«Чистая правда со временем восторжествует….»
06.02.2006.
Ольвия-пресс
С.Зайченко (Тирасполь)
«Только к утру
обнаружила правда пропажу И подивилась, себя оглядев
делово. Кто-то, уже раздобыв где-то черную сажу, Вымазал чистую правду, а так ничего! Правда смеялась, когда в нее камни бросали, «Ложь это все, и на лжи одеянье мое». Двое блаженных калек протокол составляли И обзывали дурными словами ее!» В.
Высоцкий
Еще летом 2001 года молдавский президент Владимир
Воронин объявил, что без Приднестровья и его промышленного потенциала Молдова
представляет собой «тело без рук и ног». С тех пор официальный Кишинев не
оставляет попыток получить эти «руки и ноги», пытаясь любыми завладеть
собственностью Приднестровье. Для решения этой задачи за
прошедшие пять лет Ворониным было использовано
все: лесть и обещания, шантаж и угрозы,
привлечение Запада для применения политического давления и санкций,
многочисленных блокад - экономических, дипломатических, телефонных,
информационных, вплоть до провокаций в зоне безопасности. Но самым главным
оружием проворонинского режима в этой борьбе была постоянная и
повседневная ложь о приднестровской действительности. Ложь о контрабанде на
приднестровско-украинской границе, о торговле наркотиками и живым товаром,
о производстве и торговле оружием и о так называемой «черной дыре».
Молдавские чиновники использовали все доступные международные трибуны для того,
чтобы очернить Приднестровскую Республику и дискредитировать ее
руководство.
Первой попыткой с помощью лжи
организовать экономическую блокаду ПМР стало 1 сентября 2001 года, когда Воронин
под предлогом вступления Молдовы во Всемирную торговую организацию (ВТО)
распорядился изменить внешний вид таможенных печатей и ввести новые образцы
сертификатов качества и происхождения товаров, не предоставив их копии ТПП
Приднестровья. Тогда благодаря поддержке стран-гарантов Украины и России
осуществить полную экономическую блокаду Приднестровья у Кишинева не получилось.
С тех пор подобных попыток было немало. Экономический ущерб Приднестровью,
конечно, был нанесен огромный. Но, тем не менее, Республика все же осуществляет
свою внешнеэкономическую деятельность. Потери бюджета только в 2005 году
составили более 50 млн. долларов США, что, естественно, негативно сказалось на
обеспечении жизненного уровня пенсионеров и бюджетников.
В начале этого года Молдова предприняла очередную
попытку захватить собственность Приднестровья, но сделать это решила руками
Украины.
Подписывая 30 декабря 2005 года молдо-украинское
межправительственное соглашение, согласно которому все приднестровские
грузы, проходящие через украинскую границу, обязаны проходить таможенное
оформление в республике Молдова, Тарлев акцентировал внимание украинского
премьера только на том, что эта процедура легализирует приднестровский бизнес и
предоставит ему целый ряд преференций на европейском рынке.
Какая отеческая забота!
Уже тогда секретарь Совета безопасности Украины,
предчувствуя завуалированную угрозу приднестровской экономике,
высказывал опасения о том, чтобы новые правила не
ухудшили деятельность приднестровских предприятий. Вероятно поэтому
(чтобы ложь не сразу была обнародована) молдавские чиновники долго держали
в секрете детали поправок в 815 правительственное постановление. Появились они
лишь 11 (!) января. Внесенные в него изменения подтвердили опасения
Тирасполя.
Молдова нагло обманула
Украину!
На совещании в Одессе замминистра экономики ПМР В.Ганин
передает премьер-министру Ю.Еханурову пакет документов, подтверждающий этот
обман, и заявляет, что молдавский документ ничего общего с экономикой не имеет и
направлен на разрушение экономики ПМР.
