Вопросов больше, чем ответов
Ольвия-пресс, 8 февраля 2005 г.
Сергей Зайченко
Сегодня в Приднестровье, как мне кажется, нет человека,
которого бы не волновала судьба нашего государства, его перспектива и,
соответственно, будущее своих детей. В общественных организациях и на рынке, в
троллейбусах и в маршрутных такси, на вечеринках в кафе и даже дома на кухне
только и слышны разговоры о том, каким для Приднестровья окажется грядущий 2005
год. Люди настолько политизированы, что в их разговорах тема политического
будущего ПМР преобладает даже над социальными проблемами, которых у
приднестровцев предостаточно. Сегодня большинство приднестровцев объединяет одно
стремление: это жить в независимом, международно признанном государстве –
государстве, международный статус которого исключил бы возможность любого
посягательства на права его граждан. Всех приднестровцев волнуют одни и те же
проблемы: как выстоять практически «ленинградскую» блокаду ПМР со стороны
Кишинева и что предпринять, чтобы сломить упорное нежелание международного
сообщества признать право приднестровского народа на самоопределение. А главное
- что приводит все размышления в тупик - почему родственные по крови и духу
славянские государства не так активно, как хотелось бы, спешат протянуть
приднестровцам руку помощи?
Больше всего, конечно, вопросов у приднестровцев к
руководству Российской Федерации, провозгласившей себя правопреемницей канувшего
в небытие Советского Союза.
Безусловно, обвинить Россию в невнимании к своим
соотечественникам нельзя. Вопрос в другом – насколько достаточно и эффективно
это внимание? Возьмем, например, социальную сферу. 6 марта 2001 года в
России был принят федеральный Закон № 21-Ф3 «О выплате пенсий гражданам,
выезжающим на постоянное жительство за пределы РФ», пункт 2 которого гласит:
«Гражданам, выезжающим (выехавшим) на постоянное жительство за пределы РФ и
имеющим (имевшим) ко дню выезда право на получение государственных пенсий в
соответствии с законодательством РФ, на основании их письменных заявлений сумы
назначенных государственных пенсий в связи с трудовой и иной общественно
полезной деятельностью (воинской службой) могут переводиться за границу в
иностранной валюте по курсу рубля, установленному Центральным банком РФ на день
совершения операции». Закон этот подписан президентом РФ В.В.Путиным.
Теоретически он означает, что пенсионеры, заработавшие (заслужившие) пенсии в РФ
(в СССР соответственно) и проживающие за пределами России, имеют право на
российскую пенсию как правопреемницу СССР. По этому вопросу есть и Постановление
Правительства РФ от 6 ноября 2001 года за № 768, утвердившее Положение о порядке
выплаты этих пенсий, в котором сказано, что действие Закона распространяется «на
граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства, выезжающих (выехавших) на
постоянное жительство за пределы РФ и имеющих (имевших) ко дню выезда право на
получение государственной пенсии, назначенной в связи с трудовой и иной
общественно полезной деятельностью (воинской службой) в соответствии с
законодательством РФ (далее именуется – пенсией)». Однако этот Закон на
территории Приднестровья не действует, на запросы ветеранских организаций ПМР
пенсионный отдел РФ не удосужился даже дать ответ.
Далее. В России до недавнего времени действовали льготы
на проезд железнодорожным транспортом по РФ для участников Великой Отечественной
войны. Однако приднестровские ветераны войны могли получать подобную льготу
только после того, как госбюджет ПМР перечислял в Россию полную стоимость
железнодорожных билетов.
О том, что территория Приднестровья – зона особых
стратегических интересов РФ – говорится уже более 10 лет. Однако притом, что на
эту тему говорится много, делается руководством Кремля в этом направлении
непростительно мало. Несмотря на то, что еще 9 декабря 1997 года во время
парламентских слушаний Госдума РФ приняла Постановление, в котором рекомендовала
президенту России «рассмотреть вопрос о постоянной дислокации ограниченного
контингента Вооруженных сил России на территории Приднестровья», до настоящего
времени этот вопрос не решен. Государственная Дума уже тогда предложила
Правительству РФ «заключить с руководством Приднестровья Соглашение об условиях
и порядке пребывания ОГРВ на его территории и находящимся там военном
имуществе», однако тогда это дело было спущено на «тормозах», а соответствующие
договора заключались только с РМ. Например, в апреле 1999 года деньги на
содержание ОГРВ, которое проводилось за счет приднестровского народа, в размере
6,5 миллионов долларов США Москва «подарила» официальному Кишиневу (перечислила
их не в ПРБ, а в Нацбанк Молдовы).
