Аргументы, принципы и тактика урегулирования проблемы Нагорного Карабаха
ИА REGNUM
04.02.06
Комиссия по внешним связям Национального Собрания
Армении в ходе заседания 3 февраля подытожила результаты состоявшихся 29-30
марта 2005 года парламентских слушаний по теме "Нагорно-карабахский конфликт:
пути урегулирования". ИА REGNUM приводит полный текст документа:
"Для решения проблемы Нагорного Карабаха и
урегулирования конфликта в полном соответствии с интересами Армении и Карабаха,
а также с требованиями безопасности и интересов всего армянства, необходимо
сохранить концептуальный подход. Основные элементы этого подхода должны четко
показывать принцип, составляющий основу концепции, результат, указывающий на
цель, и соответствующую этому принципу и результату тактику.
А. Принцип
Основой решения проблемы Нагорного Карабаха и
урегулирования конфликта должно стать безоговорочное и неограниченное применение
по отношению к народу Нагорного Карабаха права на самоопределение, как принципа.
Такое применение права на самоопределение укрепляется и обеспечивается
следующими аргументами:
1. Компонентом самоопределения: Нагорный Карабах
самоопределился законно - в полном соответствии с международными стандартами и
действующими на данный момент законами.
2. Территориальным компонентом: народ Нагорного Карабаха
самоопределился на собственной территории, которая никогда не находилась под
юрисдикцией независимого Азербайджана.
3. Компонентом прав человека: Азербайджан, осуществляя
насилие в отношении считающегося его гражданами народа, не может взять на себя
миссию опекуна этого народа.
4. Фактической политической реальностью: в Нагорном
Карабахе существуют все необходимые для демократической государственности
характеристики - развитие гражданского общества, разделение трех основных ветвей
власти и применение в их взаимоотношениях механизмов сдерживания и противовесов,
укоренение института периодически проводимых на всех уровнях равных и свободных
выборов, а также возможность усовершенствования органов власти, осуществления
эффективного государственного управления, развития международных отношений и
защиты своих границ.
Принцип применения права на самоопределение не имеет
альтернативы, что получает обоснование следующими факторами, констатирующими
невозможность применения принципа территориальной целостности Азербайджана
включением в его состав Нагорного Карабаха:
а) принцип территориальной целостности не может
применяться в отношении территории, которая никогда не принадлежала независимому
Азербайджану,
б) нынешняя Республика Азербайджан не распоряжается
правами бывшей Азербайджанской ССР в отношении Нагорного Карабаха,
обусловленного исключительно формированием и существованием СССР.
Прежде всего, так как в период применения действующего
законодательства на территории Азербайджанской ССР были созданы два равноправных
независимых государства - Нагорно-Карабахская Республика и Республика
Азербайджан, законным образом были прекращены отношения
административно-политического подчинения народа, территории и властей НКР
распавшимся в дальнейшем как Азербайджанской ССР, так и СССР. Во-вторых, сам
Азербайджан, прежде всего декларацией о своей независимости, затем
конституционным актом о государственной независимости, декларировал свою
государственность в границах 1918 года, тем самым признав недействительной
аннексию Нагорного Карабаха при советском строе
в) Азербайджан не может пользоваться правом подчинения
себе народа Нагорного Карабаха по причине невозможности осуществления уважения
прав человека и национальных меньшинств, обеспечения межнационального согласия,
осуществления эффективного управления на демократических принципах.
В частности, посредством проведения политики этнических
чисток на протяжении десятилетий, армяне полностью были изгнаны из заселенной
многотысячным армянством Нахичеванской Автономной Республики. В условиях
вседозволенности советской власти была урезана первоначальная территория
Нагорно-Карабахской автономной области. В ответ на цивилизованное и законное
требование народа Нагорного Карабаха было организовано сумгаитское преступление
и резня в различных областях Азербайджана, было ликвидировано автономное
образование и развязана широкомасштабная война против народа Нагорного
Карабаха.
