стороны. С другой – ряд аналитиков к подобным утверждениям относится довольно скептически, т.к. Бородин и политики рангом повыше этого чиновника утверждали нечто подобное и накануне 2004 года, и в начале 2003-го, и в 2002-ом, и в 2001-ом... Но, увы, никаких радикальных перемен не происходило.  С вашей точки зрения, является ли Союзное государство все еще  перспективным интеграционным проектом? 

- Мне ни в коем случае не хотелось бы спорить с Павлом Бородиным, так как он предпочитает говорить только хорошие вещи. Но, главное, если мы действительно в начале каждого года будем стараться совершить очередной прорыв вперед в белорусско-российских отношениях,  это будет  замечательно. Ведь очень многое в нашей жизни зависит от настроя, а в политике – от политической воли.  А эта воля зависит от четкого понимания сложившейся реалии и видения путей по ее улучшению. Какова сегодня реальность в союзном строительстве? А она такова – и в правду, требуется прорыв, то есть  выход на новую, уже политическую ступень развития. Союз за 2004-й год совершил настоящий экономический рывок, Белоруссия  стала крупнейшим экономическим партнером России, и это – лишь торговая, так сказать, «сахарная»  верхушка союзной интеграции. Еще большие возможности, – причем возможности промышленные, что очень важно! – только-только зреют внутри. И вот вдруг на пути их вызревания оказался политический «долгострой». Да, сегодня политика вольно или не вольно, но уже становится сдерживающим фактором для экономики, и по одной простой причине: экономическая часть  Договора о создании Союза  выполняется, минимум, процентов на 70%, а вот политическая – здорово отстала. И поэтому сегодня существует настоятельная потребность, чтобы тот экономический потенциал, даже не потенциал, а мотор, который уже есть и работает в рамках белорусско-российского Союзного государства, заработал бы на полную мощность. Для чего необходим политический импульс, как от аккумулятора.  Вот почему уже довольно остро стоит вопрос: политическая интеграция должна догнать интеграцию экономическую. И тут совершенно неуместны досужие разговоры, будто политика есть нечто отдельное от экономики.

Такая позиция никогда себя не оправдывала. Не оправдала она себя, например,  и на Украине. В последнее время Россия  концентрированно завязала на эту страну немало своих экономических интересов, но где же сегодня там, на Украине, политические интересы России? Вот что бывает, когда думают, будто экономика сама все вывезет, ведь, в конце концов, и экономические интересы России на Украине тоже стали под вопрос. Я ни в коем случае не провожу никаких параллелей. Как говорится, это две совершенно разных истории, но ведь абсолютно ясно: разделять экономику и политику  нельзя, в том числе, и на ниве Союзного строительства. Поэтому и Белоруссия, и Российская Федерация крайне нуждаются в принятии Конституционного Акта, так как именно он четко устанавливает правила союзной «игры». Представьте себе, два игрока вступили в игру, но правила, по которым будут играть, оговорили только в общих чертах, то есть, точно не определили. А, главное, не определили, что эти правила будут действовать до конца игры.  Каково отличие уже подписанного Договора о создании Союзного государства от Конституционного акта? Союзный договор хороший, даже во многом замечательный, но он – договор, он – предмет международного права, что означает: любая из сторон может из него выйти в любой момент.  И еще, он – документ не прямого действия, и чтобы он заработал, под него еще нужно подвести национальные юридические нормы. Одним словом, вещь определенная, но не окончательно и, к тому же, громоздкая. Конституционный же акт – это учредительный документ. Из него, так скажем, тоже возможно выйти, но не так просто, как из договора, и, значит, этого уже не сделаешь хоть завтра с утречка. А главное, Акт – документ, прямого действия, устанавливающий нормы и исключающий их неоднозначные национальные трактовки. Одним словом, Конституционный Акт – это и есть полноценный Союз двух государств, двух братских народов.  Одно его принятие даст мощный толчок всей интеграции. Ведь совершенно естественно, что игрокам, которые вступили в «новую интеграционную воду» нужны эти правила, чтобы просто плыть. А когда игроки, наконец, обретут эти правила, то они начнут играть активно и с дальним прицелом, а именно этот дальний прицел и необходим Союзному государству. Мы иногда топчемся на каких-то конкретных программах, не заглядывая вперед, не создавая стратегического задела. Ведь  общая государственность строится не столько ради нынешнего дня и сиюминутных выгод для наших экономик, сколько для будущего процветания двух народов. Наш союз не должен быть конъюнктурным по определению; он должен быть прагматичным, но нацеленным на мощное, процветающее завтра. Поэтому дальше двигаться, не определив правил, просто невозможно. А правила нужны не только для субъектов хозяйствования (здесь то, как раз кое-какие правила установлены), но, в первую очередь, для политических элит. В этом случае они получат сигнал о том, что интеграционные процессы – это и их (элит) будущее.

- О Конституционном акте речь уже идет не один год. Белорусские и российские парламентарии даже заявляли о полной готовности проекта этого документа. Однако, может быть, Конституционный акт просто «перезрел»? ведь что-то тормозит его принятие?

