Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №129(01.09.2005)
<< Список номеров
НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
ИЗ ПЕРЕПИСКИ С Г-НОМ ПАПАТЕМЕЛИСОМ
БЕЛОРУССИЯ
ПРОБЛЕМЫ ДИАСПОРЫ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.

УЗБЕКИСТАН



Мяч на их стороне

05.08.2005. Globalrus.ru.

Андрей Грозин

Битва за Узбекистан только начинается

Несмотря на дефицит достоверной информации о событиях произошедших в Андижане (Узбекистан) и в нескольких других узбекских городах (Кара-Суу, Пахтаабад) ряд выводов уже может быть сделан. То, что в Узбекистане имеются многие объективные факторы, которые в любой стране способствуют резкому недовольству части населения политикой властей, не подлежит сомнению. По степени жесткости политического режима Узбекистан на постсоветском пространстве находится в лидирующей группе. Фактически вся полнота власти в стране принадлежит одному человеку – президенту Исламу Каримову.

На сегодняшний день узбекская светская оппозиция беспомощна. У нее нет никаких рычагов влияния, механизмов мобилизации масс и она способна лишь “подхватить” спонтанные народные выступления. Узбекские власти фактически заблокировали альтернативную официальной политическую активность. Если бы при этом был обеспечен приемлемый уровень жизни народа, то, возможно, такой вариант мог бы работать, но узбекистанцы отнюдь не благоденствуют. Уровень средней заработной платы по республике не превышает $25–30 (минимальная зарплата – $4); средняя зарплата бюджетников –$15. Более 80% населения проживает за чертой бедности, из них около 40% в состоянии крайней бедности (около $1 в месяц).

В результате недовольство политикой властей ищет и находит выход в иной сфере. Узбекистан – самая исламизированная страна постсоветской Азии. При этом особенно сложная ситуация сложилась не в традиционных исламских центрах республики – Бухаре, Хиве или Самарканде, а в Ферганской долине. Этот социально и экономически неблагополучный даже по узбекским меркам регион стал центром распространения многочисленных неофициальных исламских течений.

Уже в 70-х годах ХХ века в Ферганской долине стали возникать подпольные исламские кружки, а заявку на роль в политике исламисты сделали еще в начале 1989 г. Тогда по республике прокатилась волна демонстраций мусульман с требованием отставки прежнего муфтия, возврата общинам мечетей. Власть была вынуждена отступить от прежних атеистических позиций. В Ферганской долине политизация ислама проявлялась наиболее ярко. Еще в 1990 г. в Намангане была создана Исламско-демократическая партия, фактически передавшая эстафету Исламской партии возрождения, учрежденной в январе 1991 г. Структуры этих партий опирались именно на не подчиняющиеся государству исламские общины, большинство из которых функционировало в Андижане, Намангане, Коканде и Фергане. В 1991 г. исламские структуры фактически стали брать на себя выполнение государственных функций в ряде регионов Узбекистана.

Но с 1992 г. власти республики начали наступление на позиции исламистов, деятельность ряда организаций была запрещена, а их лидеры подверглись уголовному и административному преследованию. В результате деятельность исламистов была опять загнана в подполье. Этим власти лишь стимулировали радикализацию политических требований исламистов. Некоторые исламские общины Долины приняли идею вооруженного джихада и провозгласили своей целью замену светского режима на исламский халифат. Борьба светских властей с исламской оппозицией постепенно приобрела ожесточенный характер. Радикалы оказались замешены в серии террористических актов (1998 и 2004 годов), в ответ государство не стеснялось применять репрессии, в том числе и пытки.

Именно реальная угроза применения таких репрессий к задержанным членам одной из таких исламских общин – “Акромия” и стала формальным поводом к мятежу в Андижане. В числе “акромистов” было много бизнесменов, бывших военных, ушедших в отставку после развала СССР. “Акромисты” создали неформальный фонд, якобы, для социальной поддержки населения. Из фонда действительно оказывалась социальная помощь и в условиях общей нищеты “акромисты” получили широкую поддержку жителей Андижана.

