Соотечественники как зарубежный ресурс России
Осенью прошлого года в МИДе
России создан новый департамент, который должен заниматься проблемами российских
соотечественников за рубежом. Ниже публикуем статью директора Департамента МИД
России по работе с соотечественниками за рубежом А.В.Чепурина, являющегося
Ответственным секретарем Правительственной комиссии по делам соотечественников
за рубежом, опубликованную в "Независимой газете" 13 февраля 2006 года
13.02.2006.,
МИД РФ
А.Чепурин
Российская диаспора в мире составляет сегодня около 25
млн.чел., около 15–16 млн. из них проживают в странах СНГ и Балтии. В качестве
головного ведомства, отвечающего за выработку и реализацию государственной
политики в этой области, соответствующими решениями президента Российской
Федерации определено Министерство иностранных дел.
Следует признать, что в первые годы, последовавшие после
распада Советского Союза, российское руководство оказалось не готовым к
адекватной реакции на проблемы, связанные с соотечественниками. Осознание этих
проблем как ключевых для российской внешней политики проходило болезненно, а в
общественном мнении страны длительное время преобладало убеждение, что на этом
направлении допускается слишком много ошибок и потерь. Лишь в 2001 г.
президентом была утверждена Концепция государственной политики Российской
Федерации по поддержке соотечественников за рубежом. Основные направления такой
поддержки предусматривают наряду с защитой прав соотечественников конкретные
мероприятия по сохранению и развитию русского языка, культуры, образования,
информационного пространства и др.
В концептуальном плане стратегическая цель России
направлена на то, чтобы ее зарубежные соотечественники были полноправными,
законопослушными гражданами/жителями своих стран, сохраняющими свою
этнокультурную самобытность, активно способствующими продвижению российских
интересов и развитию связей с Россией в различных областях. Приобретая такое
качество, диаспора могла бы выступать весомым интеллектуальным, экономическим и
культурно-духовным ресурсом России, содействовать повышению ее авторитета на
международной арене.
При этом мы не стремимся добиваться для своих
соотечественников каких-либо привилегий, но твердо настаиваем, чтобы им были
предоставлены все гражданские, социально-экономические, культурные и иные права
и свободы в соответствии с принятыми в цивилизованном мире нормами и
стандартами. В данном контексте важно отметить, что российская концепция работы
с соотечественниками строится не на гражданской принадлежности людей, а на
принципе их этнокультурной и духовной самоидентификации.
Это тем более важно, что в условиях иноязычной и
инокультурной среды русской диаспоре все труднее сохранять национальное
самосознание, язык и культуру. Некоторые страны СНГ по-прежнему лихорадит
национализм. Неопределенность правового положения порождает у этнических россиян
неуверенность в будущем, тревогу за судьбы детей.
В развитие тезисов об "оккупации Советским Союзом"
Прибалтики властями Эстонии и Латвии начиная с середины 90-х годов возбуждено
свыше 150 уголовных дел по обвинению ветеранов МГБ и МВД в преступлениях против
человечности и геноциде. Ни один из таких случаев не оставался без
соответствующей реакции со стороны России. Ветеранам оказывалась необходимая
поддержка, в том числе при подготовке жалоб в Европейский суд по правам человека
(ЕСПЧ), обеспечение адвокатской помощью. В результате усилий российской
дипломатии в 2005 г. при поддержке ОБСЕ удалось добиться получения временного
вида на жительство в Эстонии для более чем 5 тыс. российских военных пенсионеров
и членов их семей.
Последовательные шаги предпринимаются по защите прав и
интересов российских граждан, проживающих в Туркмении. В результате переговоров
туркменское руководство отменило в отношении российских граждан – бипатридов
требование о наличии в паспорте гражданина Туркменистана специальной
разрешительной записи, ущемляющей их право на свободное передвижение. Среди
российских граждан прекратились ажиотажные миграционные настроения. В ближайшее
время запланировано проведение очередных полномасштабных консультаций
консульских служб наших стран.
