Мы на равных с… СУАР!..
09.09.2005.
Сеть.kz
Тулеген Касымов
Размышления
о китайской экспансии, обоюдовыгодном «партнерстве» и многовекторности
Астаны
Кто-то из великих государственных мужей, кажется,
Бисмарк, сказал: «Политика государства определяется его географией». Наша
география такова, что мы расположены между Россией и Китаем, и именно их влияние
на нашу политику является определяющим. Такой расклад, откровенно говоря,
является не слишком удачным. И трудно сказать, как в дальнейшем наша география
скажется на нашей политике.
О влиянии России на Казахстан и возможных негативных
последствиях излишней ориентированности двух стран друг на друга было подробно
изложено в прошлых номерах (см. “Призрак Майдана”, №4 “Сеть.kz” и “Астана ставит
на Москву”, №6 “Сеть.kz”). Коротко напомним, что речь шла о нестабильности
ситуации в современной России. По мнению некоторых аналитиков, в РФ назревает
экономический и политический кризис, который неизбежно скажется на всех
постсоветских государствах, включая и Казахстан. В этих условиях для Астаны было
бы логично попытаться “прислониться” к Китаю с тем, чтобы найти в Пекине
надежных союзников.
На коротком
поводке
Однако особенность китайской внешней политики в том, что
Пекин никогда не ориентируется ни на конкретные режимы, ни на конкретные
личности, возглавляющие эти режимы. Наглядным примером является Пакистан,
который являлся и является сердечным союзником Китая при любых режимах. Добился
этого Китай очень просто - привязал Пакистан к себе в экономическом и военном
отношении (хотя это открыто не признается, но ни для кого не секрет, что
пакистанская атомная бомба была создана благодаря помощи китайских специалистов,
и без Китая Пакистан никогда не сможет ни поддерживать, ни развивать свой
ядерный потенциал). Поэтому режимы в Исламабаде могут меняться как угодно, но ни
один из них уже просто не в состоянии разорвать отношения с Китаем, пусть даже
эти отношения и выглядят весьма неравноправными.
Ну а как складываются отношения между Астаной и Пекином?
Великолепно, с точки зрения Китая, и просто удручающе, с
точки зрения интересов Казахстана. В 2004 году внешнеторговый оборот между
Казахстаном и Китаем достиг $4,5 млрд., но выглядит он весьма однобоко.
Казахстан поставляет в Китай нефть, окатыши, цинк, сталь, черные и цветные
металлы. Китай экспортирует в Казахстан текстильные и трикотажные изделия,
пряжу, обувь, бытовую электротехнику, химреактивы, продукты питания, в т.ч.
сахар и кондитерские изделия. Все это посредственного качества, поскольку более
качественную продукцию КНР отправляет на более требовательные рынки - в Западную
Европу и США.
К чему ведет такая экономическая политика Казахстан? К
тому же, к чему она ведет Россию, - собственное производство становится ненужным
и разваливается, а мы становимся зависимыми от Китая и переходим в разряд
безнадежно отсталых стран, которым нечего предложить, кроме ресурсов.
Наша зависимость от КНР уже сейчас носит едва ли не
тотальный характер: просто страшно подумать, что произойдет, если мы вдруг
лишимся возможности приобретать дешевые китайские товары. В этом гипотетическом
случае без средств к существованию останутся сразу сотни тысяч людей -
“челноки”, торговцы на рынках, те, кто связаны с перевозками, и т.д. Большинство
населения страны у нас кое-как существует за счет потребления дешевой китайской
продукции, и, не будь ее, у нас натуральным образом грянет самая настоящая
экономическая и социальная катастрофа. Нам даже одеться не во что будет -
отечественная текстильная и швейная промышленность удовлетворяет лишь 8%
потребностей внутреннего рынка, все остальное заполняет импорт, прежде всего
китайский.
Другими словами, Китай уже экономически привязал нас к
себе и держит “на коротком поводке”, и, значит, может диктовать нам свои
условия. Ну куда мы денемся без китайских товаров, если продажа минеральных
продуктов и металлов невысоких переделов у нас достигла 90% всего экспорта
страны? Если из этой цифры более 63% приходится на продажу энергоносителей -
нефти, газового конденсата и природного газа?
