Кыргызстан - страна без государства?
01.02.2006. Дело №
(Киргизия)
Беседовал Виталий Пожарский
Что ни говори, Киргизстан переживает сегодня не самые
лучшие времена. В стране назревает политический кризис, экономика в застое, как,
впрочем, и многие другие сферы жизни, власть не может справиться с разгулом
преступности. В такой ситуации все чаще стали раздаваться опасения, что
Киргизстан вообще может не состояться как государство, и будто бы процесс
распада страны уже начался. Как раз об этом наш разговор с политологом,
экспертом по Центральной Азии, доктором исторических наук, профессором КРСУ А.А.
КНЯЗЕВЫМ.
- Сразу после переворота 24 марта известный российский
политолог Андраник Мигранян прогнозировал распад Киргизстана, предположив, что
север может отойти Казахстану, а юг - Узбекистану. Это выступление тогда
наделало много шума. Так ли уж нереален этот сценарий сейчас? И существует ли,
на ваш взгляд, опасность распада страны?
- Если уж быть точным, первым об этом в телепрограмме
"Времена" сказал другой российский политолог - Виталий Третьяков, а Мигранян
просто развил эту мысль, заметив, что России было бы спокойнее и удобнее иметь
дело с предсказуемыми Ташкентом и Алма-Атой, чем с непредсказуемым Бишкеком.
Честно говоря, я не думаю, что когда-нибудь произойдет именно так, как говорил
Андраник Мовсесович, но он точно почувствовал тенденцию к распаду
государственности. Со стороны ведь всегда виднее, не мешают патриотизм и другие
эмоции.
Киргизстан не был сильным государством и до 24 марта.
Государственность, которая сформировалась после распада Советского Союза, была
скорее формальной. Но был шанс. Сегодня вроде бы есть границы, флаг, герб, гимн,
национальная гвардия, президент и его резиденция - все положенные атрибуты. Но
самой страны нет. Политологи для этого даже придумали специальный термин -
failing state, то есть несостоявшееся государство. К таким можно отнести
Афганистан, Ирак, Грузию. Я недавно вернулся из Армении. Знаете, как в
Закавказье называют Михаила Саакашвили? Президентом Тбилиси! На территории
Грузии уже много лет существуют абсолютно неуправляемые и не подчиняющиеся
Абхазия, Аджария, Южная Осетия и т.д. И я уже слышал мнения политологов о том,
что можно говорить о "Республике Бишкек"…
- Александр Алексеевич, хотите сказать, что Киргизстан
тоже несостоявшееся государство?
- Судите сами. Что такое государство? Это аппарат,
который должен контролировать свою территорию, управлять ею, знать, что и где
происходит, регулировать происходящие процессы... Для этого государство,
собственно, и существует. Классический пример неуправляемости территории -
Кара-Кече, где Нурлан Мотуев угрожает взорвать дорогу, изолироваться, объявить
войну центру.
- Ну, в этом смысле очень показателен и пример с
назначением губернатора Джалал-Абадской области. Президент Бакиев назначил своим
указом одного управленца, а народ не захотел его принять…
- Да, это уже абсолютно "афганская" ситуация, когда
центр назначает губернатора, а провинция или область его не принимает и живет по
своим представлениям, законам, обычаям. От Афганистана мы сейчас, пожалуй,
отличаемся тем, что процесс дробления и автономизации регионов не зашел так
далеко и пока не достали из схронов автоматы Калашникова, а они, видимо, есть.
Все это, я считаю, прямое следствие событий 24 марта. Понятно, что губернаторов,
назначенных за "революционные заслуги", нужно менять на профессионалов,
грамотных управленцев (я сейчас говорю не про конкретных людей, а про принцип
вообще). Но когда люди, представляющие сегодня власть, продемонстрировали
обществу пример, как нужно решать проблему власти, нет ничего удивительного в
том, что общество учится у своих лидеров. 24 марта государство в Киргизии
потеряло свой главный смысл. Как бы ни был плох или хорош президент Акаев, надо
было дождаться выборов и в рамках закона добиваться избрания другого, который
нравится. Если закон плохой, его нужно менять, но не нарушать. Когда президент
свергается с помощью камней и дубинок, тогда возникает прецедент. "Почему
Бакиеву можно было захватить власть, а другим нет?" - рассуждают люди. Если так
можно поступить с центральной властью, то почему нельзя с областной?
- Весьма опасная тенденция, однако. Сегодня не приняли
губернатора, завтра не захотят признать акима района, а послезавтра и главу
сельской управы. А к чему, по-вашему, все это может привести?
- Все к той же ситуации, что была и остается в
Афганистане, когда государство не контролирует свою территорию, и она может быть
использована для чего угодно - для выращивания наркотиков, базирования
террористов, криминальных группировок. И есть большая опасность, что такой же
нестабильной зоной может стать и Киргизстан. Не думаю, что Киргизстан исчезнет с
политической карты мира, но вполне может превратиться в аморфную среду, где
можно заниматься чем угодно, и которая будет представлять опасность для соседей.