Ситуация с правами соотечественников на постсоветском
пространстве складывается неоднозначно. Общими чертами являются слабая
представленность русской общины в органах власти, вытеснение русского языка, в
том числе из электронных СМИ, тенденция к ухудшению социально-экономического
положения соотечественников. В последние годы российская диаспора существенно
постарела, поскольку более мобильная молодежь уезжает за рубеж. Миграция
активной части диаспоры ведет к тому, что в ряде стран значительную часть наших
соотечественников составляют представители малообеспеченных слоев.
Эти факторы во многом предопределяют аморфность диаспоры
во многих бывших советских республиках, неготовность значительной ее части к
консолидации. Как правило, повсеместно существуют десятки, а то и сотни
общественных организаций соотечественников, слабо связанных, а то и
конкурирующих друг с другом. Повышение веса и авторитета этих организаций, а
соответственно и русскоязычных общин в целом является насущной потребностью,
общей задачей как для российской стороны, так и для всех общественных и
культурных институтов соотечественников за рубежом.
Россия все более активно оказывает материальную
поддержку соотечественникам. Начиная с 2002 г. на цели поддержки
соотечественников выделяются значительные средства из федерального бюджета. За
счет федеральных средств для нужд общеобразовательных школ и других учебных
учреждений с русским языком обучения стран СНГ осуществлены поставки учебников,
учебно-методической, справочной и художественной литературы общим тиражом 2,67
млн. экземпляров; около 3,5 тыс. учителей русской словесности и начальных
классов прошли профессиональную переподготовку на базе ведущих педагогических
университетов и институтов Москвы и Омской области, а также
Российско-Киргизского, Российско-Таджикского и Российско-Армянского славянских
университетов; около 1300 учащихся старших классов общеобразовательных школ с
русским языком посетили музейные комплексы, памятники истории и культуры России,
природные и историко-культурные заповедники (2005 г. – 1,5 тыс. учащихся).
– 4 тыс. детей отдохнули и поправили здоровье в детских
учреждениях санаторного типа в различных регионах России;
– проведены национальные этапы олимпиад школьников по
русскому языку, математике, физике, химии и биологии. Победители национальных
этапов приняли участие в заключительном этапе олимпиады в Москве;
– ежегодно в странах проживания соотечественников
проводятся конкурсы "Лучший учитель русской словесности", победители которых
приглашаются в Москву;
– ежегодно для более чем 3 тыс. организаций
соотечественников, школ, ветеранов Великой Отечественной войны организуется
подписка на российские периодические общественно-политические, массовые,
профессиональные издания. В 2005 г. на эти цели израсходовано 16,0 млн.
руб.;
– более 35 тыс. соотечественников (ветеранам Великой
Отечественной войны, пенсионерам, многодетным семьям) оказана разовая
материальная помощь. В 2005 г. на эти цели израсходовано 30,0 млн. руб.
Всего на поддержку соотечественников в 2005 г. в
федеральном бюджете было выделено 302,4 млн. руб.
Большое значение имела бы выработка механизма
осуществления совместных взаимовыгодных экономических проектов с зарубежными
диаспорами. Главную роль здесь, разумеется, призваны сыграть коммерческие
организации и частный бизнес. В более широком плане речь следует вести о
создании источников внутреннего самовоспроизводства российской диаспоры, тем
более что примеры ассимиляции соотечественников в течение одного-двух поколений
в разных странах мира многочисленны.
Выделился и ряд первостепенных направлений. Это прежде
всего преодоление "информационного вакуума", который создается вокруг наших
соотечественников. Здесь необходим комплекс серьезных мер – налаживание или
восстановление российского телевещания на зарубежье, выпуск специализированного
издания соотечественников, часть которого могла бы готовиться в Москве, а часть
– самими соотечественниками в той или иной стране. В перспективе возможно и
учреждение информационного агентства с редакциями в России и странах ближнего
зарубежья.
Актуальной задачей остается содействие процессам
самоорганизации соотечественников. В этом плане позитивную роль играют
регулярные встречи представителей руководства МИДа с организациями
соотечественников в Узбекистане, Армении, Литве, в Крыму и др. Заслуживает
внимания идея проведения "кустовых совещаний" соотечественников в регионах.
Особенно это относится к Центральной Азии и Закавказью.
По-прежнему важной является задача обновления
законодательной базы работы с соотечественниками. Инициатива здесь – в руках
Федерального собрания Российской Федерации, профильных комитетов Совета
Федерации и Государственной Думы.
|