24 января, обращаясь к участникам одесского
совещания, премьер-министр Украины Юрий Ехануров предложил выслушать
обе стороны - и Молдову, и Приднестровье. Он заявил, что вопрос нуждается в
более детальной проработке и его обсуждении с участием Приднестровской стороны.
С этой целью украинский премьер распорядился создать рабочую
группу, которая совместно с представителями Кишинева и Тирасполя должна будет
детально проанализировать эту проблему и найти взаимоприемлемое для двух
сторон ее разрешение.
Итак, новые кишиневские правила прохождения
приднестровских товаров через украинскую границу пока в силу не
вступили. В Молдове по этому поводу разразился целый переполох: как посмел Киев
сорвать так скрупулезно подготовленный воронинский план по установлению полного
экономического контроля над Приднестровьем!
Официальный Кишинев уже
успел обвинить Украину в том, что она якобы «отыграла назад» под
давлением Москвы, и намерен, если верить российской газете «КоммерсантЪ»,
пожаловаться на непостоянство украинцев в Вашингтон и Брюссель, стремясь на
Западе найти управу на Киев.
Браво! И это после того, как Украина фактически
себе в ущерб собственным газом спасала республику от «замерзания», когда
«Газпром» с 1 января прекратил поставку газа в Молдову. Это после
того, как президент Воронин почти присягая на верность Киеву, заверяя
В.Ющенко о непоколебимости и своей преданности единым с ним идеалам западной
демократии и обещая в тесном с Украиной сотрудничестве «идти в Европу».
Обратите внимание – развитие отношений
Кишинева с Киевом очень напоминают отношения Воронина с
Москвой в начале своего президентства. Тогда он с апреля по
август более десяти раз посещал Москву, встречался с президентом В.
Путиным, клялся и божился перед ним в «верности и
преданности» России, а взамен просил российского президента
«предложить» гражданину РФ Игорю Смирнову покинуть Приднестровье. Он
обратился к В.Путину и попросил Россию помочь разработать план
урегулирования молдо-приднестровских отношений. Но скандальный (почему
скандальный? – вопрос автора подборки материалов) план Меморандума «Козака»
обнажил истинных хозяев. (Можно ли после этого
говорить о надежности, предсказуемости и доверии такому государственному
политическому лидеру?).
Очень интересен и тот факт, что Кишинев не
стал жаловаться на Киев в ОБСЕ. А ведь именно эта
международная организация обещала Воронину поддерживать все усилия Молдовы по
урегулированию конфликта с Приднестровьеми те конкретные меры, что будут в
перспективе предприниматься в Кишиневе для создания единого таможенного и
экономического пространства. Оказывается, Воронин после нескольких
«проколов» на саммитах ОБСЕ утратил веру в то, что эта международная организация
ему поможет «надавить» на Украину, так как, по убеждениям кишиневских
политиков, официальный Киев находится под влиянием Москвы. Другое дело – США,
ЕС, НАТО.
США и ЕС уже поддержали Молдову. Что будет на
границе, и какими печатями будет оформлен приднестровский экспорт –
для них не главное. Главное, что Молдова резко усилила требования по
выводу российских войск из Приднестровья и настаивает на изменении
формата миротворческих сил в зоне безопасности на Днестре.
Выстоит ли Киев, покажет время. С одной
стороны Европа и США, ЕС и НАТО, с другой – судьба 200 тысяч
соотечественников в Приднестровье, надвигающиеся выборы в Верховную
Раду Украины и не простые взаимоотношения с Российской Федерацией.
Какой путь выберет Украина вопрос сложный. А пока Приднестровье должно
решать свои проблемы самостоятельно.
Сегодня республика Молдова предлагает экономическим
агентам ПМР сертификаты происхождения товара в обмен на временную
регистрацию. В этом случае приднестровским предприятиям будут выдаваться
сертификаты формы "С", которые не дают никаких преференций в торговле не только
с Европой, но и со странами СНГ. В результате такое «благоденствие» со стороны
Молдовы может привести к подрыву экономической безопасности ПМР.
