Россия в поисках постсоветской альтернативы
«Маркетинг и консалтинг»,
28.02.2005
Главным ньюсмейкером сегодняшней российско-украинской
политики является Виктор Ющенко. И наиболее цитируемые фразы, произнесенные
украинским президентом на недавнем заседании комиссии Украина-НАТО в Брюсселе:
«интеграция в европейские и евроатлантические структуры отныне будет определять
стратегию и тактику украинской политики» и «период многовекторности во внешней
политике Украины остался в прошлом». Начало переговоров о вступлении Украины в
ЕС президент Ющенко намерен начать летом этого года, завершить - к 2007 году,
вопрос о вступлении в НАТО Украина собирается решить в течение ближайших лет.
Российские официальные лица своей точки зрения по поводу
переориентации внешней украинской политики, хотя данный процесс был ожидаемым и
не стал ни для кого сюрпризом, пока не высказывают. Возможно, из-за того, что
накануне саммита в Братиславе все силы были брошены на американское направление,
и до Украины просто не доходили руки, а может быть, из-за того, что Москве пока
Киеву просто нечего предложить. Все программы сотрудничества были разработаны с
прежним украинским руководством и соответствовали прежним интеграционным
постсоветским реалиям, а векторы новых отношений пока не определены.
Как не ошибиться в разработке новой стратегии
взаимоотношений с Украиной? Тем более, что ее реализация будет осуществляться
под пристальным контролем европейского сообщества, США и международных
организаций, в том числе, НАТО (украинский президент был единственным лидером
страны - не члена альянса, которого пригласили на саммит НАТО в Брюсселе)? Да и
в ВТО Украина стремится темпами, не уступающими российским, а комиссар ЕС по
торговле Питер Мэндельсон уже пообещал, что ЕС "сделает необходимые шаги, чтобы
уже в 2005 г. обеспечить вступление Украины" в ВТО.
На этом фоне очертания европейских приоритетов Украины
становятся все явственнее, а перспективы сотрудничества с Россией в рамках
Единого экономического пространства - все туманнее.
Визит министра иностранных дел РФ Сергея Лаврова в Киев
на прошлой неделе показался каким-то скомканным, хотя его целью называлась
подготовка к официальному визиту на Украину российского президента. Украинские
чиновники в этой связи развили бурную деятельность, исходя из которой можно было
понять, что они хотят представить В.Путину совершенно новую страну,
продемонстрировать ее всю, с запада на восток и т.д. Что же ответит на это
Россия?
Об этом
МиК беседует с Владимиром Жарихиным, заместителем директора Института стран СНГ:
- Я бы сказал так, что вся эта украинская история может
быть для России очень плодотворной, в том смысле, что появился, наконец, тот
стартовый крючок, который начинает заставлять Россию делать серьезный
геополитический выбор.
Украина, в первом приближении, сделала геополитический
выбор в сторону вступления в так называемую европейскую либеральную империю.
Потому что после принятия Конституции это будет полноценное конфедеративное
государство с элементами федерации. То есть, это уже не европейское
экономическое сообщество, а полноценное государство, хотя достаточно сложное
организованное. Но Советский союз тоже был не просто организован, в конце
концов.
И это серьезный выбор, который будет очень критичным для
обсуждения в украинском обществе. И неслучайно на последнем этапе штаб Януковича
возглавлял Черновил, человек националистически настроенный.
А выбор Ющенко – это не национальный выбор. Это выбор,
по сущности, объективно направленный против той самой украинской незалежности,
независимости, то есть, курс на растворение Украины как государства в
европейском сообществе. И я не уверен, что в украинском обществе этот выбор не
вызовет очень серьезной дискуссии. Уже не по принципу: левые-правые или
восток-запад, а по совсем другому принципу. Это первый момент.
Второй момент: если для Украины и есть какая-то
теоретическая возможность для интеграции ее в европейское сообщество, то ей надо
понимать, что у нее есть только один привлекательный ресурс для европейского
сообщества – это дешевая рабочая сила. То есть, Украина нужна для Европы,
напуганной экспансией на дешевые непривлекательные рабочие места мусульманских
рабочих, как страна, обеспечивающая некую замену в виде такой же рабочей силы,
но христианской, не более того.
Ничего другого им от Украины особенно не надо. Если
Украина готова играть роль турков и алжирцев в этой большой Европе, то полный
вперед! Но я не уверен в том, что она на эту роль готова пойти.
Россия же в такой конструкции Европы нужна только в
качестве поставщика энергетических ресурсов. И в этой связи надо отметить, что в
70-х, 80-х и 90-х годах, когда потребности в энергетических ресурсах
концентрировались, в основном, в Европе и в Соединенных Штатах, то европейский
выбор для нашей страны, который сделал отнюдь не Явлинский, и Леонид Ильич
Брежнев, продлив нефтепровод «Дружбу» в западную Европу, был безальтернативным.
Больше потребителей наших энергоресурсов, кроме Европы, тогда не было.
Сейчас же такого рода потребителей в мире очень много.
Есть центры очень мощного энергетического развития, в которых есть дефицит
энергоресурсов – это Китай, это Индия, это Юго-Восточная Азия. И у России, между
прочим, есть волне определенный выбор: и, собственно говоря, почему мы должны
поставлять энергоресурсы в Европу?
- Это направление считается приоритетным в нашей
энергетической политике.
Ну, а в чем приоритет? Чтобы говорить, что мы европейцы?
