Николай Бабилунга: "Оранжевой революции" в Приднестровье не будет»
04.09.2005. ИА
REGNUM
ИА REGNUM: Николай Вадимович, в Молдове уже на протяжении
почти 20 лет навязывается мнение, что молдавский язык во времена Российской
Империи и в сталинские времена подвергся искусственной славянизации...
- Это абсолютная чушь. Молдавская письменность на
славянской графике появилась не потому, что так захотел Сталин. Напротив - при
Сталине молдавская письменность была как раз переведена на латиницу.
ИА REGNUM: Почему это было сделано?
- Скорее всего, речь идёт о стремлении большевиков к
мировой революции. Мы можем вспомнить, что и Луначарский хотел перевести русский
язык на латинскую графику. Кириллица, которой исторически пользуется молдавский
язык - не следствие злой воли Николая II, Сталина или Брежнева. Молдаване, а
точнее, даже их предки - волохи - приняли кириллицу вместе с принятием
христианства в зоне влияния Византийской империи. Волохи переняли православное
богослужение от южных славян, что повлекло за собой и восприятие славянской
письменности. Молдаване пользовались славянской графикой вплоть до 1852 года.
Более того - церковнославянский язык применялся в Молдавии в качестве
государственного вплоть до Дмитрия Кантемира. Первая книга на молдавском языке
появилась в 1647 году. Таким образом, вся история молдаван как самобытного
народа связана с Православием и славянской письменностью. В Венском музее
хранится знамя Стефана Великого, отправленное им туда после победы над турками.
На знамени изображён святой Георгий Победоносец и сделана надпись на
церковнославянском языке. Если бы кто-нибудь предложил этому великому
молдавскому господарю написать на том знамени хоть одно слово латинскими буквами
- этот человек бы лишился головы. Любая попытка латинизации воспринималась в
Молдавии как католическая ересь.
ИА REGNUM: Стефан Великий был ревностным
православным?
- Ещё каким! Он строил в Молдавии монастыри и храмы, при
нём Православие распространялось в стране интенсивнейшими темпами,
переписывались Евангелия, Жития святых, труды византийских богословов, поэтому,
несмотря на всю его жестокость, на всю пролитую им кровь - Стефан Великий был
причислен к лику святых. Все документы на молдавском языке - Анонимная летопись,
Путнянская летопись, "Анналы двора Стефана Великого", летописи Макария, Евфимия
и Азария (XIV - XVI века) - всё это было написано на славянской графике. В XVII
- XVIII веках здесь усиливается влияние греков-фанариотов, и наряду с
церковнославянским распространяется греческий язык. Но латинской письменности
молдавский язык (как, впрочем, и валашский) не знал вплоть до середины XIX
века.
ИА REGNUM: Какова этимология термина "румыны",
"румынский"?
- Вообще-то румынами на территории средневековой Молдавии
называли не "потомков римлян", а ромэнов, то есть цыган. В отличие от свободных
молдавских крестьян, цыгане в Молдавии были крепостными - самыми бесправными и
униженными. Обратите внимание, как меняется смысл слова при замене шляпки над
буквой а: на румынском слово roman читается как "ромэн", а слово roman - как
"румын". "Всё дело в шляпе", но в очень важной шляпе. Кстати - если мы напишем
по-румынски название столицы Молдовы - Chisinau - и прочитаем это слово
по-французски - мы получим: Шизино.
Так вот, в середине XIX века представители
молдавско-валашского "образованного класса", начитавшись французских
революционно-просветительских книг, решили: "Да здесь же была римская провинция
- Дакия! Мы - потомки образованных римлян!". В поисках своего родства с
французами и итальянцами, они стали требовать перевода своей графики на
латинскую. Впервые название "Румыния" появляется в 1859 году с образованием
единого государства во главе с господарём Александром Кузой. В 1862 году министр
внутренних дел Румынии Гика своим распоряжением запретил совершать церковные
службы на славянском языке. Все церковнославянские книги изымались, уничтожались
монастырские типографии с кириллическим оборудованием, было запрещено даже
совершать службы в честь русских святых и вообще поминать их. В первую очередь,
это коснулось древнейшего Нямецкого монастыря.
