Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №130(15.09.2005)
<< Список номеров
НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
ПРОБЛЕМЫ ДИАСПОРЫ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.


Николай Бабилунга: "Оранжевой революции" в Приднестровье не будет»

04.09.2005. ИА REGNUM

ИА REGNUM: Николай Вадимович, в Молдове уже на протяжении почти 20 лет навязывается мнение, что молдавский язык во времена Российской Империи и в сталинские времена подвергся искусственной славянизации...

- Это абсолютная чушь. Молдавская письменность на славянской графике появилась не потому, что так захотел Сталин. Напротив - при Сталине молдавская письменность была как раз переведена на латиницу.

ИА REGNUM: Почему это было сделано?

- Скорее всего, речь идёт о стремлении большевиков к мировой революции. Мы можем вспомнить, что и Луначарский хотел перевести русский язык на латинскую графику. Кириллица, которой исторически пользуется молдавский язык - не следствие злой воли Николая II, Сталина или Брежнева. Молдаване, а точнее, даже их предки - волохи - приняли кириллицу вместе с принятием христианства в зоне влияния Византийской империи. Волохи переняли православное богослужение от южных славян, что повлекло за собой и восприятие славянской письменности. Молдаване пользовались славянской графикой вплоть до 1852 года. Более того - церковнославянский язык применялся в Молдавии в качестве государственного вплоть до Дмитрия Кантемира. Первая книга на молдавском языке появилась в 1647 году. Таким образом, вся история молдаван как самобытного народа связана с Православием и славянской письменностью. В Венском музее хранится знамя Стефана Великого, отправленное им туда после победы над турками. На знамени изображён святой Георгий Победоносец и сделана надпись на церковнославянском языке. Если бы кто-нибудь предложил этому великому молдавскому господарю написать на том знамени хоть одно слово латинскими буквами - этот человек бы лишился головы. Любая попытка латинизации воспринималась в Молдавии как католическая ересь.

ИА REGNUM: Стефан Великий был ревностным православным?

- Ещё каким! Он строил в Молдавии монастыри и храмы, при нём Православие распространялось в стране интенсивнейшими темпами, переписывались Евангелия, Жития святых, труды византийских богословов, поэтому, несмотря на всю его жестокость, на всю пролитую им кровь - Стефан Великий был причислен к лику святых. Все документы на молдавском языке - Анонимная летопись, Путнянская летопись, "Анналы двора Стефана Великого", летописи Макария, Евфимия и Азария (XIV - XVI века) - всё это было написано на славянской графике. В XVII - XVIII веках здесь усиливается влияние греков-фанариотов, и наряду с церковнославянским распространяется греческий язык. Но латинской письменности молдавский язык (как, впрочем, и валашский) не знал вплоть до середины XIX века.

ИА REGNUM: Какова этимология термина "румыны", "румынский"?

- Вообще-то румынами на территории средневековой Молдавии называли не "потомков римлян", а ромэнов, то есть цыган. В отличие от свободных молдавских крестьян, цыгане в Молдавии были крепостными - самыми бесправными и униженными. Обратите внимание, как меняется смысл слова при замене шляпки над буквой а: на румынском слово roman читается как "ромэн", а слово roman - как "румын". "Всё дело в шляпе", но в очень важной шляпе. Кстати - если мы напишем по-румынски название столицы Молдовы - Chisinau - и прочитаем это слово по-французски - мы получим: Шизино.

Так вот, в середине XIX века представители молдавско-валашского "образованного класса", начитавшись французских революционно-просветительских книг, решили: "Да здесь же была римская провинция - Дакия! Мы - потомки образованных римлян!". В поисках своего родства с французами и итальянцами, они стали требовать перевода своей графики на латинскую. Впервые название "Румыния" появляется в 1859 году с образованием единого государства во главе с господарём Александром Кузой. В 1862 году министр внутренних дел Румынии Гика своим распоряжением запретил совершать церковные службы на славянском языке. Все церковнославянские книги изымались, уничтожались монастырские типографии с кириллическим оборудованием, было запрещено даже совершать службы в честь русских святых и вообще поминать их. В первую очередь, это коснулось древнейшего Нямецкого монастыря.

ИА REGNUM: Это встретило какое-либо сопротивление среди молдавского православного духовенства?

- Конечно! Наш знаменитый Ново-Нямецкий монастырь в Кицканах был создан монахами-беглецами из Нямецкого монастыря во главе с архимандритом Андроником и иеромонахом Феофаном, не пожелавшими терпеть бесчинства румынских властей по отношению к Православию и его святыням. И это - только один из множества известных случаев! И народ, и духовенство всеми силами сопротивлялось лингвистическим нововведениям, поэтому властям приходилось насиловать, насиловать и ещё раз насиловать.