В то же время андижанские события продемонстрировали что исламисты оказались еще не готовы возглавить массовое узбекское сопротивление, серьезно противостоять спецслужбам Узбекистана. Кроме того, андижанский мятеж не поддержало население других регионов. Возможно, исламистам просто не хватило времени, так как власти действовали быстро и решительно. В любом случае сбрасывать со счетов исламистов нельзя. Их влияние со временем только возрастет. И возможность, что они сумеют в будущем возглавить организованное движение протеста, весьма велика.

Политический взрыв в Узбекистане может быть спровоцирован не только исламистами, но и представителями различных кланов. В стране идет постоянное противоборство кланов и достаточно сил, которые хотели бы свергнуть режим Каримова. Сегодня в республике у власти стоят два клана: выходцев из Ташкента, и из Самарканда. Третий сильный клан – ферганский - на сегодняшний день отстранен от власти.

Андижанский субклан, являющийся составной частью ферганской группы элиты, очень недоволен Каримовым и болезненно переживает ущемление своих материальных интересов. Есть версия, что представители именно этого клана и организовали бунт. Или же их спровоцировали, чтобы окончательно разделаться с “ферганской элитой” в преддверии ожидаемой смены высшей власти в странен - необходимо учитывать, что Узбекистану в 2007 г. предстоят президентские выборы.

Кандидатуры, которая могла бы заменить без трагических последствий для страны и региона Каримова, просто нет. Глава Узбекистана стоит перед проблемой поиска преемника, которому бы удалось сохранить консенсус внутри правящей элиты и не привести страну к гражданской войне. На этом фоне возможно все – и подъем местных исламистов, и взрыв международного терроризма, и расползание хаоса на весь регион.

Узбекские власти уже заявляли о наличии “киргизского следа” в андижанских событиях. Каримов заявил, что “центр, где они формировались - это юг Киргизстана и территория Ферганской долины”. Кроме того, когда боевики установили контроль над зданием администрации они вели переговоры с рядом населенных пунктов в Киргизии и Афганистане. По словам Каримова, узбекским спецслужбам удалось отследить “телефонный звонок в Афганистан, другой в Ош, а третий в Джелалабад”. Известно, что уже в первые часы после штурма позиций боевиков силовики РУ захватили ряд граждан Киргизии, участвовавших в мятеже.

Именно в Киргизию ушли люди, вокруг которых могут быть созданы вооруженные группы. По-видимому, на пути следования “беженцев” были созданы “закладки” с оружием, боеприпасами, продовольствием для будущих выступлений. Обычно активность действий повстанцев усиливается, когда освобождаются горные перевалы (конец мая), поскольку это дает возможность для маневрирования, для переброски сил. При этом проводятся несколько отвлекающих действий, а затем силы перебрасываются туда, где намечен основной удар. Мятеж в Андижане и являлся демонстрационной акцией (никакой возмущенный народ не действует по такому четко отработанному плану, используя совершенно определенные тактические приемы по захвату зданий и учреждений), но полностью реализовать ее не удалось из-за оперативной реакции узбекских силовиков. Уже сейчас ясно, что попытка вооруженного переворота, предпринятая 13 мая в Андижане, будет иметь очень серьезное и труднопрогнозируемое продолжение уже в близкой перспективе.

С момента подавления андижанского мятежа наблюдается прогрессирующее резкое ухудшение отношений между Вашингтоном и Ташкентом, напоминающее состояние информационной войны. Узбекские СМИ переполнены материалами антиамериканского и антибританского направления.

Наблюдается всплеск активности западных неправительственных организаций в Киргизии. В непосредственной близости от узбекских границ – в Ошской и Баткенской областях – уже созданы четыре радиостанции, вещание которых направлено на узбекскую часть Долины. Несмотря на заявления организаторов акции о намерении донести до народа Узбекистана “правду об андижанских событиях”, очевидно, что это лишь прикрытие для идеологической войны, целью которой является смещение Каримова. Поступающая информация свидетельствует о значительном оттоке из страны членов семей правительственных чиновников различного ранга. Правящая элита РУ, несмотря на отсутствие пока внешних признаков паралича власти, находится в состоянии похожем на панику.

Однако, потенциал президента Узбекистана как правителя, имеющего имидж опытного политика с прекрасным инстинктом самосохранения, еще далеко не исчерпан.

