Зеленая револющия: есть ли у нее шансы в Азербайджане?
10.08.05.,
«Зеркало»
М.Гаджиев
Всю прошлую неделю страну сотрясали cкандалы на
религиозную тему. В набат начала бить уже власть: об опасности ползучей
исламской революции заговорил глава Комитета по делам с религиозными
структурами Рафик Алиев. Напомним, что он же всего лишь несколько месяцев
назад опровергал возможность «зеленой опасности» для Азербайджана
и призывал проявлять толерантность.
Но теперь ситуация, похоже, круто изменилась. Возможно,
эволюция во взглядах главного эксперта от власти по религиозным делам связана
с операциями, проводимыми силами отечественных спецслужб, в частности,
в селении Новханы. Теперь выясняется, что «в мечетях ведется пропаганда
против государства, власти об этом знали и уже принимают меры».
Религиозная обстановка в стране — тема не
угасающей актуальности. Еще несколько лет назад на одном из «круглых столов»
прозвучала фраза: «Нам повезло, что у нас духовным лидером мусульман
является гаджи Аллахшукюр Пашазаде. Пока он „на коне“ ни о какой исламской
революции не может быть и речи, он людей просто отталкивает от религии».
Обстановка вокруг Духовного управления мусульман Кавказа такая, что
в данном случае вполне уместнее прозвучала бы другая
фраза:\"Было бы смешно, если бы не было так грустно\". Ведь нельзя
забывать о том, что речь идет о конфессии, к которой себя
причисляют около 95% граждан страны.
Наверное, многие помнят конфликт 2003 года, когда
контора Пашазаде «скрестила шпаги» с частным турагентством «Карван» из-за
организации хаджа для азербайджанских паломников. Тогда в конфликт косвенно
вмешалось и Посольство Саудовской Аравии, которое отказывалось выдавать
визы паломникам, которые собирались совершить хадж, в обход ДУМК. Кстати,
почти неприкрытое вмешательство во внутренние дела нашей страны.
Но даже если и не вспоминать о том, какое
отношение имеет святой хадж к бюрократическим проволочкам, то остается
вопрос:\"Откуда такая заинтересованность диппредставительства страны, которая
считается основным «спонсором» распространения ваххабизма, в усилении
ДУМК?\" Ведь известно что хадж, как бы это кощунственно не звучало, бизнес
достаточно выгодный. И ожесточение, с которым ДУМК боролось за
монополию в этом бизнесе, вполне понятно. Но откуда такая любовь саудовцев
именно к команде Пашазаде? По нашим данным, посольство начало выдавать визы
под давлением МИД Азербайджана, которое грозилось ответными санкциями
в адрес саудовских граждан.
Еще более впечатляющая обстановка в мечетях. Автор
этих строк нечасто бывает в Азербайджане, но на днях, будучи в Баку,
зашел в мечеть «Тязя пир». Напоминаем, что офис ДУМК находится
здесь же. Сидеть спокойно в мечети было невозможно — постоянно
приставали с предложением «прочитать ясинь», «помочь совершить обряды»
и даже гадать! Сразу вспоминался эпизод из Нового завета, где Иисус выгонял
менял из церкви. Знакомые, которым эту историю рассказывал, советовали
в таких случаях сходить … в церковь. «Вот, сходи в католическую
церковь, там послушаешь орган, никто к тебе приставать не будет. Или
в православный храм иди, свечку ставь, все равно Бог то один, а так
спокойно посидишь, там же тоже Божий дом».
Ситуация неважная, прямо скажем. К примеру,
в некоторых бакинских мечетях открыли новую услугу — ритуальные
мероприятия. Так, можно заказать в мечети проведение траурных мероприятий.
Сотрудники мечети устанавливают палатку, организуют похороны и даже сами
готовят и привозят чай и еду. Стоит эта услуга в среднем
1000 долларов. Впрямь не Божий храм, а бюро ритуальных услуг.
Все это в годы независимости делало лозунги
исламизации и самих клерикалов достаточно непопулярными. Но теперь ситуация
меняется, и на сцене появились неоисламисты. Причем их ряды настолько
расширяются, что тревогу начала бить и власть. Однако в Азербайджане
все гораздо сложнее, чем на том же Северном Кавказе. Азербайджанское
официальное духовенство, в отличие от коллег, практически пользуется очень
слабым доверием у населения и не имеет никаких шансов
в идеологическом противостоянии с неоисламистами. Да
и вряд ли в ближайшем времени официальное духовенство, по крайней
мере на деле, включится в активную борьбу с ваххабитами. И уж
совсем маловероятно, что бизнесмены от религии, которые отчаянно боролись за
монополию на «хадж-тур», запросто уступят контроль над мечетями, которые со
временем оказались в руках у вахабитов. Ведь власти не скрывают, что
около 50-ти мечетей страны находятся под контролем вахабитов.
Между тем, директор Центра религиозных исследований
Гаджи Эльчин Аскеров в беседе с корреспондентом «Зеркала» напомнил,
что активизация вахабитов началась не вчера и не сегодня. «Власть
в течение последних 3–4 лет старается как-то бороться с этим
явлением. Пример того — деятельность Комитета по религиозным делам, который
изо всех сил пытается помешать распространению ваххабитской литературы
в стране и переходу под их контроль мечетей,» — утверждает
Аскеров. Говорит об этом упразднение 12 из 15-ти арабских структур, которые
частенько «засвечивались» в распространении ваххабитской литературы,
а также высылка из страны небезызвестного палестинца шейха Салима Захарны.
Однако, по данным г-на Аскерова, проблем еще хватает.
Например, три организации, которые считаются близкими к ваххабитским
кругам, продолжают свою деятельность. Пример — Всемирная ассоциация
мусульманской молодежи и Комитет мусульман Азии. Кстати, по нашей
информации, в свое время власти раскрыли попытку некого представителя ВАММ
заниматься поставкой денег и оружия через азербайджанскую территорию
в Чечню. История закончилась депортацией этого человека из страны. Но гаджи
Эльчин не считает, что угроза со стороны неоисламистов снизилась.
«В этом направлении еще предстоит проделать немало.
И самое главное не допускать ошибок, причем глупых ошибок, которые
допускались неоднократно» — предупреждает эксперт. В качестве примера
он привел историю с запретом верующим женщинам фотографироваться для
получения удостоверений личностей и загранпаспортов с покрытой
головой. «Все это, конечно же, усиливает позиции радикальных исламистов,
подталкивая в их ряды недовольных глупыми запретами обычных
верующих» — заключил гаджи Эльчин.
|