Срочные прививки от революции
БР. Белорусы и
рынок, 5 – 12 декабря 2005
Павлюк Быковский
Палата представителей 2 декабря приняла во втором чтении
предложенные президентом поправки в Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы,
предусматривающие тюремное заключение за дискредитацию государства и подготовку
акций протеста. Лишь три депутата осмелились проголосовать против президентских
поправок в УК и УПК. К празднованию 10 декабря очередной годовщины принятия
Всеобщей декларации прав человека законопроект может успеть одобрить Совет
республики и подписать президент.
Обсуждение законопроекта во втором чтении проходило
более оживленно и предметно, чем неделей ранее в первом (см. "БР" № 46/2005), но
ни одна депутатская поправка в президентский законопроект принята не была. За
представленный законопроект проголосовали 97 депутатов и только 3 — против. И
хоть голосование было тайное, в этом случае легко предположить, кто именно были
эти трое, поскольку активно протестовали при обсуждении законопроекта лишь Ольга
Абрамова, Сергей Гайдукевич и Виктор Кучинский.
Лидер Либерально-демократической партии С. Гайдукевич не
сделал письменных замечаний или предложений и не представил их в установленные
регламентом сроки в профильную комиссию, поэтому чисто процедурно его мнение
было проигнорировано. О. Абрамова и В. Кучинский в парламенте не первый год и к
сражению подготовились более тщательно. Поэтому они хоть и не смогли убедить в
своей правоте коллег по Овальному залу, но, по крайней мере, заставили депутатов
и разработчиков законопроекта высказаться.
О. Абрамова одной своей поправкой предложила исключить
из законопроекта практически все, кроме новой статьи Уголовного кодекса 3691
"Дискредитация Республики Беларусь", а второй поправкой — вместо ареста на срок
до 6 месяцев или лишения свободы до 2 лет предложила штраф за дискредитацию
страны в размере от 50 до 100 базовых величин.
Представляя коллегам свою первую поправку, О. Абрамова
сказала, что не видит для властей необходимости в ужесточении законодательства в
этой области: "Я не понимаю, какой острой необходимостью продиктованы такие
предложения. Мне кажется, что сегодня власти опасаться нечего — ее рейтинг
сегодня исключительно высок".
Заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты
представителей по национальной безопасности Юрий Андреев защитил президентский
законопроект с помощью следующего аргумента: "Имеется негативный опыт как в
Грузии, в Украине, так и в Киргизии. Там тоже, в Киргизии, рейтинг президента
очень высокий, но тем не менее события состоялись, и они в большей степени были
направлены на изменение существующего строя. Поэтому мнение президента вот
такое. И самое главное — то, что ваша поправка является исключающей поправкой, и
она полностью меняет концепцию проекта. Поэтому решение — комиссии не
поддержать". Подавляющее большинство согласилось с мнением комиссии.
В. Кучинский выступил с рядом редакционных поправок в
законопроект, но, в отличие от О. Абрамовой, предложил не гуманизировать
ответственность по ст. 3691 УК "Дискредитация Республики Беларусь", а исключить
ее вовсе. Некоторые предложения В. Кучинского находили поддержку у 7-8
депутатов, но общий итог оказался тем же.
"Да вы почитайте, — убеждал коллег С. Гайдукевич, — под
УК подпадает "организация либо руководство политических партий, деятельность
которых сопряжена с воспрепятствованием исполнению гражданами их
государственных, общественных и семейных обязанностей"! Вот я провожу партийное
собрание, и у меня человек опоздал домой. Уголовная ответственность?! Семейные
обязанности! Причем тут руководство политических партий?.. В корне неправильно!"
Лидера партии попытались успокоить, что речь идет о чем-то другом.
В дискуссии по законопроекту выступил заместитель
председателя Постоянной комиссии Палаты представителей по международным делам и
связям с СНГ, заслуженный юрист Республики Беларусь Анатолий Красуцкий, который
очень вежливо и без политических оценок попытался обратить внимание
разработчиков законопроекта на его сырость и недоделки. "У нас в Уголовном
кодексе есть такое понятие, как "нарушение общественного порядка" — злостное,
умышленное нарушение, — объяснял А. Красуцкий. — У нас есть только одно
определение — "нарушение общественного порядка". Сейчас мы вводим —
"дестабилизация общественного порядка". Поэтому не думаете ли вы, что есть
необходимость в первую часть Уголовного кодекса, где есть понятийные наши
определения, включить понятие "дестабилизация общественного порядка?"
Однако президент поставил на законопроект пометку
"срочно", и депутаты не допустили промедления. Прозвучало мнение, что раз
документ одобрили в главном государственно-правовом управлении Администрации
президента и Национальном центре законопроектной деятельности при президенте, то
уж депутатам спорить не о чем — дескать, эксперты свое мнение высказали.
Между тем В. Кучинский требовал конкретизировать сферы,
которые будут регулировать обновленные статьи УК, и дать четкое определение
термину "дестабилизация общественного порядка". "Я вот думаю, хотел бы
кто-нибудь из здесь присутствующих подпасть под "дестабилизацию", а потом
мучительно думать, а что он дестабилизировал?" — обращался к коллегам В.
Кучинский. С аналогичными требованиями выступал при обсуждении поправок и глава
ЛДП.
По просьбе депутатов председатель КГБ Степан Сухоренко
был вынужден дать свое толкование: "Это и терроризм, это и хулиганствующие
действия с элементами терроризма, то есть то, что направлено на дестабилизацию
действительно обстановки, на создание условий, при которых нарушается нормальный
режим функционирования государства".
Между тем в УК понятие "дестабилизация" и без того
упоминается дважды (ст. 126 и ст. 359), и в обоих случаях речь идет
исключительно о целях террористических актов. Сейчас президент предложил
дополнить ст. 289 (терроризм) и ст. 290 (угроза совершением акта терроризма).
Однако определения, что такое дестабилизация, в белорусском праве пока
действительно нет, и это может оказаться проблемой, так как в 1996 г.
Конституционному суду уже приходилось опровергать обвинения в попытке
дестабилизации обстановки в стране, правда, главу КС Валерия Тихиню в терроризме
тогда еще никто не подозревал.
Что касается вносимой в УК ст. 3691 "Дискредитация
Республики Беларусь", то до сих пор белорусское право знало лишь "дискредитацию
деловой репутации конкурента" (ст. 249 УК). Речь шла о распространении
индивидуальным предпринимателем или должностным лицом юридического лица в
рекламе, СМИ и иным способом заведомо ложных сведений, наносящих вред деловой
репутации конкурента. Теперь, судя по всему, государство решило защититься от
своего рода конкуренции с собственными отдельными гражданами, которые
дискредитируют репутацию родного государства перед его партнерами на
международной арене.
Председатель КГБ С. Сухоренко не скрывает, что его
ведомство подготовило законопроект в качестве превентивной меры в преддверии
предстоящих в 2006 г. в Беларуси президентских выборов с учетом опыта других
стран, где произошла смена власти в результате подготовленных оппозицией
массовых выступлений протеста. "Все, что принимается в нашей стране в защиту
наших национальных интересов, а не в угоду кому-нибудь, представляется как
антидемократия", — отмел критику законопроекта С. Сухоренко.
|