Россия-США: поиск правил игры на постсоветском пространстве
«Ольвия-пресс», 1февраля 2005 г.
Владимир Симонов, политический обозреватель
Когда президенты Владимир Путин и Джордж Буш встретятся
в конце февраля в Братиславе, им наверняка предстоит обсудить, помимо прочего,
поведение их стран на постсоветском пространстве. Столкновение интересов Москвы
и Вашингтона в ходе недавних президентских выборов на Украине вновь
показало: эта проблема резко выделяется своей остротой и сложностью из рутинной
повестки дня российско-американских отношений.
Представления сторон о том, какие именно процессы
происходят на постсоветском пространстве, резко расходятся.
В американской трактовке Россия никак не может
излечиться от ностальгии по развалившейся советской империи и продолжает –
теперь уже безосновательно - претендовать там на главенствующие позиции. В
российском представлении, США бесцеремонно вторгаются в зону реальных
экономических и исторических интересов России, пытаясь вмонтировать Грузию,
Украину, а позднее, видимо, и другие бывшие советские республики в
американо-центристскую модель мира.
Американская администрация поддержала революции в
Тбилиси и Киеве как победу демократии западного типа над изжившими себя
коррумпированными режимами. России, напротив, кажется, что эти революции
отмечены многими признаками антиконституционных переворотов.
Разногласия Москвы и Вашингтона в оценке процессов на
постсоветском пространстве, возможно, не вызвали бы такого нарастания
напряженности между двумя странами, если бы не энергичный экспорт в этот регион
американской военной мощи.
США разместили свои военные базы в бывших азиатских
республиках СССР и продолжают выделять десятки миллионов долларов на военную
помощь Грузии. Со своей стороны НАТО активно вовлекает центрально-азиатские и
закавказские государства в свою программу «Партнерство ради мира».
Американская сторона объясняет этот сдвиг своего
военного присутствия вплотную к южному «подбрюшью» России изменением характера
внешних угроз. И в первую очередь угрозой №1 – международным терроризмом, чьи
штабы и тренировочные лагеря тяготеют к азиатскому региону. Но в Москве склонны
смотреть на происходящее шире, в контексте общего расползания НАТО. Здесь видят
логическую связь между, казалось бы, внешне разрозненными элементами:
строительством мощного военного радара НАТО в Эстонии, попытками американской
дипломатии заманить Финляндию в Североатлантический альянс и, наконец,
появлением сети военных баз США на постсоветском пространстве.
Хотя Россия выбрала путь сотрудничества с НАТО и готова
к выходу на новый, более высокий уровень отношений с альянсом, психологические
шрамы, оставленные «холодной войной», дают о себе знать. "Мы по-прежнему
убеждены, что географическое расширение НАТО не имеет аргументированного
обоснования", - заявил президент Владимир Путин на недавнем заседании Совета
безопасности.
Такого рода опасения вызвали в последние дни бурную
дискуссию в кругах российской политической элиты на тему о том, как избежать еще
более жесткого столкновения интересов России и США на постсоветском
пространстве. В основу споров лег доклад «Российско-американские отношения: как
добиться большего», подготовленный усилиями экспертов из московского Центра
Карнеги (Carnegie Endowment for International Peace) и российского Фонда
«Политика».
Авторы доклада не скрывают, что точек соприкосновения у
двух стран здесь не так уж много. Это, во-первых, все то же противодействие
международному терроризму. И Россия, и США не заинтересованы в том, чтобы
допустить экспансию идеологии исламистского радикализма в регион СНГ. Не менее
перспективной представляется рекомендация срочно выработать общий подход к
противодействию наркотрафику из Афганистана через Центральную Азию в Россию и
Европу.
В остальном составители доклада дают понять: возможности
Москвы и Вашингтона в области сотрудничества на постсоветском пространстве
весьма ограничены. Тем более, что страны региона опасаются, как бы такое
взаимодействие не вылилось в раздел сфер влияния. Поэтому «стратегический
компромисс» по вопросу об Украине был бы «невозможен и иллюзорен», предупреждают
составители документа. «Будущее этой страны должны решать сами украинцы..»
Никто не собирается, да и не в силах отстранить
Соединенные Штаты от того, чтобы принимать участие в укреплении безопасности
«ближнего зарубежья», в развитии там демократии, в интеграции хозяйства этих
стран в глобальную экономику. «Перестаньте говорить мне, что никто кроме России
не может действовать на постсоветском пространстве», - не раз подчеркивал
Владимир Путин на недавних встречах с дипломатической и государственной элитой.
Президент призывал «сделать Россию конкурентоспособной» в этом геополитическом
регионе, допуская таким образом, что взаимодействие России с США может
сочетаться с жестким соперничеством.
Но конкуренция - одно, а попытка нейтрализовать влияние
России в странах, за века сросшихся с ней духовно и экономически, на землях, где
живет более 25 миллионов русских, – это другое. И именно на это «другое»,
похоже, делает сегодня ставку влиятельная группа американских неоконсерваторов,
пытающаяся изменить политику администрации США на российском направлении.
Выступая на днях на Российско-американском совете делового сотрудничества, глава
МИД Сергей Лавров отметил, что в отношениях с США России по-прежнему приходится
сталкиваться с рецидивами прошлого, с «попытками действовать по принципу «игры с
нулевой суммой».
«Это касается, в частности, некоторых аспектов
активности США на постсоветском пространстве, - пояснил министр, - использования
"двойных стандартов" применительно к выборному процессу, когда соответствие
результатов голосования принципам открытости и демократии определяется в
зависимости от политической целесообразности". Намек, в частности, на Украину не
мог быть более прозрачен.
|