- Для ясного понимания вопроса я бы посоветовал немного вспомнить историю союзного строительства. Помните, сначала сомневались, возможно ли вообще Союзное государство. И перед тем как начать реальные действия по восстановлению и развитию белорусско-российских экономических связей  долгое время звучало много декларативных заявлений, а конкретных шагов практически не происходило. Теперь, когда взяли довольно высокий экономический барьер, снова возникла некая психологическая пауза, даже неопределенность перед взятием барьера политического. Очевидно, необходимо некоторое время для осознания политическими элитами тех процессов, которые происходят. Нужна переоценка прежних подходов к интеграции, подчеркиваю, переоценка, а не ревизия. Скажем, белорусская элита больше апеллировала к стратегическим выгодам от Союза, российская, наоборот, – к чисто экономическим. Согласитесь, это несколько необычно: уж скорее большой России следовало видеть стратегические цели и не зацикливаться на меркантильном!  Так что обеим элитам есть что подкорректировать, и они это потихоньку делают: находят «золотую середину» между экономическим и стратегическим. Я, конечно, не имею в виду ту часть российской элиты, которая ангажирована Западом и вместо трезвого анализа просто кричит: «Ату!». Я имею в виду трезвых политиков. Вот В.Путин заявил о новом прагматизме и если с этой точки зрения оценивать наши экономические отношения в рамках Союзного государства, то они в целом уже дают хороший результат. Но Путин сказал, подчеркиваю, о новом прагматизме. А новый, само собой, ставит вопрос о том, что надо двигаться дальше, к новым целям. Так что я вижу большой потенциал позитивного развития российской позиции даже в рамках прагматизма. Главное, чтобы изменения происходили как можно быстрей! Ведь «всякий велосипед падает, если он не движется вперед». И если мы не будем двигаться, то Союзное государство тоже упадет, ибо топтание на месте «размагнитит» как политические элиты, так и общественность обоих государств, а без этих двух составляющих эффективное строительство любого масштабного политического проекта в современном мире просто не возможно. Поэтому сейчас на повестке дня во весь рост стоит именно политический вопрос. Может не 2005, а 2006 год станет прорывным. И я не могу согласиться с той точкой зрения, что вопрос о Конституционном акте перезрел. Строительство Союзного государства – это очень серьезный процесс. Если мы сравним белорусско-российское сближение с темпами развития интеграции в рамках Европейского союза, то увидим: мы движемся по сравнению с ними значительно быстрей. Конечно, это не должно быть поводом для оправдания какого-либо торможения, мол, и так едем быстро. Мы едем быстро потому, что еще совсем недавно составляли единое интеграционное целое в рамках Советского Союза и нам гораздо проще двигаться в направлении не просто интеграции, а реинтеграции, то есть восстановления того единства, которое уже существовало, только на новых основах. Но мы могли бы двигаться еще быстрей! Где же тормоз? В гуще народов, российского и белорусского? Однозначно, нет. А может, не заинтересован в сближении и обмене, торговле и сотрудничестве бизнес? Тоже – нет. Тогда где же загвоздка? Основной  тормоз лежит не в сфере экономики, и не в сфере общественных настроений, а в политической плоскости. Как ни странно это звучит на первый взгляд, ведь высшие лица, белорусский и российский президенты, ясно демонстрируют свою волю к  Союзу. Но у политических элит есть и среднее звено, которое тесно смыкается с бюрократией, с чиновничеством. Поймите меня правильно, бюрократы не плохи, и не хороши, они просто по определению консервативны, ибо уже приспособились, вжились в какие-то правила игры. И сегодня у этой части  политических элит есть опасение, что придется играть по новым, непривычным правилам. Не потеряет ли при этом кое-кто из них свои позиции? Быть может они ничего и не саботируют, но и не проявляют активности. Вот видите, мы снова подходим к необходимости принятия Конституционного акта, как главного свода правил. Только Акт для функционера будет сигналом: «Все, решение окончательное и обжалованию, дискуссии и прочему не подлежит!». И функционер начнет функционировать… Подводя итог, скажу: очень важно, что на высшем уровне сейчас существует взаимопонимание о том, что нужно продвигать политический процесс. Но вопрос момента, чтобы это понимание полностью проникло в сознание среднего звена политических элит обоих государств. Вот тогда консолидированные действия уже двух политических элит будут способствовать быстрому продвижению вперед союзного строительства во всех областях.

- Один из проектов Конституционного акта Союзного государства был вынесен в свое время Парламентским собранием СБР на общественную экспертизу. Насколько, с вашей точки зрения, модель государственности, которая была определена в том документе, отвечает современным требованиям и насколько она снимает опасения элит  относительно того, что кто-то над кем-то будет довлеть?

- Вы знаете, я, наверное, не буду оригинальным, если скажу, что любую юридическую норму реальным содержанием наполняет исполнитель. С чисто юридической точки зрения проект Конституционного акта ПС СБР все опасения снимает. Вопрос в том, чтобы этот документ, наконец, перестал быть проектом, так как бюрократические элиты прекрасно осознают разницу между проектом и уже действующей нормой. Как только Конституционный акт станет именно юридической нормой, то политические элиты начнут выстраивать свои действия совершенно по иному. И поэтому  Конституционный акт важен именно как акт, т.е. как действие. Содержание этого документа может даже быть далеко от совершенства, но все это способно в дальнейшем совершенствоваться и дорабатываться. Ни одна конституция не создается на сто лет вперед. К примеру, конституция США абсолютно архаична и, казалось бы, не может существовать в современном мире, но она не разрушает американское государство. В США существуют специальные юридические механизмы коррекции тех норм, которые заявлены в рамках конституции этого государства еще 200 лет тому назад.

Поэтому в случае с Союзным государством Конституция важна как психологический и политический акт, который свидетельствует о решимости двух политических элит проводить объединение немедленно. И здесь я должен с сожалением отметить, что определенная часть ответственности за торможение в строительстве Союзного государства лежит именно на  российской элите. Знаете, есть такой философский тезис: «Лучшее – враг хорошего». От себя добавлю: «Только если лучшее действительно существует»! Объясню, в чем дело.

В последние год-два, когда уже активно развивались наши союзнические отношения, Российская Федерация, быть может, чрезмерно оптимистично рассчитывала на то, что интеграция в рамках СНГ будет здорово поддержана со стороны Украины. Исходили из того, что Украина составляла примерно двадцать процентов  экономического потенциала бывшего Советского Союза  и что без подключения этих двадцати процентов интеграция окажется «менее весомой». Неизвестно, как считали эти цифры, ведь Украина раньше, может, составляла даже тридцать процентов, но зато она уже давно не та. В любом случае, интеграция – это еще и политический процесс, это, в конце концов, движение, и ее вряд ли можно измерять чисто весовыми категориями. В общем, мы все видели, как активно поддерживались в прошлом году со стороны России те политические силы на Украине, которые выступали за интеграцию с Российской Федерацией.  Видели и болели за успех, но…Сегодняшние реалии показывают: проект подключения Украины к интеграционным процессам дело в лучшем случае отдаленной перспективы. Таким образом, российской элите вообще необходимо отказаться от идеи корреляции скоростей сближения России и Белоруссии со скоростью интеграционных процессов между Россией и Украиной. В связи с теми обстоятельствами, которые сложились на Украине,  на мой взгляд, у российской политической элиты должна произойти переоценка ценностей, а в результате должно появиться ясное понимание того, что в современных условиях наиболее реалистичным, перспективным и подготовленным интеграционным проектом на просторах СНГ является именно Союзное государство Белоруссии и России.