Б.Цель
Решением проблемы Нагорного Карабаха и результатом
урегулирования противостояния должно стать полноценное осуществление права
народа Нагорного Карабаха на самоопределение. Это может произойти на двух
уровнях - уважение права народа Нагорного Карабаха на самоопределение
международным сообществом или заключение целостного мирного договора на основе
уважения права на свободное самоопределение, который должен содержать четкие
решения относительно статуса Нагорно-Карабахской Республики, необходимые и
достаточные гарантии в решении вопросов о беженцах и территориях, а также в
закреплении статуса Армении, как гаранта безопасности и независимости
Нагорно-Карабахской Республики. Однако, этот подход никак не может привести к
установлению высшей степени автономии в составе Азербайджана, так как в его
основе лежит принцип обеспечения прав национального меньшинства на территории
метрополии. Между тем, Республика Азербайджан никогда не являлась метрополией
для народа Нагорного Карабаха, следовательно, армяне Карабаха не могут считаться
"меньшинством" на собственной же территории.
В. Тактика
Тактика решения и урегулирования конфликта должна, с
одной стороны, опираясь на установленные принципы, обосновывать их, с другой
стороны, сохраняя указанную цель, обеспечивать ее осуществление. На любом этапе
конфликта тактика армянской стороны должна быть осуществлена на основе уважения
норм международного права и установленных правил и обеспечивать равноценное
противодействие противоположной тактике азербайджанской стороны. В качестве
основной идеи в этой тактике должен выступать приоритет уточнения статуса
Нагорного Карабаха на основе уважения права на самоопределение и решения
вопросов обеспечения гарантий безопасности. Вопрос статуса был и остается
главным вопросом конфликта - его сутью. Статус должен максимально точно и
полноценно выражать историческую, правовую и политическую реалии проблемы, и
учесть характер и качество существующих между противоборствующими сторонами
отношений. Следовательно, эффективность мирного процесса напрямую зависит именно
от справедливого решения этого вопроса.
Вопросы гарантий безопасности и статуса
взаимообусловлены, и эта связь непосредственная. В общем удельном весе гарантий
безопасности важное значение имеет как фактическое обеспечение безопасности, так
и предоставленное международными стандартами и закреплением соответствующего
статуса гарантии де-юре. Без одного другое не может полноценно обеспечить
необходимую безопасность. Общий объем этих гарантий должен полностью
соответствовать внешней опасности и стать важнейшим фактором предотвращения
новой войны.
С целью обеспечения этого минимального объема в
переговорном процессе нужно последовательно защищать следующие принципы:
- исключение юрисдикции Азербайджана над Нагорным
Карабахом,
- исключение статуса анклава Нагорного Карабаха и
наличие надежной сухопутной границы с Арменией,
- гарантии безопасности народа Нагорного Карабаха,
- обеспечение международных гарантий для участия
Нагорного Карабаха в прогрессивных всемирных процессах,
- равноценная компенсация понесенного армянами
Азербайджана материального и морального ущерба, включая потерю родины.
1. Необходимые для ориентации
процесса урегулирования конфликта аргументы
Карабахское противостояние, по своему характеру,
является этнополитическим конфликтом. Он не может получить полноценного решения
без решения вопроса о статусе. Учитывающее это обстоятельство урегулирование
способно привести к решению проблемы, независимо от метода его реализации.
Компоненты урегулирования конфликта взаимосвязаны,
составляют целостный пакет, и решение одного обусловлено другим.
Взаимосвязанность компонентов противостояния и обеспечение полноценности
гарантий безопасности требует достижения пакетного согласия.
Установление армянского контроля над территориями,
являющимися зоной безопасности НКР, является следствием вооруженной агрессии
Азербайджана против законным образом созданной Нагорно-Карабахской Республики,
желанием предотвращения подобных агрессивных действий в дальнейшем и законной
самозащитой населения Нагорного Карабаха, организованной в соответствии со
статьей 51 Устава ООН.