ИА REGNUM: Насколько безболезненно с лингвистической точки зрения проходил процесс латинизации?

- А разве может безболезненно проходить процесс искусственного помещения чего-либо в чужеродные рамки? В первую очередь, латинская графика не передаёт многих звуков. Звук ы в молдавском языке есть, а буквы такой нет. Мягкий знак есть, а буквы нет. То же самое касается букв т, ц. Поэтому и пришлось выдумывать различные диакритические знаки над буквами - всякие шляпки, птички, хвостики и т.д. Вообще румыны за 150 лет провели 70 (!) реформ своего языка. Восточная музыка плохо ложится на семинотную гамму, и Дмитрию Кантемиру приходилось сочинять для этой музыки специальное нотное письмо. То же самое получилось и с языком.

ИА REGNUM: Следовательно, перевод письменности в Молдове на латинскую графику в 1990 году не имел ничего общего с национально-духовным подъёмом, со стремлением вернуться к корням, возродить свою утраченную исконную письменность и культуры?

- Безусловно. О каком "возвращении к корням" вы говорите? Все события конца 80-х - начала 90-х в Молдове имели под собой чёткую политическую подоплёку. Цель как раз была прямо противоположная - ликвидировать в молдавском народе его национальную самоидентификацию. В конце 80-х годов представители молдавской "интеллигенции" всеми силами внушали, что никакого самобытного молдавского языка, молдавской письменности и языка не существует в природе, что "молдаване - суть румыны". Каждый, кто с этим пытался спорить - причислялся к "манкуртам", "русофонам" и "коммунистам". Покажите мне ещё какой-нибудь народ мира, чья интеллигенция отказывает самим себе в праве на существование!

ИА REGNUM: То есть стремление молдаван, живущих в Приднестровье, к сохранению кириллической письменности никак не связана с "испорченностью" и "столетиями русификации"?

- Совершенно верно! Просто молдаване в Приднестровье не захотели насиловать свой родной язык. Подавляющее число приднестровских молдаван ни при каких обстоятельствах не согласятся считать свой собственный самобытный язык "испорченным румынским". Исключение составляют лишь пара-тройка отщепенцев типа "террориста-правозащитника" Урыту или правобережного цыгана Илашку, родившегося в селе Таксобены под Флорештами. Мне довелось присутствовать на первом съезде Союза молдаван Приднестровья в 1991 году. Этот съезд проходил ещё до развала СССР. Я помню настроение этих людей, выступления, которые звучали на этом съезде. Все как один не хотели румынизации, насилия над молдавской графикой, хотели жить в единой семье братских народов. И это были не пустые слова. Здесь никто не боялся референдума 17 марта 1991 года о сохранении СССР. В правобережной Молдове, как мы помним, этот референдум был запрещён президентом Снегуром. Следовательно, ему было чего бояться. И здесь, в Приднестровье, национальное самосознание молдаван сохраняется, их самобытность не уничтожается, в отличие от правого берега.

ИА REGNUM: В чём же причина агрессивности, с которой представители молдавской "интеллигенции" добивались отказа от собственного языка и традиционной графики?

- Люди просто профессионально отрабатывали вложенные деньги. Проблема ведь не в языке. Вся затея с переводом письменности, как и в 1862, как и в 1989 году, имеет отчётливую геополитическую направленность. Всё это делалось с целью переориентировать Молдову (как когда-то Румынию) с востока на запад, создать новый санитарный кордон вокруг России, окружить её железным кольцом и раздробить на целый ряд мелких "княжеств". Язык - это "матрица", с помощью которой в сознание нации закладывается "культурный код", передающийся через поколения.

ИА REGNUM: Как сегодня молдавская школа в правобережной Молдове изменяет сознание людей, тот самый "культурный код" нации?

- Простой пример: возьмём смешанную семью, где отец - молдаванин, мать - русская. Их сын идёт в обычную кишинёвскую школу. Возвращается он из неё убеждённым, что его мать - "оккупантка", а отец - человек "с искажённым Сталиным сознанием", словом, что родители его - "ущербные люди". И эти выпускники школ лет через 20 - 30 будут определять судьбу Молдовы, её политику.

ИА REGNUM: Но ведь перевод письменности на латиницу был поддержан основной массы молдаван, не так ли?

