Армения: поддержка Соединенными Штатами Кочаряна остается неизменной
25.02.05б Mаркетинг и
Консалтинг
Арутюн
Хачартян
Когда высокопоставленный американский государственный
деятель назвала недавно нынешних лидеров Нагорного Карабаха «преступными
сепаратистами», политики и эксперты в Ереване решили, что Белый Дом пересмотрел
свою позицию поддержки администрации армянского президента Роберта Кочаряна.
Отношения Армении с Соединенными Штатами давно служат
предметом острых дискуссий в Ереване. Несмотря на то, что США считаются главным
зарубежным донором страны, Армения, единственная среди стран Южного Кавказа,
традиционно выстраивала свою внешнюю политику на фундаменте стратегического
партнерства с Россией. Сохранять баланс в отношениях с двумя державами для
армянских властей непросто, а последние события еще больше осложнили проведение
этого курса.
Направление в январе 2005 г. 46 армянских военнослужащих
в Ирак вызвало острую негативную реакцию общества, причиной которой была, прежде
всего, обеспокоенность тем, что этот шаг вызовет антиармянские настроения в
Ираке и других ближневосточных странах, где проживают армянские меньшинства. По
заявлению представителей оппозиции, отправка военнослужащих была не более чем
неудачным маневром Кочаряна и министра обороны Сержа Саркисяна, которые пытались
выслужиться перед Вашингтоном. Однако власти отрицают, что поддержка операций
США в Ираке когда-либо выдвигалась в качестве условия помощи Армении.
После так называемой «оранжевой революции» на Украине, в
ходе которой оппозиционным демонстрантам в конце 2004 г. удалось аннулировать
результаты сфальсифицированных президентских выборов, некоторые региональные
эксперты высказывали мнение, что Армения может оказаться следующей в череде
политических переворотов. Отмечались также некоторые сходные черты в
политических настроениях в Ереване и Киеве, в частности наличие неприязненных
отношений между правительством и оппозиционными силами. По мнению экспертов,
Соединенные Штаты приветствовали бы любую смену режима в регионе, ускоряющую
темп демократизации.
С этим согласны не все аналитики. «Не вижу причины, по
которой американская администрация, сотрудничавшая до сих пор с Кочаряном, будет
предпринимать какие-либо шаги, направленные на его смещение», – сказал Александр
Искандарян, аналитик и директор Кавказского института СМИ в Ереване. С ним
согласен Теван Погосян, исполнительный директор ереванской аналитической
организации «Международный центр человеческого развития». Для Соединенных
Штатов, сказал он, решающим фактором является стабильность в Армении и на Южном
Кавказе.
Предположения касательно намерений Вашингтона достигли
наивысшей точки в конце января, когда появились сообщения, что заместитель
государственного секретаря США Элизабет Джонс употребила термин «преступные
сепаратисты» в отношении этнических армян – лидеров непризнанной
Нагорно-Карабахской республики. Несмотря на выраженное впоследствии Джонс
сожаление, многие аналитики и оппозиционные политики в Ереване сочли это
высказывание признаком того, что позиция Вашингтона по Нагорному Карабаху
становится «антиармянской».
Размеры американской помощи говорят об обратном. Армения
остается одним из крупнейших в мире получателей финансовой помощи США в расчете
на душу населения. И хотя, согласно проекту американского бюджета на 2006
фискальный год, страна будет получать на 20 млн долларов меньше, чем в
предыдущем году – 55 млн долларов, – документ содержит также пункт об
оказываемой впервые гуманитарной помощи Нагорному Карабаху в размере примерно 3
млн долларов. Возможно, что вскоре речь пойдет и о более высоких суммах. По
программе американского правительства «Вызов тысячелетия» для развивающихся
демократических стран Армения может получить в следующие два года до 350 млн
долларов.
По мнению некоторых наблюдателей, несмотря на
обязательства Соединенных Штатов в сфере оказания помощи, Армения – не самый
высокий приоритет во внешней политике Вашингтона. «Для США ключевыми странами
этого региона являются Азербайджан с его нефтью и Грузия с ее территорией,
необходимой для стабильной [транспортировки] этой нефти», – сказал Погосян.
«Армения представляет интерес для американского правительства главным образом
из-за 1,5 млн этнических армян, являющихся гражданами Соединенных Штатов».
Стремясь сохранить баланс в отношениях с Вашингтоном и
Москвой, Армения в то же время пытается диверсифицировать свою внешнюю политику.
В последние годы Ереван налаживает связи с Ираном, планирующим построить
газопровод в Армению, благодаря которому страна могла бы избавиться от
зависимости от российского природного газа.
Тегеран выражает также готовность выступить посредником
в урегулировании конфликта с Азербайджаном по вопросу о Нагорном Карабахе. Кроме
того, Ереван начал переговоры о получении статуса наблюдателя в Лиге арабских
государств и Организации Исламской конференции, а также изучает возможности
расширения торговых связей с государствами Персидского залива – Кувейтом и
Бахрейном.
Пока что Вашингтон не выражает открыто своего отношения
к укреплению отношений между Ереваном и Тегераном. Поэтому армянское руководство
действует осторожно, надеясь избежать недовольства администрации Буша. Впрочем,
сегодня Вашингтон, похоже, настроен на то, чтобы подчеркивать позитивные моменты
– по крайней мере, публично. Выступая 11 февраля на встрече в Нью-Йорке с
представителями армянской диаспоры, посол Джон Эванс высказался лаконично:
«Армения сегодня находится на верном пути».
|