Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №130(15.09.2005)
<< Список номеров
НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
ПРОБЛЕМЫ ДИАСПОРЫ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.

БЕЛОРУССИЯ



Хроника

29 августа. В Минск прибыл новый глава офиса ОБСЕ шведский дипломат Оке Петерсон.

30 августа. Министр иностранных дел Польши Адам Ротфельд заявил, что Польша будет поддерживать часть польской диаспоры в Белоруссии во главе с Анжеликой Борис, избранной лидером общественного объединения «Союз поляков на Беларуси» (СПБ), которую не признали белорусские власти. Эта часть диаспоры, по словам Ротфельда, может не только рассчитывать, но и быть уверенной в том, что Польша ее не оставит в ситуации, в которой поляки были бы зависимы от автократического и противоречащего основным принципам правового государства способа управления, и от той группы, которая сейчас правит в Белоруссии.

30 августа. Евросоюз призвал белорусские власти пересмотреть декрет, подписанный президентом Белоруссии Александром Лукашенко 17 августа 2005 г., согласно которому были введены ограничения на получение белорусскими организациями международной технической помощи. ЕС выразил озабоченность тем, что ограничения, вводимые этим документом, могут серьезно затруднить осуществление широкого спектра взаимовыгодных программ и деятельности, привести к повышению степени самоизоляции республики и неблагоприятно сказаться на ее населении.

30 августа. На российском полигоне Ашулук завершился третий этап совместного учения войск объединенной системы ПВО государств-участников СНГ «Боевое содружество-2005», в котором участвовали расчеты из войск ВВС-ПВО Белоруссии, выполнившие все учебно-боевые стрельбы на «отлично». Министр обороны России Сергей Иванов подчеркнул, что, в отличие от прошлых лет, впервые был создан и функционировал единый командный пункт, в котором совместно работали расчеты всех государств. Учение на практике подтвердило эффективность объединенной группировки ВВС-ПВО, которую в случае необходимости можно создать в любом регионе на угрожаемом направлении. Иванов информировал также о том, что министерство обороны России приняло решение о поставках в Белоруссию нескольких ЗРК С-300.

31 августа. Еврокомиссия ЕС объявила о намерении открыть свое представительство в Белоруссии.

31 августа. В Тегеране состоялась встреча председателя Меджлиса исламского собрания Ирана Голам-Али Хаддада-Аделя с послом РБ в Иране Леонидом Рачковым. Голам-Али Хаддад-Адель и Леонид Рачков обсудили пути дальнейшего развития и расширения ирано-белорусских взаимоотношений на двустороннем и региональном уровне, а также вопросы межпарламентского сотрудничества.

1 сентября. В январе-августе 2005 г. гражданами Белоруссии продано иностранной валюты на сумму, эквивалентную 1686,1 млн. долларов, приобретено валюты на сумму 1998 млн. долларов. Сальдо купли/продажи населением РБ иностранной валюты в кассах и обменных пунктах банков за этот период сложилось отрицательное в объеме 311,9 млн. долларов.

1 сентября. В Белоруссии повышены в среднем на 11,4% пенсии (по возрасту, инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет). Средний размер пенсии по возрасту  с сентября составил 102 доллара США.

1 сентября. Согласно данным последнего опроса по Белоруссии Балтийской службы Гэллапа, 48% граждан РБ желали бы видеть в 2006 г. на посту президента не Александра Лукашенко, а другого человека. 38% белорусов считают, что ничего менять не надо. В возрастной группе 18-29 лет за нового политика в кресле президента высказалось 64%.

1 сентября. Министр иностранных дел Республики Белоруссия Сергей Мартынов

вручил орден Дружбы народов первому заместителю главы МИД России Валерию Лощинину. В соответствии с указом главы белорусского государства Александра Лукашенко, этой награды российский дипломат удостоен за большой личный вклад в развитие и укрепление дружественных отношений и сотрудничества между двумя странами.

1 сентября. По инициативе украинской стороны состоялся телефонный разговор президентов Белоруссии и Украины Александра Лукашенко и Виктора Ющенко. Лукашенко и Ющенко обсудили ряд вопросов, касающихся двусторонних отношений, взаимодействия в областях, представляющих взаимный интерес. Президенты договорились о том, что в Белоруссию с визитом прибудет премьер–министр Украины Юлия Тимошенко.

1 сентября. Еврокомиссия объявила о тендере на радио или телевещание на Белоруссию. На эти цели может быть выделено до 2 млн. евро. Согласно условиям конкурса, предполагаемое вещание будет направлено на повышение уровня знаний белорусов в области демократии, правового государства, прав человека, плюрализма и свободы СМИ, а также на поддержку гражданского общества Белоруссии.

2 сентября. Уборка зерновых к этой дате в Белоруссии была в основном завершена. Общий валовой сбор зерна составил 6,3 млн.т., что меньше прошлого года (6,8 млн.т).

2 сентября. В Минске прошли учения по организации и тактике действий полка милиции специального назначения и специальных рот быстрого реагирования по пресечению и ликвидации групповых нарушений общественного порядка, а также массовых беспорядков в населенных пунктах.

2 сентября. Два активиста грузинского движения «Кмара» были освобождены белорусскими властями после 9 суток изоляции.

3 сентября. Правительство РБ своим постановлением № 935 расширило перечень товаров для маркировки контрольными (идентификационными) знаками. Перечень дополнен следующими наименованиями: масло растительное в потребительской таре, предназначенное для употребления в пищу; икра осетровых и ее заменители, изготовленные из икринок рыбы, готовая или консервированная рыба в потребительской таре (кроме филе сырого, в тесте или панировке, предварительно обжаренного или не обжаренного в масле, глубокозамороженного); воды, включая газированные, содержащие добавки сахара или других подслащивающих или вкусоароматических веществ, и прочие напитки газированные в потребительской таре; слабоалкогольные напитки с объемной долей этилового спирта не более 7%; моющие средства порошкообразные, расфасованные для розничной продажи. Постановление в части расширения перечня товаров вступит в силу через 6 месяцев.

4 сентября. Украина присоединилась к заявлению Евросоюза на постоянном совете ОБСЕ, в котором отмечалось, что ЕС с огромным беспокойством отмечает враждебное отношение белорусских властей к гражданскому обществу, включая законодательные и административные меры, которые продолжают ограничивать деятельность общественных организаций и политических партий. ЕС беспокоит и вмешательство белорусских властей в деятельность общественной организации «Союз поляков в Белоруссии», возобновлением преследований руководства Белорусского хельсинского комитета, неуважением к свободе СМИ и к свободе слова. Ранее Украина присоединилась к заявлению ЕС с призывом к Белоруссии не ограничивать иностранную техническую помощь Запада для республики, а также делала заявления по поводу СПБ. МИД РБ назвал эти действия украинской стороны «недружественным шагом».

