КИРГИЗИЯ
Сколько дней может длиться революция?
15.07.2005.
Gazeta.kz
Данил Шемратов
Досрочность, а вернее, революционность кыргызских
президентских выборов предопределяла спешность подготовки предвыборной
кампании.
Как отмечали наблюдатели, далеко не все участковые
избирательные комиссии работали на должном профессиональном уровне, намеченные
заседания УИК не всегда проводились вовремя и соответствовали требованиям
открытости и прозрачности.
Отмечалась низкая, (опять же, по мнению наблюдателей)
активность политических партий КР в процессе формирования участковых комиссий,
вследствие чего принцип равного представительства партий в составе комиссий
носил несколько формальный характер.
Наиболее скандальная ситуация в этом отношении сложилась
вокруг политического движения "Мекеним Кыргызстан", представители которой,
выдвинутые в члены УИК в г. Каракол, вообще не посещали предвыборные заседания
УИК.
А в г. Кемине другая политпартия "Революционное движение
Кыргызстана" даже требовала от районной ИК исключить из членов комиссий всех
представителей "Мекеним Кыргызстана".
В целом, по мнению наблюдателей, недостатки в работе УИК
были вызваны нехваткой ресурсов, грамотных кадров и чрезвычайно сжатыми
сроками.
Подобные же претензии относились и к предвыборной
агитации кандидатов. Хотя с одной стороны плохая агитация - это личные проблемы
каждого кандидата. Но дело в том, что на этом фоне достаточно отчетливо,
особенно в южных регионах страны, звучала антиагитация, призывающая народ
голосовать против всех. Заметим, что конкретно и поименно назвать заказчиков
подобных выступлений, равно как и непосредственных антиагитаторов, сами
наблюдатели не смогли. Отметили только, что на основании этих фактов можно
сделать вывод, что в стране имеются определенные силы, заинтересованные в срыве
президентских выборов.
Естественно, спешка отразилась и на составлении списка
избирателей.
Я уже отмечал, что с одной стороны государство было
заинтересовано "чистить" списки электората (оставшиеся с последних парламентских
выборов) от умерших, мигрировавших, сменивших место жительства и прочих по двум
причинам: во-первых, чтобы исключить из выборов "мертвые и подставные души" и
таким образом гарантировать юридическую основу полученных на выборах голосов.
Вторая, прямо скажем, не красящая власть причина - добиться, чтобы на выборы
явилось более чем 50 % списочных избирателей.
Однако правительство и глава Кыргызской республики,
равно как и ЦИК, перед лицом своих сограждан и международной общественности
должны были продемонстрировать, что выборы действительно всенародные. А значит,
государство должно обеспечить своих граждан правом голоса, сведя к минимуму
"бюрократические препоны" в виде отсутствия тех или иных документов, прописки и
прочего.
Тем не менее, в соответствии с положением Кодекса о
выборах КР, избиратель включался в списки на основании паспорта с
регистрационной отметкой (пропиской) на территории соответствующего
избирательного участка (ст. 22 п. 3). Заметим, что во время президентских
выборов 2000 года (когда единогласно был избран Акаев), в прежнем Кодексе о
выборах КР данная статья действовала в несколько иной редакции и требований о
прописке не содержала.
Комментировать этот момент, как отмечали наблюдатели,
можно как с плюсом, так и с минусом.
В акаевские выборы теоретически один и тот же гражданин,
не привязанный пропиской к одному единственному УИКу, мог прийти на несколько
участков и проголосовать дважды и трижды, обеспечив Акаеву 150 % и более голосов
по сравнению с общим числом жителей Кыргызии.
Теперь же, когда по законам демократии выборы стремились
к показателю "один гражданин - один голос", требования о прописке становились
одним из факторов, исключающих подтасовку голосов.
