Альтернативы нет
06.09.2005. Globalrus.
Ru
Андрей Грозин
Курманбек
Бакиев покинул Москву в приподнятом настроении
Вступивший три недели назад в должность президента
Киргизии Курманбек Бакиев cовершил свой первый зарубежный визит. Как и следовало
ожидать, визит этот был нанесен в столицу России. Такое решение, кстати,
приветствовал Владимир Путин, похваливший Курманбека Салиевича за действие
«отвечающее духу стратегического партнерства» и заверивший, что Москва готова
реализовывать с Бишкеком «все ранее намеченные планы».
То, что первый официальный визит за рубеж новый
киргизский лидер совершит в РФ, объясняется трезвой оценкой новой властью
Киргизии той ситуации в экономике и непростыми политическими обстоятельствами, в
которых оказалась эта бедная горная страна.
Несмотря на смену лиц в киргизских коридорах власти, для
нового руководства республики повестка переговоров с Россией не изменилась,
оставаясь практически той же, что и при Аскаре Акаеве.
В экономическом плане проблемы, существовавшие в течение
всех лет независимости, после смены власти в марте текущего года, только
обострились. Был сорван курортный сезон на Иссык-Куле. Активно продолжается
передел собственности (все чаще – со стрельбой и убийствами «хозяйствующих
субъектов»), который ведет к оттоку инвестиций, сворачиванию предпринимательской
активности. Новая власть пока не решила ни одной экономической проблемы страны.
Более того, можно сказать, что в республике практически не существует значимых
ресурсов развития. Внешний долг достиг критической величины – около $1,92 млрд.
Экономические итоги года, наверняка, будут крайне плачевными, самыми неудачными
за последнее пятилетие. «Тюльпановая революция» ничего положительного киргизской
экономике не дала и новому руководству придется создавать экономику страны
заново.
В такой ситуации киргизскому руководству объективно нужны
любые возможные дополнительные ресурсы для того, чтобы удержать власть.
Этим, в частности, объясняется двусмысленная позиция
Киргизии по вопросу о присутствии военной базы США на ее территории. Сначала
новые киргизские власти подписали астанинскую декларацию ШОС о необходимости
определения сроков присутствия западных баз в Центральной Азии, а затем, в ходе
визита в Бишкек главы Пентагона Рамсфелда, – фактически взяли свои слова назад.
Причина такого поведения в острой необходимости в финансовых средствах. Именно в
финансовой поддержке наиболее всего нуждаются новые власти со стороны основных
центров силы – России, США и Китая.
Поэтому в ходе визита в Россию президент
Бакиев постарался заручиться не только политической, но и солидной
финансово-экономической поддержкой. Причем российское участие крайне желательно
для Киргизии. Объясняется это очень просто. Те финансовые вливания, которые
производит Запад, носят разовый характер и не делают погоды, не решают проблем в
целом.
Китайский капитал, ранее широко представленный в
Киргизии, серьезно испугался «тюльпановой революции», а еще больше - повторения
погромов. Поэтому Пекин пока очень сдержанно оценивает возможность финансовых
вложений в Киргизию.
Таким образом, остается традиционный партнер - Россия, у
которой появляется хорошая возможность заметно укрепить свои позиции в Киргизии
и за счет этого в Центральной Азии в целом.
Для российского бизнеса экономика Киргизии представляет
серьезный интерес. Речь идет не только о гидроэнергетике (РАО «ЕЭС») и
газораспределительной сети (Газпром). Территория республики весьма удобна для
расширения российского бизнес-присутствия во всей Центральной Азии (например,
для торговых сетей). Киргизия удачно расположена с точки зрения транзита
товаров.