ИА REGNUM: Это встретило какое-либо сопротивление среди
молдавского православного духовенства?
- Конечно! Наш знаменитый Ново-Нямецкий монастырь в
Кицканах был создан монахами-беглецами из Нямецкого монастыря во главе с
архимандритом Андроником и иеромонахом Феофаном, не пожелавшими терпеть
бесчинства румынских властей по отношению к Православию и его святыням. И это -
только один из множества известных случаев! И народ, и духовенство всеми силами
сопротивлялось лингвистическим нововведениям, поэтому властям приходилось
насиловать, насиловать и ещё раз насиловать.
ИА REGNUM: Насколько безболезненно с лингвистической
точки зрения проходил процесс латинизации?
- А разве может безболезненно проходить процесс
искусственного помещения чего-либо в чужеродные рамки? В первую очередь,
латинская графика не передаёт многих звуков. Звук ы в молдавском языке есть, а
буквы такой нет. Мягкий знак есть, а буквы нет. То же самое касается букв т, ц.
Поэтому и пришлось выдумывать различные диакритические знаки над буквами -
всякие шляпки, птички, хвостики и т.д. Вообще румыны за 150 лет провели 70 (!)
реформ своего языка. Восточная музыка плохо ложится на семинотную гамму, и
Дмитрию Кантемиру приходилось сочинять для этой музыки специальное нотное
письмо. То же самое получилось и с языком.
ИА REGNUM: Следовательно, перевод письменности в Молдове
на латинскую графику в 1990 году не имел ничего общего с национально-духовным
подъёмом, со стремлением вернуться к корням, возродить свою утраченную исконную
письменность и культуры?
- Безусловно. О каком "возвращении к корням" вы говорите?
Все события конца 80-х - начала 90-х в Молдове имели под собой чёткую
политическую подоплёку. Цель как раз была прямо противоположная - ликвидировать
в молдавском народе его национальную самоидентификацию. В конце 80-х годов
представители молдавской "интеллигенции" всеми силами внушали, что никакого
самобытного молдавского языка, молдавской письменности и языка не существует в
природе, что "молдаване - суть румыны". Каждый, кто с этим пытался спорить -
причислялся к "манкуртам", "русофонам" и "коммунистам". Покажите мне ещё
какой-нибудь народ мира, чья интеллигенция отказывает самим себе в праве на
существование!
ИА REGNUM: То есть стремление молдаван, живущих в
Приднестровье, к сохранению кириллической письменности никак не связана с
"испорченностью" и "столетиями русификации"?
- Совершенно верно! Просто молдаване в Приднестровье не
захотели насиловать свой родной язык. Подавляющее число приднестровских молдаван
ни при каких обстоятельствах не согласятся считать свой собственный самобытный
язык "испорченным румынским". Исключение составляют лишь пара-тройка отщепенцев
типа "террориста-правозащитника" Урыту или правобережного цыгана Илашку,
родившегося в селе Таксобены под Флорештами. Мне довелось присутствовать на
первом съезде Союза молдаван Приднестровья в 1991 году. Этот съезд проходил ещё
до развала СССР. Я помню настроение этих людей, выступления, которые звучали на
этом съезде. Все как один не хотели румынизации, насилия над молдавской
графикой, хотели жить в единой семье братских народов. И это были не пустые
слова. Здесь никто не боялся референдума 17 марта 1991 года о сохранении СССР. В
правобережной Молдове, как мы помним, этот референдум был запрещён президентом
Снегуром. Следовательно, ему было чего бояться. И здесь, в Приднестровье,
национальное самосознание молдаван сохраняется, их самобытность не уничтожается,
в отличие от правого берега.