А чтобы у рядового избирателя не возникло обидного
чувства, что его "не посчитали просто так", впервые в истории Кыргызии была
заявлена полная открытость и доступность списков избирателей. На каждом УИК
должны были развешиваться списки, где каждый житель данного района мог бы
проверить, попало ли сюда его имя, имя его жены, совершеннолетнего сына,
родителей и т.д. Идея была в том, что если объявится гражданин, у которого в
полном порядке паспорт, прописка, а в список по своему избирательному участку
его не включили, то он вправе "качать права" по полной программе.
Правда, нововведение не обошлось без налета
анекдотичности. До последнего момента подобные "демонстрационные" списки на УИК
не появлялись по причине… отсутствия стендов, на которые можно было бы вывесить
листы.
Как свое достижение ЦИК преподнес помощь правительства
Японии, подарившего Кыргызстану около 4 тысяч избирательных стендов, которые в
конце концов и доставили на ЦИК, и развесили там списки избирателей.
Видимо, в Кыргызии совсем не осталось столбов, деревьев,
элементарно стен зданий, где можно было бы развесить листы с фамилиями. Спасибо
правительству Японии, решило проблему.
Среди чисто советских мер по обеспечению явки
избирателей, наблюдатели отметили тот факт, что в ряде университетов городов Ош,
Джалалабад, Бишкек, ректорат продлил учебный год до конца выборного периода. В
то время как в ВУЗах Каракола, Таласа, Балыкчи студенты закончили сессию и
разъехались по домам еще в конце июня.
Конечно, напрямую заподозрить администрацию ВУЗов в
некоем подыгрывании административному ресурсу нельзя. Но студенты столичных
ВУЗов достаточно явно выразили свое недовольство непредвиденной задержкой,
которая скорее всего связана именно с выборами.
Наряду с непосредственными фигурантами и событиями,
имевшими отношение к избирательной кампании, в Кыргызстане происходили и другие
процессы, формально от выборов не зависящие, но по сути являющиеся прямым
следствием политического климата в стране.
Так, накануне выборов Палата налоговых консультантов
(ПНК) и Союз налогоплательщиков (СН) Кыргызской Республики устроили
пресс-конференцию, посвященную налоговым реформам в стране.
В настоящее время проект новой редакции Налогового
кодекса КР разработан и передан на рассмотрение в Жогорку Кенеш Кыргызстана.
Как отмечали представители ПНК и СН, не является
секретом, что новый проект налогового кодекса был разработан в кратчайшие сроки.
Причем, эта экстренность была вызвана не столько объективными причинами (их
немало, но они требуют подробной и тщательной проработки каждой статьи кодекса),
сколько чисто политической целью объявить об обновлении налогового кодекса,
которое как бы подразумевает его улучшение.
Между тем Палата налоговых консультантов и Союз
налогоплательщиков вовсе не считает новый проект чем-то лучше прежнего.
"Фактически, из всех задач, которые должны и могли быть
выполнены при разработке нового Кодекса, достигнута лишь одна - ужесточение
администрирования налогообложения и расширение полномочий налоговой службы", -
отмечалось на пресс-конференции.
Говоря простыми словами, в реальном воплощении такой
кодекс может лишь множить коррупцию в налоговых органах, да уводить бизнес и
доходы "в тень".
Инициаторы налоговой пресс-конференции допускали, что
"революционное" правительство уже в первые дни просто обязано было начинать
проводить какие-то радикальные, коренные изменения. Но в то же время они очень
надеялись, что по прошествии выборов, ситуация "устаканится" и делом займутся
уже не революционеры, а придирчивые, несуетливые специалисты.
На этой пресс-конференции экспертов по налогам, я вновь
уловил мысль, которую в той или иной интерпретации приходилось выслушивать от
простых кыргызских граждан: революция хороша только день-два (приятно
почувствовать сегодня себя свободнее, чем вчера), но если она затягивается, -
начинается процесс распада и разложения.