А уже 18 ноября 1999 года официальный Кремль принял на
себя обязательство окончательно (до конца 2002 года) эвакуировать из
Приднестровья все остатки бывшей 14-й Армии и вывезти с территории ПМР все ее
военное имущество. И только благодаря принятым жестким мерам со стороны
руководства ПМР и массовым протестам общественности этот процесс и варварское
уничтожение военной техники на месте были прекращены. К слову сказать,
Приднестровье так и не получило закрепленную в совместных соглашениях с РФ
компенсацию в размере $100 миллионов за уже вывезенное в Россию военное
имущество.
Далее. Почему Россия до настоящего времени так и не
открыла на приднестровской территории свое консульское учреждение, чтобы
облегчить населению ПМР прием гражданства РФ? Отговорки чиновников о том, что
официальный Кишинев не дает на это своего согласия, вряд ли могут служить
достаточным оправданием для ситуации, когда права российских граждан на
оперативное консульское обслуживание постоянно нарушаются.
Для справки. Вопреки протестам официального Тбилиси,
когда это потребовалось кремлевским чиновникам, МИД РФ организовал в 2003 году
(выездными консульскими группами) массовый прием российского гражданства на
территории Абхазии. В настоящее время в Абхазии более 80% населения – граждане
РФ. Аналогичная ситуация и в Южной Осетии. По словам президента Южной Осетии,
95% (!) населения республики имеют российское гражданство. Об этом он заявил на
своей пресс-конференции, состоявшейся в Москве 26 января текущего года.
ПМР по всем международным нормам – независимое и
суверенное государство. В 2005 году она отметит 15 -летний юбилей своей
независимости. И более десяти лет из них Приднестровье предлагает МИД РФ открыть
в столице ПМР г. Тирасполе российское консульское представительство. Но, увы!
Воз и ныне стоит на прежнем месте, несмотря на массовые обращения
общественности ПМР по этому вопросу.
То, что этому противодействует МИД Молдовы, вполне
понятно. Официальный Кишинев не может допустить, чтобы в одночасье население ПМР
оказалось гражданами РФ. В этом случае бороться за «единую» и «унитарную» им
будет гораздо сложнее. Но почему МИД РФ уже более десяти лет оттягивает решение
этой проблемы, остается под большим вопросом.
Остается необъяснимым и другое – отмена в России
федерального Закона РФ от 24 мая 1999 года «О государственной политике РФ в
отношении соотечественников за рубежом». Неужели это было сделано только потому,
что в нем было сказано: «Гражданами РФ признаются лица, состоявшие в гражданстве
СССР, и их прямые потомки по их прямой нисходящей линии, не заявившие путем
свободного добровольного волеизлияния о своем желании состоять в гражданстве
других государств» (ст.11, п.4.). Боязнь массового принятия в российское
гражданство миллионов людей, разбросанных по странам СНГ, вряд ли может служить
оправданием для незаслуженных ограничений для тех, кто всю свою жизнь отдал
большой Родине и кто сегодня готов внести свой вклад в возрождение величия
некогда мировой державы. Как выразился мэр Москвы Ю.Лужков еще в октябре 1999
года, в Приднестровье десятки тысяч людей не могут оформить российское
гражданство по причине политического безволия российского МИД и отсутствия в
Тирасполе российских консульских работников.
Кстати, прекращение с 1 января этого года
функционирования паспортов СССР, резкое уменьшение пропускной способности
представителя российского консульства в Тирасполе по оформлению гражданства РФ и
сокращение выдачи гражданства Украины стало первопричиной тому, что
приднестровцы вынуждены принимать гражданство РМ с оформлением молдавских
загранпаспортов, чтобы не оказаться «невыездными». И Молдова это делает
оперативно, в массовом порядке и с превеликим энтузиазмом.
