Миграция. Демография. Гражданство.
Пришла ли пора миграции разводиться с милицией?
Вестник Форума,
№07,2005.
Лидия Графова
Как браки совершаются на небесах, так и высокие кадровые
назначения. По неисповедимым законам. Кто, например, мог предположить, что новым
директором Федеральной миграционной службы (ФМС) станет генерал Ромодановский,
известный борец с «оборотнями в погонах»? «Что он Гекубе? Что ему Гекуба?» —
недоумевал когда-то Гамлет.
Впрочем, за последние шесть с половиной лет в ФМС уже
седьмой раз меняется начальство, и никто из прежних, кроме основательницы службы
Татьяны Регент, особыми знаниями в области миграции не отличался. Ну, знания —
дело наживное. Российская наука о миграции сегодня на высоте, так что
компетентных советчиков хватает, было бы желание их слушать.
У большинства прежних такого желания не наблюдалось, тем
более после того, как ФМС, по словам Путина, «погрузили в МВД». Результат
«погружения» сегодня очевиден: проблема миграции просто задохнулась. И это не
вина милиции, это скорее ее успех. Ну, поручили силовикам решать запущенную
гуманитарную проблему, вот они ее и «порешили»: переселение в Россию на ПМЖ
практически прекратилось. Отвадили. А гоняться за нелегалами, взимая с них дань
на каждом шагу — это для милиции не проблема, а любимый вид национального
спорта.
Так что теперь генералу Ромодановскому, врачу по первой
профессии, работавшему какое-то время патологоанатомом, весьма пригодится тот
его опыт: бездыханную проблему миграции необходимо вскрыть, поставить точный
диагноз и … совершить чудо — оживить.
Да, чтобы сделать Россию привлекательной для мигрантов,
как призвал президент на мартовском заседании Совбеза, требуется именно чудо. Но
кто способен выступить в роли волшебника?
Уж, конечно, не МВД.
Правительство, судя по заверению вице-премьера Жукова,
возлагает надежды на создаваемую сейчас государственную комиссию по миграции и
демографии. Туда должны войти ответственные лица из разных министерств.
«Проблема-то комплексная», — подчеркнул Жуков. Действительно, и комплексная, и
судьбоносная для России.
Эксперты уже давно бьют тревогу о том, что нас, россиян,
каждый год становится на миллион меньше и это грозит нашей самой большой по
территории стране в мире потерей богатейших земель Сибири и Дальнего Востока. А
из-за стремительного старения населения скоро некому станет работать на
производстве, охранять наши бескрайние границы. Дефицит трудовых ресурсов уже
начиная с 2006-го года станет таким острым, что придется резко продлить срок
выхода на пенсию, а также снизить размер пенсий. Про развитие экономики и рост
ВВП придется просто забыть.
Только массовый приток мигрантов мог бы спасти Россию от
коллапса экономики и других угроз национальной безопасности страны. А ведь была
же у нас после распада Союза уникально счастливая возможность — принять миллионы
соотечественников, считающих Россию своей родиной. Истинных патриотов. Но Россия
своей антимиграционной политикой изничтожила их патриотические чувства. А у
коренных россиян СМИ взъярили страх и неприязнь к «понаехавшим».
И что же теперь делать?
Насколько мне известно, в ту государственную комиссию
(«спасателей Отечества»), о которой вели речь на ТВ Путин и Жуков, никого из
экспертов не включили. Списки-то составляло само МВД. И попали туда в основном
министры и генералы. Не хочу усомниться в их государственной мудрости, но по
своему личному опыту работы в двух правительственных комиссиях по миграционной
политике смею утверждать, что реальной пользы от таких комиссий бывает мало.
Первую комиссию вице-премьер Аксёненко (ныне покойный) собирал всего один раз, а
вторая под представительством Зорина хоть заседала регулярно, но положительного
влияния на заблудившуюся миграционную политику, как теперь выясняется, не
оказала. Да и могла ли оказать? У сборных комиссий нет права принимать решения,
потому что они ни за что не отвечают.
А проблема миграции настолько глобальна и судьбоносна для
России, что всерьез ее решить было бы под силу только мощному независимому
министерству или Госкомитету. Вопрос о создании такой структуры давно и
настойчиво ставит, например, любящий соотечественников мэр Лужков. Без любви,
кстати замечу, никакое чудо невозможно. И если мечте Лужкова суждено
осуществиться, то в сотрудники думаю, нужно отбирать только людей гуманных. А
комплекс подозрительности (это как сегодня — каждого мигранта встречают как
преступника) должен стать свидетельством профнепригодности.
Так можно ли сегодня освобождать миграцию из-под гнета
милиции?
