Куда показывает флюгер Ислама Каримова? … или об оборонительном векторе Узбекистана
20.07.2005. Ozod
Ovoz
Алишер Таксанов
После последнего июньского 2005 года визита президента
Узбекистана Ислама Каримова в Москву, в международной прессе опять прозвучали
идеи о том, что Ташкент вернется в Организацию Договора о коллективной
безопасности, создание которого он сам инициировал еще в 1992 году. Насколько
возможна эта ситуация, когда ОДКБ получает новый импульс развития, формируясь в
более устойчивую структуру, спрашивают себя многие эксперты. Некоторые склоны
считать, что у узбекского лидера нет желания связывать себя военно-политическими
обязательствами, и поэтому вряд ли стоит рассчитывать на это, а другие
утверждают, что борьба с экстремизмом и терроризмом требует участия в военном
блоке.
Геополитические условия Ташкента таковы, что можно
"держать на пульсе" весь Центрально-Азиатский регион, а также страны, которые
для ряда государств представляют особую напряженность/тревогу. Речь идет о
Китае, Иране, Индии, Пакистане, обладающих ядерным оружием, приемлемыми военными
технологиями/техникой и значительными объемами людских ресурсов. Кроме того, это
контроль за Россией и Афганистаном – и этот аспект особенно хорошо осознают США
и Западная Европа.
Так что же возможно? Постараемся ответить на ряд
вопросов…
Постсоветская военная тенденция
Как известно, в первые годы существования СНГ между
республиками продолжали действовать союзные обязательства по поставке вооружений
и боеприпасов, рекрутов, охраны границ. Тогда еще объединенными вооруженными
силами СНГ командовал маршал Шапошников, однако все уже понимали, что дни
экс-советской армии, флота и авиации уже сочтены. Во-первых, не было
нормативно-правовой основы, на которые опирались бы эти силы. Ну, скажем, на
каком основании гражданин Узбекистана должен проходить военную службу на
территории России или Украины? Он кто – наемник, военнообязанный, оккупант?
Безусловно, "традиции" советской армии, особенно в части, "дедовщины" создали
такие предпосылки, что жители уже независимых республик не хотели здесь служить,
особенно вдали от родины. Это породило "дезертирство", скажем, из Тюмени в
Наманган.
Во-вторых, у республик сложились различные политические
и военные интересы. Ташкенту не было интересов охранять тихоокеанские или
северные границы евразийского континента, а Беларуси или Молдове –
околоафганские. Россия уже выводила свои воинские контингенты из Кубы, Вьетнама,
Германии, Польши, начался такой же процесс на Кавказе и частично – в
Молдове/Приднестровье. Это привело к тому, что Узбекистан отказался от своей
доли в военно-морских силах бывшего СССР, стратегической авиации, ракет дальнего
радиуса действия, ядерного арсенала и т.д. Наша страна довольствовалась тем, чем
располагает. В это время были сформулированы основные принципы оборонительной
доктрины, в приоритете которой стояли поддержание технических средств
ненаступательного характера. Республика объявляла себя страной, лишенной
стремлений к переделу границ и к агрессии.
В-третьих, бюджеты республик не позволяли содержать
громоздкую по численности живой силы и вооружению армию. То есть, перед
правительствами ставилась задача создания компактной военной структуры,
отвечающей экономическим возможностям государства. Поэтому численность
вооруженных сил Узбекистана составляет около 60 тыс. человек, значительная часть
призывников переводятся в мобилизационный резерв.
Объединение от внешних угроз
Между тем, напряжение возле границ с Афганистаном росло.
После вывода советский войск гражданская война в этой центрально-азиатской
стране вспыхнула с новой силой. Кланы, этнические группы, провинции, сторонники
правительства Наджибуллы и оппозиции (моджахеды) столкнулись между собой, и
казалось, что остановить это невозможно. Более того, война полыхала у границ
Узбекистана, чем вызывало особую тревогу у Ташкента. Было ясно, что независимая
республика не способна отразить потенциальную агрессию армии, имеющей опыт к
этому времени 15-летней войны, соответствующую идеологию, современную технику (в
свое время в Афганистан "свалили" оружие и США, и СССР, и Китай, и Европа, и
Ближний Восток). Более того, в самой узбекской армии происходили изменения,
которые в меньшей степени способствовали ее боеспособности: увольнялись или
переводились в Россию кадровые офицеры, происходили хищения и утери боеприпасов.