Непонятным остается и главный вопрос. Какую цель
преследует официальная Москва в Приднестровье, когда постоянно твердит о том,
что ПМР - восточный регион Молдовы и является ее неотъемлемой собственностью?
Как долго Кремль будет вести двойную игру с Тирасполем? Сколько еще времени
нужно Москве, чтобы осознать, что РМ – территория, навсегда утрачена для Москвы,
и чтобы сохранить свои геополитические интересы в Юго-Восточной Европе и
защитить своих соотечественников в Приднестровье, России просто необходимо
твердо и решительно расставить здесь свои приоритеты? После того, как в Украине
к власти пришла прозападная оппозиция, в Юго-Восточной Европе положение РФ
значительно усложнилась. В условиях, когда официальный Кишинев своей стратегией
провозгласил сближение с НАТО и США, когда Воронин и вся молдавская оппозиция
категорично ставят вопрос о необходимости выдворения России «из восточных
регионов Молдовы», а Румыния взяла шефство над РМ с тем, чтобы способствовать ее
скорейшему сближению с Европой, сохранять прежнюю неопределенную позицию в
отношении Приднестровья кремлевским политикам непростительно.
Сегодня Запад все активнее пытается перехватить у России
инициативу по вопросу урегулирования конфликта на Днестре. Тенденции к этому уже
просматриваются. Кишинев официально поставил вопрос о привлечении США, ЕС и
Румынию в формат переговоров по молдо-приднестровскому урегулированию. Как
утверждают большинство политических экспертов, если такое случится, Вашингтон
может решить «приднестровскую проблему» по-своему, довольно быстро и просто.
Вашингтону, во-первых, ни к чему в зоне своих стратегических интересов иметь
нестабильную ситуацию, во-вторых, в тылу подконтрольной зоны США российские
вооруженные силы – кость в горле. Если, на чем упорно настаивают страны Балтии
(страны НАТО), в год 60-летия победы над фашистской Германией Россия осудит пакт
Рибентропа-Молотова, то решение будет принято почти автоматически. Вполне
возможно и совершенно реально, что ситуация на Днестре будет возвращена к
состоянию на июнь 1940 года: бывшая советская Молдавия будет расформирована.
Бесарабия будет присоединена к Румынии, а Приднестровье – к Украине, и
Юго-Восточная Европа надолго забудет о нестабильности. В этом случае Россия
обязана будет в самый кратчайший срок покинуть территорию суверенной и
независимой Украины с вытекающими из этого для России последствиями.
США это вполне устраивает. Устраивает ли такой вариант
Россию, покажет предстоящий 2005 год. Судя по резкой активизации Запада в
урегулировании молдо-приднестровских отношений, можно не сомневаться, что
нынешний год будет годом переломным во взаимоотношениях между ПМР и
РМ.
Среди приднестровцев, и это уже очевидно, начинает
нарастать усталость от ожиданий и бесплодных надежд на то, что Россия примет,
наконец, однозначные и решительные меры по защите своих соотечественников на
Днестре. Отсутствие твердой воли в действиях кремлевского руководства, как
гаранта мира и стабильности на берегах Днестра, только усиливает к России
недоверие у приднестровцев. К тому же новая модель молдо-приднестровского
урегулирования, недавно озвученная Западом в лице докладчика Парламентской
ассамблеи Совета Европы Жозетт Дюрье, копирующая вариант, примененный в Сербии и
Черногории и предусматривающий союз, состоящий из двух равноправных государств,
более приемлема для приднестровцев, чем та, что была разработана в плане Козака.
От подобного варианта мадам Дюрье президент РМ В.Воронин, в буквальном смысле
этого слова, «заерзал в кресле».
В заключении следует логический вывод: вопросов у
приднестровцев к России накопилось довольно много. Будут ли на них даны
исчерпывающие ответы, пока неизвестно. Известно только одно: текущий год –
переломный год и для международного положения России. И только наличие твердой
политической воли в решении многих жизненно важных для России международных
проблем, в том числе и защите своих соотечественников за рубежом, способно
упрочить российский престиж и ее значимость на международном уровне.
|