Во-первых, это вызовет резкое удорожание экспортной приднестровской
продукции и негативно скажется на ее конкурентоспособности с
вытекающим из этого негативом. Во-вторых, проблемы возникнут не только в
экспортных операциях.
Не менее тревожная картина будет складываться в ситуации
с импортом. Новый порядок пропуска и доставки грузов в Приднестровье (только
через таможенные пункты РМ) предусматривает дополнительное обложение всех
потребительских товаров (продукты питания, медикаменты, строительные материалы и
др.) 20-процентным налогом на добавленную стоимость (НДС), акцизами и
таможенными пошлинами, которые должны будут поступать в бюджет Молдовы.
Естественно, это вызовет удорожание импорта в Приднестровье и рост
потребительских цен практически на все товары (в том числе и первой
необходимости) на приднестровском рынке. По словам заместителя министра
промышленности ПМР Юрия Ганина, такой рост может составить до 30% и выше. К чему
это может привести в условиях возможной остановки бюджетообразующих предприятий,
догадаться нетрудно.
Лжет президент Молдовы и о том, что Кишинев обещает
вернуть те суммы налогов, которые будут взимать с импортируемых товаров. Опыт
говорит об обратном. По настоящее время Молдова не вернула Приднестровью
ни копейки с тех таможенных поборов, что осуществляла с временно
зарегистрированных приднестровских экономических агентов того времени. Не
вернула она нам и давний долг в размере $24 млн., принадлежащих Молдавской
ГРЭС. Правительство РМ «прикарманило» и те 6 млн. долларов США, которые
правительство РФ в 2002 году перечислило ПМР за оказание коммунальных услуг
ОГРВ. А может быть, в Кишиневе думают, что в Тирасполе забыли о тех 700 тыс.
лей, которые Молдова должна АОЗТ "Тиротекс" с 2004 года? И таких примеров можно
приводить еще множество.
Благодаря приднестровским дипломатам и экспертам ложь
официального Кишинева была разоблачена и стала достоянием гласности, и правду о
ней узнали в Киеве. Глава правительства Украины Юрий Ехануров,
например, был просто удивлен, когда услышал доказательства тому, что так
называемые «новые правила» пересечения украинских границ для товаров, следующих
в Приднестровье, больно ударят по украинским экономическим агентам
приграничных областей – Одесской, Николаевской и Винницкой.
Не меньшей ложью (в свое время) были пронизаны
взаимоотношения Кишинева с Москвой. Не миновала эта участь и Киев во время
президентства Л.Кучмы. Недобропорядочность и сегодня превалирует во
взаимоотношениях Молдовы с Украиной.
По этому поводу я хочу отметить еще одну деталь.
Министр экономики Молдовы Валерий Лазэр не случайно накануне встречи в Одессе
высказал перед журналистами с глубоким замыслом мысль. Он заявил: "мы (официальный Кишинев – С.З.)
вместе с украинскими коллегами придумали новую формулу и рады, что в Киеве,
наконец-то, приняли верное цивилизованное решение. Молдова - член ВТО, а Украина
туда стремится. Логично, что мы должны помогать друг другу".
Прежде чем комментировать Лазэра, напомню о том, что
подобная договоренность между правительствами Украины и Молдовы была достигнута
еще в мае 2003 года. Но бывший тогда президент Украины Л.Кучма, принимая во
внимание тот факт, что Украина – гарант безопасности Приднестровья, наложил вето
на документ, ущемляющий экономические интересы приднестровского народа.
Хочу напомнить реакцию Воронина на решение Л.Кучмы.
