Представителю ПАСЕ рассказали правду о негражданах Латвии.
17.10.2005., ИА REGNUM
Председатель Надзорного (мониторингового) комитета ПАСЕ
Георгий Фрунда, 17 октября, во время встречи в Риге с представителями
общественных организаций национальных меньшинств Латвии был удивлен ряду
аспектов внедряемой в республике реформы образования, а также различию в
социальном положении граждан и неграждан. О деталях состоявшегося разговора
корреспонденту ИА REGNUM рассказали двое из его участников: член правления
Объединенного конгресса русских общин Латвии (ОКРОЛ) Дмитрий Катемиров и
сопредседатель Латвийского комитета по правам человека (ЛКПЧ) Алексей Димитров.
Как уже сообщало ИА REGNUM, цель визита еврочиновника - подготовка
пост-мониторингового доклада по Латвии в контексте проводимой в стране реформы
школ национальных меньшинств, связанной с переводом обучения в их старших
классах в основном на латышский язык, а также хода процесса натурализации. По
словам Катемирова, господин Фрунда очень интересовался нынешними условиями
получения гражданства и по каким причинам люди не идут натурализоваться?
"Мы пояснили, что многие просто не понимают, зачем им
вообще это нужно делать, - рассказал представитель ОКРОЛ. - Другая причина -
сложность самой процедуры натурализации, которая недоступна некоторым, особенно
пожилым людям, и не следует ожидать, что на таких условиях они в принципе
когда-нибудь натурализуются. На вопрос председателя комитета, почему в последнее
время все-таки относительно резко возросло количество натуразизуемых, я это
объяснил прагматическими соображениями, тем, что люди просто хотят получить
гражданство и уехать из Латвии, пользуясь возможностью переехать в страны ЕС".
Как отмечает Катемиров, председатель Надзорного комитета, очевидно, не знал и
был удивлен существованием списка профессий, запрещенных для неграждан: "Видимо,
он будет этот вопрос еще выяснять, мы его переадресовали к Борису Цилевичу
(депутат Сейма от Партии народного согласия, председатель подкомитета по правам
меньшинств Комитета по юридическим вопросам и правам человека ПАСЕ, - ИА REGNUM)
который изначально является автором этого списка". По словам Катемирова,
еврочиновника еще очень интересовали вопросы собственности: различия в правах
при приобретении недвижимости в Латвии между гражданами и негражданами. "Кроме
того, в контексте школьной реформы он был удивлен тем, что по закону теперь
целых 60% предметов старших классах средних школ национальных меньшинств нужно
учить на латышском языке, - добавил Катемиров. - Мне кажется, он этой цифры не
знал, к тому же по его реакции было видно, что и 60% это много".
В свою очередь сопредседатель ЛКПЧ Димитров обращает
внимание, что Георгий Фрунда действительно настроен получить информацию из
достаточно широкого круга источников: "Было видно, что при подготовке своего
доклада он не будет опираться только на позицию правительства, а выслушает
достаточно много людей, в том числе и придерживающихся оппозиционных взглядов.
Что касается вопросов образования, то действительно такое впечатление, что у
него изначально не было полной информации о происходящем в Латвии в этой
области. То есть он эту информацию собирает здесь на месте". На вопрос
корреспондента ИА REGNUM, каковы могут быть реальные результаты нынешнего
визита, Димитров пояснил: "Его цель - составить доклад, который будет вынесен
вместе с другими документами на рассмотрение комитета по мониторингу ПАСЕ. В
зависимости от того, как этот доклад воспримут остальные депутаты комитета,
возможно три решения. Первое, это возобновить мониторинг в Латвии, который был
закончен в 2001 году, вновь с регулярными визитами и проверками. Второе -
продолжение процедуры пост мониторинга, то есть то, что происходит сейчас:
смотрят, какой прогресс происходит по семи рекомендациям, данным Латвии при
завершении процесса мониторинга и периодически сюда кто-нибудь наезжает. Третье,
условно говоря, самое негативное, что может быть для меньшинств, это, если,
допустим, решат прекратить процедуру пост мониторинга. Какие-то выводы делать
рано, поскольку решение принимает не председатель комитета, а все его депутаты.
Но со стороны председателя было видно непонимание того, почему некоторые
проблемы до сих так и не удалось разрешить".
Господин Димитров также напомнил о рекомендациях, данных
Латвии в 2001 году: "Ратифицировать рамочную конвенцию по защите национальных
меньшинств. Ускорить процедуру натурализации, в том числе введя норму, что
централизованные экзамены по латышскому языку считаются как экзамены на
натурализацию, что, в общем-то, в свое время было сделано. А также снизить
пошлины на натурализацию, что тоже было сделано, но они не были отменены вообще.
Третья рекомендация заключалась в требовании изменить языковое законодательство
Латвии в соответствии с нормами и духом рамочной конвенции, но Закон о языке с
2001 года так и не был ни разу изменен. Четвертая - выделить дополнительные
средства на программу изучения латышского языка и Управлению натурализации.
Пятая - ратифицировать социальную хартию Совета Европы, что было сделано, но в
минимально допустимом объеме. Шестая - привести Закон об образовании в
соответствие с рамочной конвенцией. Это было сделано частично: норму "только на
латышском" убрали, введя пропорцию преподавания 60% на латышском языке и 40% на
родном. Причем по реакции господина Фрунда было видно, что здесь трудно говорить
о каком-то процессе взаимного компромисса. И седьмое, это эффективно
осуществлять программу интеграции". По словам Димитрова, у председателя
Надзорного комитета ПАСЕ также вызвало недоумение предложение правительства
Латвии ввести в Закон о гражданстве такой критерий для натурализуемых, как
"лояльность".
|