Кстати сказать, ситуацией в Киргизстане очень озабочены китайцы. После 24 марта
они создали у себя массу аналитических структур, которые наблюдают и анализируют
все, что происходит в Центральной Азии, прежде всего в Киргизстане. Раньше они
примерно понимали политику Акаева, а сейчас усиленно изучают биографии наших
политиков, лидеров оппозиции и даже криминальных авторитетов!.. Да и Казахстан,
насколько мне известно, сейчас проектирует и скоро начнет строить ЛЭП для
переброски электроэнергии с севера на юг на случай, если нестабильный Киргизстан
прекратит эти поставки.
- Тогда возникает другой вопрос - если казахи свои ЛЭП
построят, кому нужна будет киргизская электроэнергия? Одного крупного
потребителя мы потеряем… Кстати, а как вам идея объединения Киргизстана с
Казахстаном, которую время от времени озвучивают некоторые наши политики?
Насколько это осуществимо? Предлагают создать союз наподобие
российско-белорусского.
- Который так же не будет работать, да? Я считаю, что
какой-то более тесный уровень сотрудничества может быть, но нет необходимости в
объединении юридическом. У нас и так чрезвычайно сильны позиции казахского
капитала. Казахстану бы еще создать мощное политическое лобби для обеспечения
своих интересов, а большего и не нужно. Киргизстан интересен им как рынок
экспорта капитала и импорта дешевой рабочей силы.
- Ну, тогда тем более - почему бы не взять и не
присоединиться, и тогда все заживем хорошо и счастливо.
- Тогда Казахстану придется брать на себя
ответственность по отношению к Киргизстану - поднимать зарплаты, платить пенсии,
а у них сейчас минимальная - под сто долларов!.. Между тем развитие самого
Казахстана - весьма проблематичная вещь. Сумеют ли казахстанцы сформировать
эффективную систему управления страной, пока не иссякнут сверхдоходы от
энергоресурсов? - вот в чем вопрос. Кстати, в Казахстане я не слышал разговоров
о присоединении Киргизстана. Казахстану и так хватает головной боли от нашего
соседства. Мы сегодня, перефразируя известное высказывание Солженицына, "южное
подбрюшье" Казахстана, не случайно же во время президентских выборов 4 декабря
единственной страной, с которой Казахстан закрывал границу, стал Киргизстан. И
для этого, надо признать, есть все основания. У нас работают казахстанские
молодежные оппозиционные организации, здесь, кстати, бывают и узбекские
революционеры-радикалы. Разговоры о присоединении к Казахстану заводят те
киргизские политики, которые, как уже кто-то пошутил, просто хотят присосаться к
казахстанской кормушке...
- А как вам грандиозные планы Китая по строительству
железной дороги в Европу, которая пройдет в том числе и через Киргизстан? Нет ли
опасности, что огромный Китай, в конце концов, поглотит нашу маленькую страну?
Это снова возвращаясь к вопросу о возможном исчезновении Киргизстана с карты
Центральной Азии…
- Как территория мы не сильно интересуем Китай. У нас
нет особо плодородных земель, весьма скромные ресурсы - одним словом, место не
самое комфортное. Западный Китай, кстати, не является сильно перенаселенным, это
проблема скорее актуальна для южной, юго-восточной и центральной части, а в
Синьцзян-Уйгурском автономном районе много пустых территорий. Киргизстан больше
устраивает Китай как буферная страна, которая должна проводить доброжелательную
политику по отношению к Китаю и не допускать, чтобы ее территория использовалась
Китаю во вред, - чтобы через нее не шли наркотики, оружие или экстремистская
литература. Сейчас, например, они озабочены ростом активности "Хизб ут-Тахрир"
среди уйгурского населения СУАР, полагая, что источник этой активности находится
у нас в Киргизстане.
- А вот представьте, что на каждый километр железной
дороги китайцы поставят по миллиону своих строителей, они же нас, образно
говоря, одной своей массой задавят!
- Не думаю, что это произойдет. Разговоры о китайской
ползучей экспансии идут с начала 90-х годов прошлого века, об этом много писали,
высказывали самые разные предположения, но прошло 15 лет, и ничего такого не
произошло.
- Стало быть, и разговоры о создании китайской военной
базы в Киргизстане - тоже из разряда мифов?
- Абсолютно верно. Китай, в отличие от США, России,
европейских стран, никогда не держал вооруженные силы за пределами своей
территории, да и использование войск за пределами страны - тоже редчайший
случай. Нет такой политической традиции. Эти разговоры не имеют под собой
почвы.
- Но вернемся к нашим внутренним проблемам. Еще и года
не прошло после событий 24 марта, а в Киргизстане опять заговорили о революции.