Распальцовка как метод отпугивания доноров
20.07.2005. Вечерний
Бишкек
Елена Авдеева
Деловой мир нынче высказывает неожиданное мнение. Мол,
временное правительство КР настолько расшатало за короткий срок экономику
Кыргызстана и так явно отказывается от прежней линии реформ, что Парижский клуб
кредиторов теперь может и не придерживаться прежних договоренностей. Того и
гляди, откажет стране в списании части внешнего долга. Ведь для того, чтобы
протокол Парижского клуба от 11 марта вступил в силу, необходимо до конца
сентября провести переговоры и заключить двусторонние соглашения с Японией,
Россией, ФРГ, Францией, Данией и Турцией.
Конечно, сегодня самое главное - не нагнетать
обстановку, и без того она сложная. Но дыма без огня не бывает. Разговоры
возникли не на пустом месте. Слишком уж откровенно бакиевский экономический блок
старается перечеркнуть все то, что было сделано до него. Заигравшись в политику,
они забыли, что деньги любят тишину, а экономика не переносит революций. Она
всегда идет эволюционным путем. Это непреложный закон ее развития.
Однако забыли. Забыли о том, что, сидя в парламенте
прежнего состава, именно те люди, что нынче заняли министерские кресла,
призывали: надо сокращать внешний долг! Куда смотрит правительство!
Правительство, которое нынче модно обвинять во всех
смертных грехах, смотрело все–таки вперед. И имело собственный план по
обслуживанию внешнего долга страны. И как вода точит камень, оно кропотливо
добивалось уступок со стороны кредиторов.
Итак, как известно (но сегодня в пылу революций, может
быть, уже подзабыто), 11 марта кредиторы Парижского клуба приняли решение
поддержать просьбу правительства Кыргызстана и отчасти сократить, а отчасти
реструктуризировать государственный внешний долг.
Это - стоит еще раз напомнить - стало возможным после
того, как Международный валютный фонд признал трехлетнюю Программу по сокращению
бедности и содействию экономическому росту (PRGF) выполненной. Именно после
ходатайства МВФ кредиторы Парижского клуба предоставили Кыргызстану глубокую
реструктуризацию накопленного долга.
А всего через две недели после исторического события
налетел ветер перемен. И "все смешалось в доме Облонских". Сто дней временного
правления деловое сообщество - крупные инвесторы и представители международных
агентств - словно бы находилось под электрическим током. Сначала их колотило
из–за того, что решили подсчитать имущество бывшего экс–президента, а фактически
затеяли передел собственности и тем самым просто–напросто сильно помешали работе
всех - ВСЕХ! - успешных предприятий страны. В итоге всего за три месяца объемы
производства в стране упали на 10 процентов.
Затем выяснилось, что Кыргызстан серьезно превысил
плановые показатели инфляции. И здесь уже стало ясно: контрольные цифры новой
программы PRGF мы не выдерживаем. А ведь это является обязательным условием
облегчения долга Парижским клубом.
Однако и это еще не все. И.о. министра финансов Акылбек
Жапаров публично заявил, что страна теперь вполне может обойтись без поддержки
доноров. И вот это уже просто недопустимое внешнеполитическое заявление, которое
временный министр и не должен был делать - оно вне его компетенции. Однако
Жапаров, кажется, не понимает, что тем самым у Кыргызстана могут крайне
осложниться отношения с международными агентствами развития. Или понимает, но
именно к тому и ведет? Зачем?
Все, кто следит за текущими событиями и встречами в
"Белом доме", уже давно заметили: представители донорских агентств в Кыргызстане
очень озабочены нынешней политической и экономической ситуацией. Действуют они,
правда, по–разному. Всемирный банк, например, активно ведет переговоры с новой
властью, прибегая в основном к методам убеждения. А вот некоторые другие,
напротив, от встреч на седьмом этаже явно воздерживаются. И это тревожный
симптом...