Каримов за последнее время заметно изменил свою внешнюю политику. Это началось еще весной 2005 г., когда ему стало известно, что вслед за сменой руководства на Украине США готовят смену руководства в Узбекистане, Казахстане и Белоруссии, причем Узбекистан, судя по сообщениям американских СМИ, стоял первым в списке кандидатов на очередную “оранжевую революцию”. Америка уже показала, что она не столько заинтересована в перетягивании на свою сторону постсоветских лидеров типа Каримова, сколько в их последующей замене на своих агентов влияния наподобие Саакашвили.

Именно поэтому американские базы для Ислама Каримова перестали восприниматься как фактор стабильности и защиты. Теперь они превращаются угрозу, поскольку в случае, если в стране начнутся серьезные беспорядки, нельзя исключить, что базы станут центром поддержки антикаримовских сил. Исходя из этого, Ташкент встал на путь вытеснения войск США со своей территории.

Также в Узбекистане с 2004 г. началась активная борьба по выталкиванию из страны западных фондов и НПО, “засветившихся” как доноры “оранжевых революций” в странах СНГ. В апреле т.г. узбекская Генпрокуратура возбудила уголовное дело против представительства американской неправительственной организации Internews Network. Ранее было закрыто представительство Фонда Сороса, прекратилась работа Корпуса мира, а Институт демократических свобод не получил разрешения на деятельность в республике.

Сейчас можно говорить, что Каримову удалось “перебросить мяч” на сторону противника. Однако, несмотря на внешнюю стабилизацию жизни в Андижане, актуальность рецидива новых мятежных действий не только в Ферганской долине, но и в других регионах республики остается высокой. В западных СМИ развернута кампания за международное расследование происшедшего в Андижане. Такое “расследование” призвано служить “законному” отстранению И.Каримова от власти и насаждению вместо него “ответственного” марионеточного режима. Памятуя опыт Милошевича, аресту которого также предшествовали многочисленные международные инспекции, можно догадаться, где может оказаться Каримов после того, как допустит международных “комиссаров” в свою страну.

При этом падение Каримова наверняка не приведет к торжеству демократии в Узбекистане. Хотя узбекский лидер возглавляет государство, весьма далекое от демократии, ему почти 15 лет удавалось удерживать республику от гражданской войны, которая стала бы катастрофой и для самой страны и для региона. Как будут развиваться события дальше, когда последует ответный удар можно лишь догадываться, но то, что этот удар последует непременно, в этом сомнений нет.




В Узбекистане Америка сделала мудрый выбор

05.08.2005. The International Herald Tribune

В выходные, когда узбекский деспот Ислам Каримов потребовал от Соединенных Штатов вывести свои силы с авиабазы, которую они используют с 2001 года для поддержки своей операции в соседнем Афганистане, администрация Буша была вынуждена сделать то, что она должна была бы сделать по собственному почину.

Однако хорошо уже то, что, когда Каримов выдвинул такое требование, представители Соединенных Штатов не стали бросаться ему в ноги и умолять о милости. Это событие нельзя обойти вниманием, ибо в трудной ситуации правительство Буша поставило проблему прав человека превыше соображений военной выгоды.

Нота диктатора Узбекистана, в которой он дал США 180 дней на освобождение военной базы, была озвучена сразу же после того, как 439 узбекских беженцев перевезли самолетом из соседнего Кыргызстана в Румынию, откуда их уже расселят по разным странам. Это те самые беженцы, которым удалось бежать от майской бойни, во время которой каримовские войска перебили, ни много ни мало, семьсот человек.

Вообще-то, перелет проходил под эгидой ООН, однако его вряд ли удалось бы осуществить без активного и такого долгожданного проявления американского дипломатического влияния. Весь прошлый четверг и пятницу госсекретарь Кондолиза Райс говорила по телефону с лидерами Кыргызстана, убеждая их не поддаваться на запугивания со стороны Каримова и не отдавать ему беженцев, которых он требовал экстрадировать обратно в Узбекистан.

Американские военные тоже не стали жаловаться на жизнь, весьма усложненную тем, что США начали хлопотать за переселение беженцев. Нет, они так и сказали, что трудности им нипочем, что можно использовать другие военные базы - в частности, уже существующие объекты в Кыргызстане и Таджикистане.

Конечно, это редкий пример того, как администрация достаточно серьезно рассматривает проблему прав человека, чтобы из-за нее пожертвовать одним из своих военных объектов в регионе, может в краткосрочной перспективе отрицательно отразиться на интересах США в Центральной Азии, важнейшем регионе из-за запасов энергоносителей.