4 сентября. Прошли торжественные мероприятия, посвященные принятию военной присяги курсантами первых курсов Военной академии Республики Белоруссия, военных факультетов гражданских вузов Минска, а также военной кафедры Минского государственного авиационного колледжа. Министерство обороны Белоруссии в этой связи специально подчеркнуло, что в ходе реформирования Вооруженных сил РБ создана национальная система подготовки военных кадров, адекватная потребностям современной белорусской армии. Одним из основных направлений совершенствования военного образования стало создание военных факультетов на базе гражданских вузов. Были созданы военные факультеты в Белорусском государственном медицинском университете, Белорусском государственном университете, Белорусском национальном техническом университете, Белорусском государственном университете информатики и радиоэлектроники, Белорусском государственном университете транспорта, Гродненском государственном университете. Подготовка кадров для ВС республики осуществляется также на военных кафедрах Минского государственного высшего авиационного колледжа, Минского государственного лингвистического университета, Гомельского, Гродненского и Витебского государственных медицинских университетов.

6 сентября. Премьер-министр России Михаил Фрадков посетил Минск с однодневным рабочим визитом. Прошли переговоры Михаила Фрадкова с президентом Белоруссии Александром Лукашенко. Российский премьер-министр охарактеризовал их как  «заинтересованный разговор по вопросам эффективного двустороннего сотрудничества». Обсуждение вопросов, связанных с созданием Союзного государства, носило конкретный, результативный характер, - подчеркнул Фрадков.

6 сентября. В  Минске открылись Российская национальная выставка и Первый белорусско-российский экономический форум. Открывая форум, президент Белоруссии Александр Лукашенко отметил, что принятие Конституции Союзного государства создаст условия для еще большего сближения двух государств. Вместе с тем президент Белоруссии указал, что объединение не может быть простым. Лукашенко призвал, не поступаясь суверенитетами сторон, вырабатывать унифицированные правовую, экономическую системы, которые станут основой Союзного государства. Сюжет о выступлении Лукашенко показали все центральные российские ТВ-каналы, за исключением канала «Россия».

6 сентября. Александр Лукашенко подписал декрет о некоторых мерах по реализации межправительственного белорусско-российского соглашения о принципах взимания косвенных налогов от 15.09.2004 года. Документом определен порядок налогообложения экспорта белорусских и импорта российских товаров, в отношении которых на территории обоих государств установлен льготный режим налогообложения.

7 сентября. В Минске заместитель генерального директора российского космического научно-производственного центра имени Хруничева Валерий Меньшиков сообщил о том, что Россия и Белоруссия имеют план, предусматривающий до 2011 года создать многофункциональную космическую систему Союзного государства. 

8 сентября. Вопросы создания Союзного государства были обсуждены на встрече в Нью-Йорке руководителей палат Национального собрания РБ со спикером Госдумы России в рамках Всемирной конференции спикеров парламентов. Геннадий Новицкий и Владимир Коноплев обсудили с Борисом Грызловым, в частности, ход подготовки проектов соглашений между двумя странами по медицинскому и пенсионному обеспечению, а также по условиям налогового обложения наемных работников.

8 сентября. Белоруссия проинформировала США, что может оказать гуманитарную помощь пострадавшим от урагана «Катрина» американским штатам. Белорусская сторона выразила готовность направить в зону бедствия 20 спасателей, спецоборудование и предметы первой необходимости.

8 сентября. В рамках 18-ой московской международной книжной выставки-ярмарки прошел день белорусской книги.

9 сентября. В Белоруссии завершили работу учебные курсы по обмену опытом работы инспекторов по договорам в области контроля над вооружениями и углублению знаний русского языка для представителей иностранных верификационных центров государств - участников НАТО. В этих занятиях приняли участие представители Соединенного Королевства, Венгрии, Германии, Испании, Польши и Чехии. Программой предусматривалось проведение занятий по изучению русского языка, теоретических занятий по международным договорам и соглашениям в области контроля над вооружениями, а также учебная инспекция 61-й истребительной авиабазы по Договору об обычных вооруженных силах в Европе и посещение 51-й смешанной артиллерийской группы в рамках Венского документа 1999 года переговоров по мерам доверия и безопасности.

9 сентября. Белорусская социал-демократическая партия (Грамада), возглавляемая экс-ректором БГУ Александром Козулиным, заявила о своём полноценном участии в оппозиционном Конгрессе сторонников перемен.

9 сентября. Александр Лукашенко подписал декрет «О совершенствовании государственного регулирования производства, оборота и рекламы алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции и непищевого этилового спирта».  Документом кардинально ужесточена административная ответственность физических лиц и должностных лиц организаций за нарушения законодательства в сфере производства и оборота алкогольной продукции. В том числе за производство фальсифицированных алкогольных напитков и торговлю ими, производство, импорт, хранение и торговлю алкогольными напитками с поддельными акцизными марками, без сопроводительных документов или с недействительными товарно-сопроводительными документами.

9 сентября. Еврокомиссия выделила 138 тысяч евро на организацию работы радиостанции Deutsche Welle Radio по вещанию на территорию Белоруссии. Вещание начнется с 1 ноября 2005 г. и будет вестись на двух языках - русском и белорусском.

10 сентября. В Минске в государственном военно-промышленном комитете РБ состоялось подписание контракта на поставку Белоруссии российских зенитных ракетных комплексов С-300 ПС. От России документ подписал начальник Департамента поставок специмущества и услуг ПВО Федерального государственного унитарного предприятия «Рособоронэкспорт» Виталий Носов.  Белорусская сторона рассчитывает получить 20 комплексов С-300 ПС по льготной цене. Конкретные сроки поставки ЗРК не были уточнены.

11 сентября. В Польше прошло заседание не признаваемого официальным Минском руководства Союза поляков в Беларуси во главе с Анжеликой Борис. Руководящий совет Союза поляков во время заседания в польском местечке Кузница Белостоцкая принял обращение к белорусской и международной общественности с осуждением действий белорусских властей, которые не признают демократически избранные власти организации.

12 сентября. Белорусский МИД заявил, что расценивает решение Еврокомиссии о проведении тендера для организации каналов радио и телевещания на Белоруссию как вмешательство во внутренние дела республики.

12 сентября. По инициативе украинской стороны состоялся телефонный разговор президентов Белоруссии и Украины. Виктор Ющенко проинформировал Александра Лукашенко о ситуации в Украине, сообщил о причинах отставки правительства, а также ряда должностных лиц, занимавших высокие государственные посты. В связи со сложившейся внутриполитической ситуацией украинский лидер принес извинения за несостоявшуюся встречу премьер-министров двух стран, о которой президенты договаривались ранее.

12 сентября. 15-летие своей организации отметила пионерская организация Белоруссии, в рядах которой сегодня состоит 460 тысяч членов.

