Грузия исчезнет с карты мира, если Армения не поможет ей выжить
29.06.2005.
«Новая Политика»
Сергей Минасян
В середине мая власти Грузии подготовили проект
Концепции национальной безопасности, который уже представлен парламенту на
утверждение. Проект документа отражает фундаментальные ценности страны,
национальные интересы, основные направления политики национальной безопасности
Грузии и приоритеты внешней политики. Он был подготовлен специальной комиссией
под председательством президента Михаила Саакашвили. Как отмечают эксперты,
в Концепции основные приоритеты внешней политики Грузии в отношении к отдельным
странам подчеркиваются следующим образом: "стратегическое партнерство" с
Соединенными Штатами Америки, Украиной, Турцией и Азербайджаном,
"партнерство" с Россией и "прагматичное сотрудничество" с Арменией. Эти
положения, закрепленные в предлагаемом документе, весьма точно символизирует
нынешний уровень армяно-грузинских отношений и то место, которое грузинские
власти и элита в числе своих внешнеполитических приоритетах уделяют Армении.
Вместе с тем, необходимо подчеркнуть, что в реальности ни уровень двусторонних
отношений, ни их перспективы отнюдь не соответствуют тем вызовам и угрозам, с
которыми две страны могут столкнуться в ближайшее время.
Стереотипное восприятие и фактор
России
У грузинской элиты и экспертно-аналитического сообщества
существует весьма стереотипная и однобокая склонность рассматривать Армению и ее
роль в региональной политике на Южном Кавказе исключительно сквозь призму
армяно-российских стратегических отношений. Естественно, данный стереотип
является четко отрицательным. Восприятие Армении как "единственного союзника
России в регионе", а армяно-российских отношений – как основного и
безальтернативного направления армянской внешней политики – вызывают в Тбилиси
очень негативные настроения, препятствующие серьезным внешнеполитическим
инициативам по углублению взаимодействия между Грузией и Арменией. Более того –
для многих политиков в Грузии сам факт членства Армении в ОДКБ и ее тесное
военно-политическое сотрудничество с Россией практически исключают любую
возможность рассматривать Ереван в качестве реального партнера в сфере
безопасности в регионе. Нельзя исключить, что если бы не навязчивое желание
поскорее "избавиться" от российских военных баз на своей территории, Грузия не
меньше, чем Азербайджан подняла бы шумиху вокруг ситуации по размещению в
Армении части вооружения и военной техники, выводимой
с 62-й Ахалкалакской базы. И пока в грузино-российских отношениях
сохраняется ситуация "перманентной холодной войны", фактор России будет играть
очень важную роль в умеренно-негативных оценках грузинскими политиками и
политологами роли Армении в региональной политике.
В отличие от этого, важнейшая составляющая
внешнеполитической концепции Армении – политика комплементризма,
предусматривающая, по словам главы армянского МИДа Осканяна, прагматичное
взаимодействие с западными государствами с целью "недопущения появления в
регионе новых разделительных линий" (что отнюдь не противоречит специфическим и
особым отношения Армении в сфере безопасности с Россией), а также наличие
значительной армянской диаспоры на Западе, не допускают возникновения у
политической элиты и общественности Армении такого же отрицательного восприятия
взаимоотношений между Грузией и США или Грузией и европейскими странами. Более
того, в определенном смысле армянское политическое сообщество отчасти признает
наличие такого рода отношений между Грузией и ее западными
"партнерами-покровителями" даже несколько полезным с точки зрения интересов
Армении. В частности, это позволяет эффективно аппелировать к имеющейся
европейской правовой базе и механизмам или использовать ресурсы армянского
политического лобби в США для решения наиболее сложных проблем, существующих в
взаимоотношениях двух стран.
Армяне Грузии и проблема
Джавахка
Объективно проблема Джавахка является именно той
проблемой, которая при ее игнорировании действительно может быть серьезным
вопросом в двусторонних армяно-грузинских взаимоотношениях, однако с другой
стороны – в случае ее удачного разрешения – будет способствовать длительному и
стабильному их развитию в духе добрососедства.
Аналогичную значимость имеют и проблемы армян,
проживающих в остальных районах Грузии, и связанные с ними вопросы сохранения
армянского исторического, культурного и архитектурного наследия на территории
этой страны. Однако этот вопрос вновь обострился особенно в последние месяцы,
когда некоторыми представителями Грузинской православной церкви были сделаны
попытки захвата ряда армянских храмов, например церкви Норашен, находящейся в
самом центре Тбилиси. Вообще, как известно, на Кавказе история всегда являлась
важнейшим политическим фактором, и поэтому исторические и культурные споры
относительно автохтоности или же "пришлости" армян на землях нынешней Грузии
играют вполне определенную роль в армяно-грузинских отношениях на всех уровнях,
начиная от бытовых и кончая межгосударственными.
