КАЗАХСТАН
Казахстан перед "третьим сроком"
04.07.2005.
АПН.ру
Сергей Бирюков
Выборы
при любом их исходе будут означать вступление Казахстана в принципиально новую
политическую эпоху
На декабрь 2006 г. в Казахстане намечены президентские
выборы, и президент Назарбаев уже дал понять, что готов баллотироваться на
третий срок. Однако с учетом складывающейся ситуации все чаще говорят, что эти
выборы могут стать досрочными и пройти уже в декабре 2005.
Так или иначе, выборы при любом их исходе будут означать
вступление Казахстана в принципиально новую политическую эпоху, поскольку
внутри- и внешнеполитические вызовы уже не позволяют Назарбаеву и его окружению
решать проблемы страны за счет прежних стратегий и технологий властвования.
Как и многие лидеры постсоветских государств, Назарбаев
традиционно лавирует между центрами силы — Россией, ЕС и США, но поле для
маневра постоянно сужается. В последнее время к этому сложному раскладу
добавился и Китай. Осуществляя внешнеполитическую и внешнеэкономическую
экспансию вкупе с продолжающейся модернизации промышленности, Китай уже к 2010
году рассчитывает получать до четверти экспортируемой сырой нефти с
месторождений на Каспии и на северо-западе Казахстана, для чего в 1997 г. и было
начато строительство межгосударственного нефтепровода Китай — Казахстан. Это
строительство стало довольно проблематичным после недавних событий в
Киргизии.
Стратегическое значение Казахстана как "осевой земли"
южной части Евразии трудно переоценить. По отзывам З.Бжезинского, Казахстан
наряду с Узбекистаном играет самую важную роль среди новых независимых
государств Центральной Азии, выполняя здесь функцию своеобразного "щита".
Благодаря своим географическим масштабам и местоположению Казахстан защищает
другие центрально-азиатские страны от прямого физического давления со стороны
России, поскольку только он граничит с ней. Помимо этого, большое стратегическое
значение имеет наличие у него значительных разведанных и неразведанных запасов
углеводородов, а также прямой выход к месторождениям Каспия.
С точки зрения геополитики, политический контроль над
Казахстаном создает возможности для политического доминирования и управления
процессами в Центральной Азии — для дальнейшего выстраивания модели Евразийского
сообщества, либо для "демократизации" ЦАР по американским лекалам. Но также, —
что особенно важно, — для противодействия экспорту исламского фундаментализма в
регион. Наконец, установление в Астане саттеллитного по отношению к США
квазидемократического режима окончательно обрушивает СНГ. Реализация такого
сценария может поставить под сомнение полноценное функционирование ЕвразЭС и
создание ЕЭП, и, в свою очередь, придать гораздо большую силу виртуальному пока
ГУУАМ. Альтернативный российским транспортным коммуникациям проект нового
"Великого шелкового пути" также получит мощный оживляющий импульс.
Следует помнить и о том, что Казахстан является наиболее
мощным центрально-азиатским образованием, способным ограничивать экспансию в
регионе Китая и существенно влиять на определение каналов и масштабов экспорта
энергоносителей в эту страну, что достаточно существенно в условиях намечающейся
сегодня глобальной конкуренции Китая и США. Наконец, даже "техническая" цена
"казахского вопроса" для России очень велика. Достаточно вспомнить, что сегодня
протяженность фактически неохраняемой границы России с Казахстаном составляет
около 7,5 тысяч километров (при сметной стоимости обустройства километра границы
не ниже миллиона рублей).
Что касается соотношения объективных предпосылок и
противопоказаний для свершения очередной "цветной революции" в Казахстане, то
они достаточно противоречивы. С одной стороны, в стране очевидно сложился
формально "плюралистический режим" с "султанической" надстройкой и с фактически
неразделенной властью правящего клана. При этом режим приобрел откровенно
непотистский характер и фактически перекрыл лифты "вертикальной мобильности" для
конкурирующих кланов. Подтверждением этому могут служить периодические отставки
приобретших сколько-нибудь самостоятельный политический капитал государственных
чиновников, которые после этого автоматически уходили в оппозицию к Назарбаеву.