12 сентября.  Делегация Белоруссии выступила в рамках обсуждения целей и приоритетов ОБСЕ, а также структур, процедур и практики ОБСЕ. В частности, была подчеркнута необходимость выправления географического и функционального дисбаланса в деятельности организации, сохранения всеобъемлющего подхода ОБСЕ к рассмотрению всех аспектов безопасности. Представитель РБ также отметил, что нельзя из всего пакета обязательств произвольно выделять только те, которые устраивают группу или группы государств, и навязывают их остальным, при этом совершенно игнорируя прочие обязательства.

14 сентября.  Совет министров РБ на своем заседании рассмотрел вопросы развития автомобильной отрасли в Белоруссии и перехода под контроль государства импорта и продаж иностранных легковых автомобилей.

14 сентября. Начался рабочий визит президента Белоруссии Александра Лукашенко в Нью-Йорк, где Лукашенко принял участие в юбилейной 60-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН.




Товарооборот между Белоруссией и Россией: кризис или временный спад?

Александр Фадеев

В Минске в начале сентября прошел первый российско-белорусский экономический форум. Удивительно, что за многие годы формального существования Союзного государства подобных мероприятий никогда ранее не проводилось. Ведь еще в конце 90-х годов прошлого века Россия и Белоруссия договорились об объединении материального и интеллектуального потенциалов для создания единого экономического пространства с использованием рыночных механизмов функционирования экономики. Уже в силу этого обстоятельства минский экономический форум весьма значим для развития российско-белорусской экономической интеграции.

Экспозиция Российской национальной выставки, которая открылась в рамках работы форума, была изначально нацелена на продвижение экспортной продукции и услуг российских предприятий и организаций на белорусский рынок. На выставке были представлены научно-технические достижения и разработки из Москвы, Кировской, Курской, Омской, Саратовской, Смоленской, Свердловской, Ульяновской, Нижегородской, Челябинской областей, Мордовии, Ставропольского края, Чувашии. На открытии Российской выставки премьер-министр РБ Сергей Сидорский подчеркнул, что обе страны должны максимально интегрировать экономики. Заметим, что впервые столь высокопоставленный представитель Белоруссии заговорил о необходимости в новых совместных технологиях, которые должны прийти на смену «простым торговым связям».

В чем причина столь явного изменения подхода Минска к перспективам торгово-экономических отношений с восточной соседкой? Как представляется, она кроется, прежде всего, в крайней обеспокоенности белорусского руководства резким падением товарооборота с Россией. За первое полугодие текущего года объем товарных операций между Россией и Белоруссией был менее 7 млрд. долларов США. Напомним, что за 2004 г. торговый оборот между странами достиг 17,6 млрд. долларов (весь совокупный внешнеторговый оборот Белоруссии, для сравнения, составил в 2004 г. 30 млрд. долларов). В этом году, конечно, надеяться на повторение прошлогоднего успеха нельзя, хотя премьер-министр России Михаил Фрадков и выразил робкую надежду, что спад в торговле с Белоруссией будет «приостановлен».

Вместе с тем Фрадков признал, что на значительное замедление темпов роста товарооборота повлиял новый порядок взимания косвенных налогов по стране назначения, на который Россия и Белоруссия по инициативе Кремля перешли с 1 января 2005 г. Минск, между тем, в дни работы форума еще более усложнил продвижение целых групп российских товаров на рынок республики. Александр Лукашенко подписал декрет, согласно которому были отменены налоговые льготы (нулевая ставка НДС, освобождение от уплаты акцизов, отложенный срок уплаты НДС) для товаров, ввозимых с территории России. Это те группы товаров, для которых налоговым законодательством Белоруссии не предусмотрено освобождение от НДС и от уплаты акцизов.

Лишь с Москвой товарооборот Белоруссии продолжает расти устойчивыми темпами. Прирост во взаимной торговле регионов Белоруссии с российской столицей, по прогнозам, к концу этого года значительно превысит 1 миллиард долларов.

В целом же, по объему товарных операций с Россией Белоруссия утеряла первенство. Сегодня, например, ведущим внешнеторговым партнером России является Германия, в двусторонней торговле с которой в 2004 г. удалось приблизиться к рубежу в 24 млрд. долларов. На снижении товарооборота между Россией и Белоруссией во многом сказалась внешнеэкономическая ориентация белорусского правительства, которое посчитало российскую экономику слаборазвитой, низкоконкурентной и в силу этого стремилось в приоритетном порядке развивать торговлю с Евросоюзом. Именно в ЕС направлялись экспортные потоки товаров белорусских производителей, эта тенденция сохранилась и в этом году –  46% экспорта Белоруссии, например, приходится на страны, входящие в Евросоюз. Среди основных внешнеторговых партнеров республики сейчас числятся Германия, Соединенное Королевство, Нидерланды и Италия.

В Минске ряд руководителей российских регионов (Нижегородской, Ульяновской, Брянской и др. областей), крупных организаторов промышленности и бизнесменов из России провел встречи и переговоры с белорусскими партнерами. Однако назвать конкретными результаты этих белорусско-российских контактов пока нельзя: это, преимущественно, протоколы о намерениях, предварительные программы и планы сотрудничества. Они, с одной стороны, выглядят весьма привлекательно и ориентированы на реализацию взаимовыгодного торгово-экономического обмена, создание отдельных совместных производств. Но с другой – находятся на стадии предварительного проектирования и согласования параметров участия сторон. Даже в наиболее продвинутом и находящемся под личным контролем президента Белоруссии проекте создания «Белорусской калийной компании» с участием российского «Уралкалия» до сих пор не решен вопрос о будущей организационно-штатной структуре этой новой совместной внешнеторговой организации. Не все ясно и с определением доли участия российских акционеров «БКК» в процессе управления компанией и выработке стратегии продаж калийных удобрений.

Причины столь вялотекущего процесса сближения экономик России и Белоруссии кроются в отношении Минска к последствиям экономической интеграции. Белорусская правящая элита опасается того, что любая форма совместного хозяйственного сотрудничества с российскими партнерами будет способствовать размыванию границ суверенной Белоруссии, перераспределению властных полномочий в интересах Москвы и утере целого ряда контрольных функций. Поэтому все акторы интеграции, которые ведут к убыстрению темпов экономического развития республики, но не гарантируют сохранения национальной элитой автаркии, отметаются. Именно в силу этого обстоятельства несколько крупных и выгодных для экономики Белоруссии проектов перспективного сотрудничества с российским бизнесом, в том числе и предложенные компанией «Итера», были недавно отклонены правительством РБ.