Во-первых, официальный Кишинев обвинил тогда Киев в том,
что Украина якобы заинтересована в существовании в Приднестровье так называемого
«криминального режима» и тесно с ним связана. По этой причине, утверждал тогда
Воронин, Украина отказывалась устанавливать на своей территории совместные с
Молдовой таможенные посты на границе с Приднестровьем, цель которых была
та же – полная экономическая изоляция ПМР от внешнего мира. «Наехав» тогда на
Киев, Воронин отменил свой официальный визит в Украину и демонстративно
проигнорировал личное приглашение Л.Кучмы принять участие в торжествах,
посвященных юбилею президента Украины. Короче говоря, в 2003 году
официальный Киев получил от Воронина «плевок в лицо».
Во-вторых, летом 2003 года глава правительства Молдовы и
лично ее президент, пытались шантажировать официальный Киев тем, что от Молдовы
во многом зависит вступление Украины во Всемирную торговую организацию (ВТО),
членом которой РМ значится с 28 июня 2001 года. Дело в том, что при вступлении в
эту организацию страна-кандидат на вступление в ВТО должна получить на то
согласие всех членов этой организации и в первую очередь от приграничных
соседей, у которых не должно быть существенных, в том числе и
территориальных, к ней претензий.
Поэтому нынешнее напоминание В. Лазэра Украине о
том, что «Молдова - член ВТО, а Украина туда стремится»
и о том, «что мы должны помогать друг другу»,
говорит о том, что официальный Кишинев просто шантажирует Киев. Из
этого и вывод: Молдова не может быть надежным, а
главное, стратегическим партнером, потому что от нее можно в любой момент
ожидать подвоха.
Этим объясняется и то, что Кишинев
обратился с просьбой оказать давление на Киев не в ОБСЕ, а в Вашингтон и
Брюссель. Решающим фактором при вступлении Украины в ВТО будет согласие на это
США и стран Евросоюза, а не ОБСЕ. Расчет Воронина очень прост: если
Вашингтон и Брюссель официально поддержат Кишинев, то современный Киев не
посмеет идти на конфликт с соседней Молдовой и пойдет ей на уступки.
В заключении с удовлетворением можно отметить, что
официальная Москва поняла, с кем имеет дело в Кишиневе, и предпринимает
определенные шаги по упреждению полной экономической блокады ПМР.
Озабоченность Тирасполя по поводу грубого нарушения
Молдовой Московского меморандуму 1997 года, закрепившему за Приднестровьем право
на самостоятельное ведение внешнеэкономических связей, поддержана в Москве. А
это уже говорит о многом. "Возникают вопросы, как все
это будет реализовано. Нас заверяют (Москву – С.З.), что эти шаги не приведут к экономической блокаде, однако
нововведения вызывают обоснованную настороженность", - заявил посол по
особым поручениям МИД России Валерий Нестерушкин. При этом он отметил, что новый
порядок оформления грузов может негативно сказаться и на экономических
операциях российского бизнеса в Приднестровье.
После одесской встречи 24 января, комментируя
приостановление введения новых молдавских правил таможенного оформления
приднестровских грузов через Украину, российский дипломат недвусмысленно
выразился: "Это, конечно, хорошо, что возобладал здравый
смысл, но мы все же хотим выяснить, что же происходит на границе». На
практике это означает, что Москва довольно серьезно относится к проблеме,
связанной с возможной экономической блокадой ПМР.
Конечно, страны-гаранты приднестровской безопасности
внесли весомый вклад по предупреждению полной экономической блокады
Приднестровья, но главная заслуга в том, что блокада не состоялась,
принадлежит политическому руководству Республики, которое
предпринимает в этом направлении конкретные ответные шаги. Как
предполагают приднестровские эксперты – это может быть вплоть до «выхода Тирасполя из переговорного процесса с
Кишиневом". Глава государства ПМР по этому поводу
вполне официально заявил, что возможные негативные последствия решения
Кишинева могут напрямую отразиться и на судьбе переговорного процесса. «Не могут
идти переговоры под экономическим, силовым или любым другим давлением, – сказал
Игорь Смирнов. - Решение молдавских властей - это попытка посягнуть на
приднестровскую собственность. Какие после этого могут быть переговоры?" –
сделал заключение наш президент.
|