Андрей Грозин: "Влияние у России в Центральной Азии явно весомее, чем у Китая"
04.07.2005. Страна
Ру
По мнению эксперта, внутри ШОС не существует
дискриминации между участниками, которые сегодня возвращаются к тем задачам,
ради которых организация и была создана
Во вторник в Астане открывается саммит Шанхайской
организации сотрудничества. В нем примет участие президент РФ Владимир Путин,
который еще сегодня проведет переговоры с коллегой из Казахстана, Нурсултаном
Назарбаевым. О перспективах развития ШОС и о роли организации на азиатском
постсоветском пространстве корреспонденту Страны.Ru Ангелине Тимофеевой
рассказал заведующий отделом Средней Азии и Казахстана Института стран СНГ
Андрей Грозин.
- Как вы оцениваете в целом работу ШОС€
- Мне кажется, что работу ШОС в ее нынешнем виде можно
оценить положительно. С момента переформатирования шанхайской "пятерки" в ШОС, с
момента присоединения к организации Узбекистана, на мой взгляд, наблюдается
довольно успешное и поступательное развитие именно организационной структуры
ШОС. Уже сейчас можно говорить о том, что создан каркас, и дальнейшее развитие
этого проекта зависит от эффективности работы созданной структуры. Это касается
и вопросов антитеррористической борьбы, и Центра, который уже существует.
Видимо, после саммита он уже будет выходить на реальный уровень работы, потому
что техническая работа закончена. Это касается также и экономического
сотрудничества. С учетом той позиции, которую занимает сейчас в рамках ШОС в
большой степени Пекин и в меньшей степени Москва, а также новые независимые
государства Азии, можно с большой долей уверенности предсказать, что эта
организация, которая и сейчас уже имеет очертания некоего блока - евразийского,
континентального, - будет сосредотачиваться на двух основных моментах: проблеме
безопасности региона и государств ШОС и экономике. На одном противодействии
сепаратизму и экстремизму построить постоянно действующую структуру вряд ли
удастся.
- Как вы можете прокомментировать приглашение на саммит
ШОС в качестве наблюдателей представителей Индии, Ирана и Пакистана?
- Понятно, что Россия и Китай заинтересованы в том,
чтобы в постсоветском азиатском пространстве сохранялась безопасность, но с
учетом расширения круга участников ШОС понятно, что региональное звучание блока,
привязка его к Центральной Азии будет расширяться. Участие в качестве
наблюдателей Индии, Ирана и Пакистана, возможное расширение формата участия
Пакистана и даже его возможное членство в рамках ШОС - понятно, что это будет
уже выходить за те рамки, которые существуют сейчас, т.е. именно за рамки
регионального представительства, за рамки претензий на контроль в одном
значимом, но все-таки одном регионе континента. Я думаю, что в дальнейшем вполне
возможно можно будет ожидать, что с увеличением количества членов, появления
новых наблюдателей в рамках этой структуры будет совершенствоваться
организационная структура. Я не исключаю такой возможности, что в перспективе,
если этот процесс будет продолжаться так же, как он шел в течение последних трех
лет, можно будет ожидать того, что Шанхайская организация действительно станет
неким неформальным, но достаточно влиятельным блоком. Тем более, это интересно в
рамках наложения других интеграционных процессов. Во-первых, это естественно
касается активизации сотрудничества по линии "большой тройки" Москва - Дели -
Пекин. С другой стороны, понятно, что и региональные интеграционные усилия,
которые имеются на постсоветском пространстве, подвергнуться влиянию именно в
той степени, насколько серьезно и полноценно будет идти вот это
переформатирование ШОС, выход его на новый, более влиятельный уровень. То есть,
условно говоря, если допустить, что Дели, Исламабад и Тегеран каким-то образом
усилят формат своего участия в организации, поскольку явно видно, что они
действительно заинтересованы в том, чтобы Шанхайская организация сотрудничества
превратилась в реально действующую, постоянно работающую и влияющую на
международной арене структуру, во-первых, мы будем наблюдать так или иначе
снижение конфликтного потенциала, который имеется в регионе, в том числе и между
потенциальными участниками ШОС.
- Можно ли сказать, что ШОС возвращается сегодня к тем
целям и задачам, ради которых она была создана?
- Да, но это происходит на новом, более высоком уровне.
