Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №127(15.07.2005)
<< Список номеров
НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
ПРОБЛЕМЫ ДИАСПОРЫ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.


Всемирный банк выписал Белоруссии витамины роста

01.07.2005. Белорусские новости

Александр Зайцев

При отсутствии реформ экономической политики «мы не видим новых факторов, которые обеспечат поддержание привычных уже в Белоруссии высоких темпов экономического роста» К такому выводу пришли специалисты Всемирного банка — авторы Странового экономического меморандума для Белоруссии, подготовленного при участии межведомственной рабочей группы белорусского правительства.

Это исследование, озаглавленное «Белоруссия: окно возможностей для повышения конкурентоспособности и поддержания устойчивых темпов экономического роста», представил в представительстве Всемирного банка в Белоруссии старший экономист банка Лев Фрейнкман.

Достижения экономики Белоруссии в последние годы Всемирный банк назвал «значительными», но вместе с тем отмечается, что структура экономического роста в Белоруссии нетипична для государств с переходной экономикой. Однако эксперты пришли к выводу, что влияние факторов, за счет которых осуществлялся этот рост, ослабевает.

По оценкам авторов отчета, макроэкономическая политика страны после 2001 года «оказалась более здоровой и благоприятной для устойчивого роста, чем когда-либо прежде». Этот период «сопровождался более высоким уровнем инвестиций и чуть большим элементом реструктуризации предприятий». Однако изменение политики в области оплаты труда и доходов — переход от сдерживания доходов и заработной платы к активному стимулированию внутреннего спроса, который стал существенным фактором экономического роста, — имеет и негативную сторону. По словам Льва Фрейнкмана, рост зарплаты и других затрат подрывает конкурентоспособность экономики.

По мнению экономиста Валерия Дашкевича, при оценке представленного Всемирным банком экономического документа необходимо учитывать тот факт, что он готовился в тесном контакте с белорусским правительством и основывался на статистических данных, представленных Министерством статистики и анализа Беларуси. Поэтому Всемирный банк был обречен учитывать положительную позицию белорусского правительства.

По мнению Валерия Дашкевича, один из факторов экономического роста в Белоруссии заключается в том, что республика не спешила с реформами (и во многом за счет этого оказалась в более выгодном положении по сравнению с затеявшими коренные ломки соседями) и смогла нарастить спрос на свои товары на крупных рынках России, Украины, Казахстана. К тому же, отмечает эксперт, экономическому росту способствовала и скрытая дотационная помощь России, предоставлявшей Белоруссии энергоносители по низким ценам.

«За счет этого на 4/5 и был достигнут тот экономический рост, который отмечает Всемирный банк, и лишь на 1/5 — за счет административных мер, — считает Валерий Дашкевич — Но теперь назрела необходимость экономических реформ. А вот темпы реформирования — это уже дискуссионный вопрос».

Как еще один фактор уязвимости белорусской экономики специалисты Всемирного банка называют «несимметричность» торговых отношений Белоруссии с Россией. Отмечая выгоды от реинтеграции с Россией и беспрецедентную открытость российского рынка для белорусской продукции, что стало одним из факторов значительного роста экономики страны за последние 10 лет, эксперты Всемирного банка замечают, что Белоруссия является «самым закрытым в мире» рынком для российских товаров. В связи с чем Всемирный банк рекомендует отказаться от чрезмерных ограничений во внешней торговле с другими странами.

Данные, полученные в ходе подготовки Странового экономического меморандума для Беларуси, свидетельствуют о том, что ценовые преимущества на российском рынке и его значительная роль в белорусском экспорте «перестают работать».

По словам старшего экономиста Всемирного банка Льва Фрейнкмана, на сегодня структура белорусского экспорта остается крайне концентрированной и крайне нединамичной. «Не появляется ни новых экспортеров, ни новых экспортных рынков, ни новых экспортных продуктов. В каком-то смысле, за исключением нефтепродуктов, страна экспортирует то же, что и 15 лет назад», — констатировал Лев Фрейнкман. Двадцать крупнейших экспортеров обеспечивают 80 процентов всего экспорта за пределы СНГ. Это указывает на «крайнюю уязвимость и крайнюю узость» экспортной базы.

Отсюда вытекает, что уже в недалеком будущем Белоруссия вполне может столкнуться с большими трудностями при реализации своих товаров в России. «Наша восточная соседка стремительно богатеет, и на каком-то этапе ей уже будут нужны более качественные товары, — отмечает экономист-эксперт Валерий Дашкевич — А после вступления России в ВТО, которое уже не за горами, будут сняты таможенные барьеры, и белорусской продукции придется выдерживать нешуточную конкуренцию с более дешевыми и более качественными товарами».

В отчете Всемирного банка содержится два набора рекомендаций белорусской стороне. Один из них связан с ужесточением дисциплины для предприятий: наведением порядка в системе субсидирования, несколькими показательными банкротствами, ужесточением бюджетных ограничений, в первую очередь в сельском хозяйстве.

Во второй группе рекомендаций идет речь о снижении налоговой нагрузки и реформировании налоговой системы, либерализации в области ценообразования и занятости, уменьшении административного контроля и вмешательства, что должно благотворно сказаться на развитии малого и среднего бизнеса.

Как отметил Лев Фрейнкман, сегодняшние условия чрезвычайно благоприятны для ускорения структурных реформ: «Существующие внешние и внутренние факторы смогут помочь правительству смягчить их возможные  краткосрочные отрицательные эффекты».

И, как отмечает экономист Валерий Дашкевич, в целом в правительстве понимают важность момента и даже знают, как запустить механизм реализации реформ. «Но на самом высшем уровне, к сожалению, этого понимания не хватает, а зачастую его просто нет», — считает эксперт.


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