Период полураспада
Белорусская деловая газета, 18
февраля 2005
Александр
Барнатович
В 2004 году транзитный грузопоток через Беларусь
сократился почти на 40%. В этом, по общему мнению международных перевозчиков,
виноваты массовые конфискации транзитных грузов, осуществляемые белорусской
таможней. Политика таможенных органов в отношении транзитных грузов и сегодня
практически остается неизменной. В ней финансово заинтересованы не только
некоторые ведомства, но и многие государственные чиновники.
Со времени первых официальных обвинений в адрес
белорусской таможни в массовой конфискации грузов официальная позиция
Государственного таможенного комитета РБ заметно эволюционировала. В конце 2003
— начале 2004 года председатель комитета Александр Шпилевский вообще отрицал
проблему как таковую. Обвинения российского посла в Беларуси в том, что
конфискация российских грузов носит характер «масштабной и осмысленной
кампании», главный белорусский таможенник назвал странным и непонятным для него
недоразумением. На вопрос: «Почему белорусская таможня из года в год
лавинообразно наращивает конфискации (в 2000 году — на 15 млн долларов, в 2001-м
— на 30 млн, в 2002-м — на 60 млн, в 2003 г. — на 75 млн)?» — председатель ГТК
ответил, что недоволен такими цифрами и будет требовать от подчиненных увеличить
поступления от конфиската хотя бы до 200 млн долларов в год.
К середине 2004 года пыл Шпилевского несколько угас. Во
время встречи с председателем Федеральной таможенной службы России было обещано,
что отныне российские грузы конфисковаться вообще не будут. В случае
возникновения каких-либо претензий к оформлению груза обещалось, что он будет
под конвоем отправляться до российской таможни. «Для нас важно, чтобы груз не
растворился на территории Беларуси», — заявил Шпилевский.
В декабре того же года премьер-министр России во время
визита в Беларусь снова потребовал прекратить «пиратство» в отношении российских
грузов, которых за 2004 год было конфисковано, по его данным, на 80 млн
долларов. В январе текущего года руководитель ГТК уже не вспоминал о намеченных
год назад показателях конфиската в 200 млн долларов, а скромно отметил, что за
прошедший год количество конфискаций заметно снизилось.
Как свидетельствует практика рассмотрения
соответствующих дел в белорусских судах, их стало заметно меньше. Так, суд
Московского района г. Бреста, в зоне которого находится таможня «Западный Буг»,
пропускающая более половины всего транзита, в 2003 году рассмотрел 522
административных дела по конфискации транзитных грузов, а в 2004-м — всего 323.
Благодаря действиям таможни Беларусь получила устойчивую
репутацию «черной дыры» в центре Европы, и заказчики стали требовать от
перевозчиков выбирать иной путь доставки товара. Через нашу страну идет в
основном только дешевый товар, который, как говорят экспедиторы, и потерять не
жалко. По данным, озвученным на совещании Министерства транспорта с
международными перевозчиками, проходившем в ноябре прошлого года, только за 9
месяцев грузопоток через Беларусь уменьшился на 36%. Этот процент полностью
соотносится с процентом уменьшения дел о конфискации. Товара стало меньше, он
недорогой и неходовой, но и им не брезгуют наши охранники экономической границы.
Конфискация транзитных грузов проходит по наработанной
годами схеме. На основании секретной оперативной информации товар задерживается
для разбирательства, после чего документы, груз, его владельцы и отправители
изучаются в буквальном смысле слова под микроскопом. Для обоснования конфискации
используется даже самая маленькая, ничего не значащая для экономической
безопасности страны неточность.
Особого разговора заслуживает конфискация автотранспорта
(легкового), в том числе угнанного за границей, которым регулярно пополняются
гаражи «Белспецтрансавто» Управления делами президента. Причем, поступают машины
туда, иногда даже не дождавшись решения суда.
Административный кодекс Республики Беларусь вполне
позволяет таможенникам и судам обосновывать свои действия со ссылкой на закон.
Другой вопрос — какой это закон. Такой, которого нет ни в одной стране мира.
Нигде, кроме Беларуси, не предусматривается, что виновным в правонарушении
признают одного, а имущество конфискуют у другого. Нет в других странах и такого
странного положения, что даже при отсутствии правонарушителя и установления его
вины к имуществу применяется конфискация. Таможенникам вообще не нужно и не
выгодно устанавливать чью-то вину в совершении правонарушения. Зачем?
Практически под копирку печатаются протоколы, где в качестве виновного предстает
«неустановленное лицо». С юридической точки зрения ситуация просто абсурдная.
Ведь факт неустановления правонарушителя сам по себе исключает применение
какой-либо административной ответственности, поскольку ее не к кому применять.
В известной сказке к суду привлекли дыню, которой
объелся король. Так же и в Беларуси. К суду фактически привлекают стиральные
машины, телевизоры, утюги и т.д. и т.п. и приговаривают их к смене хозяина.
Нельзя, конечно, утверждать, что все фирмы, перемещающие
товар через нашу страну, исключительно законопослушны, а таможенники — сплошь
разбойники, которым государство дало право экспроприировать любой товар.
Контрабандисты существовали и будут существовать и в обозримом будущем.
Белорусской таможне и судам с ними, безусловно, необходимо бороться, но в
цивилизованной форме. Противоположная сторона тоже должна иметь возможность
высказаться.
У нас производство по административным таможенным
правонарушениям похоже на улицу с односторонним движением. Задано лишь одно
направление — конфискация. В отличие от России у нас субъектом административной
ответственности может быть исключительно физическое лицо. Только оно имеет право
знакомиться с материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства,
заявлять ходатайства и т.д. и т.п. В таможенных правонарушениях, связанных с
транзитными грузами, таким лицом является либо ничего не ведающий водитель
транспортной организации, который в большинстве случаев даже на суд не является,
либо абстрактное «неустановленное лицо», которого также на суде еще никто не
видел. А фирма, перемещающая товар через границу и являющаяся его владельцем,
выпадает из участников административного суда и вообще не имеет права выступать
на процессе. Нет у нее права и обжаловать судебное постановление о конфискации
груза.
Можно приводить сколь угодно доводов сторон —
пострадавших фирм, перевозчиков и белорусских таможенников. А как понять и четко
определить, на чьей стороне правда? Давайте поищем истину путем сравнения с
другими странами, в первую очередь с ближайшими соседями — Россией и Украиной.
Сегодня в Беларуси действует 13 таможен, с помощью которых судами только в 2004
году конфисковано в доход государства товаров на сумму 80 млн долларов. В
России, где 136 таможен, эта цифра немногим превышает 20 млн долларов. Такова
ситуация и в Украине, имеющей 42 таможни. Там в год конфискуется в доход
государства товаров примерно на 20 млн гривен (4 млн долларов).
Можно предположить, что таможенные органы Беларуси берут
не числом, а умением и выявляют каждый случай незаконного перемещения товара
через нашу страну.
Сравним другие показатели правоохранительной
деятельности таможен разных стран. Так, белорусской за 2004 год возбуждено 70
уголовных дел по фактам контрабанды и уклонения от уплаты таможенных платежей в
крупном размере. Пресечено 39 попыток контрабанды наркотиков. В России за
аналогичный период — более 2 тыс. уголовных дел, из них более 600 связаны с
перемещением наркотиков. Как видим, цифры значительно разнятся.
Уменьшение грузопотока через Беларусь фактически
поставило на грань разорения одну из самых процветающих отраслей — международные
автомобильные перевозки.
|