Миграция. Гражданство.
Амнистию можно назвать «легализацией»
«Вестник Форума» продолжает информировать читателей о
работе над созданием проекта Концепции по иммиграционной амнистии, так как
руководители Форума переселенческих организаций считают, что результаты
деятельности Рабочей группы могут повлиять на решение властей по наведению
должного порядка в сфере незаконной миграции. В прошлом выпуске «Вестника» была
опубликована анкета с вопросами, ответы на которые были очень важны для
разработчиков проекта Концепции. Не без интересным эта информация, надеемся,
будет и для наших читателей.
Декабрь 2004., Вестник
форума
Ольга Почекина
За прошедший период состоялось три заседания Рабочей
группы в офисе Уполномоченного по правам человека в РФ и уже есть определенные
результаты. Можно сказать, что проект Концепции по иммиграционной амнистии
практически готов. За подписью Уполномоченного В.Лукина будет направлен в
соответствующие инстанции законопроект о внесении изменений и дополнений в
федеральные законы «О правовом положении иностранных граждан в РФ» и «О
гражданстве Российской Федерации». Мы надеемся, что данный законопроект будет
поддержан властями, так как, по мнению экспертов от ФМС, участвовавших в
заедании Рабочей группы, наши предложения не вызывают возражений и отвечают
требованиям правоприменительной практики в области легализации мигрантов.
Однако предсказать, насколько быстро удастся эти
поправки узаконить, никто не возьмется, так как все мы хорошо знаем, как
неповоротлива наша бюрократическая машина в принятии либеральных инициатив.
Второе направление деятельности Рабочей группы касается
амнистии трудовых мигрантов. Уже сформирована четкая структура и основное
содержание этой Концепции. Проект содержит девять разделов, охватывающих главные
направления правового документа:
1. Обоснование необходимости проведения иммиграционной
амнистии.
2. Содержание Программы легализации
3. Цели Программы легализации незаконных трудовых
мигрантов
4. Этапы проведения Программы легализации
5.Категории мигрантов, на которых будет распространяться
Программа легализации
6. Критерии для легализации.
7. Участие работодателей, заказчиков работ (услуг) в
Программе легализации
8. Документы, которые получают легализованные трудовые
мигранты и работодатели, заказчики работ (услуг) которые их привлекают
9. Гарантии участникам Программы легализации
10.Правовое обеспечение Программы легализации
11. Институциональное обеспечение Программы
легализации
12. Неправительственные организации.
13.Финансовое обеспечение проведения Программы
легализации
14.Информационная работа
15. Ожидаемый результат Программы легализации
Необходимость проведения иммиграционной амнистии
(программы легализации) разработчики обосновывают явной пользой для государства
в области повышения безопасности в стране, привлечении дополнительных налоговых
ресурсов, искоренения нелегальной миграции как таковой, повышения эффективности
борьбы с коррупцией, а также амнистия важна для защиты прав человека в сфере
миграции.
Основными целями этой акции являются:
— сокращение численности нелегальных трудовых мигрантов
на основе урегулирования их правового статуса;
— уменьшение негативного влияния нелегальной трудовой
миграции на рынок труда, теневую занятость, другие сферы экономической и
социальной жизни страны, в том числе на криминогенную ситуацию и распространение
коррупции;
— обеспечение правовой и социальной защищенности
легализованных трудовых мигрантов, прежде всего, в обеспечении права на равную с
гражданами России оплату за равный труд, а также в расширении доступа трудовых
мигрантов и членов их семей к социальным услугам и социальной
инфраструктуре;
— улучшение интеграции мигрантов с местным населением,
что уменьшает конфликтогенность процесса иммиграции;
— более эффективное использование потенциала трудовой
миграции для экономического и демографического развития страны; в частности для
увеличения доходной части федерального и региональных бюджетов за счет
легализации доходов «амнистированных” трудовых мигрантов;
— повышение социально-экономической стабильности и
безопасности России;
— уточнение численности населения и трудовых
ресурсов;
— принятие мер по недопущению роста численности
нелегальных трудовых мигрантов после проведения Программы легализации на основе
принятия соответствующих нормативных правовых документов;
***
По мнению всех членов Рабочей группы, программу
легализации сейчас необходимо распространить только на мигрантов из стран СНГ.
Подобный подход имеет международные аналоги и оправдан для России самой
историей.
Авторы проекта определили четкие критерии для
легализации, составили список необходимых документальных требований к заявителям
и, пожалуй, самое главное- определили четкую взаимосвязь действий как в
отношении самого мигранта, так и его работодателя. Эти два главные субъекта
процесса легализации фактически становятся равно ответственными перед
государством.