Кстати, к 2004 году из 2 тыс. танков и 330 самолетов ВВС лишь 10% были "на
ходу", а 40% полевых орудий выработали ресурс. С таким "потенциал" было нечего
мечтать о победе. Зато единственным аргументом Ташкента стало минирование границ
с Афганистаном, Таджикистаном и Кыргызстаном, хотя эксперты склоняются, что это
был в большей степени политический нажим, военная акция. До настоящего времени
ни один боевик не подорвался.
Поэтому в мае 1992 года в столице Узбекистана семью
странами Содружества был подписан Договор о коллективной безопасности, который
устанавливал, что нападение на одного из членов ОДКБ означает нападение и на
других, в результате отпор дается совместными силами. Через некоторое время к
договору присоединился и Азербайджан, и тут возник парадокс: Баку и Ереван
находились в вооруженном конфликте между собой, так за кого заступаться?
Известно, что и на той, и на этой сторонах участие принимали так называемые
"наемники" из стран-участниц ОДКБ, что ставило в затруднительное положение
лидеров СНГ. К счастью, к 1994 году удалось "погасить" пламя
армяно-азербайджанской войны.
Был представитель Узбекистана в Штабе по координации
вооруженных сил СНГ (ШКВС), базировавшегося в Москве. Его функции выполнял до
1996 года военный советник Посольства Узбекистана в России, однако к этому
моменту Ташкент склонялся к мысли, что ОДКБ не отвечает военно-политическим
интересам республики. Более того, правительство приняло решение на
переориентацию на западные стандарты в вооруженной технике и технологиях,
участии в программе НАТО "Партнерство во имя мира", особенно учитывая растущий
ответный интерес Запада к Узбекистану. В чем была причина?
Нельзя сказать, что до конца 90-х годов ОДКБ как-то себя
проявила, стала точкой военной интеграции. Подписанные межправительственные
договора плохо работали. Срывались поставки военной техники, взвинчивались цены
на них, менялись ориентиры и установки, что раздражало не раз Ташкент. Более
того, после широкомасштабной наступательной операции движения "Талибан" на север
Афганистана, когда была разгромлена армия Рашида Дустума, а таджикский
"Пандшерский лев" вынужден был занять оборонительную позицию на 10% территории
страны, то у моджахедов замелькали планы перехода Амударьи. Мулла Омар, правда,
только грозил это сделать, но насколько были у него шансы это осуществить?
Однако, в любом случае превентивные меры требовались.
Были сделаны соответствующие запросы в Москву, "братьям
по оружию" ОДКБ, однако реакция оттуда поступила довольно вялая. У России были
свои сложные проблемы на Кавказе, белорусы и украинцы особо не жаждали
направлять своих военных спецов, солдат и технику на отражение возможной угрозы
из юга. Они считали, что Центральная Азия – это существенная преграда для
исламских радикалов, "талибы" надолго завязнут сами в регионе.
Это вынудило окончательно усомниться Ташкенту в
боеспособности и эффективности ОКДБ, и поэтому в 1999 году республика покинула
организацию.
Миротворческие силы СНГ
После распада СССР, как известно, в национальных
республиках усилились политические трения, что привело к гражданским войнам
(Таджикистан, Молдова, Грузия), а с другой – межгосударственным столкновениям
(Армения и Азербайджан). Понятно, что враждующие силы обладали достаточным
потенциалом для военных действий. Набрав скорость, столкновения шли по инерции,
хотя к этому моменту было понятно, что подобными методами невозможно достичь
своих целей, и войны, скорее всего, приведут к политическому и экономическому
краху самих участников. Не стану говорить о моральной стороне.
Узбекистан впервые применил миротворческие силы в
Таджикистане в 1994 году, чтобы развести по разные стороны оппозицию/боевиков и
правительственные силы. В рамках принятых обязательств по СНГ, Россия поставила
армейские корпуса, составлявших 50% от общего числа миротворцев, Казахстан -
20%, Кыргызстан - 10%. Ташкент направил два батальона – это тоже 10%
объединенных сил. Однако к 1995 году они были выведены обратно на родину и вели
охрану узбекско-таджикской границы. Чуть позднее узбекскому примеру последовали
Астана и Бишкек. Лишь Москва сохранила свой контингент, переоформив его в
военную базу в составе 201-й мотострелковой дивизии и пограничников.
В 1995 году президент Грузии Эдуард Шеварднадзе
обратился к исполнительным органам Содружеств проработать вопрос участия
многонациональных миротворческих сил на грузино-абхазской территории. Не скроем
того факта, что Ташкент рассматривал возможность отправки полицейских сил.