Отрицательные черты казахстанского строя усугубляются тем, что новый срок
президентского правления в Казахстане составляет уже 7 лет. Назарбаев может
смело оставаться на своем посту как минимум до 2013 г., задавая тем самым рамки
всего политического поля.
При этом легитимность Назарбаева значительно ослаблена
тем, что значительная часть казахстанской элиты и общества воспринимает его не
как общенационального лидера и арбитра, но преимущественно как лоббиста
интересов правящего клана. В то же время, в Казахстане объективно отсутствует
сходный по своему потенциалу с Назарбаевым лидер-интегратор, способный
консолидировать весьма неоднородную в социокультурном и социально-экономическом
отношении страну в состоянии "незавершенной модернизации", что позволяло ему до
последнего времени удерживать властные позиции, лавируя между конкурирующими
группами интересов.
Осложняет позиции Назарбаева и столь важный для
центрально-азиатских государств кланово-племенной баланс во власти и элите.
Значительной проблемой для казахского президента является его принадлежность к
роду шапрашты, который, несмотря на свое членство в Старшем жузе, считается
"второразрядным" и "захудалым". По этой причине Назарбаев имел в прошлом
ощутимые проблемы с "более знатными" претендентами на власть из собственного
жуза (бывший мэр Алма-Аты З.Нуркадилов и экс-председатель пропрезидентской
Партии народного единства Казахстана (ПНЕК) К.Султанов и др.), и конкурентами из
более "статусных" Среднего (сегодня — в лице одного из лидеров оппозиции,
бывшего премьер-министра А.Кажегельдина) и Младшего (в лице лидера объединенной
оппозиции, бывшего спикера мажилиса и генпрокурора Ж.Туякбая и связанной с ним
партии "Ак жол").
Неоднозначна и экономическая ситуация в стране:
экономический рост в добывающих отраслях, химии и металлургии сопровождается
спадом в большей части перерабатывающей промышленности, а зоны экономического
роста соседствуют с глубоко депрессивными областями Южного Казахстана. Проблемно
и "политическое поле": в отличие от откровенно авторитарного Узбекистана и
"вождистского-фундаменталистского" Туркменистана, в Казахстане с его
"квази-плюралистическим" режимом правления существует достаточно влиятельная
оппозиция, игнорировать мнение которой полностью невозможно.
В то же время, существуют ряд факторов, которые
объективно затрудняют революцию нового типа в Казахстане.
Во-первых, значительные размеры территории страны (в
сравнении с той же Киргизией) затрудняют концентрацию сил и переброску их из
потенциального эпицентра недовольства (Юг) на север и в центр, которые к тому же
отделены пустынной территорией.
Во-вторых, президенту Назарбаеву, в отличие от своего
киргизского коллеги, удалось создать весьма мощную административную вертикаль.
Казахстанские "губернаторы" — акимы — всех уровней назначаются напрямую
президентом. Основные финансовые потоки страны распределяются центром.
Абсолютное большинство местных представительных органов контролируется
пропрезидентскими партиями, что позволяет центральным властям за счет так наз.
административного ресурса контролировать все основные внутриполитические
процессы.
В-третьих, в Казахстане существуют гораздо более
отмобилизованные и подчиненные власти силовые структуры и спецслужбы, которые,
даже со ссылкой на фактор коррумпированности, выглядят дееспособнее своих
кыргызстанских коллег. Недавно прошла информация, что МВД республики Казахстан
готовится дополнительно приобрести спецсредства: закупить водометы для оснащения
спецназа, а также рассматривает возможность применения резиновых пуль при
разгоне демонстраций.
В-четвертых, нужно принять во внимание усилившийся в
последнее время контроль правящего клана над СМИ, затрудняющий создание
оппозиций альтернативного информационно-политического пространства.