Как известно, шанхайская "пятерка" создавалась как средство снятия конфликтного
напряжения между, в первую очередь, КНР и затем - между всеми постсоветскими
государствами. Она создавалась как структура, которая, во-первых, снимет
территориальные пограничные проблемы, во-вторых, создаст некий благоприятный фон
для дальнейшего взаимодействия и в рамках двустороннего сотрудничества, и в
многостороннем формате. Эти вопросы удалось снять, пограничные проблемы сейчас
явно не являются теми вопросами, которые омрачали бы взаимоотношения новых
независимых азиатских государств с Пекином. Остались некоторые проблемы, но, на
мой взгляд, они не стоят настолько остро, как это наблюдалось в первой половине
90-х и носят сугубо технический характер.
- Как вы полагаете, проводят ли Москва и Пекин в рамках
ШОС политику неформального деления зон влияния на территории постсоветского
пространства?
- Я не думаю, что об этом можно говорить так. Скорее
всего, все-таки можно говорить о некой гармонизации интересов. Поскольку,
несмотря на то влияние, которое имеет сейчас в Центральной Азии Китай, понятно,
что российское влияние явно весомее. Это касается очень многих проблем и, в том
числе, вопросов национальной безопасности, военно-технического сотрудничества,
подготовки военных кадров. Это и русская диаспора, которая существует в
центрально-азиатских государствах, проблема, скажем так, весьма осторожного
подхода постсоветских азиатских элит к вопросам взаимодействия и расширения
сотрудничества с Китаем, элементы некоторой ксенофобии, которые присущи
обществам постсоветских азиатских республик, боязнь того, что широкое,
"безбрежное" взаимодействие с Китаем в экономической области может поставить под
вопрос некоторые моменты их собственного экономического развития. Вопросы,
связанные с миграцией, с демографией. Но вот именно, на мой взгляд, достаточно
плавное и в то же время учитывающее общие интересы, довольно гармоничное
взаимодействие в рамках ШОС, насколько я могу судить, снимает в значительной
мере вот эти вот опасения. И как раз постсоветские республики Азии рассматривают
вовлечение новых членов в Шанхайскую организацию сотрудничества как некий
дополнительный элемент, гарантирующий их национальную безопасность. Более того,
их голос в рамках ШОС в достаточной мере будет влиять на принятие серьезных
решений. Потому что чем больше крупных участников в этой организации, тем в
большей мере они будут заинтересованы в том, чтобы в рамках организации
соблюдался некий своеобразный паритет, некие джентльменские соглашения. По сути,
это и наблюдается в течение последних трех лет.
- Но ведь мы не можем всерьез говорить о полном
равноправии участников ШОС, если исходить из их политического и экономического
положения в мире?
- Собственно говоря, понятно, что говорить о равном
весе, о равной значимости голоса Киргизии, например, и Китая в рамках ШОС
достаточно сложно. Но, несмотря на эту значительную разницу между членами
структуры, тем не менее, сейчас пока не существует каких-то серьезных признаков
того, что кто-то из них ущемлен. Кстати, присоединение к ШОС Узбекистана,
который очень осторожно и очень трепетно подходит к участию своей страны в
различных объединениях и организациях - это наглядный показатель того, что в
рамках ШОС существует очень серьезное равноправие, так скажем. То есть
отсутствие дискриминации более крупными участниками более мелких, их позиций. Я
думаю, что в принципе сейчас те шаги, которые предпринимаются руководящим
аппаратом ШОС, конечно, могут истолковываться как попытка создания некоего
противовеса нерегиональным центрам силы, Соединенным Штатам в первую очередь.
Но, мне кажется, что все-таки основным является не антиамериканское содержание,
хотя полностью его отрицать, конечно, не следует, а именно стремление создать
некую реально работающую, реально действующую структуру для поддержания
стабильности, для сохранения в том числе и тех политических систем, которые
сложились в постсоветских азиатских государствах. Понятно, что сейчас, когда
весь этот регион постепенно входит в пору смены высших политических элит, и
вопрос сохранения стабильности, сохранения преемственности власти и тех
политических режимов, которые сложились, становится все более актуальным как раз
для государств - участников ШОС. Я имею в виду, в первую очередь, Казахстан,
Узбекистан, Таджикистан, в меньшей мере Киргизию, потому что там этот процесс
уже произошел. И очевидно, что то, насколько, скажем так, не слишком
цивилизованно этот процесс протекал в Бишкеке, стало своеобразным показателем,
еще одним напоминанием центрально-азиатским новым независимым государствам, тем
режимам, которые там существуют, о том, что необходимо создание некой системы,
международной, крупной, серьезной, которая поддерживала бы их и именно
стремление сохранить эту стабильность.
