Межнациональные отношения
Казахстан для казахов?
01.09.2005., КУБ
Зарина Козыбаева
В Казахстане в преддверии намеченных на декабрь
президентских выборов растёт активность националистически настроенных
политиков.
Лозунги "Казахстан для казахов" звучат всё чаще. И это,
конечно, не может не вызывать озабоченность среди здравомыслящей части общества.
Тем временем лидеры национал-патриотических сил Казахстана Досмухамед Нурахмет и
Балтабай Рахымжанов объявили в Алма-Ате о создании новой политической партии
«Улт-тагдыры». При этом они утверждают, что основам казахстанской
государственности угрожает опасность. Подробности – в сообщении нашего
корреспондента Зарины Козыбаевой.
Под угрозой Досмухамед Нурахмет понимает "размывание
государственных устоев Казахстана, которые медленно, но верно тают". По словам
лидера незарегистрированной партии "Алаш" Балтабая Рахымжанова, члены движения
"Улт-тагдыры" хотят, чтобы государством управляло коренное население –
казахи:
- "Вы не знаете, что такое казахи. Говорят, что иногда
казахи как бараны готовы молчать, а иногда как лошади несутся. Сейчас мы знаем,
что власть уже не способна продолжать дело, а оппозиция не достойна представлять
национальные вопросы. А патриоты найдутся!"
В беседе с корреспондентом "Немецкой волны" Балтабай
Рахымжанов сказал, что нынешние власти, как и оппозиция, попали в слишком
большую зависимость от евреев и русских, которые фактически управляют страной, а
это абсолютно не отвечает интересам казахской нации. По словам лидеров
национал-патриотов, за основу деятельности движения "Улт тагдыры" (что в
переводе с казахского языка означает "Судьба нации") взята Каркаралинская
петиция 1905 года, когда политические деятели начала прошлого века – Ахмет
Байтурсынов, Мыржакып Дулатов, Бахытжан Каратаев и Алихан Букейханов – собрали
12.767 подписей под документом, в котором поднимались проблемы свободы слова,
свободы граждан, казахского языка и культуры, а также прекращение русификации
казахского общества.
Лидеры национал-патриотического движения "Улт-тагдыры" не
исключают, что, возможно, на предстоящих президентских выборах всё же будет
разыграна национальная карта. Однако, по их словам, как таковые президентские
выборы их не интересуют. "Выдвижение кандидата на пост президента не является
стратегической задачей движения", - говорит Досмухамед Нурахмет. Кроме того, он
заметил, что если Казахстан хочет стать классическим, настоящим государством, у
него должны быть постоянные национальные интересы, а не часто меняющиеся
задачи.
По мнению казахстанских аналитиков и журналистов, в
частности Досыма Сатпаева и Сергея Дуванова, поводом для очередной активизации
национал-патриотов стало выступление президента Назарбаева 24 августа этого года
в прямом эфире казахстанского телевидения, где он заявил о государственных
границах и об укреплении сотрудничества с Россией. Надо сказать, что отношение к
национал-патриотическим силам и у властей, и у оппозиции весьма неоднозначное.
Так в проправительственных СМИ нередко появляются материалы, которые
недвусмысленно дают понять, что такие движения как "Улт-тагдыры" являются
проектом оппозиционных сил, которые тем самым в преддверии предстоящих
президентских выборов пытаются разыграть т.н. "казахскую карту".
Между тем, несмотря на то, что многие члены
национал-патриотических сил действительно входят в оппозиционное движение "За
справедливый Казахстан", между ними и руководством объединенной оппозиции
существуют серьезные разногласия. Так, национал-патриоты недовольны тем, что в
состав политсовета движения "За справедливый Казахстан" не был включен один из
их лидеров Каришал Асан. Который, кстати, ещё месяц назад объявил о своем
желании баллотироваться на предстоящих президентских выборах. В свою очередь,
отдельные руководители движения "За справедливый Казахстан" считают, что у
национал-патриотов слишком радикальные взгляды, которые в случае их реализации
способны разрушить хрупкое межнациональное согласие в Казахстане.