В проекте Концепции предполагается значительное
упрощение для работодателя самой процедуры оформления разрешения на привлечение
иностранной рабочей силы и выдачи самих разрешений на трудовую деятельность
мигрантам. Для этого отводится срок в 14 дней через систему «одного окна», а
работодатель оплатит госпошлину всего в 400 рублей ( в настоящее время один
трудовой мигрант обходится для работодателя в 4000 тыс.рублей плюс бесконечные
мытарства по оформлению). Трудящийся мигрант в результате амнистии получит:
право на цивилизованную трудовую деятельность сроком до одного года (с возможным
продлением по мотивированной просьбе работодателя еще на один год с соблюдением
всех необходимых гарантий), право на законную регистрацию по миграционной карте,
возможность получения в дальнейшем разрешения на временное проживание или вид на
жительство.
Причем, сам процесс «сдачи» властям будет проходить под
четко сформулированные и соблюдаемые властями гарантии участникам амнистии — с
соблюдением конфиденциальности сведений о нелегальном мигранте, неприменении к
нему санкций на время амнистии и поддержке со стороны НПО.
И — что важно — авторы проекта определяют главным
«действующим лицом», проводящим амнистию нелегальных трудовых мигрантов со
стороны государства не милицию, а работников службы занятости, которые будут
привлекать в созданные комиссии по легализации других госслужащих, в том числе и
работников правоохранительных органов. Но еще важнее то, что правозащитные НПО
станут основным партнером государства, так как предполагается их активное
участие на всех 4-х этапах программы легализации.
***
На третьем заседании Рабочей группы активную дискуссию
вызвали четыре наиболее спорных вопроса:
1.О необходимости введения госпошлины для амнистируемых
трудовых мигрантов, как это практикуется на Западе;
2. Возможность регистрации мигранта по юридическому
адресу работодателя;
3. Предоставление вида на жительство в качестве одного
из возможных результатов амнистии;
4. Необходимость создания Апелляционной комиссии по
отказам в легализации трудовых мигрантов.
Кроме того, бурно обсуждался и вопрос экономической
составляющей данной акции, так как у ряда членов группы есть сомнения: не станет
ли амнистия большой финансовой нагрузкой на госбюджет. Остался пока не
разрешенным и вопрос целесообразности регистрации мигранта по юридическому
адресу работодателя.
Все члены Рабочей группы были единодушны в том, что
представленный проект Концепции следует тщательно обсудить с самими
работодателями. Так что следующим этапом деятельности Рабочей группы станет ряд
рабочих встреч с представителями работодателей и профсоюзами, что несомненно
внесет коррективы в текст проекта и сможет обеспечить в дальнейшем более
успешное «прохождение» проекта Концепции по пути ее законодательного
утверждения.
Важно заметить, что основные положения проекта Концепции
были представлены координатором секции по трудовым мигрантам Н.И.Власовой на
научном семинаре «Миграционная ситуация в Центральной и Северо-Западной России”,
который проводился Центром миграционных исследований Института
народнохозяйственного прогнозирования РАН.
На этом семинаре было высказано лишь единственное
замечание о том, что не совсем корректно называть акцию легализации незаконных
трудовых мигрантов «Иммиграционной амнистией”. Учитывая особенности нашей
постсоветской ситуации, правильней было бы назвать эту акцию Программой
легализации.
На научно-практическом семинаре «Развитие трудовой
миграции в Российской Федерации”, проводимом Всемирным банком и Министерством
здравоохранения и социального развития Российской Федерации 15-16 декабря т.г. в
г.Москве, доклад Н.И.Власовой вызвал большой интерес и множество вопросов.
Участников семинара интересовало:
• Если работодатель, у которого трудится нелегальный
мигрант, не захочет его легализовать, как быть такому трудовому мигранту?
• По каким причинам нелегальному трудовому мигранту
может быть отказано в легализации и куда он может обратиться с апелляцией?
• Как часто предусмотрено проводить Программы
легализации?
• Какова продолжительность проведения Программы
легализации?
• Какая численность нелегальных трудовых мигрантов может
быть охвачена данной Программой?
Большая часть вопросов уже снята, но работа над проектом
Концепции еще продолжается.
Россия - Кыргызстан. Время собирать камни
Двойное
гражданство нужно было еще вчера.
14.02.2005., Вечерний Бишкек,
№28
Азамат ТЫНАЕВ
Так чем для нас является на деле проблема двойного
гражданства с Россией, действительно ли оно насущная и давно ожидаемая
необходимость для обеих стран или это беспроигрышная предвыборная приманка,
этакая политическая фишка? Не мучайтесь в поиске ответа, истина, как всегда,
где–то посередине. Здесь смешались и голый расчет, и искренние эмоции.
Двойное гражданство с двойным
дном
Было время, когда мы близко подошли к дополнению второго
пункта статьи 13 (вы и теперь не признаете суеверия?) второй главы кыргызской
Конституции, которая могла бы выглядеть так: "За лицами, являющимися гражданами
Кыргызской Республики, не признается принадлежность к гражданству других
государств за исключением Российской Федерации". Но что–то там не заладилось, и
нынче, как вы понимаете, точка в предложении стоит после слова "государств".
Партия "Алга, Кыргызстан!" первой в преддверии
парламентских выборов озвучила необходимость принятия института двойного
гражданства. Уязвленные собственной нерасторопностью политические конкуренты
неумело маскируют свой пиаровский провал, запоздало бросившись вдогонку и на все
лады перепевая в кандидатских программах идею бипатризма (двойного
гражданства).