Именно  в рамках развития Союзного государства Россия восстановит репутацию интегрирующего центра и великой державы, притягательность ее резко возрастет и тогда раскроется весь ее интеграционный потенциал. И с этой точки зрения, белорусско-российское объединение является  лакмусовой бумажкой способности современного российского государства стать центром притяжения, и не только на просторах СНГ. Здесь ставки гораздо выше. Или, если угодно, шире. Из чего следует: в контексте российских геополитических интересов строительство Союза с Белоруссией начинает приобретать ключевое значение. Ведь не зря же в России сторонники и противники сближения двух государств, по сути,  разделились не вопросу об отношении к Белоруссии, а по вопросу о том, кем должна стать в современном мире сама Россия.

- Кстати, в  свое время один из российских правых политических деятелей Анатолий Чубайс выдвинул идею «либеральной империи», т.е. он предложил проводить интеграционные процессы на постсоветском пространстве, опираясь на идеи либерализма американского типа. Насколько данная идея жизнеспособна, к примеру, в белорусско-российских отношениях, и не является ли приверженность этой идее со стороны правого крыла российской элиты тормозящим фактором в  развитии союзного строительства?

- В начале возникает законный вопрос о том, какие ценности будет продвигать эта империя? Если она будет продвигать либеральные идеи западного типа, то тогда  эта «империя» теряет какую-либо самоценность, ведь Россия становится проводником западных, то есть чужих интересов. А проводник, «медиатор» не может быть империей. Империи всегда выдвигали свои собственные идеи, в которых как бы заложен их оригинальный генетический код, неприемлемый для других империй. Вот почему империи никогда не уживались вместе. В общем, Чубайс как всегда запутался. Он, быть может,  для кого-то и хорош в практической плоскости, но на  теоретических высотах его просто не видно!   Вообще, «либеральная империя» - это сплошная эклектика, то есть набор несовместимого, ибо истинный либерализм несовместим с империей. Чтобы понять это, достаточно вспомнить из курса средней школы имена каких-нибудь, хотя бы последних императоров. Но, повторяю, Чубайс всегда метит в какую-то практическую цель, неважно под каким лозунгом он к ней призывает. Итак, предположим, его мечты сбылись…Если бы из России вдруг и сформировалась некая «либеральная империя», то в конкурентной борьбе с другой более мощной «либеральной империей» – США, и, играя по чуждым западно-либеральным правилам, Россия бы обязательно проиграла. Как минимум, по причине идеологической и психологической зависимости от своего могучего конкурента.

Отсюда следует важный и неоспоримый вывод. Если Россия хочет восстановить свой статус великой державы ее элита должна, в первую очередь, отказаться от комплекса неполноценности по отношению к западным идеям и концепциям. Опять же, исходя вовсе не из чувства самодостаточности, а по чистому рационализму. Политический плагиат никогда не будет продуктивным, тем более в условиях такой великой славянской страны как Россия. Она должна опираться на свое понимание либеральных ценностей, т.к. нет никаких стандартов понимания идей либерализма. Там, где, рассуждая о свободе, начинают говорить о ее стандартах, то есть о рамках, уже нет свободы! Если же говорить об истинном, «внерамочном» либерализме, то он применим к развитию любого национального общества, только учитывая национальную специфику, в данном случае, специфику российского общества. И белорусского – тоже. И для решения этой задачи объективно возникает поле для сотрудничества российской и белорусской элиты. Последняя, по крайней мере, со второй половины 90-х годов активно избавляется от этой зависимости. Мы стараемся фильтровать западные идеологические флюиды через критическое к ним отношение, отбирая рациональное и отбрасывая чужеродное. Подобный процесс давно уже идет в толще российского общественного сознания, он все набирает и набирает обороты. Обнадеживает еще и то, что процесс избавления от идейной зависимости от Запада начался и на уровне той элиты, что находится сегодня у власти в России. И здесь возникает еще один повод для оптимизма, так как появляется серьезная основа для взаимодействия российской и белорусской политической мысли. А в ходе такого взаимодействия становятся неопасны разные «страшилки» вроде «либеральной империи».




Игра на опережение

Время новостей, 3 февраля 2005 г.

Анна Наумова, Ольга Томашевская

В Белоруссии обсуждают возможность проведения в 2005 году досрочных президентских выборов, которые по закону должны состояться в 2006 году. "Решения в этой стране принимаются одним человеком, и принимаются быстро. Поэтому мы должны быть готовы к такому развитию событий", -- сказал "Времени новостей" лидер оппозиционной Объединенной гражданской партии Анатолий Лебедько.

По ряду причин президенту Александру Лукашенко было бы выгодно провести избирательную кампанию как можно скорее. Замдиректора белорусского Независимого института социально-экономических и политических исследований Владимир Дорохов пояснил "ВН": "Сейчас хорошая экономическая и политическая конъюнктура для переизбрания Лукашенко. Наблюдается экономический подъем, доходы населения растут, и на этой волне уровень поддержки власти со стороны населения повысился. Пока в оппозиционном лагере нет единства и ясности, власть может попытаться сыграть на опережение".

"Западные страны, которые негативно относятся к избранию Лукашенко на третий срок, готовятся к 2006 году, не понимая, что может быть сделан тонкий и элегантный ход с назначением выборов на 2005 год. Если это произойдет, к выборам не будет готова и оппозиция. И вообще, нам уже нравятся выборы, там пиво продается дешевое. Почему бы не порадовать народ пораньше?" -- сказал в интервью "ВН" глава аналитического центра "Стратегия" Леонид Заико.

И, тем не менее, есть одна, но веская причина, по которой проведение президентских выборов в этом году крайне сомнительно. Секретарь белорусского центризбиркома Николай Лозовик сказал в интервью "ВН": "Досрочные выборы президента возможны, если действующий президент ушел с занимаемого поста. Только когда эта должность станет вакантной, можно проводить досрочные выборы. Но я не слышал, чтобы президент собирался уходить. Напротив, он заявлял, что думает, выдвигать ли свою кандидатуру на следующих выборах". По мнению Николая Лозовика, "слухи о досрочных выборах исходят от самих политических партий, которые хотят подогреть интерес общества и активность членов своих организаций".