Однако правительственные эксперты пришли к выводу, что это втянет Узбекистан в
сложные политические взаимоотношения на Кавказе с различными силами как внутри
региона, так и за его пределами. К этому времени Узбекистан проектировал проект
ТРАСЕКА, и поэтому саботажники или диверсанты на этом участке транспортного
маршрута были совершенно не кстати (а они, естественно, могли появиться). Такое
же решение, видимо, приняли и другие республики. В итоге миротворческие
обязанности выполняла Москва.
Однако идея миротворчества, как способа
внешнеполитической активности, у Ташкента не угасла. К середине 90-х годов в
рамках Единого экономического пространства Казахстана, Кыргызстана и Узбекистана
возник проект создания Центрально-Азиатского миротворческого батальона
"Центразбат". Он был поддержан НАТО, который направил инструкторов, технику,
профинансировал учения, в том числе и с участием американских вооруженных сил.
Такая западная активность вызвала раздражение у Москвы, но стимулировала еще
сильнее стремление Узбекистана к США и Европе. Однако, переход на западные
военные стандарты оказались не по силам республике, и поэтому от этой мысли
пришлось отказаться.
В целях придания особого статуса "Центразбата" было
направлено заявление Генеральному секретарю ООН о включении этой структуры в
качестве резервных сил Объединенных Наций. И только тогда выяснилось, что
миротворческим батальон может быть тогда, когда его учредители не имеют никаких
стратегических и геополитических интересов в тех странах, куда они направляются.
То есть узбекская сторона была извещена, что "Центразбат" будет направлен или в
Африку, или в Латинскую Америку. Это вызвало соответствующую гримасу. Стало
ясно, что и экономической выгоды у миротворцев нет особой, так как ООН
испытывало ряд финансовых проблем со своим бюджетом. Безусловно, миротворческие
операции считались самыми затратными и дорогостоящими.
В итоге "Центразбат" как бы усох… Во всяком случае, в
Ташкенте об этом больше не вспоминали. И даже первоначальное желание направить в
Ирак военных медиков как-то отпало само собой, поскольку на западном направлении
произошли радикальные изменения. Стратегическое партнерство с Америкой было
заморожено, а с бывшим "старшим" братом, наоборот, реанимировано.
Таможня
в контексте военных интересов
Идея создания военных баз на территории бывших "меньших
братьев" в основном была у Москвы. Она их имела в Армении, Азербайджане,
Молдове, Грузии. К сегодняшнему дню российская авиабаза "Кант" дислоцируется в
Кыргызстане. В тоже время идет процесс вывода войск из Грузии в Армению, из
Таджикистан – в Кыргызстан и Россию.
В середине 90-х российские военные стремились сохранить
свои позиции на территории СНГ, особенно видя, как с запада на восток
приближается НАТО, а с юга идет наркотрафик, контрабанда оружия, радикальные
идеи и сепаратисты-экстремисты. Авторитета у Бориса Ельцина особого не было, да
и Россия не располагала особыми резервами. Но поиск путей продолжался. Возникла
необходимость усиления ОКДБ дополнительными документами. Так, в 1995 году
Ташкенту предложили вступить в Таможенный союз СНГ, который к этому моменту
состоял из России, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана и Таджикистана. Не станем
затрагивать экономические интересы этого объединения, лишь отметим, что Москва в
рамках этого процесса ставила задачу совместной охраны границ. А поскольку
таможенные границы порой совпадали с государственными, то получалось, что
узбекские границы должны были инспектировать, равно и как охранять российские
военнослужащие. Одновременно ставились задачи создания или аренды военных баз на
территории Таможенного союза, в частности, южного региона Узбекистана.
Естественно, эти условия такой интеграции были отвергнуты Ташкентом. Военный
союз в рамках таможенного не получился.
Зато события 11 сентября 2001 года в США показали всему
миру, откуда может идти реальная угроза. Ташкент был одним из первых, кто дал
согласие использования наземной территории и воздушного пространства республики
для антитеррористических и гуманитарных операций. Так, был арендована база
"Ханабад" по Карши американскими ВВС, а аэропорт Термез – германскими и
французскими силами. Наметилась тенденция сближения военных интересов, но, как
показало время, ничего нет постоянного в этом мире.
Хотя следует сказать, что со стороны Запада усилились
оборонные поставки Ташкенту: чуть ли не ежеквартально пограничники, таможенники,
полицейские, военные получали специальную технику и оборудование, обучались на
соответствующих курсах, принимали участие в учениях. Было ясно, что США намерено
осесть здесь надолго. Нужно добавить, что и ранее Капитолий благосклонно
относился к узбекскому стратегическому партнеру. Так, Ислам Каримов принимал
участие в праздновании 50-летия создания НАТО, где он стоял рядом с президентом
США Биллом Клинтоном. Тогда пресса преподнесла это, как доказательство сближения
американской и узбекской внешней политики, хотя правда была несколько
прозаичной: согласно протоколу, главы делегации располагались по алфавиту, а
Узбекистан и США начинаются с U. В любом случае, первый посол республики в
Бельгии Алишер Файзуллаев в большей степени считался аккредитованным в
штаб-квартире НАТО в Брюсселе.
