Выбор Ислама Каримова: Москва и Пекин, а не Вашингтон
06.07.2005. РИА
"Новости"
Алексей Макаркин
Президент Узбекистана Ислам Каримов до последнего
времени считался одним из партнеров США в Центральной Азии. Его страна была
членом блока ГУУАМ, считающегося альтернативой российскому влиянию на
постсоветском пространстве. В 2001 году на территории Узбекистана была открыта
американская военная база: официально для содействия в проведении афганской
операции. Однако к настоящему времени отношения Узбекистана не только с США, но
и со странами Запада резко осложнились. Причем события в Андижане и требования
международного расследования действий узбекских властей стали лишь своего рода
"последней каплей". Отход Ташкента от однозначно прозападной ориентации начался
значительно раньше, когда Узбекистан в 2002 году фактически заморозил свое
членство в ГУУАМ. В мае же нынешнего года Каримов вообще объявил о выходе своей
страны из этого блока. С чем же связано такое решение узбекского президента?
Очевидно, что для Ислама Каримова принципиальное
значение имеет вопрос о том, как избежать революции? Эта тема стала для него
актуальной еще до грузинских, не говоря уже об украинских, событий. По сути
дела, в начале XXI века Каримов оказался перед выбором одного из двух рецептов
предотвращения возможной революции, которые условно можно назвать "западным" и
"российско-китайским".
"Западный" рецепт предусматривал плюрализацию
политической жизни в стране, проведение свободных и контролируемых зарубежными
наблюдателями выборов с возможно большим количеством участников. Эту модель США
в настоящее время внедряют в самых разных странах – в одних случаях с помощью
военной силы (Афганистан, Ирак), в других посредством политического давления
(Ливан, Египет). Однако для Каримова такой вариант был неприемлем – ведь он
предусматривает возможность поражения на выборах, последствия которого
существенно отличаются от европейских. Так, смена власти в азиатских
государствах, как правило, влечет за собой не цивилизованный уход в оппозицию, а
масштабный передел сфер влияния в области политики и экономики.
Еще одна проблема – характер оппозиции. Например, в
Ливане до гражданской войны 1975-1990 годов уже существовали демократические
традиции. В иракском случае действовала многопартийная и, как выяснилось,
достаточно укорененная среди населения эмиграция, представители которой сейчас
пришли к власти. В Узбекистане, по сути дела, основной альтернативой власти
являются радикальные исламисты, которым "западный" рецепт предоставлял
возможности для легализации – речь идет о силах, организовавших мятеж в
Андижане. Кстати, европейцы, настаивая на либерализации турецкого политического
режима (без этого Турция не может рассчитывать на прием в ЕС), способствуют,
сами того не желая, развитию в стране исламистского движения как альтернативы
светскому государству Кемаля Ататюрка.
Таким образом, политическая логика подталкивала Каримова
к принятию "российско-китайского" рецепта, который означает ставку не на
демократизацию, а на стабильность, на сильную власть и сохранение действующего
режима, которому дается карт-бланш в вопросе противостояния оппозиции, особенно,
если последняя прибегает к вооруженным методам борьбы. Отсюда и выход
Узбекистана из ГУУАМ, и активизация его деятельности в рамках Шанхайской
организации сотрудничества (ШОС), неформальными лидерами которой являются Россия
и Китай. Эта же тенденция была подтверждена и в ходе нынешнего саммита ШОС в
Астане. Понятно, что и Россия, и Китай поддержали действия каримовского режима в
Андижане, позволив последнему избежать международной изоляции, на которую его,
на первый взгляд, обрекала жестко негативная позиция западных государств, СМИ и
общественных организаций.
В ответ Россия ожидает от Узбекистана реальных шагов по
сближению с ней в различных сферах, включая оборонную. Так, ожидается
переориентация технического оснащения и обучения армии Узбекистана с натовских
стандартов на российский вариант. "Наши двусторонние отношения в военной и
военно-технической сферах в последние годы зримо набирают темпы", - заявил на
минувшей неделе российский министр обороны Сергей Иванов. По некоторым данным,
речь идет также о предоставлении узбекской стороной России своей инфраструктуры,
в частности, военных аэродромов для проведения возможных российских спецопераций
в кризисных ситуациях. Возможно, что в перспективе может быть поставлен вопрос и
о возвращении Узбекистана в Организацию Договора о коллективной безопасности
(ОДКБ) – блок, объединивший Россию и ее военно-политических союзников на
постсоветском пространстве. Напомним, что этот договор был подписан в 1992 году
именно в Ташкенте.
|