- В том-то и дело, что нет! Народ просто никто не стал спрашивать, как и во время референдума 17 марта! Когда в 1968 году 99 рабочих завода "Авто-Прага" обратились с письмом к Брежневу с просьбой ввести в Чехословакию советские войска, весь мир возмущался, как эти 99 человек могут решить судьбу целого народа. Но никого не смущает тот факт, что судьбу молдавского народа решили 66 литераторов, написавших "коллективку" в 1988 году. Никто не проводил никакого референдума среди молдаван. Не обязательно ведь было опрашивать всех. Но хотя бы все те, у кого в паспорте стояла запись "молдаванин", должны были дать свой вердикт переводу письменности. В 1989 году приднестровские забастовщики отнеслись к проблеме максимально деликатно. Они не ставили вопроса о графике. Они не говорили своё решительное "Нет!" статусу молдавского языка. Они только требовали поставить на референдум утверждение 1 или 2 языков в качестве государственных. Это требование Кишинёвом было проигнорировано. В результате в Приднестровье, вне зависимости от желания Кишинёва, был проведён референдум, где народ высказался за 3 государственных языка: молдавский (на кириллической графике), русский и украинский.

ИА REGNUM: Но разве не то же самое предлагает сегодня Приднестровью парламент Молдовы?

- Во-первых, о кириллической графике речь, насколько я понимаю, не шла. А во-вторых - слишком поздно! Если бы эти предложения прозвучали лет 15 - 16 назад, то да, возможно, история пошла бы по иному пути. Возможно, Приднестровье бы не отделилось от Молдовы. Но сегодня, после войны, после резни в Дубоссарах и Бендерах - после этого озера пролитой крови, после блокады - экономической, информационной, телефонной - говорить об этом просто смешно. Кроме того, господин Воронин нам ничего нового не предлагает - 3 официальных языка для Приднестровья предусмотрены ещё Меморандумом 1997 года, под которым стоит подпись президента Молдовы Петра Лучинского. И ни слова о латинской графике там нет.

ИА REGNUM: Можно ли всерьёз обсуждать проект предоставления Приднестровью автономии в составе Молдовы, с существованием собственного представительного органа власти?

- Чем будет заниматься новый "Верховный Совет"? Ремонтом канализации? Ещё можно было бы клюнуть на эту удочку, если бы у нас перед глазами не было горького примера Гагаузии. Всего, что им обещали - не дали, и даже то, что дали - очень быстро отобрали. Мы неоднократно предлагали Молдове создание единой федерации, в которую на правах субъектов вошли бы правобережная Молдова, Приднестровье и Гагаузия. Президент мог бы каждый год меняться. Если в Швейцарии президентом становится германоязычный протестант - это для франкоязычных католиков не имеет никакого значения: они защищены законодательством. Молдова этого варианта не хочет.

ИА REGNUM: С чем связан тот факт, что многие родители сегодня предпочитают отправлять своих детей учиться в Молдову?

- Это происходит не в связи с эффективной политикой румынистов. Просто люди пытаются приноровиться к меняющимся обстоятельствам. В Румынии, в отличие от России, обучение для выходцев из Приднестровья бесплатное, там даже будут платить стипендию. А если делать ставку на получение образования в Румынии - значит, надо учиться в школе на латинице. Ребёнок будет учиться в Кишинёве или Бухаресте, следовательно - история России ему не нужна. Появляются желающие открыть здесь румынские школы. Но ведь государство и не запрещает это делать! Хотя официальный язык здесь - молдавский на кириллической графике, школу здесь можно открывать хоть румынскую, хоть китайскую. Главное требование - учиться по принятой здесь образовательной программе, чтобы объём знаний был не меньше и не хуже, чем у других приднестровских детей. Если программы обучения не будут соответствовать стандартам - это и будет ущемлением детей. Здесь на протяжении 3 лет работала российско-молдавская комиссия по нострификации дипломов. И выяснилось, что украинские и молдавские стандарты высшего и среднего образования не дотягивают до российских! Диплом о высшем образовании, полученный на Украине или в Молдове, в России соответствует диплому о незаконченном высшем образовании. Это значит, что выпускник кишинёвского вуза не может, к примеру, работать учителем в российской школе - а только ассистентом. Чтобы получить российский сертификат диплома о высшем образовании, он должен ещё проучиться в российском вузе. Если в России проходят 300 часов математики, то в Молдове - 100 часов и т.д. Более того, есть предметы, которые Молдова вообще не признаёт. Выпускник молдавской школы не может поступить в российский вуз. В то же время в Приднестровье принят российский стандарт образования, и дипломы, получаемые здесь, в России признаются.

ИА REGNUM: Что Вы можете сказать о присоединении Молдовы к так называемому "Болонскому процессу"?

- Это когда вместо нормальных студентов будут э-э... "болонки"? Смешно, право слово. Учится студент в молдавском вузе 3 года, получает степень "бакалавра" и едет доучиваться в Мадридский университет. Теоретически. Потому что практически этой возможностью никто не сможет воспользоваться. Молдавский студент может ехать куда угодно, но учиться там он не сможет - не хватит у него на это никаких средств. Всё это - сказочки для дурачков, которые травят бедному, забитому населению правобережной Молдовы.