Когда Соединенные Штаты попытались заставить Каримова дать разрешение на объективное международное расследование майских убийств в узбекском городе Андижане, он нарочито встал в одну шеренгу с Россией и Китаем, которым, как он хорошо знал, очень не нравилось размножение американских военных баз прямо у них под боком. Он попытался наказать американцев за вмешательство в его внутренние дела, примазавшись к двум региональным державам, которых гораздо больше, чем какие-то права человека, волнует баланс сил в Центральной Азии.

Но в долгосрочной перспективе получится, что именно Москва и Пекин поставили себя в один ряд с жестоким и ненавидимым диктатором и противопоставили себя народу Узбекистана. И если в один прекрасный день узбекский народ повторит то, что сделали украинцы и грузины, то есть свергнет иго своего режима, этот народ наверняка пересмотрит свои понятия о 'своих' и 'чужих'. Когда этот день придет, тот моральный выбор, который Америка сделала сегодня, окажется мудрым и со стратегической точки зрения.




Последний бросок на юг

08.08.2005. Независимая газета

Владимир Мухин

В Кашкадарьинской области Узбекистана вблизи поселка Ханабад, где расположена база ВВС США, уже больше месяца расквартировано подразделение Вооруженных сил России. Об этом сообщил «НГ» главный редактор информагентства «Фергана.Ру» Даниил Кислов, ссылаясь на информацию своих постоянных корреспондентов в Узбекистане. По их сообщениям, «российские военнослужащие – предположительно десантники или спецназ – расположились на огороженной территории бывшей геологоразведочной экспедиции, ходят в штатском и стараются без необходимости не вступать в контакты с местным населением».

На вопрос «НГ», что за подразделение российских Вооруженных сил находится в Кашкадарьинской области, ни узбекские дипломаты, ни представители Минобороны РФ ответа не дали, хотя не подтвердили и не опровергли эту информацию. Между тем военный источник, пожелавший остаться неизвестным, подтвердил и объяснил «НГ» факт присутствия российского спецназа и специалистов под Ханабадом. По его версии, именно российские военнослужащие будут курировать факт приема аэродромной инфраструктуры Ханабада (базы К-2 по американской терминологии) узбекскими властями от представителей Пентагона. «Американцы думали, что пришли в Узбекистан навсегда, вот и вкладывали туда значительные средства. Наша задача, чтобы аэродром – взлетно-посадочная полоса, средства связи, наблюдения – были переданы вооруженным силам Узбекистана в рабочем состоянии», – рассказал военный источник.

О том, что переговоры на этот счет сейчас ведутся между Москвой и Ташкентом, подтвердили источники в Минобороны РФ. При этом один из офицеров обратил внимание «НГ» на то, что к базе Ханабад проявили интерес и китайцы, вот, мол, и «пришлось организовывать «приштинский бросок» наших подразделений в Кашкадарью», – рассказал он. Уточнив при этом, что «узбеки были не против».

Интерес российских военных к базе Ханабад понятен. Во времена СССР это была самая крупная после военного аэродрома в Марах (Туркмения) авиабаза ВВС. Здесь дислоцировались и выполняли боевые задачи во время афганской войны оперативно-стратегические самолеты Ту-22М3 и тяжелые бомбардировщики Ту-95. «С этой авиабазы легко, всего за три часа, можно долететь до Индийского океана. Это очень важный военно-стратегический объект, и то, что американцы оттуда уходят, – важная геополитическая победа России», – считает академик Академии военных наук полковник Владимир Попов. Он не исключает, что после исхода из Узбекистана американцев на авиабазе под Ханабадом будут дислоцироваться российские подразделения.

Таким образом, от холодно партнерских российско-узбекские отношения перерастают в военно-союзнические. При этом степень взаимопонимания между Ташкентом и Москвой выглядит гораздо более эффективной, чем с некоторыми союзниками России по ОДКБ (например, с Киргизией, которая приютила американские самолеты, передислоцированные с базы в Ханабаде). Видимо, таким доверием Узбекистан отвечает России за ее позицию по андижанским событиям, за поддержку жестких действий силовиков против участников массовых волнений. Москва выступает главным гарантом, в том числе и военным, существования и поддержки нынешней власти в этой стране.