ИА REGNUM: В чём же причина агрессивности, с которой
представители молдавской "интеллигенции" добивались отказа от собственного языка
и традиционной графики?
- Люди просто профессионально отрабатывали вложенные
деньги. Проблема ведь не в языке. Вся затея с переводом письменности, как и в
1862, как и в 1989 году, имеет отчётливую геополитическую направленность. Всё
это делалось с целью переориентировать Молдову (как когда-то Румынию) с востока
на запад, создать новый санитарный кордон вокруг России, окружить её железным
кольцом и раздробить на целый ряд мелких "княжеств". Язык - это "матрица", с
помощью которой в сознание нации закладывается "культурный код", передающийся
через поколения.
ИА REGNUM: Как сегодня молдавская школа в правобережной
Молдове изменяет сознание людей, тот самый "культурный код" нации?
- Простой пример: возьмём смешанную семью, где отец -
молдаванин, мать - русская. Их сын идёт в обычную кишинёвскую школу.
Возвращается он из неё убеждённым, что его мать - "оккупантка", а отец - человек
"с искажённым Сталиным сознанием", словом, что родители его - "ущербные люди". И
эти выпускники школ лет через 20 - 30 будут определять судьбу Молдовы, её
политику.
ИА REGNUM: Но ведь перевод письменности на латиницу был
поддержан основной массы молдаван, не так ли?
- В том-то и дело, что нет! Народ просто никто не стал
спрашивать, как и во время референдума 17 марта! Когда в 1968 году 99 рабочих
завода "Авто-Прага" обратились с письмом к Брежневу с просьбой ввести в
Чехословакию советские войска, весь мир возмущался, как эти 99 человек могут
решить судьбу целого народа. Но никого не смущает тот факт, что судьбу
молдавского народа решили 66 литераторов, написавших "коллективку" в 1988 году.
Никто не проводил никакого референдума среди молдаван. Не обязательно ведь было
опрашивать всех. Но хотя бы все те, у кого в паспорте стояла запись
"молдаванин", должны были дать свой вердикт переводу письменности. В 1989 году
приднестровские забастовщики отнеслись к проблеме максимально деликатно. Они не
ставили вопроса о графике. Они не говорили своё решительное "Нет!" статусу
молдавского языка. Они только требовали поставить на референдум утверждение 1
или 2 языков в качестве государственных. Это требование Кишинёвом было
проигнорировано. В результате в Приднестровье, вне зависимости от желания
Кишинёва, был проведён референдум, где народ высказался за 3 государственных
языка: молдавский (на кириллической графике), русский и украинский.
ИА REGNUM: Но разве не то же самое предлагает сегодня
Приднестровью парламент Молдовы?
- Во-первых, о кириллической графике речь, насколько я
понимаю, не шла. А во-вторых - слишком поздно! Если бы эти предложения
прозвучали лет 15 - 16 назад, то да, возможно, история пошла бы по иному пути.
Возможно, Приднестровье бы не отделилось от Молдовы. Но сегодня, после войны,
после резни в Дубоссарах и Бендерах - после этого озера пролитой крови, после
блокады - экономической, информационной, телефонной - говорить об этом просто
смешно. Кроме того, господин Воронин нам ничего нового не предлагает - 3
официальных языка для Приднестровья предусмотрены ещё Меморандумом 1997 года,
под которым стоит подпись президента Молдовы Петра Лучинского. И ни слова о
латинской графике там нет.
ИА REGNUM: Можно ли всерьёз обсуждать проект
предоставления Приднестровью автономии в составе Молдовы, с существованием
собственного представительного органа власти?
- Чем будет заниматься новый "Верховный Совет"? Ремонтом
канализации? Ещё можно было бы клюнуть на эту удочку, если бы у нас перед
глазами не было горького примера Гагаузии. Всего, что им обещали - не дали, и
даже то, что дали - очень быстро отобрали. Мы неоднократно предлагали Молдове
создание единой федерации, в которую на правах субъектов вошли бы правобережная
Молдова, Приднестровье и Гагаузия. Президент мог бы каждый год меняться. Если в
Швейцарии президентом становится германоязычный протестант - это для
франкоязычных католиков не имеет никакого значения: они защищены
законодательством. Молдова этого варианта не хочет.