В-пятых, в Казахстане отсутствует точный аналог
западного гражданского общества. Социальная общность строится в республике на
основе "коротких" (жузовых, племенных, местных и др.) а не "длинных" связей, что
затрудняет создание общегражданского движения по примеру Украины. Правда,
сегодня в Казахстане насчитывается около 2,5 тысяч так наз. неправительственных
организаций. Все они получают финансовую поддержку более чем 200 международных
фондов и донорских организаций, как правило, продвигающих американские и
европейские интересы. Однако их способность организовать действительно
общенациональное движение протеста вызывает большие сомнения.
В-шестых, сама оппозиция расколота по жузовому,
племенному и клановому принципу, и потому не способна пока интегрировать в себя
существующие протестные движения (пенсионеров, рабочее движение Казахстана,
ущемленных групп малого и среднего бизнеса и др.). Подобное состояние оппозиции
было усугублено и применением властями административного ресурса. Наиболее
активная оппозиционная партия — Республиканская народная (РНПК), возглавляемая
находящимся в вынужденной эмиграции в США экс-премьером Акежаном Кажегельдиным,
— не прошла перерегистрацию и к выборам не допущена.
Неслучайно поэтому, на последних выборах в парламент три
наиболее активные пропрезидентские партии: "ОТАН" ("Отечество" во главе с самим
Н.Назарбаевым), и "Асар" ("Всем миром", возглавляемая дочерью президента) и
тесно связанный с властью блок "АИСТ" (образованный лоялистскими Аграрной и
Гражданской партиями, за которыми стоят североказахстанские олигархи П. Шодиев,
А. Ибрагимов и А. Машкевич) — на 25 % процентов превзошли результат выступавшей
в блоке с коммунистами (Коммунистическая народная партия — КНПК) партии
Демократический выбор Казахстана (ДВК) и шедшей самостоятельно
умеренно-оппозиционной "Ак Жол" ("Светлый путь", представляющей южный сегмент
элиты, который традиционно консолидирован вокруг прежней столицы Алма-Аты).
Созданный недавно Координационный совет демократических
сил (КСДС) несколько улучшил, но все же не переломил существующую ситуацию. В то
же время, в результате долгих споров и согласований оппозиция все же обрела
единого лидера — упоминавшегося твердого приверженца казахстанских политических
обычаев Жармахана Туякбая. В прошлом году он неожиданно для всех публично
высказался о массовых фальсификациях в ходе состоявшихся в Казахстане
парламентских выборов и перешел в стан оппозиции. Вокруг Туякбая и акжоловцев
призывают консолидироваться оппозицию давние противники Назарбаева. В то время
как Акежан Кажегельдин, бывший премьер-министр Казахстана, находится в
эмиграции, фигура Туякбая выглядит единственно возможной в складывающейся
ситуации. К объединению усилий вокруг единого кандидата призывает также опальный
экс-аким Галымжан Жакиянов, довольно харизматичный лидер партии "Демократический
выбор Казахстана". Несмотря на обладание всех троих потенциальных лидеров от
оппозиции харизмой и значительным бэк-граундом, очевидно, что общенационального
лидера оппозиции, сравнимого по своему потенциалу с В.Ющенко в Украине, в
Казахстане пока нет.
Что касается перспектив развития ситуации, то сегодня
Казахстан находится в своеобразной "точке бифуркации", и неустойчивое равновесие
может быть сдвинуто за счет активного давления на Назарбаева со стороны США,
требующих пересмотра планов экспорта казахстанских энергоносителей в Китай. При
этом не исключено, что целью революции будет не смещение Назарбаева и демонтаж
его режима, но существенный пересмотр внешнеполитических ориентиров, заметное
ослабление созданной им вертикали власти с включением в эту структуру выходцев
из других элитных кланов — что может быть подкреплено
конституционно-политической реформой.
При этом еще не известно, окажется ли Россия в состоянии
спасти Казахстан от социальных потрясений, а Назарбаева лично — от капитуляции и
даже смещения с поста президента в ситуации развертывания массового
оппозиционного движения. Между тем можно предположить, что крах нынешнего
казахстанского режима будет означать скорый демонтаж СНГ с сохранением в
масштабах постсоветского пространства сети более локальных (и прежде всего
экономических) союзов, которые уже не смогут отвечать российским интересам. Если
же режиму Назарбаева удастся устоять, это явится тактическим успехом России,
развить который будет возможно при наличии продуманной внешнеполитической
стратегии.