Главный редактор информагентства «Фергана.Ру» Даниил Кислов уточняет, что российские военнослужащие появились вблизи Ханабада сразу же после визита президента Ислама Каримова в Москву. «В том, что это именно россияне, нет никакого сомнения. Этнических русских, служащих в узбекской армии, «вычислить» очень легко – и по внешнему виду и по манере поведения», – говорит Кислов. При этом он также ссылается на информацию одного из офицеров США, который также заявил, что вблизи базы Ханабад «появились русские».

Альтернативная версия, согласно которой пребывание российских военных вблизи с Ханабадом связано якобы с подготовкой к предстоящим в сентябре российско-узбекским военным учениям, вызывает много вопросов. Как заявил в свое время «НГ» командующий воздушно-десантными войсками генерал-полковник Александр Колмаков, в Узбекистане на маневрах будет действовать рота 76-й воздушно-десантной дивизии численностью около 100 военнослужащих. А под Ханабадом расположено несколько сот человек. Десантники будут действовать на полигоне Фориш в горной местности, Ханабад же расположен на плоскогорье. Как заявили «НГ» в пресс-службе воздушно-десантных войск, в настоящее время в Узбекистане нет такого количества десантников. «Если кто и присутствует там, то не более 2–3 офицеров ВС РФ, которые согласовывают предстоящие вопросы учений», – рассказал «НГ» один из офицеров пресс-службы.




Немецкие военные уйдут из Узбекистана?

24.08.2005. Немецкая волна

Вячеслав Юрин

По словам министра обороны ФРГ, бундесвер подыскивает возможную замену военной базе в Термезе

Немецкие солдаты, возможно, вскоре покинут Узбекистан. Во всяком случае, Германия уже сейчас подыскивает возможную замену военной базе в Термезе. Об этом заявил, выступая в Дюссельдорфе, министр обороны ФРГ Петер Штрук, передает агентство "Рейтер". Авиабаза в аэропорту узбекского города Термез нужна бундесверу для снабжения своих военных в Афганистане, а это 2250 человек. И уже упомянутый Петер Штрук выступает за увеличение численности немецкого контингента до трех тысяч. В любом случае, для Германии, не имеющей в регионе других военных баз, Термез имеет сегодня стратегическое значение. Представители бундесвера еще в начале месяца заявляли, что никаких разногласий с узбекской стороной по поводу использования авиабазы у них нет. Более того, заключенный вскоре после свержения режима талибов межправительственный договор был затем еще и продлен. Почему же сегодня вдруг возник вопрос о поиске альтернативной военной базы? Поиском ответа на этот вопрос занимался мой коллега Вячеслав Юрин.

Слова Петера Штрука были восприняты экспертами с недоумением. Ведь еще в начале августа министерство обороны ФРГ официально сообщило, что ни о каком поиске замены для авиабазы в Термезе речь не идет. Заявление это было сделано после того, как Узбекистан потребовал от США в течение 180 дней вывести свой контингент с авиабазы Карши-Ханабад на юге республики. Теперь американцы вынуждены расширять свое присутствие в Киргизии и заниматься поиском новых плацдармов для поддержки операции в Афганистане. Но немецким военным узбекская сторона подобных требований никогда не предъявляла. Тем не менее Петер Штрук, согласно сообщению агентства "Рейтер", сказал, что вопрос о возможном переносе базы сейчас прорабатывается. В то же время, по словам министра, на это наверняка уйдет какое-то время, ведь инфраструктуру, которая в Термезе уже имеется, в другом месте сначала надо создать. Любопытно, что и в министерстве обороны, и в МИДе Узбекистана о заявлении Петера Штрука впервые услышали именно от корреспондента "Немецкой волны". Официальный представитель внешнеполитического ведомства предпочел отказаться от каких-либо комментариев на сей счет, а вот в минобороны своего удивления не скрывали. По информации заместителя начальника пресс-службы МО Узбекистана Камиля Джаббарова, вопрос о выводе немецких военных с авиабазы в Термезе Ташкентом никогда не ставился. Впрочем, у местных политиков совсем скоро появится возможность поподробнее узнать всю информацию о возможном перебазировании немецких солдат, так сказать, из первых рук: в это воскресенье в Термез приедет сам Петер Штрук. Между тем, об истинных причинах сделанного министром обороны ФРГ заявления эксперты по-прежнему гадают. Вот что сказал нам по этому поводу эксперт немецкого Фонда "Наука и политика" Уве Хальбах:

