Пробный камень, Киев и Тбилиси выстраивают ось демократических стран
27.08.-02.09.2005.
Зеркало недели (Киев)
Владимир Кравченко
Для Киева и Тбилиси поддержка развития демократических
процессов в странах СНГ стала одним из приоритетов внешнеполитического курса. В
контексте этой политики лидеры Украины и Грузии уже долгое время лелеют идею
создания организации, которая бы занималась вопросами распространения и защиты
демократии и в то же время закрепила бы лидерство этих двух стран в
демократических процессах на постсоветском пространстве. В августе этот
амбициозный замысел стал оформляться: в Боржоми Виктор Ющенко и Михаил
Саакашвили заявили о намерении создать в рамках Балто-Черноморско-Каспийского
региона Сообщество демократического выбора. В случае удачи можно ожидать
появления нового регионального содружества, выходящего за рамки постсоветского
пространства.
Чтобы быть удачно реализованной, любая инициатива по
созданию международной организации либо неформального клуба должна не просто
вовремя появиться. Проект должен иметь добротно проработанную содержательную
часть с четким пониманием целей и приоритетов, а также учитывать реальное
соотношение сил в регионе и возможную реакцию со стороны негативно настроенных к
нему стран. Увы, именно этого как раз и нельзя сказать о боржомской инициативе
двух президентов.
Как следует из совместного заявления двух президентов,
выдержанного в духе декларирующей приверженность демократии карпатской
декларации, цель Сообщества — «в преобразовании этого содружества в мощный
инструмент для освобождения нашего региона от всех оставшихся разделительных
линий, нарушений прав человека, от всякого духа конфронтации, от замороженных
конфликтов». Виктор Ющенко и Михаил Саакашвили пригласили присоединиться к
инициативе «всех лидеров Балто-Черноморско-Каспийского региона, которые
разделяют наше видение новой Европы, нашу веру в будущее и потенциал этого
пространства, а также наши демократические цели». И, наконец, всем лидерам этого
региона предлагается принять участие в саммите, который состоится нынешней
осенью. Примечательно, что Россия совместно с Европейским Союзом и Соединенными
Штатами приглашаются на это мероприятие в качестве наблюдателей.
Первое впечатление от боржомской инициативы после
прочтения совместного заявления двух президентов, — проект невнятный и туманный,
требующий серьезной проработки, поскольку подобная расплывчатость может стать
причиной провала достаточно привлекательной идеи демократизации региона. Так,
если абстрагироваться от самого названия проекта, то не вполне понятно, каково
содержание инициативы: прописанная в тексте совместного заявления цель
Сообщества достаточно амбициозна. И столь же декларативна. Пока неясно, какими
механизмами будут убирать разделительные линии и добиваться соблюдения прав
человека. Определенности не вносят и ссылки в тексте заявления на такую
почтенную, но малоизвестную организацию, как Сообщество демократий, и документ —
Сеульский план действий. Невразумителен также формат содружества и принцип его
формирования. К тому же в заявлении не совсем корректно упомянута Россия:
согласимся с Леонидом Кравчуком, что Москве демонстративно отказали в праве
участвовать в этой инициативе. А это еще один фактор раздражения в и без того
непростых украинско-российских отношениях. (Впрочем, позже Киев подкорректировал
свою позицию. Первый замглавы МИД Украины Владимир Огрызко заявил, что
Сообщество демократического выбора открыто для присоединения к нему России.)
Подобных шероховатостей боржомской инициативы, которые
позволяют трактовать ее как пробный камень, можно было бы избежать. Тем более
что сам замысел зрел в Киеве и Тбилиси еще с зимы 2005-го. Так, Михаил
Саакашвили был одержим идеей проведения в Крыму конференции «Новая Ялта», дабы в
Ливадийском дворце обсудить вопросы демократии и гражданского общества. Позже
грузины, основываясь на предложениях Брюса Джексона, часто выражающего
неофициальную позицию Белого дома, предложили создать организацию в составе
Грузии, Румынии и Украины, т.е. тех стран, где в течение последнего времени
произошли внутриполитические изменения.
В свою очередь Киев выступал за расширение функций ГУАМ.