Как вы считаете, возможна ли у нас еще одна революция? Кто может быть ее
движущей силой и, самое главное, кто может за ней стоять?
- Попытки нового переворота абсолютно не исключены.
Другое дело, насколько они будут успешными. Чем они обернутся - неизвестно, ведь
сегодняшняя власть уже не та, что была до 24 марта. Усиливаются
правоохранительные структуры, создаются спецподразделения, делается это все
скорее для того, чтобы предотвратить что-то аналогичное тем событиям в интересах
людей, которые стоят у власти сегодня, а не для того, чтобы навести порядок в
стране. К сожалению. Ну а стоять за всем могут, во-первых, лидеры оппозиции,
бывшие соратники Бакиева, которые сегодня не удовлетворены положением вещей.
Фамилии достаточно известны, так что называть их не будем. Ну а во-вторых, это
люди, которые утратили свои позиции после 24 марта. Это необязательно семья
Акаевых. Что касается движущих сил, я убежден, их не было и 24 марта, они просто
и легко создаются при наличии определенных ресурсов - это родственники, земляки,
люди, рассчитывающие на карьерный рост в случае прихода к власти определенного
лидера и т.д. Ну и деньги, конечно.
- А могут ли за подобными событиями стоять
заинтересованные внешние силы?
- Я пока не вижу такие силы. Если взять США, которые
поддержали смещение президента Акаева, то им сейчас по большому счету все равно,
что происходит в Киргизстане. Есть президент, с которым можно договориться, -
замечательно!.. Бакиев для американцев более управляем, предсказуем и пока
является более удобным политиком, чем был Акаев. Почти хрестоматийный пример:
декларативно поддержав заявление Шанхайской организации сотрудничества о базе в
"Манасе", он тут же обсуждает с США новые условия пребывания этой военной базы
на своей территории. США понятно, что с этим человеком можно иметь дело, потому
что он всегда может поменять решение, был бы стимул. А вот для ШОС Киргизстан
является ненадежным союзником и партнером, самым слабым звеном.
Ну, а если в Киргизстане возникнет хаос, американцам
тоже все равно. Неприятности от этого будут иметь Китай, Россия, Узбекистан,
Казахстан. А когда геополитические противники - за исключением Казахстана -
получают неприятности, разве это плохо?!
- Раз уж зашел разговор о базе в "Манасе"… Я знаю, вы не
очень оптимистически были настроены относительно ее пребывания в Киргизстане с
самого начала. Почему?
- Потому что по большому счету присутствие американской
базы представляет угрозу безопасности Киргизстана. Допустим, завтра США развяжут
войну против Ирана. Я абсолютно убежден, что Узбекистан, Таджикистан, Туркмения,
Казахстан - все откажут США в использовании своей территории и воздушного
пространства. Ну а в случае с нынешним киргизским руководством все будет
зависеть от того, сколько денег предложат. А это грозит нам террором. Сегодня
США воспринимаются как враг всего исламского мира, а Киргизстан в этом случае
может оказаться прямым союзником американцев и, следовательно, одним из
потенциальных объектов для терактов.
- Да, но вам могут возразить, что такую же угрозу
безопасности представляет и российская авиабаза в Канте.
- Вероятность этого меньше, ведь Россия не ведет войн с
исламскими странами, даже наоборот, активно восстанавливает добрые отношения с
исламским миром в последнее время. Американская база, к слову, вызывает очень
сильное раздражение Китая. Понятно ведь, что главная задача этой базы - вовсе не
поддержка антитеррористической операции в Афганистане, а те или иные действия,
например радиоэлектронная разведка… Против Китая. Не зря же после ее появления
Китай в несколько раз увеличил военную группировку в СУАР. В то же время Китай
спокойно относится к российскому военному присутствию в регионе, ведь Россия не
является его геополитическим противником, не угрожает ему.
- Александр Алексеевич, сейчас столько игроков на
политической арене Центральной Азии, все борются за этот локальный
стратегический "кусок". Так на кого все-таки ориентироваться в своей внешней
политике Киргизстану - на Россию? США? Китай? Страны Европы?
- США, Европа - это не навсегда, это все временно.
Россия и Китай - навсегда, так география за Киргизстан решила. Шанхайская
организация сотрудничества - это самое гениальное, что появилось в региональной
международной политике за последнее время. Это площадка, где собрались эти два
тяжеловеса - Россия и Китай, и страны Центральной Азии могут успешно между этими
тяжеловесами лавировать. И оба они - и Россия, и Китай - заинтересованы в
стабильности у нас. Этим нужно умело пользоваться. Центральная Азия сегодня
должна быть более заинтересована в интеграции с Азией, чем с Западом, особенно с
исламскими странами, влияние которых в нашем регионе растет просто стремительно.
Нельзя забывать и еще одного бурно развивающегося тяжеловеса - Индию. Нужно
разнообразить свои отношения.
|