Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №117(15.02.2005)
<< Список номеров
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
ВЕСТИ ИЗ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ
ПРОБЛЕМЫ ДИАСПОРЫ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.


Россия-США: поиск правил игры на постсоветском пространстве

«Ольвия-пресс», 1февраля 2005 г.

Владимир Симонов, политический обозреватель

Когда президенты Владимир Путин и Джордж Буш встретятся в конце февраля в Братиславе, им наверняка предстоит обсудить, помимо прочего, поведение их стран на постсоветском пространстве. Столкновение интересов Москвы и Вашингтона в ходе недавних президентских выборов на Украине вновь  показало: эта проблема резко выделяется своей остротой и сложностью из рутинной повестки дня российско-американских отношений.

Представления сторон о том, какие именно процессы происходят на постсоветском пространстве, резко расходятся.

В американской трактовке Россия никак не может излечиться от ностальгии по развалившейся советской империи и продолжает – теперь уже безосновательно - претендовать там на главенствующие позиции. В российском представлении, США бесцеремонно вторгаются в зону реальных экономических и исторических интересов России, пытаясь вмонтировать Грузию, Украину, а позднее, видимо, и другие бывшие советские республики в американо-центристскую модель мира.

Американская администрация  поддержала революции в Тбилиси и Киеве как победу демократии западного типа над изжившими себя коррумпированными режимами. России, напротив, кажется, что эти революции отмечены многими признаками антиконституционных переворотов.

Разногласия Москвы и Вашингтона в оценке процессов на постсоветском пространстве, возможно, не вызвали бы такого нарастания напряженности между двумя странами, если бы не энергичный экспорт в этот регион американской военной мощи.

США разместили свои военные базы в бывших азиатских республиках СССР и продолжают выделять десятки миллионов долларов на военную помощь Грузии. Со своей стороны НАТО активно вовлекает центрально-азиатские и закавказские государства в свою программу «Партнерство ради мира».

Американская сторона объясняет этот сдвиг своего военного присутствия вплотную к южному «подбрюшью» России изменением характера внешних угроз. И в первую очередь угрозой №1 – международным терроризмом, чьи штабы и тренировочные лагеря тяготеют к азиатскому региону. Но в Москве склонны смотреть на происходящее шире, в контексте общего расползания НАТО. Здесь видят логическую связь между, казалось бы, внешне разрозненными элементами: строительством мощного военного радара НАТО в Эстонии, попытками американской дипломатии заманить Финляндию в Североатлантический альянс и, наконец, появлением сети военных баз США на постсоветском пространстве.

Хотя Россия выбрала путь сотрудничества с НАТО и готова к выходу на новый, более высокий уровень отношений с альянсом, психологические шрамы, оставленные «холодной войной», дают о себе знать. "Мы по-прежнему убеждены, что географическое расширение НАТО не имеет аргументированного обоснования", - заявил президент Владимир Путин на недавнем заседании Совета безопасности.

Такого рода опасения вызвали в последние дни бурную дискуссию в кругах российской политической элиты на тему о том, как избежать еще более жесткого столкновения интересов России и США на постсоветском пространстве. В основу споров лег доклад «Российско-американские отношения: как добиться большего», подготовленный усилиями экспертов из московского Центра Карнеги (Carnegie Endowment for International Peace) и российского Фонда «Политика».

Авторы доклада не скрывают, что точек соприкосновения у двух стран здесь не так уж много. Это, во-первых, все то же противодействие международному терроризму. И Россия, и США не заинтересованы в том, чтобы допустить экспансию идеологии исламистского радикализма в регион СНГ. Не менее перспективной представляется рекомендация срочно выработать общий подход к противодействию наркотрафику из Афганистана через Центральную Азию в Россию и Европу.

В остальном составители доклада дают понять: возможности Москвы и Вашингтона в области сотрудничества на постсоветском пространстве весьма ограничены. Тем более, что страны региона опасаются, как бы такое взаимодействие не вылилось в раздел сфер влияния. Поэтому «стратегический компромисс» по вопросу об Украине был бы «невозможен и иллюзорен», предупреждают составители документа. «Будущее этой страны должны решать сами украинцы..»

Никто не собирается, да и не в силах отстранить Соединенные Штаты от того, чтобы принимать участие в укреплении безопасности «ближнего зарубежья», в развитии там демократии, в интеграции хозяйства этих стран в глобальную экономику. «Перестаньте говорить мне, что никто кроме России не может действовать на постсоветском пространстве», - не раз подчеркивал Владимир Путин на недавних встречах с дипломатической и государственной элитой. Президент призывал «сделать Россию конкурентоспособной» в этом геополитическом регионе, допуская таким образом, что взаимодействие России с США может сочетаться с жестким соперничеством.

Но конкуренция - одно, а попытка нейтрализовать влияние России в странах, за века сросшихся с ней духовно и экономически, на землях, где живет более 25 миллионов русских, – это другое. И именно на это «другое», похоже, делает сегодня ставку влиятельная группа американских неоконсерваторов, пытающаяся изменить политику администрации США на российском направлении. Выступая на днях на Российско-американском совете делового сотрудничества, глава МИД Сергей Лавров отметил, что в отношениях с США России по-прежнему приходится сталкиваться с рецидивами прошлого, с «попытками действовать по принципу «игры с нулевой суммой».

«Это касается, в частности, некоторых аспектов активности США на постсоветском пространстве, - пояснил министр, - использования "двойных стандартов" применительно к выборному процессу, когда соответствие результатов голосования принципам открытости и демократии определяется в зависимости от политической целесообразности". Намек, в частности, на Украину не мог быть более прозрачен.


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