Во время кишиневского саммита глав государств этой организации Виктор Ющенко
предложил создать на ее базе международный региональный орган, где помимо
экономики присутствовали бы и такие элементы как безопасность и демократия. «На
базе ГУАМ была бы создана коалиция государств, которая стала бы оплотом и
гарантом демократических преобразований и стабильности в Черноморско-Каспийском
регионе», — сказал тогда наш президент. А Борис Тарасюк одно время даже говорил
о переименовании этого объединения четырех на «Содружество за демократию и
развитие». В конечном счете произошел симбиоз украинских и грузинских
предложений, в результате чего в Боржоми прозвучал призыв создать Сообщество
демократического выбора как подынициативу Сообщества демократий…
Мы далеки от мысли, что «сырой» вид обнародованной
инициативы вызван банальным намерением оценить реакцию некоторых стран. Прежде
всего, России, подозрительно относящейся к демократическим процессам на
постсоветском пространстве в целом и к политике Грузии и Украины в частности.
Скорее правы те, кто полагает, что у разработчиков боржомской инициативы не было
достаточно четкого представления, на что и на кого должен ориентироваться
проект. И шероховатости обусловлены тем, что авторы идеи исходили из зависимости
будущего формата Сообщества от тех стран, которые захотят осенью этого года
присоединиться к инициативе Ющенко и Саакашвили.
Что касается последнего, то есть все основания
утверждать, что на настоящее время эта инициатива задумывается как неформальный
клуб, где страны, разделяющие общие ценности, смогут обсуждать проблемы
безопасности и демократии в регионе, вырабатывая общую позицию по ключевым
проблемам. При этом для Киева и Тбилиси неформальный клуб будет иметь смысл
только в том случае, если Сообщество не ограничится Украиной, Грузией и теми
странами Балто-Черноморского региона, которые уже являются или в ближайшем
будущем станут членами ЕС и НАТО. Поскольку подразумевается, что участие в этой
инициативе некоторых развивающихся постсоветских стран Южного Кавказа и
Центральной Азии будет способствовать их демократизации. К примеру, взять
Азербайджан: в Киеве полагают, что эту южнокавказскую страну, располагающую
богатыми запасами нефти, не следует изолировать от демократических процессов. В
то же время под сомнением участие в этой инициативе Беларуси.
В предыдущие месяцы глава украинского внешнеполитического
ведомства не раз затрагивал тему этого проекта во время своих встреч с коллегами
из стран СНГ и Восточной Европы. Однако глубокие и предметные консультации по
данному вопросу еще не проводились. Так что не во всех столицах стран
Балто-Черноморско-Каспийского региона знают, о чем идет речь. И в этом случае
приходится констатировать слабую дипломатическую подготовку инициативы.
На сегодняшний день, пока лишь литовский президент Валдас
Адамкус публично поддержал боржомскую инициативу. Впрочем, Валдас Адамкус
последователен в вопросах усиления региональных связей и поддержки
демократической трансформации общества. Прочие президенты пока воздержались от
публичной поддержки или критики предложения Ющенко и Саакашвили. Возможно,
ожидая реакцию России на предложение стать наблюдателем на запланированном
саммите. И если официальной реакции Кремля еще не было, то комментарии
российских экспертов последовали моментально: они полагают, что Сообщество
демократического выбора является альтернативой Содружества независимых
государств.
Но куда интереснее то, что промолчал и Александр
Квасьневский. В отличие от Валдаса Адамкуса, польский президент даже не
затрагивал тему Сообщества демократического выбора во время своего пребывания в
Крыму на праздновании восьмидесятилетия «Артека», будучи более озабоченным
проблемами, возникшими у Польши в ее отношениях с Беларусью и Россией. А ведь
без Польши, как признают балтийские дипломаты, инициированное Ющенко и
Саакашвили Сообщество не будет иметь перспектив. Причины подобного молчания
поляков кроются не только во внутриполитической ситуации в Польше, где через
несколько месяцев пройдут президентские выборы, или во внешнеполитических
проблемах, связанных с кризисом в отношениях с Россией. Свою роль сыграл и
личностный фактор: Александр Квасьневский претендует на пост генсека ООН. Москва
же не готова отдать свой голос за польского лидера. И в сложившейся ситуации не
в интересах Квасьневского публично поддерживать инициативу, которая грозит еще
большим осложнением в отношениях Варшавы и Москвы. В то же время польская
сторона достаточно положительно относится к боржомскому проекту. Возможно, в
будущем она и примет в нем участие. В противном случае место Польши займет
Румыния, которая, при политической поддержке Соединенных Штатов, претендует на
лидерство в Черноморском регионе. Однако амбиции Бухареста могут войти в
столкновение с интересами Киева. И в этом кроется один из потенциальных
источников конфликтов будущего Сообщества демократического выбора.
|