Каким цветом окрасится Казахстан?
06.07.2005. Политком
Ру.
Андрей Грозин
Итак, президент Казахстана Нурсултан Назарбаев
официально озвучил свое намерение баллотироваться на новый президентский срок,
заявив, что готов "работать до тех пор, пока нужен этой стране".
Напомним: новая конституция Казахстана позволяет ему пойти на такой
шаг.
Однако, еще весной многие московские эксперты называли
Казахстан первым возможным кандидатом на очередную «цветную революцию». Так ли
это?
Рассмотрим ситуацию более досконально.
Сейчас один из самых важных вопросов для казахстанской
политической элиты – срок проведения президентских выборов. И, если, все-таки,
выборы президента будут назначены на осень 2006 года, то «первым кандидатом на
цветную революцию» следует ставить Азербайджан - там раньше пройдут
выборы.
Впрочем, есть несколько признаков, указывающих на то,
что президента выберут не позднее декабря 2005-января 2006 года – то есть,
раньше того срока, о котором говорили глава Минюста и глава Центризбиркома
Казахстана. Об этом свидетельствуют несколько фактов. Во-первых, президент
Назарбаев проводит сейчас серию поездок по регионам страны. Во-вторых, еще
весной президент настоял на принятии законов, улучшающих социальное положение
граждан. Все это очень похоже на предвыборные шаги.
То есть президент готов принести экономические жертвы (в
том, что экономические показатели этого года будут на порядок хуже, чем в
прошлом году, сомневаться не приходится) ради сглаживания социальной
напряженности в республике.
Так же о том, что выборы президента пройдут ближайшей
зимой, свидетельствуют и определенные кадровые перемещения, и принятие пакета
законов о безопасности, и ряд законов, ограничивающих возможность работы
иностранных граждан в казахстанских СМИ.
Что касается возможности обострения ситуация в стране,
накануне и в связи с выборами, то полностью исключать такой вероятности нельзя,
поскольку в Казахстане в последнее время наблюдается серьезное отставание в
области политических реформ – этот факт не могут опровергнуть никакие заявления
властной стороны. В Казахстане только в нефтедобывающих областях уровень жизни
населения достаточно высок, но есть такие регионы, где уровень жизни населения
сопоставим с Киргизией. Страна развивается достаточно неровно.
Для «революции» есть и субъективная причина –
нынешний президент очень долго руководит страной, и усталость и
разочарованность населения уже велика.
Среди признаков волнения в обществе не лишним будет
отметить и тот, что в Казахстане уже функционирует молодежная организация
«Кахар», которая очень напоминает и «Кмару» и «Пору» и «Отпор».
На этом фоне идет консолидация оппозиции, которая
впервые смогла заявить о выдвижении единого кандидата на пост президента -
раньше она никогда не доходила до такого рубежа.
Власть, со своей стороны, тоже немало озабочена
опасностью революционной преемственности. Так, много шума наделала служебная
записка министра внутренних дел, написанная на имя председателя
правительства о закупке средств нелетального воздействия, используемых при
разгоне демонстраций. Было несколько сенатских запросов по этому поводу, но
премьер ответил на них обтекаемо: все это оборудование необходимо для повышения
уровня подготовки работников МВД на случай беспорядков по типу адиджанских
событий. Несмотря на общий характер ответа министра, вывод напрашивается сам
собой.
Еще одним дополнительным фактом и свидетельством
озабоченности руководства Казахстана возможностью «цветного» развития
событий является активизация пиар-работы, в том числе и на территории
России. Ряд российских политтехнологов уже работает на те структуры,
которые говорят о возможности повторения киргизского сценария и
необходимости противодействия ему. В частности, дочь Нурсултана Назарбаева
Дарига на прошедшем 7 июня внеочередном съезде своей партии “Асар” инициировала
процесс объединения пропрезидентских сил и призывала все здравомыслящие
силы сплотится против неконтролируемой смены власти.
Сейчас наблюдается серьезная активизация этого процесса.