- "Это заявление действительно вызывает удивление, потому что до недавнего времени министерство обороны постоянно сообщало, что сохранит базу в Термезе и после ухода американцев, что она необходима для снабжения расквартированных на севере Афганистана немецких солдат и что альтернативы этой базе на сегодня нет. Этот аэродром используется, кстати, не только Германией, но воинскими контингентами Нидерландов, Бельгии, Испании, Франции и Великобритании. Призыв Шанхайской организации сотрудничества определить сроки вывода из Центральной Азии военных контингентов стран антитеррористической коалиции был адресован прежде всего американцам. При этом особый упор был сделан на том, что активные боевые действия в Афганистане уже завершилась".

Но, возможно, представители бундесвера опасаются ухудшения ситуации в сфере безопасности после вывода из Узбекистана американских военных?

- "До недавнего времени заявлялось, что никакой взаимосвязи здесь нет. Представители бундесвера не раз подчеркивали, что их база в Узбекистане существует автономно от американцев".

После событий в Андижане шведские военные, также участвовавшие в операции по поддержанию мира в Афганистане, заявили о том, что не станут больше пользоваться базой в Термезе, т.к. не хотят поддерживать режим Каримова. Возможно ли, что и решение бундесвера является политически мотивированным?

- "В данном случае вряд ли стоит говорить о каком-то проявлении солидарности с американцами. По крайней мере, немецкие политики старались всегда подчеркнуть, что Ханабад и Термез – это две абсолютно разные базы. И в отличие от США, которые сейчас преуменьшают значение Карши-Ханабада и заявляют, что для поддержания операции в Афганистане у них достаточно и других баз, Германия всегда подчеркивала исключительную важность Термеза для снабжения немецких военных в Афганистане".

Это было мнение эксперта немецкого Фонда "Наука и политика" Уве Хальбаха.

Между тем, официальные представители министерства обороны ФРГ в среду несколько остудили пыл журналистов. Как было заявлено в интервью "Немецкой волне", поиск резервных плацдармов является неотъемлемой частью военного планирования. Как было отмечено, Петер Штрук имел в виду именно это. Так что ни о каком переводе немецких военных из Термеза на другую авиабазу речь не идет. Передислокация возможна лишь в случае возникновения непредвиденных обстоятельств. И представители германского оборонного ведомства надеются, что воспользоваться запасным аэродромом, активные поиски которого сейчас как раз и ведутся, немецким военным никогда не придется.




Американских летчиков гонят из насиженных кишлаков

27.08.2005. Коммерсант

Юрий Черногаев (Ташкент)

Узбекские сенаторы потребовали вывода баз

Вчера сенат Узбекистана высказался за вывод из страны американской военно-воздушной базы Ханабад. В заявлении верхней палаты узбекского парламента отмечается, что она "не видит никаких оснований" продлевать срок соответствующего соглашения между Узбекистаном и США, подписанного 7 октября 2001 года.

Вопрос о выводе базы Ханабад был перемещен в практическую плоскость в конце прошлого месяца, когда МИД Узбекистана уведомил посольство США в Ташкенте, что американские военные и техника должны покинуть территорию республики в 180-дневный срок. Вчера это решение было фактически утверждено узбекским сенатом.

В ходе дебатов, продолжавшихся более двух часов, сенаторы сделали достоянием гласности некоторые фрагменты узбекско-американского соглашения по авиабазе Ханабад, до вчерашнего дня остававшегося секретным. Президент Академии наук Узбекистана Бехзод Юлдашев и директор Ташкентского авиазавода Вадим Кучеров упомянули статьи 2 и 18, в которых, как выяснилось, четко обозначен срок пребывания американцев в Узбекистане – один год. Вместе с тем в документе говорится, что этот срок автоматически продлевается, пока одна из сторон не уведомит другую о расторжении соглашения, после чего США должны вывести свою базу в течение 180 дней. Ранее президент страны Ислам Каримов неоднократно утверждал, что это соглашение бессрочное и будет оставаться в силе, пока в Афганистане не наступит мир. Примечательно, что ораторы в сенате выступали "по бумажке" и переводчики-синхронисты, тоже имевшие тексты выступлений, часто ораторов опережали.