У белорусских властей велики опасения того, что рост потенциальных обязательств Белоруссии перед Россией приведет к увеличению влияния Кремля на процесс принятия Минском экономических и политических решений. Как особые достижения белорусской модели экономики рассматриваются «реальный экономический суверенитет», финансовая и хозяйственная самостоятельность. При этом тщательно замалчивается, что «высокая степень суверенности» и экономической независимости достигнуты во многом благодаря импорту в Белоруссию российских энергоресурсов по низким ценам.

Поэтому главная озабоченность государственно-политического руководства Белоруссии связана с поддержанием высоких темпов роста импорта в республику российского природного газа и нефти. Из 165 государств, с которыми торгует Белоруссия, только Россия поставляет ей газ и нефть в огромных объемах по льготным ценам. Несмотря на многочисленные уверения белорусского правительства в том, что на предприятиях хозяйственного комплекса достигнуто значительно сокращение энергозатрат (в текущем году энергоемкость ВВП якобы снизилась более, чем на 6%), установлен режим экономии энергоресурсов, потребности экономики республики в нефти и газе с каждым годом продолжают расти. По оценкам (явно заниженным) самих правительственных чиновников через 10 лет экономика Белоруссии станет потреблять порядка 25 млрд. куб. м природного газа ежегодно. Потребности в нефти вырастут, как предполагается, до 24 миллионов тонн в год.

Поэтому правительство Белоруссии прилагает значительные усилия с тем, чтобы гарантировать поставку необходимых ей объемов энергоносителей из России по низким ценам. Кроме того, рекордные цены на нефть на мировом рынке подталкивают Белоруссию, обладающую крупными нефтеперерабатывающими предприятиями, к поиску путей увеличения импорта российской сырой нефти. Ведь преимущественно за счет продажи светлых нефтепродуктов и реэкспорта российской нефти республика в последнее время сумела заметно пополнить доходную часть бюджета и обеспечить финансовое наполнение президентских социальных программ. «Процветание» белорусской экономики и рост экспорта во многом связаны со значительным ростом объема поставок российской нефти к 2004 г. Однако в этом году все заявки правительства РБ об увеличении объема поставок российской нефти оставались без удовлетворения. Вот и накануне минского форума правительство России распространило информацию о том, что не собирается экспортировать в Белоруссию в ближайшие 15 лет более 18 миллионов сырой нефти в год. Формально это объяснили в аппарате Фрадкова недостаточной пропускной способностью существующих нефтепроводов (эксплуатационное состояние которых действительно незавидное).

Неизвестность сохраняется и по поставкам природного газа, поскольку контракт с «Газпромом» по объемам и цене на газ для Белоруссии на 2006 год до сих пор не согласован. Правительство РБ рассчитывает, что российская сторона оставит цену на природный газ на уровне текущего года – 46,68 долларов США за 1 тыс. кубометров. Кроме того, в контракт, подписание которого, как надеются в Минске, состоится в конце сентября, необходимо заложить объем газового импорта в размере не менее 20,5 млрд. куб.м. Что касается более отдаленной перспективы, то в этом плане белорусское правительство намерено вести упорную борьбу против резкого роста цен на импортируемый газ. Оно выступает за плавное повышение цены на газ поставщиками из России в «разумных пределах».

В Минске ранее к перспективам строительства Североевропейского газопровода относились критически, ряд экспертов республики считал, что соглашение по его прокладке так и не будет подписано. Однако проект международного газотранспортного консорциума, в котором могла бы принять участие Белоруссия, так и не был реализован, совместное российско-белорусское газотранспортное предприятие на базе «Белтрансгаза» не было создано (хотя это предусматривало межправительственное соглашение), дополнительную нитку газовой магистрали по территории Белоруссии Россия тянуть также не собирается. А вот как раз соглашение по строительству экспортного газопровода протяженностью 1200 км и пропускной способностью в 55 млрд. куб. м из Выборга в германский Грайфсвальд было подписано 8 сентября в Берлине «Газпромом», BASF и E.ON в присутствии канцлера Германии и президента России. Первая нитка этого газопровода (27,5 млрд. куб.м/год) будет протянута по дну Балтийского моря уже в 2007 г.

Естественно, что функционирование СЕГ, новой экспортной магистрали, отвечающей интересам исключительно России и Германии, внесет новый аспект в российско-белорусские планы развития сотрудничества в области поставок энергоресурсов, транзита российского газа через территорию республики и ценовую политику «Газпрома». Причем, все это будет происходить на фоне повышения экспортных цен на российский газ для Украины (предположительно 180 долларов/1 тыс. куб. м) и Грузии – 80 долларов/ 1 тыс. кубов. Это понимают в правительстве РБ, но пока ни один высокопоставленный чиновник в Белоруссии так и не решился прокомментировать публично берлинское соглашение по СЕГ.

И, наконец, приглашение в Минск премьер-министра России Михаила Фрадкова преследовало цель выяснить судьбу обещанного ранее, но не полученного Белоруссией федерального кредита в объеме 146 миллионов долларов США. Для поддержания курса национальной валюты республики - белорусского рубля - Белоруссия запросила еще 9 миллионов долларов. Россия, как известно, наряду с Германией, а также Кувейтом и МБРР, является основным кредитором Белоруссии. Без внешних заимствований республика, в частности, не сможет выполнить национальную программу наращивания экспорта продукции своих предприятий, которая предусматривает рост экспортных потоков более чем в 1,5 раза до 2010 года.

Решение Минска об отказе от введения российского рубля на территории Белоруссии в качестве единого платежного средства СГ с 2006 года, о чем Национальный банк Беларуси информировал буквально за неделю до визита российской делегации, объективно затрудняло переговоры с Михаилом Фрадковым по этому вопросу. Остроту проблеме добавил также крах иллюзий белорусского руководства на открытие «Банком Москвы» в 2005 г. кредитной линии в объеме 200 млн. долларов. В последнем случае «Банк Москвы» столкнулся с тем, что белорусское правительство не смогло получить в свое время для республики суверенный кредитный рейтинг, а это ведет при предоставлении кредита к дополнительным финансовым расходам по обслуживанию кредитной линии, которые не будут поняты акционерами. По поводу кредита правительства России Фрадков в итоге ничего определенного своим коллегам из Белоруссии так и не сказал, пообещав разобраться.

В целом, спад товарооборота между Белоруссией и Россией далеко не случаен, и, скорее всего, эта тенденция станет превалирующей. В предшествующий период экспортная экспансия белорусских товаров (среди которых почти нет уникальных) была обеспечена их низкой ценой по сравнению с российскими: разница цен по отдельным товарным группам достигала 40%. Но сегодня этот фактор уже перестает играть свою роль, товары российских производителей стали доступными потребителю, а по параметру «цена-качество» опережают большинство изделий белорусских производителей.