Если отечественная промышленность окончательно
деградировала и не может удовлетворить внутренний рынок, а удельный вес
продукции с высокой добавленной стоимостью в общем объеме нашего экспорта
снизился менее чем до 1%?
Казахстан превратился в экспортера сырьевых ресурсов на
мировые рынки. И все!
Наш партнер
– СУАР
Обратим внимание, однако, на следующее. Казахстан не
представляет для Китая серьезного интереса ни как поставщик нефти (тут его
внимание направлено на Ближний Восток), ни как поставщик минеральных ресурсов
(их у нас тоже мало), ни как рынок сбыта (он у нас микроскопический по
мировым-то меркам), ни как стратегической партнер (страна со столь маломощной
экономикой и столь незначительными вооруженными силами не может быть
стратегическим партнером).
Тем не менее в планах Пекина и для нас есть место. Китай
давно всерьез взялся за экономическое развитие своих северо-западных провинций,
в частности СУАР, и подключил к своей программе Казахстан, не спрашивая нашего
согласия. Свыше 80% торговли Казахстана с КНР занимает именно СУАР. Наши власти
часто говорят о якобы партнерстве с КНР, гордятся своим участием в ШОС, мол,
смотрите, какой у нас международный вес - мы даже с Пекином на равных! Но если
называть вещи своими именами, на самом деле нашим партнером по существу является
не Китай как таковой (мы для него слишком мелкая величина), а всего лишь один
его автономный район, население которого уже сравнялось с населением Казахстана.
“Партнерство” же наше с СУАР схематично выглядит так. Мы
продаем на Запад свои ресурсы и получаем доллары. Затем эти доллару утекают в
Синьцзян-Уйгурский автономный район, а обратным потоком к нам движется ширпотреб
настолько низкого качества, что он даже в самом Китае спросом не пользуется.
Кооперативы в Урумчи расцвели на торговле с Казахстаном - на китайском рынке их
продукция не имеет никаких перспектив. Мы превратились в источник финансирования
экономики СУАР.
Мы всех обслуживаем: одним сплавляем ресурсы, экономику
других накачиваем конвертируемой валютой и открываем свой рынок для всех.
Единственный, кто неуютно чувствует себя на нашем рынке, это наш же собственный
производитель. В то время как казахстанский президент постоянно уверяет, что не
покладая рук работает на процветание нашей республики, процветать почему-то
начал не Казахстан, а Синьцзян-Уйгурский автономный район.
И ведь что любопытно, если выбор в пользу экспорта
ресурсов на Запад в Астане сделали сознательно, то в финансирование экономики
СУАР Астана оказалась втянута, сама того не заметив. То, что в экономическом
смысле мы настолько мощно привязались к СУАР, что разорвать эти связи для нас
уже проблематично, в казахстанском правительстве, кажется, еще толком не
понимают. Зато это уже поняли многие аналитики, с улыбкой воспринимающие
разговоры о каком-то нашем партнерстве с КНР через посредство ШОС.
Крайне невыгодное и неравноправное “партнерство” с одним
захудалым районом Китая - вот в действительности наш потолок. Еще пяток-другой
лет такого “партнерства”, и не исключено, что политику Казахстана будут
определять не в Астане и даже не в Пекине, а в каком-нибудь административном
центре нашего южного соседа.
…Таким образом, география, определяющая нашу политику, у
нас не просто неудачная, а даже тревожная. Наш северный партнер переживает
смутные времена, грозя стать источником нестабильности на всем постсоветском
пространстве. Южный же сосед затягивает нас в свою орбиту и фактически вынуждает
за свой счет решать его проблемы, что мы безропотно и делаем. А неоднократно
провозглашаемая у нас некая “многовекторная политика” на деле оборачивается
отсутствием всякой политики вообще. Есть ли в Казахстане хоть один человек,
который мог бы внятно сказать, какую, собственно, политику проводит наша страна
по отношению к Северу, к Югу, к Европе, к США и другим регионам планеты?
|