Ряд выступлений был посвящен тому пагубному влиянию, которое, как обнаружилось, оказывает американская база на Узбекистан и его граждан. Так, прозвучало сообщение, что в результате создания пояса безопасности вокруг базы Ханабад своей земли лишились девять фермеров, которые до того каждый год получали на ней до 1800 тонн хлопка или до 2400 тонн зерна – совокупный ежегодный ущерб фермеров превысил $150 тыс. Кроме того, по американскому сектору базы Ханабад проходит общественный водовод с питьевой водой. Американцы активно ею пользуются, в результате проблемы с водоснабжением стали испытывать два кишлака и часть города Карши. В связи с чем ущерб, по оценкам сенаторов, составил $800 тыс.

Но и это не все. По словам Бехзода Юлдашева, американские самолеты Galaxy и КС-130, которые базируются на Ханабаде, при взлете производят шум в 140 децибел (человеческое ухо может выдерживать до 120 децибел.–Ъ). До окрестных кишлаков, правда, шум доходит ослабленным, но тех 47-68 децибел, которые там обнаружили, оказалось достаточно, чтобы проблемы со здоровьем возникли не только у людей, но и у коров, которые перестали доиться.

Председатель сенатского комитета по внешней политике Садык Сафаев рассекретил еще одну деталь узбекско-американского соглашения: американцы обязались самостоятельно наладить инфраструктуру базы и быт своего контингента. Однако они сэкономили: хозяйственные стоки не очищаются, а просто сбрасываются в канал, откуда жители кишлаков берут воду. Также американцев обвинили в том, что все женщины, живущие в окрестностях базы, больны анемией. Между тем, по данным ВОЗ, анемией страдают 40% узбекских женщин. А на побережье Аральского моря, где не ступала нога американского солдата, этот показатель достигает 80%.

По мнению наблюдателей, многие из предъявленных США претензий не прозвучали бы, если бы соглашение по базе Ханабад готовилось юристами, а не писалось в состоянии эйфории от перспектив, которые в октябре 2001 года сулила американо-узбекская дружба. В результате многие вопросы материально-технического обеспечения базы Ханабад и компенсации за него в документе оказались не прописаны. Сейчас сенаторы пеняют на то, что американцы не платили за взлеты-посадки и за воду, однако четыре года назад они об этом не вспоминали, предпочитая говорить о вкладе Узбекистана в общую борьбу против терроризма.

Между тем предстоящая эвакуация Ханабада не осталась незамеченной в других странах. Так, на этой неделе министр обороны Германии Петер Штрук заявил, что на всякий случай подыскивает альтернативное место для базы немецких ВВС, в данный момент расположенной в узбекском городе Термез. К немцам у узбеков никаких претензий нет. Немецкая база – это скорее небольшой сектор гражданского городского аэропорта. Поэтому заявление господина Штрука в минобороны Узбекистана восприняли с удивлением. А в администрации Термеза – так просто с огорчением. Казна города и местные бизнесмены получают от немцев в оплату за жилье, продовольствие и прочие услуги более €2,5 млн ежегодно – поистине эти деньги просто падают с неба.




Узбекистан ищет новых союзников

28.08.2005. IWPR

Филип Нубель

Порвав с США, Ташкент укрепляет связи с Россией и Китаем

Ни для кого не стало неожиданностью, когда 29 июля Ташкент официально потребовал от правительства США вывести свой воинский контингент с авиабазы "Ханабад" на юге страны, где американские военные дислоцируются уже несколько лет. Трения в отношениях между Узбекистаном и США возникли и нарастали с 13 мая - после известных событий в г. Андижан. Решение Ташкента знаменует собой крутой поворот во внешней политике Узбекистана с далеко идущими последствиями, как для самой страны, так и для всего региона Центральной Азии.

После терактов 11 сентября 2001 г. в Нью-Йорке и Вашингтоне Узбекистан в числе первых заявил о солидарности с США, открыто поддержав американскую военную кампанию в Афганистане, а позднее - и в Ираке.

