Минюст ответил на запрос депутата К.Ф.Затулина
А.Докучаева
Получен ответ из Минюста России на запрос депутата
К.Ф.Затулина о необходимости исправления подзаконных актов, запрещающих
субъектам Российской Федерации самостоятельную деятельность по поддержке
соотечественников за рубежом. (Информация о запросе К.Затулина размещена в
Информационно-аналитическом бюллетене Института стран СНГ за 1 февраля 2005г.)
Запрет на работу с соотечественниками с 1 января 2005 года был наложен в августе
2004 года печально известным законом №122–ФЗ от 22.08.2004г. («122-м законом»),
прозванном также «законом о монетизации льгот». Однако в нем решен не только
вопрос о замене льгот денежными выплатами, но внесены изменения еще в массу
других законодательных актов, среди которых и Федеральный закон «О политике
Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом». Очевидные
нелепости, возникшие в результате принятия 122 закона, потребовали срочных
поправок, и в конце прошлого года был принят закон № 199-ФЗ от 29.12.2004,
исправивший некоторые ошибки 122 закона в части разграничения полномочий между
властями разных уровней в России. В частности, поддержка соотечественников,
проживающих за рубежом, объявлена полем совместной деятельности Российской
Федерации и ее субъектов. Этот закон разрешил российским регионам осуществлять
программы поддержки соотечественников из собственных средств.
В ответе депутату заместитель Министра юстиции сообщает,
что территориальные органы Минюста проинформировали органы власти субъектов
федерации о необходимости учитывать исправления, внесенные декабрьским законом,
при подготовке нормативных правовых актов, регулирующих вопросы отношений
соотечественников за рубежом. Проведены проверки законодательства в субъектах
федерации (среди которых и Москва) на предмет соответствия их законодательных
актов по вопросам работы с соотечественниками общефедеральным правилам. Найдено,
что в отмене нуждается только Закон Кабардино-Балкарской Республики «О
репатриантах» от 26.07.2001 г. № 72-РЗ, как противоречащий принципу
разграничения полномочий. Отмечено, что в Дальневосточном и Уральском
федеральных округах, в Республике Алтай, Иркутской. Новосибирской, Читинской
областях, Таймырском (Долгано-Ненецком), Усть-Ордынском Бурятском, Эвенкийском
автономных округах нормативные правовые акты по вопросам участия в
государственной политике по поддержке соотечественников за рубежом ранее не
принимались, поэтому и не было нужды в их изменении в связи с перипетиями в
федеральном законодательстве.
Из ответа Минюста следует, что сейчас ничего не мешает
субъектам Российской Федерации принимать свои собственные программы и
осуществлять работу с соотечественниками, проживающими за рубежом, если они
находят для этого собственные источники финансирования.
|