Подводя черту под вышесказанным, можно сказать, что
ситуация складывается таким образом, что если власть запустит административный
ресурс на выборах и подтасовки результатов буду масштабными, то ситуация
может выйти из-под контроля. Подтасовки же вполне вероятны, хотя бы только
потому, что несмотря на жесткую вертикаль власти и авторитарный характер режима,
люфт между указаниями центра и исполнением на местах имеется не малый, и
региональные начальники могут переусердствовать в своем стремлении оказать
услугу верховной власти. Тогда весьма вероятен уже знакомый нам
сценарий: ОБСЕ не признает итогов выборов, оппозиция может раскачать ситуацию, и
так далее.… В Астане, впрочем, это трудно сделать – над столицей
осуществляется достаточно жесткий контроль. А вот в Алма-Ате - другое
дело, там большое количество подходящего для протестных выступлений
человеческого материала – студенты, пенсионеры – и вообще, в этом казахстанском
мегаполисе полтора миллиона жителей, то есть одна десятая всего населения
страны.
Но реализация этого сценария достаточно сложна, несмотря
на предпосылки - потому что центр принятия решений очень отдален от
потенциально опасного города, и, напротив, как раз на юге страны, то есть
недалеко от «мятежно настроенной» Алма-Аты, сосредоточены все силовые структуры.
Кроме того, есть и еще один немаловажный аспект: лидеры
оппозиции остаются по большей части людьми, с которыми президент может
договориться. А это означает, что организованный протест сложен в условиях
Казахстана. Другое дело, что процесс может пойти спонтанно…. Вокруг
Алма-Аты существует так называемый «пояс бедности», да и сама бывшая столица, по
ценам и уровню жизни почти равная Москве, наполнена приезжими из
окрестностей – людьми не приспособившимися к новым условиям жизни и социально
неблагополучными. Большинство из них приехали в Алма-Ату на заработки, но либо
они заняты на неквалифицированной работе, либо подались в криминальные
структуры. И если задействовать эту социальную прослойку, то все может пойти и
по киргизскому сценарию. Ведь сейчас власти Казахстана, говоря о том, что у них
цветная революция невозможна, в качестве основного пропагандистского тезиса,
используют тот, что в Киргизии, в отличие от Казахстана, была тяжелая социальная
ситуация. Но это не совсем так: и в Казахстане можно найти в 70 км от
Алма-Аты населенные пункты, где нет электричества.
Кроме того, благоприятные экономические факторы, о
которых говорит руководство, достигнуты сырьевыми средствами – достаточно
сказать, что почти вся доходная часть бюджета формируется за счет экспорта
нефти. То есть, именно добывающая промышленность дает средства для проведения
социальной политики. И если только допустить возможность резкого падения цен на
нефть (а многие эксперты предрекают такую ситуацию к концу 2005 года), то
средств, накопленных в последнее время, может просто не хватить на реализацию
правительственных программ..
Если произойдут колебания, способные повлиять на
социальную обстановку в Казахстане, то будет гораздо проще провести смену
власти.
Впрочем, на сегодняшний день, конъюнктура нормальная.
Элита, хотя и устала от «большой семьи президента», но еще готова существовать
под ее руководством. Западные корпорации пока имеют хорошие показатели от
экспорта иностранного сырья и тоже не заинтересованы в смене власти.
Но существует и еще один возможный вариант смены власти,
о котором стоит упомянуть. В Казахстане велик процент людей, работающих в
эшелонах власти на самых разных уровнях, в том числе, занимающих самые высокие
посты, которые недовольны нынешней ситуацией, которые засиделись на своих
местах, и жаждут перемен. Речь идет о возможности того, что может называться
«дворцовым переворотом».
Дело в том, что в ответ на вопрос «кому президент будет
передавать власть?» очень многие хотят услышать свое имя, многие считают себя
(имея на то вполне весомые основания) потенциальными преемниками. Таких людей
уже сейчас можно назвать с десяток, и каждый из них будет бороться за право
наследования власти, используя все, имеющиеся у него ресурсы. А
поскольку ресурсов этим людям не занимать, то именно они, а не оппозиция,
могли бы реализовать сценарий смены власти в Казахстане.