Горячая тема - нетерпимость.
02.07.2005., ИА
REGNUM
Группа известных эстонских социологов провела мониторинг,
темой которого были межнациональные отношения в Эстонии. Исследование вызвало
большой интерес. Межнациональные отношения - горячая тема, тем более, что в этой
сфере еще много неразрешенных проблем. Однако последовавшая за этим острая
реакция в средствах массовой информации не могла не удивить. Похоже, пишет
"Молодежь Эстонии", представителей печати особенно задело утверждение
социологов, что за интеграцию должно отвечать не только русскоязычное население,
но и в равной степени эстонцы, а также, разумеется, государство.
Социолог Ирис Петтай, которой досталось больше всего
упреков, комментирует результаты исследования в "Молодежи Эстонии". Дела далеко
не так уж плохи, считает социолог. Сегодня, если иметь в виду межнациональные
отношения, ситуация в Эстонии совершенно иная, чем была в начале 90-х годов. В
те годы 75% русскоязычных людей, как показало исследование, считали, что
межнациональные отношения в Эстонии очень напряжены, конфликтны. Такой же точки
зрения придерживались 66% эстонцев. В нынешнем же исследовании никто уже не
говорил о чрезмерной напряженности, конфликтности. Эстонцев, которые столь
нетерпимы по отношению к русским, что не могут жить с ними даже в одном доме, не
очень много, считает социолог, - всего 20%. Среди русских нетерпимых 13%. В
любом обществе такие люди есть. Среднеевропейский показатель в этом плане - 20%.
Другой положительный факт, который тоже выявило исследование, связан с тем, что
54% эстонцев готовы к тому, чтобы эстонское гражданство в упрощенном порядке
было предоставлено русским, русскоязычным людям, родившимся в Эстонии. Три года
назад такую точку зрения поддерживали лишь 33% эстонцев. Это тоже добрый
признак, который, по мнению Петтай, к тому же говорит о том, что политики все же
сильно отстают от народа. Народ смотрит на процессы далеко не так жестко, он
хочет более прагматичного подхода. Всем респондентам был задан один и тот же
вопрос: как они оценивают позиции эстонцев и неэстонцев в обществе. Почти 90%
неэстонцев ответили, что положение у эстонцев лучше, чем у неэстонцев,
возможностей у них больше. Среди эстонцев так считают 73%. Равными возможности,
положение в обществе эстонцев и неэстонцев посчитали лишь 12% русских и 19%
эстонцев, то есть каждый пятый эстонец. На взгляд социолога, это неутешительный
диагноз, если говорить об оценке общества. В сущности, это свидетельствует о
том, что Эстония - это общество для эстонцев. У представителей других
национальностей положение хуже. Тут могут быть разного рода объяснения и
оправдания. Но хуже всего то, что такая ситуация становится как бы нормой, к ней
привыкли. Русские, похоже, во всяком случае, многие из них, считают, что так и
должно быть, что они и не должны себя в этой стране полностью реализовать. И
надо думать, что будет дальше и что тут можно и нужно сделать. Ведь у такого
общества, в котором людей оценивают и принимают или не принимают исходя из их
национальности, нет будущего, считает Петтай. Потому что с этим связаны и другие
факторы развития. Это результат нетолерантности. И от этого надо очень быстро
уходить. Ведь и так уже главным образом именно в среде русского населения
Эстонии растет наркомания, проституция, СПИД. Это в определенном смысле
следствие. Нельзя строить общество так, как в Эстонии его строят сейчас, уверена
социолог. Люди должны конкурировать свободно, исходя из своих возможностей -
знаний, компетентности, способностей и т.д., - а не потому, что это эстонец или
русский. В таком же положении, как здешние неэстонцы, могут оказаться и те, кто
приедет в Эстонию из Евросоюза, все, кто нам почему-либо не придется по вкусу,
полагает Петтай. И вряд ли это понравится демократическим странам...
|