Ольга Чеботарева: «Все музейщики немножко сумасшедшие»
В Ташкенте расположился
уникальный для всей Средней Азии музей Сергея Есенина. С его директором, Ольгой
Чеботаревой беседуют корреспонденты Вестей.uz.
26.10.2005., Вести.uz.
Лия Ахметчанова, Ромина Тулякова
- Ольга Юрьевна, недавно вы отметили юбилей Сергея
Есенина. Расскажите, оправдались ли ваши надежды, возложенные на столь
праздничную дату?
- Да, дата 110 лет для нас была значительной, музей,
естественно, к этому готовился и ждал её. В Ташкенте было очень сложно найти
молодёжь, которая действительно бы читала Есенина, постигала всю глубину, всё
интересное, что содержится в его творчестве.
И вот, наконец, у нас состоялась встреча с таким молодым
коллективом, который назвал себя Экспериментальным театром «Этюд». Спектакль,
который они представили в нашем зале - был тем самым экспериментом, в процессе
которого и произошло, так сказать, погружение в стихи Есенина.
В спектакле мне более всего понравилось, как молодые
ребята читали Есенина. К режиссеру Алексею Павлову претензии некоторые имелись,
потому что на сцене, на мой взгляд, было много суеты, движений, но, у него было
такое право - экспериментировать. Спектакль назывался «110 мгновений из жизни
Сергея».
Наши гости особо отметили выразительность чтения стихов
молодыми актерами театра, сыгравших роль поэта. Это было главным, чтобы в музее
звучал голос Есенина, его стихи в исполнении детей разных возрастов, начиная от
маленьких - учеников 3 класса школы, и заканчивая выпускниками.
Принимал участие в спектакле и сам режиссёр театра. Для
нас важно, что мы получили хорошие отзывы и разные впечатления - они были новые,
нетрадиционные. Поэтому, в принципе, мы довольны тем, что нам удалось
сделать.
- А кто помогал вам в организации юбилея?
- Нам никто не помогал, мы сами себе помогали. Просто
знали, что такой юбилей произойдёт в этом году, и заранее продумывали, как и что
нужно будет сделать. Я как директор, как распорядитель кредитов, где-то
сэкономила, чтобы выписать, заказать афиши, приглашения, изготовить хорошие
программки. К сожалению, мы не можем рассчитывать на чью-то помощь, и только в
рамках бюджета имеем возможность себе что-то позволить.
- Но ведь во многих странах для музейного дела является
нормой привлечение внимания со стороны спонсоров и меценатов. Не пытались ли вы
пойти аналогичным путем?
- Какое-то время я пробовала искать меценатов, потому
что спонсорам все равно нужно возвращать каким-то образом вложенные в нас
средства, в какой-то другой форме. А меценатов в Ташкенте, к сожалению, не
оказалось, их нет. Во всяком случае, я не слышала о такой безвозмездной помощи,
которую оказывают музеям.
- Востребован ли музей Сергея Есенина сегодня?
- Видите ли, у нас действует система посещения по
заявкам - к нам звонят лицеи, колледжи, студенты и заказывают экскурсии. Есть у
нас и свободное посещение, когда мы просто без экскурсовода приглашаем людей
познакомиться с экспозицией, и отвечаем на их вопросы. Поэтому на посещаемость
мы не жалуемся, но есть музеи, в которых она действительно низкая. Это,
естественно, обидно работникам тех музеев, но, тем не менее, они продолжают
хранить эту часть культуры, продолжают свое дело.
Знаете, музейные работники, они, ведь оптимисты. И на
самом деле, мы все хорошо понимаем, что проблема посещаемости - не есть вина
музеев, это я думаю, скорее трудности нашего времени. Понимаете, мне кажется,
что сейчас образованием занимаются в школах, и совсем не занимаются в семьях. Я
это вижу по детям, которые к нам приходят. А только школа не может воспитывать
образованных людей и формировать их. Здесь нужна помощь родителей, а те очень
заняты зарабатыванием средств на жизнь. Я имею в виду, в основном, средний
класс.
- Как живет ваш музей, Ольга Юрьевна?
-Музей живет своей жизнью, программами. Мы же
государственный музей, и у нас есть план работы, который утверждается
министерством по делам культуры и спорта, перед которым мы отчитываемся за
проделанную работу. Разные бывают ситуации, бывает трудно, когда мы что-то
планируем и в силу каких-то обстоятельств и никак не можем исполнить, но мы
стараемся всё преодолевать. Главное есть люди и та работа, которую мы с ними
можем проделать.
Проблема только с тем, что у нас чрезвычайно маленький
штат сотрудников. Три года назад произошло сокращение, в музее осталось 3
человека - это 2,5 штатных единицы. Понятно, что мы ограничены в возможностях. А
раньше могли позволить себе гораздо больше в плане творчества не только Есенина,
но и всех мероприятий, которые проводили и проводим в зале.
А у нас бывают не только тематические есенинские
программы, мы дружим с музыкальной школой имени Успенского, с консерваторией, в
музее часто проводятся вокальные вечера, периодически выставки ташкентских
фотохудожников. И когда мы проводим выставки, стараемся отыскивать художников, в
творчестве которых есть некоторые российские оттенки.
То есть музеем ведется огромная работа. Иногда мы даже
шутим, что музей - наш не второй, а в первый дом. Наверное, все музейные
работники живут также. И здесь сложно найти виноватого. На содержание музеев
требуются немалые деньги, кроме оплаты сотрудников, нужно содержать здание,
как-то обновлять экспозицию, выпускать буклеты, информацию об исследовательской
деятельности.
Потому нужно терпение. Хотя оно порой кажется на исходе
- малы зарплаты, заедают проблемы быта. Однако, все музейщики немножко
сумасшедшие. И многое держится на любви к своему делу.
|