Впрочем, оппозиционные лидеры и независимые эксперты тоже не слишком верят в выборы в 2005 году. Анатолий Лебедько отмечает: "Не могу представить, чтобы Александр Лукашенко передал на какое-то время, хотя бы на несколько часов, власть кому бы то ни было. Но мы должны прогнозировать даже самое необычное развитие ситуации, чтобы нас не застигли врасплох". По мнению Владимира Дорохова, президент вряд ли согласится на досрочные выборы: "Если отойти от рычагов власти на время избирательной кампании, есть риск не вернуться туда никогда".




Затишье перед боем

Наше мнение, 14 февраля 2005

Андрей Суздальцев

Завершилась шестая неделя нового 2005 года, но мы до сих пор так и не дождались более-менее внятного  открытия нового политического сезона.  Основные игроки белорусского политического поля, не забывая настороженно  отслеживать маневры противника, неспешно продолжают подготовку – отшлифовывают стратегии, грызутся с союзниками и попутчиками, выводят из своих рядов «крамолу и измену», размножаются делением и отпочковыванием.  Тем временем по политическому фронту  шныряют перебежчики,  в засадах на «нейтральной полосе» сидят  медийные провокаторы – снайперы, периодически отстреливающие лидеров противоборствующих сторон  в стиле Нестора Махно -  «бей белых до покраснения, а красных до побеления». Паразитируя на сложностях политической жизни страны, они  пользуются тем, что у главных игроков до них пока не доходят руки. Тем более, что на современном белорусском политическом поле боя найдется  место всем, включая даже партизанам, которые, затаившись в разбросанных вокруг  партийных «блиндажей»  схронах различного рода  движений готовят весенние «оранжевые» революции.

Весь январь и начало февраля 2005 года  государственные СМИ «разминались»  на антиамериканской тематике. Первые шесть недель  текущего года был основной пропагандистской темой белорусского официоза была политика Дж. Буш. С конца января к антиамериканизму  присоединилась  кампания за строительство в РБ собственной АЭС – за две недели на всех четырех белорусских  телеканалах  прошли восемь (!) тематических  выпусков, посвященных безальтернативности ядерной энергетики для  современной Беларуси. Особо обратил  на себя выпуск  «Золотого сечения» («Лад»13.02.05), где уже открыто говорилось о необходимости «политического решения о строительства АЭС», о том, что «мы остановились на российском проекте, который по безопасности не уступает западному», что нас не страшит внешнее давление, так как «Беларусь не та страна, как Ирак и Иран…коммерческий интерес тех же европейцев и тех же американцев заставит их пойти на сотрудничество с нашей страной…МАГАТЭ будет нам помогать», а также - «уже учтены и продуманы все факторы», «современные разработки безопаснее в миллион раз, чем тем, что мы имели в прошлые десятилетия». Так что в данном вопросе все ясно. Но тему строительства АЭС власть никогда не рискнет сделать темой политической кампании, так как для нее это равнозначно перекуру  на бочке с порохом. Слишком опасно. Отыграются на ветеранах.

Основная политическая дата наступившего года – 9 мая. Однако время поджимает – до Дня Победы  остается меньше трех месяцев. Опыт проведения государственным аппаратом мобилизационных кампаний в 2001- 2004 годы показывает, что девяносто дней для политического наступления, изначально не имеющего в активе какой-нибудь яркой темы – своеобразная точка возврата.  К примеру, трагедия в Беслане (тема мирового уровня, имеющая мощную политическую динамику и  длительную инерцию) позволила выйти на пик  кампании за 45 суток, что и определило рост  рейтинга главы белорусского государства  почти в два раза. В тоже время, приступив в прошлом году, сразу после традиционного  похода в Чернобыльскую зону, к кампании празднования 60-летия освобождения Беларуси, власть не достигла к 3 июля критической массы электорального успеха. Шестидесяти дней оказалось мало. Для мобилизации пролукашенковского электората на базе исторической темы требовалось еще четыре – шесть недель. Но тема уже «умерла» - в начале июля парад  состоялся. Так что «добирать» пришлось осенью…

В этих расчетах нет ничего удивительного, так как специфика белорусского электората диктует особые правила по его мобилизации. Кроме того, если уж мы коснулись кампании 2004 года, стоит отметить, что до сентября   А. Лукашенко постоянно испытывал мощное внешнее давление, которое  препятствовало его планам по проведению  президентского референдума. Наиболее неприкрыто «внешний фактор» проявился во время беспрецедентного визита в Хатынь президентов России  и Беларуси в ночь с 1 на 2 июля. Только  возникшая, благодаря мученической смерти в начале сентября больше трех сотен российских детей на Северном Кавказе, «политическая пауза» в  коммуникациях с Москвой позволила белорусскому президенту сначала объявить, а затем и провести  всенародный опрос. Между прочим, эту «политическую паузу» можно наблюдать до сих пор…

Однако время торопит и с 7 февраля как-то нерешительно, без традиционных в данном случае или тщательно отрежиссированного совещания или какой-нибудь траурно-торжественной церемонии, в Беларуси началась заглавная политическая  кампания – празднование 60-летия  Победы в Великой Отечественной войне.  Сразу бросилось в глаза и уши, что кампания пошла  как-то вяло, по давно утвержденному  сценарию в духе  седого профессора, читающего лекции по желтым от древности листочкам рукописи. Как в эфире и на экране, так и на страницах газет обязательно присутствует три темы – забота власти о ветеранах и памятниках, обличение  Запада и особенно лидеров Прибалтики в извращении правды о войне, исторические воспоминания о «боях – товарищах».  Все. Больше ничего придумать пока не удалось.

Место для  президента в кампании такого формата найти трудно. Он может быть задействован только  в теме «Забота о ветеранах», но тогда  можно смело гнать в эфире записи прошлогодних роликов («мы дошли до каждого ветерана» и т.д.).