Хотелось бы, однако, предупредить политических
"тормозов", что включение этого пункта в свою предвыборную платформу подобно
бомбе замедленного действия. В случае фиаско негативный общественный резонанс
будет способен поставить жирное пятно на политической репутации плагиаторов
инициативы. Этот орешек по зубам не каждому.
Тоска по утраченному
Позитивная цивилизаторская миссия царской России, а
потом и Советского Союза в отношении своей окраины не комментируется. Как и тот
факт, что наше нынешнее далеко не худшее положение обусловлено неким запасом
прочности, заложенным "большим братом". Искусственное прекращение процесса
единого развития вызвало сопротивление большинства населения, благодаря чему мы
все еще остаемся приверженцами русского типа развития с некоторыми поправками на
местные условия и вынужденными реверансами в сторону Запада.
Дело не просто в том, что мы по привычке называем
российских футболистов "нашими", а в том, что слишком уж ко двору пришлась у нас
великодержавная психология. Образ мышления кочевника предписывает вселенский
размах. Россия как была "нашей", так и остается. И наши гастарбайтеры в своих
оправданиях нынешней "экспансии" на российский рынок труда по–наивному, но правы
- сильный должен быть в ответе за тех, кого приручил.
Почему, отправляясь за "длинным рублем" и ставя
программу–максимум "заработать на квартиру", они не спешат возвращаться, накопив
даже на три? Значит, дело не только в материальной составляющей. Даже негуманное
отношение российской милиции и миграслужб, пусть и обоснованное буквой закона,
не в состоянии отбить у наших соотечественников охоту жить по–русски - это когда
за честный труд тебе честно платят. Десять тысяч кыргызов уже имеют российское
гражданство и отказываться от него не собираются, пока вопрос стоит
"или–или".
Свои среди чужих, чужие среди
своих
Можно бесконечно рассуждать на эту тему, только наши
соотечественники, трудящиеся в России на положении полунелегалов, отчаянно ждут
решения их проблем. Ассоциация кыргызских диаспор России и Казахстана
"Замандаш", патронируемая президентской администрацией, значительно облегчила
положение трудовых мигрантов, оказывая им правовую, консультационную поддержку.
Но коренного перелома так не добиться.
По оценкам исполнительного секретаря этой организации
Джумы Абдуллаева, только в России и Казахстане в зависимости от сезона находятся
от 280 до 400 тысяч кыргызстанцев. Невозможно помочь всем с регистрацией,
временными разрешениями на работу, не говоря уже об обеспечении социальных,
страховых и пенсионных гарантий.
Интерес россиян в двойном гражданстве также не вызывает
сомнений. Существующий рынок нелегального труда приводит к огромным бюджетным
потерям, сказочно обогащая лишь коррумпированных чиновников из соответствующих
ведомств. Демпинговые цены на импортную рабочую силу бьют по интересам местных
работяг. Экстремальные условия провоцируют обострение криминальной обстановки
среди заезжих.
Русский с кыргызом - братья
навек?
Как вариант можно было бы рассмотреть возможность
признания второго гражданства, юридические нормы которого более просты. Люди,
имеющие коммерческий или профессиональный интерес в обеих странах и доказавшие
его легитимность, получают второй паспорт: россиянин - кыргызский, кыргызстанец
- российский. Когда наш Жыргалбек находится, скажем, на территории России, его
рассматривают исключительно как гражданина РФ, а его второе гражданство просто
по–хорошему игнорируется.
Даже мировая практика не выработала однозначного
отношения к институту двойного гражданства из–за множества сложных вопросов его
конкретной реализации. Нет единых определений и подходов. Однако еще в конце XIX
века жизнь заставляла разные государства заключать подобные договоры. В каждом
случае все решает добрая воля сторон, взаимоотношения которых основаны на некой
общности связей. В общем, поживем - увидим...
Из истории вопроса
В начале 90–х российское руководство, борясь против
центробежных сил, предпринимало энергичные усилия по вовлечению бывших республик
в новый альянс. Главным козырем было как раз двойное гражданство, оно
одновременно должно было служить и гарантией стабильности положения 25 миллионов
этнических русских, находящихся вне рубежей исторической родины.
Но опьяненные свалившейся на них свободой президенты
новообразованных государств расценили эту попытку как способ реанимирования
Союза. В числе немногих, кто безоговорочно откликнулся на предложение России,
был и Кыргызстан. Но по иронии судьбы Россия подписала соглашение о двойном
гражданстве, просуществовавшее десять лет, только с Туркменией, которое в 2003
году было денонсировано.
Многие люди, вынужденные так или иначе решать вопрос
свободы передвижения, находят приемы получения второго паспорта. Таких за 11
лет, пока Россия не ввела новый закон о гражданстве, набралось свыше миллиона.
Чтобы добыть вожделенный документ, народ идет на любые ухищрения вплоть до услуг
"черных" юристов, чьи расценки достигают 3 тысяч долларов.
|