А между тем протокол Парижского клуба кредиторов от 11
марта, в подписании которого нет ни капельки заслуги Жапарова и иже с ним,
является пока только РАМОЧНЫМ соглашением. Это значит, что новому правительству
необходимо провести со всеми странами, входящими в клуб, двусторонние переговоры
и заключить уже окончательные соглашения. Как с этой задачей справится
Министерство финансов - еще неизвестно.
Позиция России - второго по значимости кредитора -
однозначна: просто так она нам долги не спишет, намерена обменять их на активы
привлекательных предприятий. В принципе, это было бы неплохо: гарантии
инвестиций, оживление производства, создание рабочих мест и новых налоговых
потоков. Однако вот вопрос: сегодня, когда Кыргызстан лихорадит, пойдет ли она
на такую сделку? А вдруг завтра какой–нибудь командир Мотуев предприятия с
российским капиталом захватит и потребует их национализации? И ведь ему
правительство уступило, создав опасный прецедент, который инвесторов вряд ли
воодушевил...
Сейчас трудно прогнозировать, что ждет экономику страны
до конца этого года. Если правительство опомнится - еще не все потеряно. Однако
надо ведь убедить доноров и инвесторов, все мировое сообщество, что устремления
наши позитивны. А они пока воочию наблюдают резкий откат от прежних, с немалым
трудом завоеванных позиций.
У прежнего экономического блока по плану уже этим летом
должны были начаться переговоры о реструктуризации еще одной части долга - уже с
многосторонними донорами. Именно теми международными агентствами, от помощи
которых намерен отказаться Акылбек Жапаров. Нетрудно предположить их
реакцию.
Конечно, от обязательств своих члены Парижского клуба
вряд ли откажутся. Для них важна репутация. Так что не стоит особо опасаться за
исполнение мартовских договоренностей. Но вот пойдут ли дальше нам навстречу и
станет ли возможным списание новой части внешнего долга - вызывает сильные
сомнения. Если, конечно, правительство и впредь будет заниматься распальцовкой,
а не конкретными делами...
Справка
"ВБ"
В рамках протокола Парижского клуба достигнута
договоренность на следующих условиях:
* кредиты, полученные в рамках официальной помощи
развитию (ODA), будут выплачиваться в течение 40 лет, из которых 13 лет -
льготные по ставке.
* 50 процентов коммерческих кредитов (non ODA) должны
быть списаны, а оставшаяся половина будет погашаться в течение 23 лет, из
которых 7 лет станут льготными по приемлемой рыночной ставке.
* мораториумные проценты (выплачиваемые в течение
периода консолидации) будут капитализированы следующим образом: 85% - в 2005
году; 75% - в 2006 году; 70% - в 2007 году; 65% - в 2008 году.
Новому президенту Киргизии – новые предложения Рамсфелда
26.07.2005.
Независимая газета
Виктория Панфилова
На инаугурации Курманбеку Бакиеву вручат усыпанную
бриллиантами восьмиконечную звезду
Сегодня завершается двухдневный визит в Бишкек министра
обороны США Дональда Рамсфелда. Глава американского оборонного ведомства
встретится с недавно избранным президентом республики Курманбеком Бакиевым и
обсудит вопросы военного сотрудничества двух стран. Скорее всего, необходимость
такой встречи для американской стороны была продиктована неоднократно
повторенными обещаниями Бакиева ускорить вывод американской военной базы из
страны. Эксперты не исключают, что США намерены сделать официальному Бишкеку
предложения, от которых трудно будет отказаться, – в обмен на обещание не
поднимать вопрос о сроках вывода американской базы с киргизской территории.
В эти дни в Киргизии полным ходом идет подготовка к
инаугурации Курманбека Бакиева, которая намечена на 14 августа. Новая власть
намерена с размахом отметить победу в революции. На официальную церемонию
вступления Бакиева в должность президента приглашены руководители государств
СНГ, Китая, США и других.