С другой стороны, тот определенный интерес, который проявлял российский бизнес к сотрудничеству с белорусскими предприятиями в конце 90-х гг., в последнее время фактически угас. Нормативно-правовая база и налоговая система республики не способствуют продвижению проектов с участием российских предпринимателей на территорию Белоруссии. Из-за низкой рентабельности предприятий реального сектора экономики Белоруссии, четверть организаций в котором вообще убыточна, ожидать прихода туда российских инвесторов также не стоит. Следует указать и на то, что внутренний рынок Белоруссии для многих российских экспортеров был искусственно закрыт – белорусским предприятиям правительство запретило покупать импортные полуфабрикаты, детали, комплектующие, машины  и оборудование, если подобные товары производятся в Белоруссии.

В ближайшей перспективе Белоруссия, так и не определившаяся со своими внешнеполитическими и внешнеэкономическими приоритетами, скорее всего, будет стремиться к поддержанию сбалансированной (между ЕС и Россией) структуры внешнеторговых связей. В условиях нарастания макроэкономических рисков, дисбаланса в экономике, отсутствия ресурсов для самофинансирования и положительной динамики в развитии рыночных отношений придерживаться этой тактики будет все труднее. Добиться же роста товарооборота с Россией в этом году (в Минске надеются, что его объем превысит 20 млрд. долларов) вряд ли удастся.




Проект равноправия

12.09.2005. БДГ. Деловая газета

Сергей Иванов

Полуторачасовое заседание Совета министров Союзного государства, состоявшееся в минувший вторник, несколько затерялось на фоне трехдневного I Белорусско-российского экономического форума. Политическая интеграция и проблемы выполнения союзного договора между нашими странами были оставлены на ноябрь, когда планируется встреча Путина и Лукашенко.

Хотя до заседания Высшего госсовета Союза (ВГС) Беларуси и России осталось всего два месяца, перспективы его по-прежнему туманны. Но не менее любопытны. Александр Лукашенко, как бы компенсируя скрытность и нежелание раскрывать карты перед ВГС, лишь отметил в своем выступлении перед участниками делового форума его значимость. Московский ВГС, по его мнению, «будет знаменательным, этапным и знаковым, особенно в продвижении нашего единства». Помнится, что продвижение единства застопорилось на вопросе, принимать ли сначала Конституционный акт, как хотела Беларусь, либо вводить единую валюту, как желала Россия. Оба этих момента были прописаны в Договоре о создании Союзного государства без пояснения, что чему должно предшествовать. Судя по всему, Россия согласилась, что сначала будут решаться политические вопросы интеграции, а затем валютные, то бишь экономические. Тем более что весь пафос белорусско-российского форума как раз и состоял в том, что экономическая интеграция отлично развивается и без единой валюты (а равно и газотранспортной системы). «Мы договорились с президентом России Владимиром Путиным, что в ноябре кардинально продвинемся в решении вопросов по Конституционному акту Союзного государства», — напомнил Лукашенко. Что же касается введения российского рубля в качестве единого платежного средства этого виртуального государства, то премьер России Михаил Фрадков признал, что оно вновь откладывается на неопределенный срок. Уместно вспомнить, что на последней встрече двух президентов в Сочи Путин посоветовал «кое-кому переспать» с этой идеей, дабы снять психологический барьер перед российским рублем. Этот «кое-кто» до сих пор хранит красноречивое молчание так же, как и по поводу создания совместного предприятия на базе «Белтрансгаза».

Вместе с тем уверенности в том, что Союзное государство получит в ближайший год свое юридическое оформление (через Конституционный акт, референдумы и т.д.), видимо, нет и у самого белорусского президента. Это вытекает из его других интеграционных пассажей: «Если народы Беларуси и России желают жить в едином государстве, то рано или поздно это произойдет», «Приходится терпеливо преодолевать то, что нас разделяет, и беречь то, что нас сближает и объединяет. Не поступаясь суверенитетом ни одной, ни другой стороны, вырабатываются унифицированные правовая, экономическая и организационная системы, которые станут основой будущего Союзного государства».

Заседание союзного Совмина во многом и занималось тем, что рассматривало соглашения, которые можно будет предъявить общественности в случае, если прорыва в интеграции на московском ВГС так и не произойдет. В частности, по словам белорусского премьер-министра Сергея Сидорского, важным шагом в союзном строительстве стала подготовка проектов четырех соглашений о равных правах граждан Беларуси и России. В ноябре эти документы уже могут быть подписаны. В результате, уверяет Сергей Сидорский, граждане двух стран смогут свободно перемещаться по территории Союзного государства, иметь равные права на пенсионное обеспечение. Урегулировано будет также налогообложение на доходы граждан.

Подписание в ноябре этих соглашений и будет реальной интеграцией, которая устраивает народы двух государств и при этом не раздражает суверенные чувства у элит. Стоит отметить, что делается это без Конституционного акта и наднациональных органов. Что еще раз показывает, что важные интеграционные решения, представляющие взаимный интерес и приносящие реальную пользу, можно принимать и на межгосударственном уровне, а не пытаться «обсоюзить» друг друга.




Единый Лукашенко

02.09.2005. БДГ. Деловая газета

Андрей Суздальцев

Судя по завершающейся кампании по определению единого кандидата (назвать весь этот процесс «выборами» язык не поворачивается), белорусская оппозиция вполне справляется с возложенной на нее ответственной задачей — выполнить отведенную ей в президентском предвыборном расписании на 2006 год роль «мальчика для битья».

Автор этих строк никогда не был в рядах сторонников кампании «единый кандидат», считая, что на симметричный ответ властям (а участие в выборах с прекрасно известным результатом как раз и является 100%-ной политической симметрией) у загнанной в полуподполье оппозиции не хватит никаких ресурсов. Если уж как-то политически «двигаться», то сначала стоило бы продвигать «идею» в массы. А уж к «идее» и «человек» найдется, а не наоборот. На худой конец, если ввязались в кампанию, то стоило особое внимание уделить технологиям вывода кандидатуры «единого» за пределы формата «лидер оппозиции» в формат «лидер нации». Этого сделано не было. Поэтому сегодняшние бравурные реляции с мест о «большом интересе» к подготовке национального конгресса, определению кандидатуры «единого» не могут замаскировать главного — в общей массе электората о кандидате от оппозиции никто ничего не знает.

Когда начиналась кампания, то, что скрывать, мы считали, что по правилу «с худой овцы хоть шерсти клок» и она хотя бы оттянет на себя внимание властей. Начнется эфирная и печатная «бомбежка» — и это уже кое-что. К сожалению, власть почувствовала подвох и почти семь (!) месяцев демонстративно не замечала оппозиционные маневры.

Но 26 июля процедура по определению «единого» неожиданно удостоилась критики из уст белорусского президента. Помимо выражения недоверия самому принципу определения альтернативы действующему президенту А.Лукашенко назвал кандидатов по фамилиям, что само по себе является выдающимся фактом. В последующие двое суток глава государства еще дважды возвращался к этой теме.