На встрече с правозащитниками Путин заметил, что
гражданская структура справилась бы с проблемой, возможно, успешнее. Но в то же
время предостерег от скоропалительных перемен. Действительно, над бедолажной ФМС
уже столько экспериментировали, что очередную бездумную реорганизацию служба не
вынесет. Развалится. Она и так уже вся в руинах. Опытные миграционщики, ставшие
в милицейской структуре «неаттестованными», то есть второсортными, давно
покинули ФМС. А в прошлом году, когда под видом административной реформы
миграционную службу стали зачем-то объединять с паспортно-визовой , сотрудники
центральных аппаратов обоих служб просто были заняты переселением из здания в
здание, переназванием своих должностей и тревожным оживанием, что же с ними
будет, когда придет новый директор. Почти год ФМС пребывала в неком астральном
состоянии. Такова специфика силового ведомства: действовать только по приказу, а
когда нет главного, кто отдаст приказ, самый пустячный вопрос решить невозможно.
Я говорю, конечно, о стопоре в позитивной работе с
мигрантами, а что касается войны с нелегалами, она разгоралась ярким пламенем.
Причем, интересный парадокс: чем активней нелегалов гоняли, тем больше их
становилось. По оценкам МВД, 5 миллионов мигрантов, живущих в России, не имеют
сегодня никакого правового статуса. Это мина замедленного действия — 5 миллионов
неприкаянных, загнанных в тупик людей. Правовые государства в таких случаях
проводят иммиграционные амнистии — массовую легализацию мигрантов в упрощенном
порядке. Наше же государство упорно сопротивляется, хотя экспертная группа,
работающая при Уполномоченном по правам человека, уже давно представила и в
Правительство, и в Администрацию президента свой проект Концепции по легализации
трудовых мигрантов, а также предложения по упрощению немыслимо усложненной
процедуры получения гражданства.
По всей России стон стоит: невозможно больше терпеть
издевательскую систему легализации. А МВД не спешит выводить нелегалов из тени.
И всем уже понятно, в чем дело. Не хочет министерство лишать своих
низкооплачиваемых сотрудников выгодного бизнеса на мигрантах.
Хотелось бы предположить хорошее: может быть, затем
Ромодановского сосватали с миграцией, чтобы он, прославившийся победами над
коррупцией, положил и в миграции конец беспределу. А то ведь стыдобища какая:
любой наркоторговец или террорист в два счета российское гражданство купит, а
безденежного русского переселенца будут до изнеможения в бюрократической
мясорубке крутить, а потом еще могут и депортировать из России. И все вроде бы
по закону.
Абсурдный закон исправлять долго, но все-таки возможно, а
вот как быть с репрессивным менталитетом? Так что в необходимости развода
миграции с милицией никто из экспертов, с кем наша организация сотрудничает, не
сомневается.
Но как и когда это делать?
Ведь нынешняя ФМС почти вся в погонах. И там,
действительно, уже появились знающие, не равнодушные к судьбе мигрантов генералы
и полковники. При «разводе» их обязательно надо сберечь в ФМС. Так что
Ромодановскому предстоит очень сложная работа: и хаос расчищать (завалы в
миграции скопились такие, что нужен бульдозер) и одновременно работать
скальпелем, отделяя здоровые клетки от плевел.
Спешить, конечно, опасно, но и откладывать «развод» на
неопределенное будущее очень вредно. Ведь стоял же этот вопрос и на
Всероссийском чрезвычайном съезде в защиту мигрантов в 2002-ом году, и на втором
Гражданском форуме в 2003-ем году. И там, и там переселенческие организации,
помятуя изнурительный опыт бесконечных реорганизаций, побоялись высказать
недоверие милиции, понадеялись найти общий язык. Не получилось. Не могло
получиться. По определению. А тем временем привлекательность России для
мигрантов сошла к нулю. Сколько же еще лет будет бездарно потеряно? И неужели
непонятно, что отпугивая мигрантов, мы вредим будущему России?
Ответ официального представителя МИД России на вопрос корреспондента агентства "Интерфакс"
10. 08. 2005., МИД
России
Вопрос агентства "Интерфакс": Соответствуют ли
действительности утверждения украинской стороны о том, что Москва добивается
перехода украинцев на заграничные паспорта для поездок в Россию с начала 2006
года?
Ответ: В связи с заявлением первого заместителя Министра
иностранных дел Украины А. Бутейко о том, что Россия добивается перехода на
заграничные паспорта для поездок украинских граждан с начала 2006 года следует
сказать следующее.
Между Россией и Украиной ведутся переговоры по вопросу
пересмотра перечней документов, содержащихся в российско-украинском Соглашении о
взаимных безвизовых поездках граждан от 1997 года. В частности, в мае с.г. с
украинской стороной достигнута договоренность о целесообразности исключения из
указанных перечней некоторых видов документов, дающих право на пересечение
российско-украинской государственной границы. Вместе с тем, внутренние паспорта
и свидетельства о рождении до конца 2005 года остаются действительными для
взаимных поездок граждан.
Что касается вопроса о других возможных изменениях в
перечнях после 1 января 2006 года, то, в случае его возникновения, российская и
украинская стороны до концам текущего года обсудят его на соответствующих
консультациях.
|