ИА REGNUM: С чем связан тот факт, что многие родители
сегодня предпочитают отправлять своих детей учиться в Молдову?
- Это происходит не в связи с эффективной политикой
румынистов. Просто люди пытаются приноровиться к меняющимся обстоятельствам. В
Румынии, в отличие от России, обучение для выходцев из Приднестровья бесплатное,
там даже будут платить стипендию. А если делать ставку на получение образования
в Румынии - значит, надо учиться в школе на латинице. Ребёнок будет учиться в
Кишинёве или Бухаресте, следовательно - история России ему не нужна. Появляются
желающие открыть здесь румынские школы. Но ведь государство и не запрещает это
делать! Хотя официальный язык здесь - молдавский на кириллической графике, школу
здесь можно открывать хоть румынскую, хоть китайскую. Главное требование -
учиться по принятой здесь образовательной программе, чтобы объём знаний был не
меньше и не хуже, чем у других приднестровских детей. Если программы обучения не
будут соответствовать стандартам - это и будет ущемлением детей. Здесь на
протяжении 3 лет работала российско-молдавская комиссия по нострификации
дипломов. И выяснилось, что украинские и молдавские стандарты высшего и среднего
образования не дотягивают до российских! Диплом о высшем образовании, полученный
на Украине или в Молдове, в России соответствует диплому о незаконченном высшем
образовании. Это значит, что выпускник кишинёвского вуза не может, к примеру,
работать учителем в российской школе - а только ассистентом. Чтобы получить
российский сертификат диплома о высшем образовании, он должен ещё проучиться в
российском вузе. Если в России проходят 300 часов математики, то в Молдове - 100
часов и т.д. Более того, есть предметы, которые Молдова вообще не признаёт.
Выпускник молдавской школы не может поступить в российский вуз. В то же время в
Приднестровье принят российский стандарт образования, и дипломы, получаемые
здесь, в России признаются.
ИА REGNUM: Что Вы можете сказать о присоединении Молдовы
к так называемому "Болонскому процессу"?
- Это когда вместо нормальных студентов будут э-э...
"болонки"? Смешно, право слово. Учится студент в молдавском вузе 3 года,
получает степень "бакалавра" и едет доучиваться в Мадридский университет.
Теоретически. Потому что практически этой возможностью никто не сможет
воспользоваться. Молдавский студент может ехать куда угодно, но учиться там он
не сможет - не хватит у него на это никаких средств. Всё это - сказочки для
дурачков, которые травят бедному, забитому населению правобережной Молдовы.
ИА REGNUM: В декабре этого года состоятся выборы в
Верховный Совет ПМР. Глава миссии ОБСЕ Уильям Хилл заявил, что если выборы не
будут проводиться под эгидой этой организации - они никогда и ни кем не будут
признаны. В то же время в Приднестровье существуют определённые силы,
находящиеся в оппозиции власти и стремящиеся в Молдову. Каков потенциал
"бархатной революции" в Приднестровье, на которую в Кишинёве возлагают столько
надежд?
- Я был в составе группы под руководством американца,
проводившей на средства Фонда Гугенхейма исследование приднестровского общества.
Мы обнаружили, что твёрдых приверженцев Молдовы у нас порядка 6%, ещё где-то
11-12% колеблются. Таким образом, суммарная численность потенциальной "пятой
колонны" у нас не более 20%. Конечно, и их нельзя сбрасывать со счёта. Мы
видели, какие проблемы способны создать 20% католиков в Белоруссии или 10%
униатов на Украине. Если из 100 солдат, находящихся на передовой, 6 являются
откровенными врагами и ещё 12 выжидают, на чьей стороне будет победа - это
неприятная реальность. Но если выборы состоятся сейчас, эти 20% не смогут
навязать свою волю остальным 80%. Конечно, есть ещё несколько сёл на левом
берегу, находящихся под юрисдикцией Молдовы, жители которых просто запуганы.
