У России теперь нет необходимости поддерживать новую власть на Украине
«Кремль.орг»,
16.02.2005
Константин
Затулин
В России рассматривают действительные настроения новой
украинской власти не по парадным встречам, а по тому, будет или нет предпринята
политическая колонизация юга и востока. На языке украинских политтехнологов это
называется насаждением в восточных территориях, в восточных землях "гражданского
общества". Но на самом деле ничем иным, как "зачисткой" политического поля в
интересах новой власти, эта колонизация не является. Это особенно важно с учетом
того, что новой власти необходимо пройти испытание парламентскими выборами.
Соответственно, вплоть до 2006 года политические задачи будут явно превалировать
над экономическими. Судьба реформы неясна, а назначение Юлии Тимошенко означает,
что будет предпринята попытка пустить под нож компромисс, который был достигнут
в Верховной Раде.
России на официальном уровне следует сделать выводы из
всего происшедшего. Несмотря на то, что никакие практические потери еще не
состоялись, у России есть имиджевые потери. Дальнейшее развитие покажет,
превратятся ли они в настоящий ущерб для российской безопасности, для
российского самочувствия, для задач возрождения России как державы. Это зависит
от того, насколько Россия продолжит влиять во внутриукраинских делах, зависит от
ситуации на юге и востоке, зависит от того, удастся или нет новой украинской
власти сломать протестную волну, не дав ничего взамен, не пойдя ни на какие
значимые компромиссы вроде федерализации.
Если новая власть задушит всякую значимую оппозицию на
юге и востоке и откажется от политической реформы, тогда у нее будут развязаны
руки для большего «творчества» во внешнеполитической и оборонной сфере, включая
вступление Украины в НАТО, что, естественно, обернется реальным, а не
виртуальным ущербом для России. Но чтобы все это свершить, новым руководителям
Украины нужна передышка в отношениях с Россией, ей нужно невмешательство со
стороны России, ей нужно, чтобы Россия стояла в стороне.
В пользу лучших исходных условий для диалога с Украиной
говорит то, что теперь у России нет необходимости поддерживать новую украинскую
власть, поступая не прагматично, уступая ей в экономике, отписывая ей
какие-нибудь деревеньки, какие-то долги. Очевидно, что новая украинская власть
пришла в борьбе с друзьями России в Украине, теми, кто публично придерживался
пророссийской позиции, и России нет необходимости торопиться. Напротив, в
межгосударственных отношениях есть возможность выдержать паузу и сформулировать
новую прагматическую линию по отношению к Украине. То есть, идти навстречу
Украине нисколько не больше, насколько навстречу нам идет Украина.
Одновременно этот период должен, в отличие от
предыдущего, быть заполнен самыми интенсивными контактами по линии гражданского
общества, общественных организаций, политических партий для того, чтобы не дать
убрать из повестки все те вопросы, которые остаются нерешенными на Украине с
91-го года. Я имею в виду статус русского языка, самочувствие пророссийских сил,
демократизацию и федерализацию Украины. В отличие от предыдущего периода, когда
эти все вопросы решались исключительно на бюрократическом или
политтехнологическом уровнях, когда их пытались решать в ходе каких-то
избирательных кампаний, сейчас необходимо освоить новую палитру средств для
достижения результатов.
Главным залогом влияния России является выход на
политическую арену Украины мощной оппозиционной силы. Необходима поддержка
подобного рода намерений, недопущение ссор, которые вполне могут сейчас
произойти между отдельными лидерами оппозиционного движения на юге и востоке,
которые будут сегодня провоцироваться, безусловно, властью. Необходимо не
допустить публичных расправ, «охоты на ведьм» на Украине, к чему тоже есть
предпосылки: мы уже сталкиваемся с достаточно тревожными тенденциями. В конечном
счете гарантий всего этого, я думаю, ждет российская власть от нового президента
Украины.
Нам важно не то, что Украина будет продолжать покупать
газ и нефть у России, ибо она будет продолжать его покупать просто потому, что
это ей выгодно. Тут нет с украинской стороны никакого реверанса в нашу сторону,
это ей необходимо. На самом деле Украине важно найти консенсус и компромисс
между западом и востоком, чтобы сохранить стабильность. Но готова ли власть к
этому компромиссу в эйфории победы, всеобщего мирового внимания – покажет
время.
Наконец, говоря о политике России на Украине в новых
политических условиях, следует сказать, что она должна быть еще более активной,
чем все предшествующее время. Я не сторонник идеи, что мы "переработали" на
Украине. Я считаю, что мы там "недоработали". Мы занимались только верхушечными
договоренностями, встречами без галстуков, виртуальными годами России в Украине
и Украины в России вместо того, чтобы развернуть широкую работу с населением
сочувствующих нам областей, политическими силами, которые их представляют,
партиями, общественными движениями и так далее. Вот сейчас пришел черед именно
этой работы. Другое дело, что формат отношений, доверительность отношений, как и
результаты этих отношений могут быть разными.
Повторяю, нефть и газ украинцы у нас готовы покупать при
любом политическом режиме, а вот сотрудничать с нами в области обороны и
безопасности они не готовы.
На самом деле, весь период Кучмы была достаточно
двусмысленная тактика украинской власти в таких деликатных и щепетильных
вопросах – оборона, безопасность, внешняя политика. Тем более, у власти Украины
абсолютно свой план в отношении дальнейшего строительства украинского
государства, который за прошедшие годы привел к вымыванию примерно четверти
русского населения Украины. Оно оказалось ассимилировано за годы независимости
Украины, превратилось в украинское. Естественно, это не может вызывать восторга
у думающей власти в России. Здесь есть объективно определенные противоречия,
которые иначе, кроме как компромиссом, разрешить на самом деле нельзя.
|