Назарбаев создал музей имени себя
12.07.2005.
Независимая газета
Сакен Салимов
Накануне
выборов в Казахстане создают новый образ народного президента
В Астане по инициативе Нурсултана Назарбаева открыт
музей первого президента. Разместился он в бывшей официальной резиденции главы
государства в старой части города, а Назарбаев переселился на «левый берег», где
разместился новый административный центр Астаны, в резиденцию-дворец под
названием «Ак орда».
В музее представлена вся жизнь казахстанского
президента. Подробно рассказывается о роде Назарбаевых начиная от президентского
прадеда. Официальная биография президента Казахстана и так напоминает сказку. А
в изложении музейных сотрудников и вовсе приобретает мифологические черты.
Простой парень, родившийся в селе Чемолган (Алма-Атинская область), работал
металлургом на заводе в Темиртау (Карагандинская область). Продвинулся на
комсомольской и партийной работе и в итоге стал президентом независимого
Казахстана.
Вероятно, в администрации главы государства решили, что
долгий трудовой путь Назарбаева в народе стали забывать. Сейчас это крайне
невыгодно, ведь Назарбаев собирается баллотироваться на очередной президентский
срок. Поэтому чиновники президентской администрации решили подновить и
отретушировать образ народного президента.
В музее представлены макеты дома семьи Назарбаевых в
ауле Чемолган, сельской школы, где учился будущий президент. Фотографии
родителей Назарбаева и маленького Нурсултана, школьные фото, табели успеваемости
ученика Назарбаева (по всем предметам – пятерки), и даже комсомольский билет.
Есть и спецовка металлурга – якобы в такой он некогда работал. Долгому пути
аульного мальчика до поста президента Казахстана посвящено несколько залов.
Отдельное место занимают подарки президенту Казахстана
от различных гостей и награды Назарбаева. В числе подарков почетное место
занимают Коран, побывавший в космосе (подарок от летчика-космонавта Талгата
Мусабаева), теннисный мячик с автографом немецкого теннисиста Бориса Беккера,
пояс чемпиона мира от боксера Василия Жирова.
Награды выставлены в отдельном зале. Там и советские
награды, и современные, среди которых британский Большой крест святого Михаила,
польский орден Белого орла, литовский орден Витаутаса Великого I степени.
Еще один зал – бывший зал заседаний Совета безопасности
– занимает коллекция оружия, где представлены подаренные президенту сабли,
шашки, мечи, секиры, ружья, дуэльный пистолет. Многим оружейным экспонатам по
несколько сотен лет.
В неизменном виде сохранились лишь рабочие кабинеты
Назарбаева. Обстановка в них, если верить музейным работникам, была весьма
аскетичная: скромные столы и стулья для работы, на которых до сих пор лежат
блокноты с заметками Назарбаева и простые ручки; небольшая комната отдыха –
маленький диванчик, журнальный столик и аквариум с золотыми рыбками. Глядя на
роскошный дворец – новую резиденцию президента, – трудно поверить, что глава
государства отличается такой неприхотливостью.
В эти же дни в Казахстане издана книга-цитатник «XXI
век: мировая элита о Н.А. Назарбаеве». Изданная тиражом 10 тысяч экземпляров на
трех языках – русском, казахском и английском, – книга представляет собой
сборник отзывов известных политиков, глав государств и общественных деятелей о
первом президенте Казахстана. Открывается она высказыванием Джорджа Буша.
Американский президент называет Назарбаева одним из лидеров в деле
нераспространения оружия массового поражения. Далее в том же духе отзывы
китайского, российского лидеров. Всего более 250 высказываний.
Есть и известные писатели, актеры, художники. Так, в
книгу включено высказывание писателя Пауло Коэльо и теплые слова режиссера
Никиты Михалкова. Издание уже получили в подарок представители иностранных
дипломатических миссий в Казахстане, депутаты и министры, журналисты ведущих
изданий. Последние, кстати, больше интересовались не содержанием книги, а ее
«подноготной»: для чего издавали, за сколько и на какие деньги. Но эти вопросы
остались без ответа.
|