И опять начинать все сначала
01.02.06,
«Российские вести»
Владимир Сергеев.
Русские миротворцы могут появиться в Карабахе. Такое
заявление сделал в Баку вице-премьер, министр обороны России Сергей Иванов. "В
первую очередь, необходимо заняться политико-дипломатическим урегулированием
конфликта, после чего можно говорить о миротворческой операции, в том числе с
возможным участием Вооруженных сил России, но первое – это необходимо
урегулировать конфликт", - уточнил Иванов.
Это заявление вызвало оживленные комментарии среди
аналитиков. "До сих пор
Россия воздерживалась от претензий на миротворческую
операцию в Карабахе. Вокруг него соблюдается нарушаемый время от времени режим
прекращения огня. Заявление Иванова - государственного деятеля высокого ранга -
говорит о серьезности намерений России.
Я считаю, что России необходимо
участвовать в разрешении всех вооруженных конфликтов на территории
постсоветского пространства и не допускать возобновления ранее существовавших.
Если целью наших миротворцев в Карабахе будет строгое следование этой задаче -
недопущение вооруженных столкновений, то, думаю, это должно приветствоваться и
той, и другой стороной ", - сказал в интервью агентству "Регнум" член комитета
Госдумы РФ по делам СНГ и связям с соотечественниками Константин Затулин.
Участвовать, конечно, надо. Однако найти новые политико-дипломатические подходы
к урегулированию самого старого конфликта на постсоветском пространстве
чрезвычайно сложно. Стороны конфликта стоят на прежних позициях: Азербайджан
желает вернуть утраченные территории. Армения - их сохранить. То, что Сергей
Иванов заявил в Баку о возможности миротворческой операции в Карабахе, может
означать, что в Азербайджане дали понять, что они готовы
к этому, и, более того, эта операция для них желательна. Похоже, что президенту
Ильхаму Алиеву становится все труднее отбиваться от давления радикалов,
призывающих к возобновлению военных действий в Карабахе. Поэтому ему необходимо
действовать или имитировать какие-нибудь действия. При этом вряд ли речь идет о
концептуальном прорыве или смене геополитической ориентации. Поэтому заявление о
возможности миротворческой миссии России в Карабахе сделано не азербайджанской,
а российской стороной, что само по себе симптом многозначительный.
Аргам Аранян - эксперт из Армянского Центра гражданских
инициатив усмотрел в этой многозначительности и определенную подоплеку. В
последнее время активизировала свою работу Международная кризисная группа,
которая контролируется ЕС. Европа теперь пытается более решительно влиять на
развитие событий на Кавказе. Недавно Сабина Фрейзер - представителя
Международной кризисной группы (МКГ) по Южному Кавказу высказалась за
необходимость вовлечения карабахских армян и карабахских азербайджанцев в
переговорный процесс. В течение короткого интервью Фрейзер трижды подчеркнула
наличие в Карабахе двух общин - армянской и азербайджанской. В другом интервью
она высказала такую точку зрения, что страны-посредники и члены МГ ОБСЕ должны
быть исключены из будущей миротворческой операции в Карабахе. Это, в первую
очередь, означает исключение США и России. Взамен МКГ, надо полагать, видит в
роли миротворцев европейские страны.
Что из этого может выйти? Опыт прошлого показывает, что
Европа не проходит квалификацию на роль миротворца на Кавказе. Во-первых,
несмотря на географическую близость, Европа имеет куда меньшее представление о
Кавказе и его реалиях, чем Россия или даже США. Обсуждения карабахской тематики
в рамках сугубо европейских структур (ЕС, Совет Европы, ПАСЕ) выявили
невероятные искажения и даже ограниченность в представлениях европейских
бюрократов о сути этого конфликта и о возможных механизмах ее разрешения. К тому
же до настоящего времени Европа оказалась совершенно не готовой и не способной
справиться со своими конфликтами. А ведь эти конфликты не такие острые и
сложные, как карабахский и, казалось бы, должны быть более понятны европейским
чиновникам.
Европа оказалась неспособной остановить этнические
чистки в Краине, совершенно "опростоволосилась" в Боснии, показала свое
полнейшее бессилие в Косово и ни на йоту не продвинулась вперед в вопросе
разрешения кипрской проблемы. Только в случае вмешательства США (в рамках НАТО),
либо ООН удавалось находить какие-то решения, как, скажем, в случае с Боснией
или Косово. Но сама Европа продемонстрировала себя как беспринципная,
необъективная и не способная на эффективное разрешение конфликтов сторона. И с
этим весьма сомнительным багажом нынче Европейский союз пытается руками
подконтрольной ей МКГ отодвинуть на второй план основных посредников в
карабахском урегулировании (США и Россию) и самому занять роль
лидера-миротворца, роль, которую Европа, несомненно, провалит, как и ранее в
других случаях.
|