В то время Ташкент выглядел в некоторой степени аутсайдером среди государств Центральной Азии, которые не спешили в объятия Вашингтона, действуя с оглядкой на традиционного союзника - Россию.

Чуть позже примеру Узбекистана последовал и Кыргызстан, пустив американских военных и технику на авиабазу "Манас" близ Бишкека. Однако, в отличие от консервативного Узбекистана, политика администрации прежнего кыргызского президента Аскара Акаева была изначально направлена на поддержание равновесия между интересами России и Запада, поэтому военное присутствие США в Кыргызстане выглядело более логичным.

До 2005 г. отношения между Ташкентом и Вашингтоном оставались дружественными, если не сказать сердечными. Альянс был выгоден обеим странам. США неожиданно обрели в Узбекистане нового союзника в мусульманском мире, да еще имеющего общую границу с Афганистаном, а Узбекистан получил определенный вес на мировой арене, не говоря уже о значительной военной и другой финансовой помощи.

Разрушительный и, как оказалось, смертельный удар двусторонним отношениям был нанесен в мае этого года. 13 мая в г. Андижан узбекские правительственные войска расстреляли толпу безоружных демонстрантов, убив, по некоторым данным, более 700 мирных граждан, в том числе - женщин и детей.

Ташкент поспешил свалить все на исламских экстремистов, но США, как и страны Европы, потребовали провести независимое международное расследование. Слишком много имелось свидетельств тому, что в Андижане на самом деле была расстреляна демонстрация рядовых граждан, вышедших на митинг протеста против невыносимых социально-экономических условий, сложившихся в стране.

Несмотря на давление со стороны международного сообщества и завуалированные политические угрозы из Вашингтона, Ташкент твердо стоял на своей версии об исламском следе в андижанских событиях и отказывался допустить в регион международных экспертов.

В июле появились первые серьезные признаки того, что американо-узбекские отношения находятся на грани разрыва. 5 июля в столице Казахстана Астане прошел саммит глав государств Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) в составе КНР, России, Узбекистана, Кыргызстана, Таджикистана и Казахстана. По итогам саммита - явно по инициативе Ташкента - было принято коммюнике, поставившее под вопрос обоснованность дальнейшего пребывания войск США и их союзников на территории Центральной Азии.

Инициатива Ташкента была активно поддержана Москвой и Пекином. Поэтому ни для кого не стало неожиданностью, когда 29 июля МИД Узбекистана официально уведомил Вашингтон о необходимости в течение 180 дней вывести все войска и технику с авиабазы "Ханабад". Вопрос только в том, что сулит Узбекистану и всему региону столь резкий отход первого от выгодного стратегического партнерства с США.

Для Узбекистана это означает, в первую очередь - усиление международной изоляции и ухудшение перспектив проведения необходимых социально-экономических реформ.

Уже многие годы различные международные организации - от ЕБРР до ОБСЕ - пытаются добиться от Ташкента экономических реформ как основы для решения проблем бедности и растущего социально-политического напряжения в обществе. Ведь в Узбекистане проживает половина населения Центральной Азии - 26 млн. человек. Ташкент же всегда отстаивал право "идти своим путем" реформирования экономики. А тем временем, по всей стране нарастали протестные настроения, достигшие своего апогея в Андижане, показывая, что медлить с реформами больше нельзя.

И вот теперь Ташкент вновь разворачивается лицом к своему традиционному союзнику - России, которая с радостью примет "блудного сына" и не спросит строго за жестокую расправу над собственными гражданами. Китай, имеющий свои геополитические интересы в регионе, станет для него новым крупным экономическим партнером.

Москва и Пекин не видят необходимости проводить независимое международное расследование по Андижану, полностью поддерживают официальную узбекскую версию событий и не будут прессинговать Ташкент по поводу проведения экономических реформ. Что, собственно, тому и нужно.

Теперь, когда Узбекистан официально порывает с США, остальные государства региона задумываются, как им быть дальше.

Кыргызстан, после небольших колебаний, разрешил американским войскам и технике пока остаться на территории авиабазы "Манас". Таджикистан, на территории которого имеется российская военная база, пока сомневается, стоит ли идти на дальнейшее сближение с Западом, или будет благоразумнее сохранять нейтралитет. Ведь в Афганистане, с которым у Душанбе протяженная общая граница, до сих пор неспокойно.


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