Отстаивать правду о войне историку Лукашенко как-то не с руки, хотя периодически он обращается к этой теме. Тем более, что  в Беларуси выпущен специальный  учебник о Второй мировой войне -  факт по странной случайности не получивший до сих пор оценки независимой аналитики. А между тем в историческом плане  именно война с ее огромными жертвами оказалась легитимным  основанием для создания подлинной белорусской государственности. Но согласно ныне принятой версии истории нашей страны, подлинная Беларусь началась только  с 1994 года. По мнению властей, до  этого славного года победы белорусской Вандеи (то, что не получилось в октябре 1993 году в Москве, через год удалось в Минске) страна находилась в периоде какого-то дикого  средневековья.

Между тем, политический сезон  2005 года для Александра Григорьевича наиважнейший. Он заключает в себе три политических кампании:  60-летие Победы в Великой Отечественной войне, 3-е Всебелорусское Народное собрание и президентские выборы. Естественно, что первые две подчинены третьей и должны плавно в нее влиться вместе с завершением уборки урожая.  Попутно власть, планирует использовать медленно раскручиваемую  оппозицией кампанию поиска единого, альтернативного А. Лукашенко,  кандидата на президентских выборах 2006 года, за что белорусский президент, по идее, должен быть особо благодарен своим политическим оппонентам, которые самим фактом своей подготовки к участию в мероприятии, итог которого заранее известен, уже вносят существенный вклад в легитимизацию будущей очередной «победы» ныне правящего клана. С учетом того, что с годами  белорусское избирательное законодательство достигло столь высокого уровня совершенства, что участие избирателя в выборах не является обязательным - власть настолько  уверена в поддержке народом всех ее начинаний, что вполне может себя не утруждать арифметическими подсчетами голосов, то выдвижение неких персон на роль политических мазохистов должно только приветствоваться.

Причем, можно отметить одну специфическую особенность начинающегося политического сезона  – пока  претенденты на роль всенародно определяемого лидера оппозиции ходят друг к другу в гости (на прошлой неделе, в среду, собирались у Н. Статкевича), периодически составляя на частных квартирах и в партийных офисах (что зачастую одно и тоже) весьма представительное  собрание общеизвестных и уважаемых на политическом Олимпе лидеров, власть самозабвенно гоняется за никому не известными  гражданами и гражданками, собирающимися по различным поводам  по таким же частным квартирам  с целью приятно провести время в обществе своих политических единомышленников. Появление такого рода  групп  так называемой ассоциированной оппозиции заставляет силовые ведомства устраивать настоящие чекистские операции с привлечением ОМОНА, что и произошло 5 февраля в одном из спальных районов Минска. 

Нет сомнений, что если бы члены этих неформальных политических объединений устраивали сходки  для совместной дегустации продукции минского ликеро-водочного объединения «Кристалл» (второго по значимости налогоплательщика в стране после Мозырского НПЗ), то, возможно, что тот же ОМОН присоединился бы к этим согражданам в неслужебное время. Но беда в том, что ни  плодящиеся день ото дня политические неформалы, ни  бастующие под руководством уже засаженного в казенный дом Шумченко предприниматели, ни антиядерщики В. Парфеновича, ни независимые профсоюзники не желают и слышать о каких-то политических кампаниях, конференциях демократических сил, Национальных конгрессах, сборах подписей, участии в президентских выборах, хотя среди них имеются  лидеры, обладающие несомненными кандидатскими потенциалами. Но эти силы и движения  в лучшем случае бесполезны для кампании А. Лукашенко, а в худшем, даже опасны. Поэтому на экране БТ будут до бесконечности крутить одни и те же кадры с фуршета  оппозиционных партийных  лидеров, но ни в коем случае не покажут тех, кто пока только приближается к определению «третья политическая сила», о невозможности появления которой нам не первый год твердит партийная аналитика. Так что этих политических «рейнджеров» будут, используя терминологию П. Шеремета, «дубасить штакетником» как из лагеря власти, так и из партийных штабов. Не останутся в стороне  медийные снайперы – махновцы. Имеется подозрение, что  весь политический сезон текущего года пройдет под влиянием  такого рода «стихийных» кампаний несистемной (ассоциированной) оппозиции. И это только начало…

В тоже время  нам хотелось бы видеть больше стройности в  рядах  лукашенковской политической фаланги. Это пожелание не связано с тем, что мы испытываем какие-то благосклонные чувства к высокопоставленным легионерам белорусского правящего клана. Нас интересует сценарий общей кампании власти, а в нем  не только тактика перехода из одной кампании в другую – от стола в честь Дня победы к  торжественному открытию 3-его Всебелорусского Народного собрания, где, делегаты должны со слезами на глазах от умиления/огорчения  призвать Александра Григорьевича на вечное царств… баллотирование в качестве кандидата – 2006, но и место самого президента в этой кампании. Связано это с тем, что нельзя переоценивать способность белорусского агитпропа неделю за неделей держать под гипнозом миллионы граждан. Белорусская пропаганда всегда отличалась медвежьей грацией и способностью исторически мгновенно вырождаться в пародию на саму себя. Но ведь этим мастерам  лжи  надо как-то отбыть номер в девяносто дней! Так что от определения  роли главному актеру во многом зависит окончательный успех по околпачиванию белорусских граждан.  

Итак, снова возвращаемся к президентском  «окопам». Попытаемся поискать место, а вернее, главную идею, которую будет эксплуатировать А. Лукашенко в политическом коктейле 2005 года.

Прежде всего, стоит обратить внимание на то, что кампания по случаю празднования 60-летия Победы является «календарной» и подразумевает международный формат. Все-таки победителем во Второй мировой войне является, наряду с другими странами антигитлеровской коалиции, Советский Союз, правопреемником которого мир признал (видимо по какому-то недоразумению) не Республику Беларусь, а  Российскую Федерацию. Однако так и не ясно, увидим ли мы белорусского президента на трибунах Красной площади в обществе В. Путина, Г. Шредера, Ж. Ширака, В. Ющенко, А. Квасневского, президентов Балтии (автор уверен в их приезде). Какие меры предосторожности будут приняты охраной   главы белорусского государства, если в непосредственной близости от А. Лукашенко окажется, к примеру, Дж. Буш, которого 5 февраля Белорусское телевидение вслед за иранцами объявило сумасшедшим?  Как быть с минским парадом, если президенту надо будет присутствовать на московском?  