Однако почти всё взрослое население этих сёл находится на заработках в России, а
голосовать на выборах будет старшее поколение, которое вряд ли послужит
подходящим материалом для революции. Что касается приднестровской элиты - они
все вынуждены считаться с настроением 80% населения республики, и понимают, что
в случае предательства никто из них не усидит на своём месте.
ИА REGNUM: А не может ли возникнуть тенденции к
уменьшению этой цифры в 80% вследствие усталости населения республики от
ощущения постоянной неопределённости, сплошных блокад, постоянной угрозы
войны?
- Всё дело в том, что "определённость" у Приднестровья -
гораздо твёрже, чем у Молдовы! Мы как государство состоялись гораздо в большей
степени, чем Молдова. Да, и у нас есть богатые и бедные, есть продажные
чиновники, есть коррупция, есть милицейский беспредел. Но в Молдове всё это
имеется в тысячекратно большей степени! Зато у нас никто и никогда не делил
жителей республики по "сортам", а в Молдове это делали постоянно, притом не
какие-то там оголтелые демонстранты, а президент Молдовы Снегур, премьер-министр
Молдовы Друк - в своих официальных выступлениях! Все русские военнослужащие,
ветераны войны были названы "оккупантами", молдаване, которые не хотели думать,
как румынизаторы - объявлены "манкуртами", левобережные молдаване -
"чобанистами" (по имени молдавского учёного и писателя И.Д.Чобану - ярого
противника румынизации). Официально употреблялся термин "примитивный
молдовенизм". Украинцы, белорусы, представители других национальностей,
специалисты, поднимавшие экономику республики - "мигранты" (я хорошо помню этот
лозунг - "Молдова вам - не сточная канава"). Гагаузы - "вообще не народ", "толпа
кочевых пришельцев", "варвары", "дикари"... И только себя, любимых, эта
фашиствующая "интеллигенция" именовала "истинными, природными хозяевами этой
земли". Понятно, что ни "оккупанты", ни "мигранты", ни "манкурты", ни "варвары"
не могут считать такую страну своей. Причём в отличие от Прибалтики - здесь
расколота сама т.н. "титульная" нация. Эта группа писателей, поэтов,
журналистов, именующая себя "солью земли", вообще отказывает Молдове в праве на
своё государство. Они считают Молдову частью Румынии, говорят о "двух румынских
государствах". В отличие от них, в Приднестровье представители всех живущих
здесь народов знают, что это - наше государство, пусть непризнанное и
несовершенное. Если бы они не хотели здесь своего государства - разве они могли
бы выиграть войну? Разве их кто-то сгонял в народное ополчение?
В случае "аншлюса" с Молдовой мы потеряем нашу
стабильность - как политическую, так и экономическую. Все наши недостатки
возрастут в кубе. Сегодня промышленность Молдовы полностью разрушена. Политики
Молдовы совершенно напрасно обвиняют приднестровцев, что они "захватили
молдавскую промышленность". Кишинёв был городом оборонных гигантов
-"Виброприбор", "Молдавгидромаш", "Счётмаш", "Мезон", "Эталон", "Сигнал"...
Сегодня этого всего нет. В цехах завода "Мезон", где производились комплектующие
для подводных лодок - сейчас магазины, лавки, "бутики". А в результате
выполнения требований Евросоюза в Молдове резко вырастут цены, будет
окончательно похоронено сельское хозяйство, последние остатки производства.
Присоединение к Молдове приведёт к резкому ухудшению уровня жизни, и здесь все
это прекрасно понимают. Поэтому "оранжевой революции" в Приднестровье не
будет.
|