Церемония будет проходить в торжественной обстановке в
большом зале дома правительства, который не ремонтировался с 1984 г. Именно
поэтому сейчас идет его срочная реконструкция. Деньги на это поступят из
госбюджета.
По сценарию, инаугурация будет «максимально народной».
На центральной площади Бишкека «Ала-Тоо» будут установлены мониторы и все
желающие смогут наблюдать за происходящим. При этом по словам и.о. вице-премьера
Мадумаева, средств жалеть никто не намерен, поскольку все должно пройти на
высшем уровне.
Более того, Мадумаров заявил, что члены инаугурационного
комитета собираются внести изменения в государственную символику: в центр
штандарта президента решено поместить герб и надпись «президент Кыргызской
Республики». А новому главе государства, отметил и.о. вице-премьера, вручат
личный нагрудный знак — «символ верховной власти», в виде усыпанной бриллиантами
восьмиконечной звезды, сделанный из золота и снабженный серебряной цепью.
Правда, Мадумаров не назвал стоимости изделия, но сообщил, что его изготовление
уже началось.
Несмотря на внешнее благополучие, стабильности в
киргизском обществе пока достичь не удается. Киргизская партия «Эркиндик»
(Свобода) намерена инициировать процедуру роспуска парламента (Жогорку Кенеша).
По словам лидера партии Толчубека Тургуналиева, «итоги мартовских выборов должны
быть отменены, так как голосование прошло с многочисленными нарушениями». Он
также сообщил, что уже начат сбор подписей избирателей в поддержку этой
инициативы. По закону необходимо собрать 300 тысяч подписей жителей
Киргизии.
А рядовых граждан больше интересует обещанная
экономическая стабильность и социальное процветание. Бакиев неоднократно
заявлял, что после избрания решит эту задачу. Однако предстоит решить много
проблем, чтобы вывести из экономического коллапса зависящую от внешней помощи
бедную страну, где месячный заработок населения составляет около 30 долларов
США. Невозможно обеспечить экономическое процветание региона, который не имеет
выхода на внешние рынки, емкого внутреннего рынка и производственных мощностей.
Соответственно, невозможно решить социальные проблемы. Как отметил в интервью
«НГ» завотделом Средней Азии и Кавказа Института СНГ Андрей Грозин, сегодня
Киргизия переживает серьезный экономический спад. «Не оправдываются надежды на
то, что после выборов президента решится проблема туристического бизнеса. Этот
сезон можно считать сорванным», – считает Андрей Грозин.
Другой не менее актуальной причиной нестабильности
эксперт назвал возможное перераспределение бизнеса: «В Киргизии передел
собственности, переход бизнес-объектов из одних рук в другие будет продолжаться
как минимум еще полгода. А поскольку в азиатских обществах власть и бизнес – это
примерно одно и то же, эти механизмы взаимосвязаны, то Бакиеву и Кулову придется
трудно. Всем своим союзникам они должны будут дать какие-то материальные
объекты. Только таким образом можно будет укрепить положение власти и не
допустить новой цветной революции».
Однако, напоминает Грозин, Киргизия – страна бедная, и
бизнеса, который можно отобрать и передать «своим» людям, мало. Грантовая
помощь, которой кормились многие чиновники, сейчас сокращается. Поэтому у
Бакиева и Кулова будут проблемы.
Базовые алименты
27.07.2005.
Коммерсант
Бек Орозалиев (Бишкек)
Аэропорт Манас обойдется США в 60% киргизского
бюджета
Глава Пентагона Дональд Рамсфельд вчера завершил свой
визит в Киргизию. После переговоров с ним киргизский президент Курманбек Бакиев
неожиданно изменил свою позицию по поводу вывода американской военной базы с
территории республики, заявив, что время для этого еще не пришло.