Некоторые «прорисовки» сценария все-таки выплескиваются на поверхность. Надо только внимательно наблюдать за  властью и ее СМИ.  В частности, 26 января во время трансляции программы «P.S.», посвященной 60-летию освобождения  концлагеря «Освенцим», из уст ведущей  прозвучала следующая  фраза: «Мы должны помнить, что именно белорусские солдаты и офицеры вызволяли узников из лап смерти». Русские, украинские и  казахские «солдаты и офицеры» в это время, наверное, водку пили. Это была, конечно, не оговорка. На фронте это называется пристрелкой.

Есть и иные факты, дающие интересные поводы для размышлений. Если ноябрь – январь прошел в белорусском истэблишменте в режиме ожидания  скорой встречи президентов России и Беларуси, то сейчас энтузиазм со стороны Минска упал почти до нуля. Что случилось? Совсем недавно неделя не проходила без рождения новых поводов для срочного саммита. Начали с газа - завершение переговоров и подписание контракта на поставку газа в 2005 году, угрозы поднять стоимость газового транзитного тарифа. Затем пришло время союзных  проблем - Конституционный Акт, который оказался вдруг совсем готов, фактический отказ от июньского  соглашения о введении в денежное обращение РБ российского рубля 1 января 2006 года – перенос даты ввода на 1 января 2008 года и т.д. Ни для кого не было секретом, что  Минску надо было с Москвой определиться с  итогами собственного референдума, прояснить формат политического сезона 2005 года (празднование 60-летия Победы) и попытаться  извлечь свои собственные выгоды, связанные с появлением у власти в Киеве антироссийской  администрации В. Ющенко. 

По непроверенной информации, в начале февраля в Минск пришло на адрес белорусского президента  крайне формализованное приглашение  обсудить  проблемы, которые могут быть озвучены на российско-американском саммите в Братиславе (24 февраля) и затрагивающие как российско-белорусские отношения, так и вопросы, связанные с функционированием  правящего в Беларуси режима.  По-видимому, существует ранее согласованный порядок  консультаций между руководством двух стран перед встречами на уровне большой восьмерки. Судя по всему, Лукашенко от встречи отказался. Объективно, его не устроила сама повестка дня – он не собирается ни с кем, а тем более через В. Путина с американцами,  обсуждать свои права на  бессрочное владение небольшой, но суверенной  европейской страной. Был и субъективный фактор. Не исключено, что белорусский президент ждет публичных извинений за киевский инцидент (конец октября 2004 г.). Поэтому формальное приглашение по линии МИДа было крайне неприязненно воспринято в  Дроздах. Но, а что же он, извините, ожидал?

Времена изменились не только для А. Лукашенко, но и для России, для которой что  Минск, что Киев, да и Тбилиси – все одно и тоже. Везде просматривается улыбка Бориса Абрамовича Березовского… А как иначе? Откуда вдруг такая прыть при создании и кто профинансировал появление белорусской спутниковой системы телевещания  «Беларусь – ТВ» - канала, предназначенного, прежде всего, для трансляции на Россию. То, что только планируется создать на украинкой почве, уже полностью готово к употреблению на белорусской.

Откуда такая белорусская прыть по оживлению нефтеперегонного терминала  в Вентспилсе в момент, когда  Киев не скрывает желание отменить соглашение с Россией о реверсе нефтепровода «Одесса – Броды»? Откуда такое согласованное ядерное нашествие -  фактически открытое «продавливание» темы строительства  АЭС в Беларуси на фоне объявления руководством КНДР своего ядерного статуса, эскалации давления США на Тегеран, и  заявлении все того же  Бориса Абрамовича о наличии у чеченских боевиков ядерного оружия? О, тут работает опытная рука!

Может мы ошибаемся, может быть мы демонизируем как белорусскую власть, так и возможности вечного лондонского оппонента В. Путина, который ныне может спокойно разъезжать между Киевом и Тбилиси (география растет!), может быть белорусское руководство занято только тем, что подсчитывает ВВП и доходы от внешней торговли, а собственное политическое выживание ее не интересует в принципе? Возможно, но сейчас не 1994 год. На пространстве между Москвой, Киевом, Тбилиси, Кишиневом и Минском  на 100% задействованы все открытые и скрытые коммуникационные линии, пытаются играть свою игру национальные и международные политики (никто не будет отрицать, что господин Березовский является  политиком международного уровня). 

Завершается эпоха «постсоветского пространства», СНГ, ЕЭП и, скорее всего, Союзного Государства России и Беларуси.  На базе только – только намеченных отношений между Москвой и Киевом формируется основа будущей системы взаимоотношений между  странами – бывшими союзными республиками. Дай бог, если они, в конце концов, будут созданы в уже историческом формате  «СССР – Финляндия».

Итак, патриотизм – ключевая идея  сценария власти на политический сезон 2005 года. Безусловно, что на таком фоне только одна тема может быть принята на вооружение белорусским президентом – безграничный патриотизм в стиле «Кто против меня, тот  враг белорусского народа». Именно патриотизм будет вбит гвоздем в трехслойную кампанию (День Победы – 3-е Всебелорусское народное собрание – президентские выборы). Не патриотами будут объявлены бастующие предприниматели, антиядерщики и независимые профсоюзники. В полном согласии с известным афоризмом Г.Малкина - «Патриот не столько хочет за что-то умереть, сколько кого-то убить»…




Новый налог опасен и не нужен

Белорусский рынок, 7 - 14 февраля 2005 

Татьяна Маненок

Индивидуальные предприниматели добиваются отмены НДС. Межправительственное соглашение о новом порядке взимания косвенных налогов по стране назначения обязало всех субъектов хозяйствования, в том числе индивидуальных предпринимателей — плательщиков единого налога, которые ввозят товар из России, с 1 января уплачивать НДС.