Здесь стоит кое-что разъяснить. Монополизировав СМИ, власть прекрасно осознает значимость появления или отсутствия той или иной фамилии на станицах газет или в телеэфире. Одно дело беззаботно «долбить» оппозицию, когда никакой предвыборной кампании в стране нет, и совсем иное вспоминать о ней в начале собственной кампании. Ведь ничего не происходит просто так. И если на планерке у О.Пролесковского в понедельник сказано:«о N — ни слова», то значит, что N берут в расчет и ждут, что он еще «выкинет». Но если говорится «мочить», то, следовательно, N уже созрел для использования в собственном президентском раскладе. А иначе зачем тратить на него дорогое телевизионное время? Судя по всему, время, когда А.Лукашенко понадобилась кампания по определению «единого кандидата» от оппозиции, пришло…

Корень проснувшегося внимания к фигуре будущего «единого» находится в принципиальных особенностях будущего белорусского политического кризиса, совпадающего с озвучиванием итогов выборов президента страны. Практически все сценарии разворачивания кризиса имеют в своем «списке» так называемый «майдан» — открытое массовое выступление граждан страны на центральных улицах и площадях столицы с целью защиты/продавливания нужного результата голосования/кандидатуры. Однако «майдан» невозможен без конструктивного сотрудничества оппозиции с номенклатурными верхами, руководителями силовых ведомств, директоратом предприятий и ректоратом вузов, банковскими кругами, бизнесом. Рассчитывать, что эти секторы белорусского общества неожиданно решат поддержать господина Милинкевича/Лебедько, невозможно при всем личном уважении автора этих строк к этим персонам, составляющим авангард борьбы с режимом. (Анатолий Лебедько: «Если на Октябрьскую площадь выйдет 100 тысяч человек, мы победим»).

Так же трудно представить, чтобы 70-тысячный минский майдан (реальная емкость Октябрьской площади) вдруг стал по примеру Киева кричать имя единого кандидата. Более того, попытки продавливания данных, без сомнения, выдающихся деятелей белорусской оппозиции обязательно отбросят вышеназванные круги (номенклатура, силовики и т.д.) в сторону А.Лукашенко. Следовательно, кампания по выборам единого кандидата выгодна белорусским властям, и, начав ее публичную критику, А.Лукашенко на самом деле привлекает к ней внимание электората, чем заодно повышает свой рейтинг борца с «пятой колонной».

Ассоциированная оппозиция (А.Войтович, А.Козулин, В.Леонов и т.д.), судя по всему, интуитивно ощущает подвох и сохраняет «вооруженный нейтралитет». Нет нужды объяснять, сколь нервируют титульную оппозицию эти политические «партизаны». В августе один из ее лидеров явно раздраженно отметил, что «эти» ждут отмашки Кремля. Попал в точку.

Ни оппозиции, ни тем более Лукашенко «московский кандидат» не нужен. Более того, он исключительно опасен, так как мгновенно получит практически неограниченные ресурсы, доступ к электронным СМИ, охватывающим почти 400-миллионную аудиторию, мгновенную раскрутку (ничто, к примеру, не помешает В.Путину пригласить N на одно из мероприятий саммита «восьмерки» в Санкт-Петербурге в мае — июне 2006 года) и, что самое главное, политическое прикрытие. В итоге в случае появления «кремлевского кандидата» «единый» почти автоматически вываливается на обочину. Про реакцию А.Лукашенко вообще можно не говорить — «Последний день Помпеи» вживую.

Но реален ли такой расклад? До сих пор в основной массе противников режима бытует мнение, что все равно В.Путин поддержит А.Лукашенко. Это — ошибка. Сейчас не 2001 год. Более того, имеется информация, что белорусский N уже получил некие знаки внимания из-за кремлевской стены и сейчас активно укрепляет свои позиции. Трансформируются ли «знаки внимания» в реальную поддержку — другой вопрос, но ясно одно: Москва после Украины активно учится, и рассчитывать на ее пассивность в 2006 году было бы глупо.

Мы можем подвести предварительные итоги конца лета. Президент начал кампанию. В ходе ее уже можно выделить определенные алгоритмы, которые будут использоваться и дальше: «калининградский сценарий», «искусственная самоизоляция», использование сценария оппозиции, пиар на текущих объективных событиях (уборка, борьба с ураганом). Уже вырисовывается формат кампании — А.Лукашенко идет на выборы один. У него нет политической поддержки Кремля, что означает отсутствие гарантий признания итогов голосования. Более того, не исключено появление в ходе кампании кремлевского кандидата, которого власть не сможет «съесть».

Что осталось в обойме президента, чтобы решить проблему легитимизации своей победы-2006? Ясно, что ему нужен новый рывок, некий поворот, который резко поменяет как внутреннюю, так и внешнюю политическую ситуацию. Но А.Лукашенко «отяжелел», слишком много на нем «висит». Его конфликт с высшим российским руководством настолько лезет из всех «дыр», что даже орган Администрации президента «Советская Белоруссия» позволяет себе, используя материал широко известного российского политика и идеолога А.Дугина, широко оповещать полмиллиона белорусских подписчиков, что белорусский президент фактически воюет против В.Путина: «В определенный момент Минск — под воздействием обстоятельств — выработал несколько неточную тактику взаимодействия с политическими силами в России, предпочитая поддерживать верные по форме, но совершенно недееспособные и подчас провокационные по результатам политические группы. По крайней мере, на данном этапе это дает скорее отрицательный результат. Если политическая оппозиция Ельцину была во многом оправданна, то политическая оппозиция Путину несостоятельна и бессмысленна» (А.Дугин «Вокруг собственной оси», «СБ», 17.08.05).

Между тем в республике происходят странные вещи — на волоске завис Совмин, идет «зачистка» всего высокодоходного и явно курируемого видными деятелями правящего режима белорусского бизнеса (медицина, автодилерство и т.д.). На экранах вокруг А.Лукашенко мелькает все больше молодежи. Куда-то исчезли сидорские, тозики, коноплевы, семашки и т.д. Тем временем слежка за высшей номенклатурой превратилась в основную деятельность спецслужб. Невольно возникает ощущение, что президент решил избавиться от «старья» — «сдать» в утиль всю высшую номенклатуру, заполнить правящую верхушку новыми молодыми и преданными лицами… Обновиться — и с новыми силами к окончательной приватизации страны.

