Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №140(15.02.2006)
<< Список номеров
НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
ЖИЗНЬ ДИАСПОРЫ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.


Скучный акт политического давления

Страна.ru

Ксения Фокина , Ангелина Тимофеева

15.02.06

Парламент Грузии единогласно высказался в среду за замену российских миротворцев в Южной Осетии международными силами. Кроме того, по заявлению председателя комитета парламента Грузии по юридическим вопросам Левана Бежашвили, грузинская сторона в одностороннем порядке может отозвать свою подпись под Дагомысским договором. Страна.Ru попросила экспертов-политологов прокомментировать эти слова, а также действия грузинских парламентариев.

Борис Макаренко, первый заместитель генерального директора Центра политических технологий:

- Грузинский парламент не уполномочен решать эти вопросы. Парламент не уполномочен выходить из международных договоров даже в одностороннем порядке. В любом случае, если даже решить, что российские миротворцы отозваны, то что вместо? На этот вопрос парламент ответа не дал. Так что надо ждать, что скажет исполнительная власть, президент Саакашвили. Сегодняшнее решение - это акт политического давления, не более того, и достаточно скучный.

Михаил Александров, заведующий отделом Кавказа Института стран СНГ:

- Это заявление имеет декларативный характер. В конце концов, подпись под договором может отозвать только Саакашвили. Парламент не подписывал этот договор. С юридической точки зрения, Грузия может денонсировать это соглашение, отозвать свою подпись под Дагомысским договором и вывести свой контингент из состава миротворческих сил.

Что касается нас, то мы можем не подчиняться этому решению, так как южноосетинская сторона возражает против вывода войск. Они были введены на основе соглашения между четырьмя сторонами: Россией, Южной Осетией, Северной Осетией и Грузией. Одностороннего решения Грузии о выводе наших войск недостаточно. Поэтому возникает юридический тупик, и действия Грузии сейчас трудно предсказать.

Если они решат пройти путь до конца, то это упрется в нежелание Северной Осетии, Южной Осетии и России выводить свои части миротворческих сил. Это не будет способствовать урегулированию конфликта, только обострит его. Если осетинские контингенты откажутся выходить и займут оборонительные позиции, это будет уже не миротворческая операция, а операция по сдерживанию агрессии Грузии. Так что мне бы не хотелось, чтобы наша страна пошла на односторонние уступки и подчинилась этому решению грузинского парламента.

Александр Чачия, сопредседатель Всегрузинского политического объединения "Эртоба" ("Единство"):

- Конкретные сроки не указаны в постановлении. А это указывает на продолжение той внешнеполитической игры, которую в свое время вел Шеварднадзе. Это игра, которая заключается в том, чтобы максимально раздувать истерию вокруг присутствия миротворцев, а потом в решающий момент принимать бессмысленное постановление. Все это направлено на то, чтобы перевести внимание населения Грузии с социальных проблем на мнимую внешнюю угрозу с тем, чтобы держать население в состоянии мобилизации и оправдывать негативные процессы, которые происходят в республике. Это еще раз демонстрирует зависимость грузинского руководства от западных структур, потому что совершенно очевидно, что в решающий момент западные структуры вмешиваются и одергивают грузинское руководство. Там прекрасно понимают, что вывод войск будет означать создание очага напряженности, в котором Запад не заинтересован. В то же время он кровно заинтересован в том, чтобы у России была "головная боль" на южных рубежах.

Что касается Дагомысских договоренностей, то они не были ратифицированы ни российским, ни грузинским парламентом. В то же время, вся "каша" вокруг Южной Осетии заварена именно по тем соображением, о которых я сказал. Потому что ни о каком военном успехе там речи быть не может. Взять эту территорию можно, но удержать нельзя. Поэтому я думаю, что, несмотря на очень низкий уровень военной и политической компетенции руководства Грузии, такие элементарные вещи они должны понимать. Тем более, что опыт всех этих северокавказских войн показывает, насколько это бесперспективно. Это было и в Абхазии, и в Осетии. Но накачивать антироссийскую истерию вполне в духе грузинского руководства.

Александр Джорджадзе, директор Кавказского института демократии:

- Это не новость, и никто не сомневался, каким будет решение парламента. Его нужно воспринимать спокойно, и реагировать в дипломатическом ключе. Во-первых, постановление парламента, которое называется "О ситуации в Южноосетинской автономной области", носит рекомендательный характер правительству Грузии и не имеет статуса ни закона, ни какого-то императивного документа. Это декларация о намерениях грузинского правящего класса, отражающая тот общенациональный консенсус, который сложился в Грузии относительно территорий, но это не стоит интерпретировать как немедленную директиву к действию.

На предыдущем заседании, 10 февраля, прозвучало выступление главы парламентского большинства и наиболее близкого к Саакашвили человека Майи Надирадзе от правящей партии "Национальное единство", в котором она очень осторожно высказывалась на эту тему. Да и сам Саакашвили в своем послании к нации тему миротворцев непосредственно не затрагивал. Поэтому это некий туз в рукаве у грузинского руководства. И в случае, если ситуация обострится окончательно, точнее, если будет необходимость ее обострить, то этот туз сразу может оказаться на столе и приобрести характер некоего императивного документа, на основании которого потом могут быть инициированы какие-то процедуры со стороны грузинского правительства. Но пока это не более чем декларация.

Александр Коновалов, директор Института стратегических оценок:

- Я совершенно уверен в том, что Грузия не найдет достаточно быстро миротворцев из других стран, которые могли бы сменить россиян в зоне конфликта. Мы уже несколько раз предлагали Совету Безопасности ООН, чтобы в миротворческих операциях на территории бывшего СССР участвовали иностранные контингенты. И вообще, чтобы им придали статус международных миротворческих операций или, по крайней мере, засчитывали наши расходы и жертвы, которые мы несем, в счет ооновских взносов. Ведь только в Абхазии уже погибли около 100 российских миротворцев. Но никто пока на это не пошел. Хотя операция в Южной Осетии была одобрена, к примеру, наблюдателями от ОБСЕ.

С одной стороны, у Грузии есть международное право требовать от иностранных солдат убраться со своей территории. С другой стороны, есть Дагомысские соглашения, в которых участвовала на правах равного и Осетия, хотя формально она не была признана, как государство. И формально у нас есть повод требовать, чтобы, раз нас пригласили две стороны, то и просить об уходе должны тоже обе.

Наконец, если мы уйдем, я уверен, что Саакашвили очень захочется попробовать свою армию, которая набралась немного сил, потренировалась американцами, и попытаться решить конфликт вооруженным путем. В результате "грохнет" не только весь Северный Кавказ, но и Закавказье. Это будет взрыв, потому что на помощь осетинам придут абхазы, на помощь абхазам придет Конфедерация горских народов Кавказа, и весь регион мгновенно воспламенится. Он сейчас к этому очень близок. Поэтому допускать того, чтобы Саакашвили решал это силовым путем, нельзя.

Я в свое время участвовал в переговорах с абхазами и грузинами. Абхазы говорили абсолютно четко: если вы уйдете, в ту же ночь эти окопы займут абхазские части. Так что если наши миротворцы уйдут, добра от этого не жди.


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