Однако Азербайджан, посредством возложения
ответственности за последствия развязанной им же войны на противоположную
сторону, пытается добиться исключительных прав на предопределение решений по
проблемам беженцев и пытается выдвинуть территориальные требования.
Проблема территорий и беженцев является неотделимой
частью целостного пакета, касается интересов всех сторон противостояния и
находится в диапазоне взаимных требований.
Неуважение права народа Нагорно-Карабахской Республики
на самоопределение несправедливо привело к неуважению фундаментальных прав и
свобод проживающих в Нагорном Карабахе людей. Более того, права людей в
настоящее время не находятся больше под международной защитой и продолжают
нарушаться только потому, что эти люди проживают в международно непризнанном
государстве.
Обстоятельство непризнанности государства никак не может
служить оправданием для попрания прав и свобод человека.
Для международного признания Нагорно-Карабахской
Республики ключевое значение имеет становление стабильной, демократически
развивающейся на основе уважения, в соответствии с международными стандартами,
прав и свобод человека современной страны.
Конфликты отличаются характерными им особенностями,
поэтому урегулирование конфликтов должно осуществляться посредством их
разделения. Единого ключа для решения конфликтов всех типов быть не может.
Идентификация конфликтов искусственным образом увеличивает значение
политических, пропагандистских компонентов, вынуждает приспособить неадекватное
для содержания и сути данного конфликта решение, ставит в зависимость решение
конкретного конфликта от решения других, еще не решенных конфликтов, тем самым
усложняя урегулирование данного противостояния.
Формирование и расширение общего круга интересов между
сторонами конфликта является важнейшим стимулом для урегулирования карабахского
конфликта. Лучшим способом достижения этого является стимулирование и
осуществление регионального сотрудничества. Процессы урегулирования конфликта и
установления регионального сотрудничества должны протекать параллельно.
Азербайджанская формула "никакого сотрудничества до решения конфликта" не только
не способствует формированию атмосферы доверия между сторонами, но и, по сути,
сохраняет вражду и опасность возобновления боевых действий.
2. Факторы, стимулирующие
эффективность переговорного процесса
"Урегулирование конфликта имеет только один приемлемый и
безопасный путь. Это проведение эффективных, полностью соответствующих
международным стандартам переговоров, ведущих к мирному решению проблемы.
Какой-либо другой путь или переговорный процесс ведет к тупику, продлевая на
неопределенное время урегулирование конфликта, или же к новой войне.
Для обеспечения полноценных и эффективных переговоров
неизбежным условием является признание полноценного участия Нагорного Карабаха
как полноправной переговорной стороны. Непризнание Азербайджаном Нагорного
Карабаха как стороны переговоров, по сути, означает как отказ от решения
проблемы, так и отказ от реальных переговоров, создавая, в то же время, иллюзию
переговорного процесса. Очевидно, что неотъемлемым и исключительным правом
народа Нагорного Карабаха является согласование через своих законных
представителей в переговорном процессе вопросов статуса и обеспечения
необходимого объема гарантий безопасности. Важнейшей проблемой является
осуществление переговорного процесса с соблюдением факторов реального места и
роли каждой стороны конфликта. Необходимо четко установить, что:
а) Нагорный Карабах является основной и самостоятельной
стороной конфликта;
б) Армения, из-за продолжительной агрессии Азербайджана
в ее отношении и в отношении Нагорного Карабаха, является стороной, вовлеченной
в карабахско-азербайджанский конфликт, и является гарантом осуществления права
народа Нагорного Карабаха на самоопределение;
в) Армения, из-за пока что международной непризнанности
Нагорно-Карабахской Республики, в различных международных инстанциях
представляет и защищает ее интересы, однако не может полностью заменить ее.
Таким образом, уважение права народа Нагорно-Карабахской
Республики на самоопределение, полноценное осуществление этого права, а также
факт фигурирования Армении как гаранта предоставят реальную возможность вести
действительно эффективные переговоры, которые приведут к урегулированию
проблемы".
|