ИА REGNUM: В декабре этого года состоятся выборы в Верховный Совет ПМР. Глава миссии ОБСЕ Уильям Хилл заявил, что если выборы не будут проводиться под эгидой этой организации - они никогда и ни кем не будут признаны. В то же время в Приднестровье существуют определённые силы, находящиеся в оппозиции власти и стремящиеся в Молдову. Каков потенциал "бархатной революции" в Приднестровье, на которую в Кишинёве возлагают столько надежд?

- Я был в составе группы под руководством американца, проводившей на средства Фонда Гугенхейма исследование приднестровского общества. Мы обнаружили, что твёрдых приверженцев Молдовы у нас порядка 6%, ещё где-то 11-12% колеблются. Таким образом, суммарная численность потенциальной "пятой колонны" у нас не более 20%. Конечно, и их нельзя сбрасывать со счёта. Мы видели, какие проблемы способны создать 20% католиков в Белоруссии или 10% униатов на Украине. Если из 100 солдат, находящихся на передовой, 6 являются откровенными врагами и ещё 12 выжидают, на чьей стороне будет победа - это неприятная реальность. Но если выборы состоятся сейчас, эти 20% не смогут навязать свою волю остальным 80%. Конечно, есть ещё несколько сёл на левом берегу, находящихся под юрисдикцией Молдовы, жители которых просто запуганы. Однако почти всё взрослое население этих сёл находится на заработках в России, а голосовать на выборах будет старшее поколение, которое вряд ли послужит подходящим материалом для революции. Что касается приднестровской элиты - они все вынуждены считаться с настроением 80% населения республики, и понимают, что в случае предательства никто из них не усидит на своём месте.

ИА REGNUM: А не может ли возникнуть тенденции к уменьшению этой цифры в 80% вследствие усталости населения республики от ощущения постоянной неопределённости, сплошных блокад, постоянной угрозы войны?

- Всё дело в том, что "определённость" у Приднестровья - гораздо твёрже, чем у Молдовы! Мы как государство состоялись гораздо в большей степени, чем Молдова. Да, и у нас есть богатые и бедные, есть продажные чиновники, есть коррупция, есть милицейский беспредел. Но в Молдове всё это имеется в тысячекратно большей степени! Зато у нас никто и никогда не делил жителей республики по "сортам", а в Молдове это делали постоянно, притом не какие-то там оголтелые демонстранты, а президент Молдовы Снегур, премьер-министр Молдовы Друк - в своих официальных выступлениях! Все русские военнослужащие, ветераны войны были названы "оккупантами", молдаване, которые не хотели думать, как румынизаторы - объявлены "манкуртами", левобережные молдаване - "чобанистами" (по имени молдавского учёного и писателя И.Д.Чобану - ярого противника румынизации). Официально употреблялся термин "примитивный молдовенизм". Украинцы, белорусы, представители других национальностей, специалисты, поднимавшие экономику республики - "мигранты" (я хорошо помню этот лозунг - "Молдова вам - не сточная канава"). Гагаузы - "вообще не народ", "толпа кочевых пришельцев", "варвары", "дикари"... И только себя, любимых, эта фашиствующая "интеллигенция" именовала "истинными, природными хозяевами этой земли". Понятно, что ни "оккупанты", ни "мигранты", ни "манкурты", ни "варвары" не могут считать такую страну своей. Причём в отличие от Прибалтики - здесь расколота сама т.н. "титульная" нация. Эта группа писателей, поэтов, журналистов, именующая себя "солью земли", вообще отказывает Молдове в праве на своё государство. Они считают Молдову частью Румынии, говорят о "двух румынских государствах". В отличие от них, в Приднестровье представители всех живущих здесь народов знают, что это - наше государство, пусть непризнанное и несовершенное. Если бы они не хотели здесь своего государства - разве они могли бы выиграть войну? Разве их кто-то сгонял в народное ополчение?

В случае "аншлюса" с Молдовой мы потеряем нашу стабильность - как политическую, так и экономическую. Все наши недостатки возрастут в кубе. Сегодня промышленность Молдовы полностью разрушена. Политики Молдовы совершенно напрасно обвиняют приднестровцев, что они "захватили молдавскую промышленность". Кишинёв был городом оборонных гигантов -"Виброприбор", "Молдавгидромаш", "Счётмаш", "Мезон", "Эталон", "Сигнал"... Сегодня этого всего нет. В цехах завода "Мезон", где производились комплектующие для подводных лодок - сейчас магазины, лавки, "бутики". А в результате выполнения требований Евросоюза в Молдове резко вырастут цены, будет окончательно похоронено сельское хозяйство, последние остатки производства. Присоединение к Молдове приведёт к резкому ухудшению уровня жизни, и здесь все это прекрасно понимают. Поэтому "оранжевой революции" в Приднестровье не будет.


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