"Новый порядок приведет к сворачиванию бизнеса индивидуальными предпринимателями", — подчеркнул председатель РОО "Перспектива" Анатолий Шумченко. По его словам, сегодня более 95% индивидуальных предпринимателей, уплачивающих единый налог, ввозят товар для продажи именно из России. Большинство из них покупают товары на вещевых рынках РФ. Цены на товары на этих рынках всегда определяются спросом и предложением и не зависят от того, какой принцип взимания косвенных налогов установлен между Россией и Беларусью. Увеличение стоимости товара на сумму НДС (18%) приведет к росту цен, и продать товар белорусскому потребителю будет невозможно.

Между тем, подчеркнул А. Шумченко, Декрет № 4 "О едином налоге с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц и о некоторых мерах по регулированию предпринимательской деятельности" предусматривает, что в случае реализации произведенных не в Беларуси товаров к установленной ставке налога применяется повышающий коэффициент 1,5.

Это означает, что данный коэффициент учитывает дополнительные платежи и сборы, которые бы взимались, если бы товары, ввозимые из России, подлежали таможенному оформлению, в том числе и НДС, уплачиваемый при ввозе.

Предприниматели считают, что нужно внести изменения в Декрет № 4 "О едином налоге с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц и о некоторых мерах по регулированию предпринимательской деятельности" и освободить индивидуальных предпринимателей, уплачивающих единый налог, от уплаты НДС при ввозе товаров из России.

Налоговые органы страны уже разработали механизм взимания с индивидуальных предпринимателей НДС и довели его до сведения всех налоговых инспекций. Этот механизм обязывает ИП вместе с декларацией по НДС представлять заявление в трех экземплярах, договоры, на основании которых приобретается товар, транспортные документы на перевозку товара из России, счет-фактуры российских поставщиков товара с отметкой налоговых органов России, документ об уплате НДС в бюджет.

"Ни для кого не секрет, что на товар, приобретенный на российских рынках, никаких подобных документов у индивидуальных предпринимателей не имеется. Таким образом, они не смогут вообще ввозить такие товары для продажи в Беларуси", — говорит А. Шумченко.

Для решения этой проблемы предприниматели предложили создать согласительную комиссию, которая должна приступить к работе не позднее 10 февраля. "В среде индивидуальных предпринимателей сложилась напряженная обстановка, готовая вылиться в активные действия, направленные против уничтожения малого бизнеса", — подчеркнул А. Шумченко.




Нацбанк ждет стратегических инвесторов

БДГ, 4 февраля 2005 г.

Благодаря инвестициям из России, Кипра, Латвии и Великобритании доля иностранных капиталов в белорусской банковской системе в прошлом году выросла с 7,5 до 11,7%. Однако, несмотря на почти 4-процентный рост, руководство Национального банка недовольно ни этими темпами, ни объемами привлеченных средств. По этой причине одной из главных задач на текущий год, по словам председателя правления Нацбанка РБ Петра Прокоповича, является привлечение в банковскую сферу 5–6 стратегических инвесторов. Их уровень должен по крайней мере не уступать уровню уже успешно работающих в Беларуси «Райффайзенбанка», «Росбанка» и «Банка Москвы», полагает глава Нацбанка.

Переговоры с возможными новыми участниками белорусского банковского рынка ведутся, но называть их, заметил Петр Прокопович, еще не настало время. По его словам, «у нас нет проблем, чтобы привлечь инвестиции, но нам не нужен просто инвестор — нам нужен стратегический инвестор, с помощью которого решился бы вопрос увеличения ресурсной базы банков». Рост ресурсов, в свою очередь, обуславливает и стимулирует дальнейший экономический рост, над чем работал в рамках своих функциональных возможностей Нацбанк все предыдущие годы и будет работать в текущем году.

В 2004 г. основными источниками увеличения ресурсной базы белорусских банков стали остатки на счетах предприятий и населения. Население даже в большей степени, чем юридические лица, повлияло на то, что по итогам прошлого года совокупная ресурсная база банков составила 14,6 трлн рублей.

Население и предприятия определены в качестве главных источников средств для банков и на 2005 год. Предполагается, что ресурсная база банков в текущем году увеличится на 32–37% к уровню 2004 года, что позволит им более заметно работать в реальном секторе экономики. Например, в инвестиционное кредитование в прошлом году при плане 1,5 трлн рублей было направлено около 2 трлн рублей (всего в прошлом году было выдано кредитов на сумму 3,563 трлн рублей). В 2005 году кредиты под инвестиционные проекты в белорусской экономике также останутся приоритетными: ожидается, что на эти цели будет выделено от 2,8 трлн до 3 трлн рублей.

Правда, ожидать удешевления кредитных средств по валютным кредитам отечественным предприятиям не приходится. Процентная ставка по валюте, по словам председателя правления Нацбанка Петра Прокоповича, не будет заметно уменьшена, а сохранится на уровне 10–11% годовых (рублевая ставка по итогам 2005 года должна составить 12–15%). Это объясняется тем, что у белорусских банков есть проблемы с привлечением валютных средств, поэтому в текущем году упор будет сделан на рублевое кредитование реального сектора экономики, а также на привлечение прямых кредитных ресурсов из зарубежных банковских учреждений.

Совокупный собственный капитал банков в 2004 году вырос на 848,3 млрд рублей (на 1 января 2005 года он составлял около 2,9 трлн рублей). В основном этот прирост был обеспечен за счет увеличения уставных фондов кредитных учреждений. В свою очередь, уставные капиталы выросли на 714,6 млрд рублей и на 1 января 2005 года составили свыше 2 трлн рублей.

Как уже сказано, иностранные инвестиции не играли в этом процессе важной роли. Всего по итогам 2004 года белорусская банковская система стала «богаче» благодаря участию иностранцев всего на 9,2 млн долларов, 1,5 млн евро и 2,8 млрд рублей. Главными же источниками увеличения уставных фондов стали инвестиции органов государственного управления, прибыль самих банков и т.д. Если Нацбанку не удастся выполнить свою программу по привлечению стратегических инвесторов, то эти же источники станут основными и нынче. В соответствии с Основными направлениями денежно-кредитной политики Беларуси на 2005 год ожидается, что совокупный уставный фонд и собственный капитал банков увеличатся на 19–21%.