Уничтожение старой номенклатуры, которая верой и правдой служила и служит президенту, возможно ли это? Еще как. Сиваков был не случайной жертвой. Более того, «культурная революция» с непременным лозунгом «огонь по штабам» является обязательным пунктом в политической карьере любого троцкиста-маоиста. Нет нужды скрывать реальное: старая белорусская номенклатура будет уничтожена. Ей уготован свой 1937 год, и в новый «третий срок» президента А.Лукашенко ее не возьмут. Против логики развития тоталитарной системы не попрешь. После 2006 года у руля должны оказаться 30-летние…

Судя по всему, осень у президента будет горячая. Ему необходимо исподволь подготовить народ к провалу утверждения Конституционного акта СГ (ноябрь). При этом до безумия обострить ситуацию вокруг страны, чтобы все-таки втянуть Россию в конфликт А.Лукашенко с миром, но главное — готовить некий политический маневр, который позволит ему самому, в одиночку, легитимизировать результат выборов 2006 года. Для этого ему придется с кем-то и с чем-то расстаться. Скорее всего, с былыми соратниками. Пришло время покорных и преданных сановников.

(Статья дана в сокращенном варианте)




Сдадут ли сессию белорусские власти?

06.09.2005. БДГ

Янина Болонская

На минувшей неделе министр иностранных дел Беларуси Сергей Мартынов провел переговоры в Москве со своим российским коллегой и тезкой Лавровым. Как сообщила пресс-служба внешнеполитического ведомства, на встрече были обсуждены вопросы, связанные с предстоящим проведением юбилейной, 60-й, сессии Генеральной Ассамблеи ООН и заседания Совета министров Союзного государства. Два этих внешнеполитических события для Беларуси весомы, и тем более неприятно, что на фоне их подготовки Европа опять стала поднимать «белорусскую тему».

Очевидно, что негативное отношение евроструктур к ситуации в Беларуси и летние внешнеполитические скандалы вокруг своенравной республики на братские отношения с Россией не влияют. По большому счету, Кремлю даже выгодна такая ситуация. С каждым новым скандалом белорусское руководство сужает поле для маневра, все больше попадая в зависимость от Москвы. У Беларуси, которая отчаянно выторговывает себе условия, естественно, иное мнение на сей счет. О том, хвост ли крутит собакой или собака хвостом, написано уже много, и данная статья о другом.

Речь сейчас о грядущей сессии Генассамблеи ООН. Пожалуй, это единственный международный форум, объективность которого белорусские власти еще не ставили под сомнение. Как-никак на нем представлены все страны мира. Но в свете еще большего ухудшения за последний год отношений между Европой и Беларусью нельзя исключать, что на этой сессии будет во второй раз вынесена резолюция по правам человека в нашей стране.

Напомним, что проект резолюции о правах человека в Беларуси внесли 10 ноября прошлого года на обсуждение делегатов Третьего комитета 59-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН страны Европейского союза, США и Япония. В документе выражалась обеспокоенность по поводу того, что наша страна не выполнила своих международных обязательств и обещаний провести свободные и справедливые выборы. Кроме того, в проекте резолюции говорилось о случаях притеснения, безосновательных арестах и задержании в Беларуси представителей СМИ, оппозиционных политиков и участников мирных демонстраций.

18 ноября того же года по предложению делегации России на сессии Генассамблеи ООН состоялось голосование по вопросу о нерассмотрении данной резолюции. Эта процедура предусматривает возможность отменить или отложить рассмотрение того или иного проекта. За российское предложение проголосовали 75 стран — членов ООН, против — 65; 28 делегаций воздержались и 23 не участвовали в голосовании. Тогда белорусский официоз активно комментировал это в том духе, как Европа и США обломали о нас зубы. О том, что перевес наш всего в 10 голосов, естественно, молчали, апеллируя к тому, что мировое сообщество встало на сторону Беларуси (России): мол, какие еще нужны доказательства, что с правами человека у нас все в порядке.

Однако за последний год расстановка сил в мире и в нашем ближайшем окружении несколько поменялась. Причем вряд ли у нас стало больше друзей. Яркий тому пример — Украина. 30 августа, в день рождения Александра Лукашенко, наша южная соседка присоединилась к очередному заявлению Евросоюза по Беларуси. В документе высказывается серьезная озабоченность «враждебным отношением белорусских властей к гражданскому обществу, включая законодательные и административные меры, которые продолжают ограничивать деятельность общественных организаций и политических партий», а также «несоблюдением свободы прессы и выражения в Беларуси».

Кроме того, руководство Европейского союза выразило свое негативное отношение к ограничениям на поставку международной помощи, введенным указом Александра Лукашенко №382 от 17 августа 2005 года. По мнению ЕС, этот документ может стать серьезным препятствием при реализации ряда совместных и взаимовыгодных программ и проектов, а также привести к усилению самоизоляции Беларуси и оказать неблагоприятное воздействие на население страны.

Руководство ЕС напомнило, что в рамках международной технической помощи белорусское правительство заключило соглашения с ЕС на реализацию ряда программ, включая программы TACIS и CORE. «Наша помощь направлена на дальнейшее развитие гражданского общества и независимых СМИ, улучшение условий в социальном секторе и здравоохранении, совершенствование правовых норм и улучшение ситуации в области прав человека, развитие малого и среднего бизнеса», — говорится в заявлении руководства ЕС. В связи с чем ЕС призвал белорусские власти пересмотреть применение данного документа, особенно в свете его негативного воздействия на граждан Беларуси. «Европейский союз в очередной раз подтверждает готовность оказывать помощь населению и способствовать становлению демократии в Беларуси», — подчеркивается в документе.

Трудно сказать, как нынче поведет себя руководство Молдовы и некоторых других, традиционно лояльных к нам стран. В целом ситуация сложнее, чем в минувшем году, и руководству Беларуси есть над чем поразмышлять с российскими коллегами. Недовольства Беларусью в Европе и мире меньше не стало. И если Генассамблея ООН примет «обеспокоенную» резолюцию по нашей стране, «не замечать» нарастающую изоляцию Беларуси будет гораздо труднее.




Вещание на Беларусь будет расширено

12 – 19 сентября, 2005. Белорусский рынок

Мария Садовская

Стало известно о новом тендере на радио или телевещание на Беларусь, объявленном Европейской комиссией 1 сентября. На эти цели может быть выделено до 2 млн. EUR. Однако концепция и условия тендера не устраивают депутатов Европарламента.

Согласно условиям конкурса, предполагаемое вещание будет направлено на повышение уровня знаний белорусов в области демократии, правового государства, прав человека, плюрализма и свободы СМИ, а также на поддержку гражданского общества Беларуси. Крайний срок подачи заявок — 11 октября этого года. Вещание должно начаться 1 января 2006 г. Финансирование выделяется на перспективу до двух лет в рамках Европейской инициативы по демократии и правам человека (EIDHR).

Однако планы Еврокомиссии, несмотря на их глобальность, подверглись критике со стороны евродепутатов. 7 сентября вице-спикер Европарламента, член делегации по отношениям с Беларусью Януш Онышкевич распространил заявление, в котором указывает на несколько недостатков “концепции и условий тендера”.