- Как вам видится, в чем состоит преимущество ШОС перед
другими организациями и объединениями, которые обеспечивают или пытаются
обеспечить сегодня безопасность в регионе?
- ШОС в данном случае является также достаточно веской и
очень серьезной структурой, которая, на мой взгляд, постепенно становится более
влиятельной, чем, допустим, Организация Договора о коллективной безопасности
(ОДКБ). Потому что понятно, что при каком-то форс-мажорном развитии событий,
например, в Узбекистане рассчитывать на то, что реальная помощь нынешнему режиму
может прийти от каких-то других организаций все-таки достаточно сложно. Можно
рассчитывать на ОДКБ, но Ташкент вышел из ОДКБ. В рамках СНГ подобного рода
механизмы не отработаны. Формально они существуют, но понятно, что их применение
в практическом плане серьезно ограничено многочисленными бюрократическими
поправками, многочисленными рогатками, которые там существуют, сложностью самого
процесса принятия некоего согласованного решения. В этом смысле ШОС смотрится
гораздо мобильнее.
- Андрей Валентинович, можно ли сформулировать вашу
мысль таким образом, что дальнейшее усиление ШОС приведет фактически к тому, что
региональные соглашения типа ОДКБ будут терять свой авторитет и влияние и, в
конце концов, будут аннулированы?
- Я не думаю, что другие региональные объединения будут
девальвироваться по мере развития ШОС. В принципе, это не настолько финансово
емкие структуры. Они станут финансово емкими, если придется действительно
принимать какие-то решения, пока, слава богу, этого все-таки нет. Я имею в виду,
если придется создавать какие-то коллективные силы по наведению порядка, условно
говоря, в Ферганской долине.
- Но ведь к этому идет дело?
- Может быть. Но, во-первых, следует учитывать то, что
Россия не является единственным ведущим центром сил ШОС. Объективно отчасти
подрывается база других интеграционных объединений, которые касаются региона. Но
ОДКБ, на мой взгляд, во-первых, это структура, в которой целиком доминирует
Россия, и от нее Россия отказываться явно не собирается, что, кстати, видно было
по итогам последнего саммита ОДКБ. Кроме того, ведь ОДКБ - это структура, в
которую входят и те государства, которые явно никогда не войдут в Шанхайскую
организацию сотрудничества, даже если очень сильно захотят. Такие, как,
допустим, Беларусь или Армения. Я понимаю, что вот именно в Центральной Азии
расширение значения ШОС будет создавать проблемы для других организаций, в том
числе и для, допустим, того гипотетического центрально-азиатского союза, о
котором в последние месяцы говорит Нурсултан Назарбаев. Или о дальнейшем
членстве некоторых центрально-азиатских государств, в том числе и в ОДКБ.
Очевидно, это да, потому что если Россия все-таки имеет потенциал, которые
позволяет ей действовать на разных направлениях и в разных организациях, то,
допустим, у Киргизии такой возможности нет или у Таджикистана. Каждая республика
будет определять приоритетность работы в тех или иных интеграционных
объединения, исходя из собственных ресурсов, исходя из собственного понимания
национальной безопасности, экономического развития.
- Иными словами, государства ШОС, несмотря на то, что
некоторые из них обладают на сегодняшний день весьма ограниченными ресурсами, не
будут сосредотачиваться на работе в одной структуре?
- Подобная схема ограничивает поле для дипломатического
маневра. Во-вторых, понятно, что вот эта многовекторная международная политика,
как ее называют в Казахстане, является приоритетной для всех
центрально-азиатских государств. Я не думаю, что в ближайшей обозримой
перспективе кто-то из стран - членов ШОС, в первую очередь, новые независимые
азиатские государства выйдут на уровень, скажем так, приоритетного
сотрудничества с Китаем, или с Россией, или с Западом. Будет продолжаться все та
же многовекторность, попытки лавировать между международными центрами силы,
извлекая из этого лавирования конкретные финансовые и политические дивиденды.
Это будет продолжаться, но с учетом того, что Соединенные Штаты все-таки далеко,
а Китай и Россия находятся рядом. Так что если события будут течь линейно, если
не будет происходить каких-то потрясений, каких-то политических катастроф, то
объективно время работает на ШОС. Но опять же, я повторюсь, если процессы будут
идти линейно, если не будет происходить каких-то катастроф в Центральной
Азии.
|