Обратите внимание, для них мы – не европейцы, а самая восточная часть Европы. Но
если мы переориентируем направление своего экономического взаимодействия,
например, на восток, то мы станем самой западной частью этого конгломерата. А
культурная экспансия идет с запада на восток!
Так чего же мы хотим: быть самыми восточными там, или
самыми западными здесь? Я не имею в виду только Китай, хотя понятно, что все
сегодня боятся Китая – Соединенные Штаты, в первую очередь.
А Индия? 180 млн. человек там имеют доход на душу
населения выше, чем в среднем по России! То есть, мы привыкли, что там коровы,
нищие, а там, между прочим, среднего класса уже больше чем у нас населения.
Мощнейшие компьютерные технологии, мощнейшие хайтековские центры и т.д. И если
рассматривать курс на создание оси Россия-Индия, то и Соединенным Штатам это
будет в какой-то степени выгодно.
С одной стороны, это будет некая изоляция Китая, а с
другой – проблема для сильного евро, в случае иссякания потока российских
энергоресурсов в Европу. Тогда ей придется или арабам кланяться или возрождать
танкерный флот и т.д.
- Значит, речь идет о смене серьезных геостратегических
приоритетов России, изменении ее внешнеэкономической политики, геополитических
приоритетов?
Да, и время настало. И эта политика многовекторности,
как выражается наш президент, она явно в современном мире не срабатывает (об
отказе от нее заявил и Ющенко – ред.). Потому что из-за этой многовекторности в
итоге оказываются недовольными все. Вот к таким выводам можно прийти, оценивая
перспективу отношений с Украиной. Но это внешний фактор. А теперь –
внутренний.
Вот мы все время обижаемся на Украину за то, что она
стремится в европейское сообщество. Но возникает вопрос: а какую мы ей
предлагаем альтернативу? Мы как бы подразумеваем: ребята, мы развиваем свой
топливно-энергетический комплекс в Европу, поэтому вы – то место, по которому
будут идти наши трубы. Все, точка! Им это интересно? И почему мы удивляемся
тому, что они после этого так к нам относятся?
Можно сколько угодно говорить про плохой характер Ющенко
или проигрыш Павловского на Украине, но на самом деле коренная проблема кроется
именно в этом: пока мы собственной модели модернизации для себя, для России, не
предложим, и после этого не найдем места в этом проекте модернизации для наших
друзей, в том числе, для Украины, то ничего не изменится.
А нам нечего предложить им пока, и поэтому эта
мифическая Европа, в которую им придется мучительно интегрироваться и т.д. – это
конечно, в определенной степени миф, но другого-то варианта у них нет, мы им его
не даем!
И отделить Украину и страны СНГ от нашей геополитической
ориентации и внутрироссийских проблем невозможно. Это все сцеплено.
- Ну а к такому осознанию, на Ваш взгляд, руководство
страны придет? Или какая встряска должна произойти? Как изменить ситуацию?
Встряска должна быть, но я боюсь, что она произойдет,
когда вокруг нас уже образуется пояс из одиннадцати Саакашвили. Потому что ведь
смена элит на постсоветском пространстве активно проходит именно сейчас, и они
меняются на сформировавшиеся национальные, в формировании которых мы не
принимали участия. Там сформировались проамериканские, проевропейские,
протурецкие, пропольские элиты, а все, которые мы считали пророссийскими, хотя
они на самом деле были постсоветскими элитами, они уходят на задний план, и
ничего взамен у нас нет. Мы эти годы не занимались формированием пророссийских
политических элит в этих новых независимых государствах.
- Значит, первое, от чего нам придется отказаться – от
всех постсоветских интеграционных проектов, как не имеющих в будущем никаких
перспектив?
Нет, они имеют перспективы, если эти проекты, конечно,
есть. Но цель интеграции в рамках СНГ, в рамках ЕврАзЭС, в рамках ЕЭП – она
какая? Это что, самодостаточные экономические объединения?
Похоже, мы не способны на то, чтобы предложить в рамках
этих экономических проектов какую-то самодостаточность. Мы этого не можем
сделать. Тогда нужна какая-то другая ориентация, но в какую сторону?
С какими центрами экономического роста мы собираемся
взаимодействовать? Нет выбора, а раз нет выбора, то и нет предложения.
- Каков тогда итог? Кто должен участвовать в
переосмыслении внешних стратегических приоритетов страны?
Российская политическая элита, которая, по-моему, должна
осознать свою роль. Ну, в конце концов, первую машину себе купили, первый
загородный дом построили, кто-то за нашим городом, кто-то за ихним. Пора,
наконец, подумать о собственном государстве, которое и является источником всех
этих благ, а то ведь иссякнет этот источник!
То есть, политической элите пора задуматься о
государственном строительстве, а не заниматься мелкими раздорами.
- А как Вы думаете, к следующему избирательному циклу
такая задача нашими политиками будет поставлена, или все будет сосредоточено на
том, чтобы обеспечить преемственность власти и т.д.? Вообще, задачи такого
масштаба, на Ваш взгляд, где-нибудь вырисовываются?
Пока я не вижу стремления к этому, но мы будем
стараться. Я, например, сейчас готовлю доклад Совета по национальной стратегии о
новой политике России на постсоветском пространстве. Там будем ставить эти
вопросы. Но в головах экспертов эти вопросы уже возникают, ведь эксперты всегда
несколько опережают политиков, и постепенно, я думаю, эта проблематика придет и
в сферу деятельности политиков, в том числе, под влиянием высказываний
экспертного сообщества. Но это не быстрый процесс, а торопиться надо! Мир
меняется очень быстро.
|