Окно на Ближний Восток

Белорусский рынок, 7 - 14 февраля 2005 

Ольга Бирюкова

Сотрудничество с Ливаном может открыть белорусским промышленникам дорогу на Ближний Восток, а возможно, и на европейские рынки. Президент Беларуси нанес официальный визит в Бейрут (Ливан) 2-3 февраля. В аэропорту его встречали торжественным салютом. В целом визит сопровождался взаимными заверениями в надежности дружбы и в общности стратегических устремлений, а также обоюдными благодарностями за поддержку, оказанную в сложных политических ситуациях (во время голосования по антибелорусской резолюции в ООН, к примеру).

2 февраля в течение нескольких часов главы государств провели интенсивные и плодотворные переговоры как в формате “один на один”, так и в расширенном составе. Параллельно со встречей президентов проходили переговоры членов официальной делегации, сообщила пресс-служба А. Лукашенко. Кроме того, президент встретился с главой ливанского парламента Набихом Берри, с премьер-министром Омаром Караме и другими официальными лицами.

Тот факт, что в состав белорусской делегации, помимо министра иностранных дел Сергей Мартынова и министра промышленности Анатолия Русецкого, вошел и глава государственного военно-промышленного комитета Николай Азаматов, вызвал вполне определенный интерес со стороны СМИ. Белорусская служба Радио “Свабода” в связи с этим напомнила о скандале с перехваченным в Бейруте военным грузом, якобы предназначенным для саддамовского Ирака.

“Ливан и Сирия принадлежат к странам, которые, как известно, исполняют функции посредников, через них идут каналы поставки оружия. Я не исключаю, что речь пойдет о военном сотрудничестве. К тому же есть товары двойного назначения. Конечно, речь может идти не только о танках и вооружении, но и об оптике и другом оборудовании, которое может использоваться как в мирных целях, так и в военных”, — отметил в комментарии для Радио “Свобода” Анатолий Лебедько, глава Объединенной гражданской партии.

Впрочем, официальный Минск не боится “спекуляций” такого рода. Во время недавнего визита в Минск президента Ливана А. Лукашенко заявлял, что Беларусь готова к сотрудничеству по самому широкому кругу вопросов, в том числе и в военно-промышленной сфере. И уже в Бейруте 2 февраля он повторил, что у Беларуси в сотрудничестве с Ливаном, Сирией и другими странами региона нет закрытых тем. По его словам, во время встреч с Путиным они информируют друг друга о деятельности на ближневосточном направлении.

По итогам переговоров в Бейруте подписаны три международных соглашения: о сотрудничестве в области туризма, в сфере международных автомобильных перевозок пассажиров и грузов, в борьбе с преступностью.

В комментарии агентству БЕЛТА министр транспорта и коммуникаций Михаил Боровой отметил, что соглашение — часть планомерной работы по развитию сотрудничества со странами Ближнего Востока. Соглашения о международных автоперевозках уже подписаны с Турцией и Сирией. А министр промышленности А. Русецкий добавил, что Ливан намерен создать крупную транспортную корпорацию для перевозки грузов из своих портов в восстанавливаемые районы сопредельных государств, и потому все виды белорусской автомобильной, дорожностроительной и даже сельскохозяйственной техники могут представлять большой интерес для Бейрута.

В целом же, по заявлениям МИДа, в Беларуси производится масса товаров, которые могут быть очень привлекательны для ливанцев и их соседей — от текстиля до продукции станкостроения. Чрезвычайный и полномочный посол Беларуси в Сирии и Ливане (по совместительству) Владимир Лопато-Загорский в интервью БЕЛТА сообщил, что стороны прорабатывают вопрос о создании в Бейруте белорусско-ливанского СП по розливу белорусской водки.

“С учетом того, что Ливан является крупнейшим на Ближнем Востоке потребителем спиртных напитков, а произведенная в стране продукция может беспошлинно поставляться в соседние государства и в страны ЕС, сотрудничество в этой области имеет большие перспективы”, — сказал посол.

Кроме того, посольство прорабатывает также возможности поставок продукции Минского завода игристых вин, плит ДВП Борисовского ДОКа, крафт-бумаги и картона ОАО “Светлогорский ЦКК”, шин ОАО “Белшина”, телевизоров ОАО “Горизонт”, хрустальной посуды. “В случае благоприятной конъюнктуры сохраняются возможности возобновления поставок в Ливан нефтепродуктов и автомобильного топлива ОАО ”Нафтан" и ОАО “Мозырский НПЗ”, а также металлопродукции РУП “БМЗ”, — сообщил В. Лопато-Загорский.

В числе самых оригинальных озвученных проектов — возможный экспорт в Ливан продукции и услуг Гомельского РУП “Кристалл” (ювелирное производство). Точнее, речь идет об обработке природных алмазов. “Учитывая, что товарооборот драгоценных камней и ювелирных изделий в Ливане достигает 760 млн. USD, это направление может быть перспективным”, — констатировало агентство БЕЛТА.

Кроме того, как сообщила президентская пресс-служба, “крупный ливанский капитал проявил интерес к серьезным инвестиционным проектам в Беларуси”. В связи с этим уже достигнута договоренность о проработке визита в РБ министра экономики Ливана. Как ожидается, его будет сопровождать группа серьезных бизнесменов и финансистов.

Дипломатические отношения между Республикой Беларусь и Ливанской Республикой установлены 21 марта 1996 года. 7-8 июля 2004 года состоялся официальный визит президента Ливана Э. Лахуда в Беларусь. Стороны тогда подписали два соглашения — о сотрудничестве в научно-технической и военно-технической сферах. Кстати, ливанский парламент ратифицировал их буквально на днях. 18-20 января 2005 года в Бейруте прошло первое заседание Белорусско-Ливанской межправительственной комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству.

Стороны подписали соглашение о сотрудничестве между торгово-промышленными палатами и поставили задачу вернуть взаимный товарооборот на уровень 2001 года (11 млн. USD). По итогам 11 месяцев 2004 года белорусский экспорт в Ливан составил 2,94 млн. USD (автотракторная техника). Ливанский импорт — 74 тыс. USD (в основном приправы и специи). По данным МИДа, в Беларуси зарегистрированы 25 предприятий с участием ливанского капитала (наибольшее количество среди арабских стран), объем ливанских инвестиций в этих предприятиях составляет 1,3 млн. USD.



Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