Глава Пентагона Дональд Рамсфельд после переговоров с
киргизским руководством пребывал в приподнятом настроении. "Сегодня у меня была
возможность поздравить господина Бакиева и народ Киргизии с состоявшимися
выборами, которые прошли в свободной и прозрачной обстановке,– начал он, выйдя к
журналистам.– Я также выразил ему благодарность за продолжающуюся поддержку его
страной наших усилий в глобальной войне против экстремизма... Мы продолжим
вместе с другими странами мира поддерживать путь Киргизии к демократии и
построению рыночной экономики. Мы продолжим сотрудничать с киргизским
правительством в борьбе с экстремизмом. Мы ценим наше военное сотрудничество,
сотрудничество в области безопасности, в борьбе с глобальным экстремизмом". Ни
для кого не было секретом, что основной целью визита господина Рамсфельда было
уговорить Бишкек отказаться от намерения выпроводить из страны американских
военных. С первых же слов господина Рамсфельда стало очевидно, что это ему
удалось.
Заговорив о базах, глава Пентагона признался, что США не
собираются выводить свои военные базы из Центральной Азии. "Что касается
вопроса, есть ли какие-то угрозы существованию американских военных баз в
регионе, я полагаю, что таких угроз нет,– заявил министр обороны США.– Мы
расположили здесь войска после двухсторонних договоренностей, исключительно на
взаимовыгодных условиях. Любое сотрудничество должно быть взаимовыгодным. Эти
базы играют важную роль в обеспечении успеха борьбы с терроризмом, наркотиками,
в оказании гуманитарной помощи народу Афганистана".
Таким образом, внеплановый двухдневный визит шефа
Пентагона, похоже, так воздействовал на официальный Бишкек, что там не смогли
или не захотели отстоять свою позицию относительно присутствия американской базы
в Киргизии. Между тем еще недавно киргизские власти призывали США определиться с
конкретными сроками вывода авиабазы Ганси из аэропорта Манас.
Изменение позиции Бишкека почти до абсурда довел министр
обороны Киргизии Исмаил Исаков. По окончании встречи Дональда Рамсфельда с
президентом Курманбеком Бакиевым господин Исаков заявил: "Нахождение
американской военной базы на территории Киргизии зависит полностью от ситуации в
Афганистане. А сегодня, как господин министр обороны США правильно отметил,
ситуация в Афганистане полностью, окончательно еще не нормализовалась. База в
аэропорту Манас останется до тех пор, пока этого будет требовать ситуация в
Афганистане". Утверждение министра обороны противоречит всем недавним заявлениям
киргизского президента. "Ситуация в Афганистане нормализовалась. Военная
операция завершена,– говорил совсем недавно президент.– Там прошли президентские
выборы, идет подготовка к парламентским, поэтому вполне закономерно возникает
вопрос о сроках пребывания на территории Киргизии авиабазы антитеррористической
коалиции".
Впервые вопрос о сроках пребывания американской авиабазы
в Киргизии был поднят 5 июля на саммите государств–членов Шанхайской организации
сотрудничества (ШОС) в Астане. Затем в интервью телеканалу "Россия" господин
Бакиев вновь подтвердил свою решимость добиваться от США определения конкретных
сроков вывода авиабазы и даже проговорился, что инициатива подобного решения
принадлежит России.
Шеф Пентагона, отвечая на вопрос о своем отношении к
декларации ШОС, заметил: "США не являются участниками Шанхайской организации
сотрудничества, и я даже не знаю, какими мотивами они (лидеры стран ШОС.– Ъ)
руководствовались".
В Киргизии считают, что передумать Курманбека Бакиева
заставило некое заманчивое предложение из-за океана, от которого президент не
смог отказаться. В прессу просочилась информация о якобы обещанном беспроцентном
кредите в $200 млн. К слову, это свыше 60% годового государственного бюджета
Киргизии. Следует признать, что этот кредит мог стать серьезным доводом для
президента, нуждающегося в средствах, чтобы выполнить многочисленные
предвыборные обещания.
|