Однако все эти планы рассеялись последними событиями в
Узбекистане и в мире. Во-первых, война в Ираке приобрела затяжной характер и ее
цели для американцев стали более туманными. Во-вторых, Ислам Каримов
предположил, что западники поддерживают "цветные революции", которые уже
осуществились в Грузии, Кыргызстане и на Украине, и Андижанские события – это
предтеча революции нового колера. В-третьих, американцы за четыре года
эксплуатации авиабазы "Ханабад" под Карши не внесли в бюджет республики ни
доллара, тогда как правительство Узбекистана оплачивало охрану по внешнему
периметру базы, затраты инфраструктуры. Таким образом, это была "халява" для США
и значительная финансовая нагрузка для Узбекистана, с чем Ислам Каримов был
принципиально не согласен.
Более того, возникли подозрения, что ВВС США не
чистоплотны в своих обязательствах, и неизвестно, что они вывозят из Афганистана
в Узбекистан. Поэтому был сделан запрет на полеты воздушных судов США в ночное
время (когда высмотреть ничего не возможно), а потом они вообще были объявлены
"нон грата". Американцам пришлось передислоцировать свои самолеты в Баграм
(Афганистан)и Бишкек (аэропорт "Манас"), этим самым усложнив свое собственное
военно-стратегическое положение, поскольку на новом месте базирования далеко не
идеальные технические условия для приема и обслуживания данных типов судов. В
ответ Конгресс США наложил вето на предоставление военно-технической помощи (в
том числе и финансовой) Узбекистану. Но Ташкент это не сильно расстроило: мы
возвращались, как блудное дитя, к своим братьям по СССР, прежде всего, России.
Это было заметно по активизации участия узбекской стороны в ШОСе и СНГ.
Так закончился недолгий "военно-полевой роман" Ташкента
с США.
ШОС или
снова ОКДБ?
Как известно, Шанхайская группа создавалась с целью
снижения военной угрозы из-за пограничных претензий России, Китая, Казахстана,
Кыргызстана и Таджикистана друг другу. Они были урегулированы, но структура не
канула в прошлое: ей с включением в состав Узбекистана предоставили новые
задачи. Прежде всего, борьба с экстремизмом и преступностью. Безусловно, это
требует координации действий силовых структур. А значит, военно-политический
союз (как средство борьбы с вышеуказанными явлениями) уже существует. В Ташкенте
базируется Региональный центр по антитеррористической деятельности, проводятся
консультации, ведется перегруппировка сил полицейского характера. Заключены
соответствующие межправительственные соглашения. Идет поставка техники и
технологий, обучение кадров. Москва оживила процесс военного обеспечения,
которого Ташкент ожидал еще со времен визита в столицу Узбекистана российского
премьера Виктора Черномырдина (июнь 1995 года). Тогда две стороны "братались",
клялись в вечной дружбе, но она начала приобретать какие-то реальные очертания
лишь в последнее время.
Вполне возможно, что ШОС определил новую геополитическую
ось Москва-Ташкент-Пекин, как военной составляющей евразийского континента. Не
зря же в последние годы в трех странах визиты глав
государств/правительств/ведомств стали наиболее интенсивными. Более того,
усиление узбекско-российского сотрудничества возродили адекватно и военные
отношения, это ярко проявилось на фоне ухудшения взаимопонимания между Ташкентом
и Вашингтоном. Теперь уже говорят о том, что Ислам Каримов, отказавшись от
политики "холодного мира" с Москвой, стал нагревать идеи нового полюса интересов
в противовес "гегемонии" США. Вопрос в другом: к чему это приведет?
Это будет военный блок, как реальный символ демонстрации
силы против Запада с его демократическими ценностями или все-таки оборонительный
союз? Тогда кто противники? И от кого и от чего держать оборону? Это не столь
важно. Главное показать миру, что Узбекистан не играет под чужую дуду. Но и его
музыка мало кого устраивает. Лишь по тоталитарному ШОСу, где собрался оркестр из
стран с явно не демократическими ценностями: вот там играют по нотам,
расписанным в стиле победных маршей. Над западом и демократией. А нынешняя ОДКБ
– это всего лишь ширма, чтобы скрыть свои геополитические интересы, например,
России в Центральной Азии.
|