В Киргизии имеется неплохая минерально-сырьевая база. В
перспективе интерес представляет возможное восстановление уранового производства
(включая первичную переработку) и золотодобыча. И уран, и золото требуют
серьезных инвестиций, но для перегруженного нефтедолларами бюджета РФ возможные
затраты будут просто незаметны. Весь ВВП Киргизии составляет около $2 млрд. –
сущая безделица. В Киргизии перед российским бизнесом сейчас открыто широкое
окно возможностей. И эта динамика, судя по итогам визита Бакиева, сохраняется.
Очевидно, следует ожидать окончательного решения вопроса о передаче киргизской
гидроэлектроэнергетики в концессию РАО «ЕЭС» и постепенного переход всего
киргизского энергокомплекса в руки российских корпораций. Разведкой и освоением
газовых месторождений, модернизацией, эксплуатацией и сооружением новых
газотранспортных мощностей займется Газпром.
Взамен Москва реструктуризирует долг Бишкека ($187,5
млн.) и уже в ближайшее время введет упрощенную процедуру трудоустройства и
проживания в РФ киргизских гастарбайтеров, которых, только по официальным
данным, в России насчитывается свыше 300 тыс. (реально - более полумиллиона).
Это, безусловно, резко повысит популярность нового лидера в киргизском
обществе.
Если рассматривать политический контекст визита Бакиева в
Москву, то здесь для Россию волнует вопрос об американской военной
базе в столичном аэропорту Манас. Россия вполне в состоянии стимулировать
киргизские власти к тому, чтобы они заняли более определенную позицию по этому
вопросу. В то же время нужно понимать, что для России это сейчас не вопрос
первостепенной важности.
Куда большей определенности от Бишкека в данном вопросе
может требовать Китай. Если Москва действительно присоединится к Пекину и окажет
консолидированное давление на Бишкек, Бакиеву придется поступить по отношению к
американцам так же, как поступил президент Узбекистана. Причем сам
Курманбек Салиевич на итоговой пресс-конференции ясно дал понять, что к вопросу
вывода американских баз в Бишкеке собираются вернутся немного позже, «через
полгода, может, через год».
При этом в ходе переговоров Путина и Бакиева, вероятно,
поднимался вопрос если не о создании очередной российской военной базы, то
военного объекта, например, антитеррористического или «антинаркотического»
центра на юге Киргизии. Благодаря такой структуре Россия сможет вести глубокий
мониторинг ситуации в Ферганской долине, а отсюда и всей Центральной Азии.
Киргизия при этом получит российскую политическую
поддержку в условиях складывающейся непростой ситуации в отношениях с ближайшими
соседями. Власти Казахстана и Узбекистана все больше рассматривают Киргизию не
только как «дурной пример» неконтролируемой смены элиты, но и как территорию,
способную стать рассадником «демократических революций» в Центральной Азии.
Тем более что активность США и международных НПО в
Киргизии действительно наводит на мысль, что из республики хотят сделать некий
«форпост демократии» в регионе. Наблюдаются попытки консолидировать
оппозиционные силы, объединить радикально настроенные демократические движения
не только собственно киргизские, недовольные результатами «революции», но и
общерегиональные.
Отдельно стоит сказать о такой, еще лишь обозначающейся,
проблеме, как зарождение совершенно новой оппозиции сегодняшнему киргизскому
руководству – отставного генералитета. Число высокопоставленных офицеров,
освобожденных командой Бакиева от должности, уже приближается к двум десяткам.
Некоторые из них готовят себя к участию в политических баталиях, создают партии,
движения и собирают сторонников. По слухам, распространяющимся по Бишкеку, в
течение ближайших месяцев страна может вновь оказаться на грани переворота. На
сей раз, вероятно, возглавляемого военными.
Главная проблема новой киргизской власти - ее слабость.
Многие процессы (особенно в регионах) ею не контролируются. Бакиеву остро
необходимо время, чтобы стабилизировать положение и укрепиться. Именно Россия
может оказать новому киргизскому президенту решающую помощь. Судя по итогам
переговоров, эта помощь Курманбеку Бакиеву будет оказана – киргизский президент
покинул российскую столицу в самом приподнятом настроении.
|