В Грузии в настоящее время укоренилось мнение, что
официальный Ереван недостаточно сдерживает якобы имеющиеся в регионе Джавахка
"сепаратистские настроения" и даже вместе с командованием 62-й РВБ весной
нынешнего года инициировал массовые выступления армянского населения против
вывода оттуда российских войск. В реальности, официальный Ереван не раз на самом
высоком уровне пытался разъяснить Тбилиси, что в интересы Армении или армянского
населения Грузии никогда не входило и не будет входит ослабление грузинской
государственности. Интересы Армении требуют, чтобы население Джавахка имело
достаточные гарантии своей безопасности, социально-экономического развития,
местного самоуправления и сохранения армянской культуры, языка и образования.
Однако все эти весьма скромные и естественные требования никак не входят в
противоречие с фундаментальными интересами Грузии и ее государственностью.
Со своей стороны, многим в Армении непонятно излишне
"ревнивое" отношение в Грузии ко всем инициативам Армении по стабилизации
общественно-политической и экономической ситуации в регионе Джавахка, особенно в
последнее время. Кроме того, непонятна также и не меньшая "ревность" Тбилиси ко
всем действиям и предложениям армянской диаспоры по реализации экономических
проектов по социально-экономической реабилитации Джавахка.
Региональное измерение
"Грузию связывает с Арменией прагматичное сотрудничество
во всех сферах двусторонних интересов", – отмечается в указанном проекте
грузинской Концепции национальной безопасности. Вместе с тем, как подчеркивается
в документе, "ведущим региональным партнером" Грузии является Турция. Отношения
с Турцией в документе называются как "стратегическое партнерство", равно как и с
США, Украиной и Азербайджаном. Как отмечается в предлагаемом проекте,
"совместные энергетические, транспортные и коммуникационные проекты в
значительной степени способствуют стратегическому сотрудничеству" между Баку и
Тбилиси.
Однако многим экспертам в Армении представляется, что в
Тбилиси слишком рано забыли про "рельсовую войну" прошлого года, которая была
вызвана отнюдь не претензиями Азербайджана к Грузии по поводу транзита армянских
грузов, а в реальности была ответом Баку на ужесточение политики центральных
грузинских властей в азербайджанонаселенном регионе Квемо Картли, а также
стремлением Азербайджана играть решающую роль в коммуникационных проектах на
Южном Кавказе.
Как бы не оценивали в Грузии перспективу развития своих
отношений с Турцией и Азербайджаном, истинной целью проводимой Баку и Анкарой
политики является желание привязать и подчинить Тбилиси своим интересам в
коммуникационных и региональных вопросах, превратить эту страну в своего
сателлита на Кавказе. Чего стоит хотя бы выдвинутое недавно со стороны Баку
предложение о взятии под контроль взамен имеющегося государственного долга
Грузии Азербайджану (около 16 млн. долларов) ее портов на
черноморском побережье.
Но главная турецко-азербайджанская опасность, исходящая
для Грузии и даже самой ее государственности, исходит не извне, а изнутри. Не
следует снимать с учета вопрос демографического проникновения Азербайджана в
Грузию на фоне продолжающегося уменьшения титульного грузинского этноса.
Азербайджанское население Грузии является единственным национальным меньшинством
страны, удельный вес которого в период после обретения Грузией независимости
возрос. В условиях приближающейся в ближайшее время "демографической ямы" для
Грузии (по оценкам экспертов, в ближайшие 10 лет население Грузии
естественно уменьшится на 5-7 %,
а к 2050 г. на 40-50 %), удельный вес
азербайджанского населения Грузии будет еще более увеличиваться. Как это
отразится на будущем Грузии – приходится только догадываться.
С учетом вышеуказанных факторов рискнем предположить,
что хотя взаимное армяно-грузинское политическое восприятие на нынешнем этапе
страдает от многих стереотипов и ложных оценок реальности, в среднесрочной
перспективе в первую очередь именно Грузии придется пересмотреть приоритетность
своих отношений с Арменией, ибо в противном случае она не сможет противостоять
тем угрозам своей безопасности и даже государственности, с которыми ей придется
в недалеком будущем столкнуться. Иначе даже достижение реального "прагматичного
сотрудничества" Армении и Грузии будет под большим вопросом.
|