Первое замечание европарламентария касалось того, что, согласно первоначальным условиям конкурса, вещание должно вестись на русском языке. “Ограничение белорусского языка является одной из политических целей команды Александра Лукашенко. Против этой политической цели борются как белорусская оппозиция, так и интеллектуальная элита. Они уже негативно отреагировали на русскоязычное вещание Deutsche Welle на Беларусь, финансируемое Еврокомиссией”, — говорится в заявлении Я. Онышкевича, распространенном 7 сентября.

Еще одна загвоздка тендера — в технических требованиях, которые, по мнению парламентариев, явно завышены. “Требование... среднегодового оборота 3 млн. EUR за последние пять лет, а также наличия, как минимум, миллионной аудитории слушателей в странах бывшего СССР (Армении, Азербайджане, Беларуси, Грузии, Молдове, России и Украине. — М.С.) позволяет участвовать в конкурсе только большим компаниям типа Би-би-си или Deutsche Welle. Это означает исключение из конкурса недавно реорганизованного белорусскоязычного радио ”Рацыя", а также, вероятно, Радио “Полония”, которое уже передает определенное количество белорусских программ", — отмечает Я. Онышкевич. Его коллега по делегации Барбара Кудрицкая добавляет: “Вещание должно вестись из Польши. Мы знаем культуру и образ мыслей белорусов”.

В Брюсселе неожиданно быстро отреагировали на критику со стороны депутатов. 9 сентября на сайте Еврокомиссии появился новый вариант объявления о тендере. В исправленной версии документа, в частности, языками предполагаемого вещания называются русский и белорусский.

В тот же день Эмма Удвин, пресс-секретарь комиссара ЕС по внешней политике Бениты Ферреро-Вальднер, в эфире радио “Свобода” подтвердила двуязычную направленность проектов и сообщила о деталях предстоящего тендера. До 11 октября будут приниматься заявки заинтересованных компаний. После этого Еврокомиссия отберет от трех до пяти кандидатов, с которыми “будет обсуждаться их возможное участие в проекте: какую информацию они хотят передавать и какими средствами — радио, телевидение, Интернет, другое”. Конкретных сроков, к которым будет определен победитель, пресс-секретарь назвать не смогла.

Как сообщил в комментарии для “БР” Ян Чурилович, помощник Я. Онышкевича, уступка Еврокомиссии в отношении языка вещания появилась “в результате кампании, которая была начата евродепутатами”. “Мы и в дальнейшем не оставим этот вопрос без внимания, — добавил Я. Чурилович. — Очевидно, что по техническим критериям конкурс выиграет компания, которая вряд ли будет вещать по-белорусски большую часть эфира. Поэтому мы будем добиваться более существенного изменения условий тендера”.

Впрочем, даже если с этим тендером у депутатов ничего не получится, они не собираются останавливаться. По словам депутата Европарламента Элизабет Шредтер, 8 сентября во время заседания делегации по Беларуси были высказаны и затем “переданы Еврокомиссии” предложения по финансированию еще одного дополнительного проекта по вещанию на Беларусь. “Речь идет о создании совершенно новой станции. Вещание должно идти не обязательно с территории Евросоюза. Создатели программ — исключительно белорусские журналисты и техники”, — пояснила депутат в интервью радио “Свобода”.




На коротких волнах демократия будет плыть долго

13.09.2005. Белорусские новости

Кирилл Позняк

Белорусский МИД в негативном тоне прокомментировал решение Еврокомиссии о проведении тендера для организации каналов радио- и телевещания на нашу страну.

Об этом ЕК объявила в конце прошлой недели, 9 сентября. Цель проекта — "обеспечить белорусов независимой информацией о событиях в Беларуси и других странах мира, повысить информированность в вопросах демократии, верховенства закона, плюрализма, свободы СМИ и прав человека".

Планируется, что радио- и телевещание на территорию Беларуси на белорусском и русском языках начнется 1 января 2006 года. Сумма в два миллиона евро выделяется на два года. Подавать заявки на участие в тендере можно до 11 октября. Это могут сделать как частные телерадиовещательные компании, так и консорциумы, которые уже работают на территории прилегающих к Беларуси регионов. Причем годовой оборот таких компаний должен составлять не менее трех миллионов евро.

"Полагаем, что в условиях, когда в Европе ощущается нехватка ресурсов для осуществления собственных актуальных программ, объявление каких-либо тендеров для реализации политически ангажированных проектов, тем более накануне важных политических событий, является прямым вмешательством во внутренние дела суверенного государства", — так прокомментировали эти медиа-планы Еврокомиссии в белорусском внешнеполитическом ведомстве.

И добавили, что "белорусские журналисты, которые имеют высокую квалификацию и большой опыт работы непосредственно в нашей стране, могут более эффективно и качественно информировать общество о внутриполитической ситуации и внешнеполитической деятельности республики как на русском и белорусском, так и на других языках".

В качестве примера приводится работа радиостанции "Беларусь", вещающей на белорусском, русском, английском и немецком языках.

Упомянутый тендер Еврокомиссии по вещанию на Беларусь — уже второй. Первый недавно выиграла радиостанция "Немецкая волна", заключив с ЕК контракт на год стоимостью 138 тысяч евро. Ее передача для белорусской аудитории начнет выходить с 1 ноября этого года. Частота вещания пока не сообщается.

Примечательно, что реакция МИД Беларуси на запуск этого проекта была помягче, нежели на тендер в 2 миллиона евро. Мол, это бесполезно — Еврокомиссия "легко выбрасывает на ветер деньги европейских налогоплательщиков". А еще раньше планы вещать на Беларусь примерно так же комментировал Александр Лукашенко. При этом он "пустой тратой денег" назвал даже якобы выделенную Западом на медийную демократизацию нашей страны внушительную сумму 40 миллионов долларов.

Насколько все-таки белорусские власти обеспокоены радиовещанием извне накануне президентских выборов-2006? Наверное, скорее опасаются, чем боятся.

Наверняка это будут короткие волны, искать которые в океане информации будут лишь очень политизированные граждане. То есть можно предположить, что слушательская аудитория будет ограничена. Демократизировать большое количество народа перед выборами не удастся и потому, что до них уже рукой подать. Политическое поведение, а тем более сознание за несколько месяцев не поменять.

Не исключено, что пропагандистско-политический эффект от использования электронных СМИ под патронажем Еврокомиссии рассчитан на долгосрочный период — к следующим президентским или парламентским выборам. Большинство аналитиков и политиков считают, что действующий в Беларуси режим нужно "качать" долго. Заявления, что здесь вот-вот свершится революция, — или романтизм, или наивный пиар.

Но с другой стороны, если оппозиция делает ставку на послевыборный Майдан, то главное для нее — мобилизовать, завести свой твердый электорат. Хотя бы вожделенные для нее сто тысяч человек. Нескольким радиостанциям это при хорошей рекламе может быть вполне под силу.



Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