О некоторых тенденциях политико-правового развития СНГ на современном этапе
Андреева Г.Н.
(Продолжение, начало в номере 139 от февраля 2006
г.)
Советом глав государств–участников СНГ в Казани 26
августа 2005 года было принято Решение о Концепции согласованной пограничной
политики государств-участников Содружества Независимых Государств. Этим решением
она была утверждена, а Совету командующих Пограничными войсками совместно с
заинтересованными органами государств, подписавших Решение, и органами
Содружества Независимых Государств поручено подготовить и внести в установленном
порядке соответствующие предложения по реализации указанной Концепции. При
принятии Решения государства-участники исходили из того, что существующая
геополитическая реальность вызывает необходимость тесного объединения усилий
государств-участников СНГ в области защиты национальных интересов в
экономической, политической, социальной, международной, информационной, военной,
пограничной и иных сферах обеспечения безопасности государств-участников СНГ; на
государственных границах государств-участников сосредоточен спектр их
государственных и межгосударственных интересов, составляющих основу национальной
безопасности каждого из них, обеспечение которой основывается на механизмах
коллективного решения ключевых проблем; жизненно важными для
государств-участников являются устойчивые и надежные государственные границы,
защита и охрана которых представляет собой главное условие, гарантирующее
национальную безопасность государств-участников; совместная деятельность в
пограничной сфере осуществляется на основе принятой государствами-участниками
системы взглядов на согласованную (скоординированную) работу институтов
государственной власти, направленную на обеспечение пограничной безопасности.
В документе указывается, что Концепция представляет
собой систему официально принятых взглядов на основные направления обеспечения
безопасности, а также реализацию национальных интересов в пограничной сфере,
развитие и углубление пограничного сотрудничества. Таким образом, анализ
положений Концепции позволяет оценить, к насколько тесной интеграции в данной
области готовы государства-участники СНГ.
Согласно Концепции согласованная пограничная политика
как часть внешней и внутренней политики государств-участников направлена на
построение целостной системы обеспечения пограничной безопасности,
предупреждения и пресечения посягательств на суверенитет и территориальную
целостность государств-участников, охраны и защиты их государственных границ.
Стратегической целью согласованной пограничной политики является защита в
пограничных пространствах общих и национальных интересов государств-участников,
обеспечение безопасности личности, общества и государства.
В Концепции получили отражение главные приоритеты при
реализации стратегической цели согласованной пограничной политики:
- сотрудничество в обеспечении надежной безопасности
государств-участников, сохранении и укреплении их суверенитета и территориальной
целостности;
- принятие совместных мер в соответствии с
международными договорами о предотвращении военной опасности, кризисов и
конфликтов в пограничных пространствах государств-участников;
- совместное противодействие терроризму и иным
проявлениям экстремизма, организованной преступности, незаконной миграции,
незаконному обороту наркотиков и прекурсоров и иным современным вызовам и
угрозам безопасности;
- создание благоприятных условий
социально-экономического подъема приграничных территорий, роста благосостояния и
духовного развития населения как важнейшего условия обеспечения национальной
безопасности государств-участников;
- сотрудничество в проведении политических,
дипломатических, специальных и других акций на государственных границах и
приграничных территориях, способствующих укреплению дружественных отношений
между государствами.
Защита интересов государств-участников в пограничной
сфере предусматривает осуществление комплекса политических, дипломатических,
оперативных, военных, режимных, правовых, административных, финансовых,
пограничных, правоохранительных, социальных и иных мер. В Концепции особо
выделены такие меры, как: международно-правовое оформление государственных
границ и обеспечение их неприкосновенности; прогнозирование возможных угроз
интересам государств-участников, своевременное выявление, отслеживание и
пресечение их эскалации, оперативное доведение объективной информации до
субъектов пограничной политики; контроль за соблюдением всеми физическими и
юридическими лицами непосредственно на государственных границах и в пограничных
пространствах установленных законами режимных норм, правил, требований, принятых
обязательств в соответствии с интересами государств-участников.
Согласованная пограничная политика государств-участников
осуществляется в пограничных пространствах, охватывающих их государственные
границы, пункты пропуска через государственные границы и связанные с ними
объекты внутри государств, приграничные территории, определяемые национальным
законодательством, трансграничные (пограничные) водные объекты, акватории
внутренних вод и территориального моря, воздушное пространство, подводную среду,
континентальный шельф и исключительную экономическую зону.
Субъектами согласованной пограничной политики
государств-участников являются их органы государственной власти и местного
самоуправления, общественные объединения, организации и отдельные граждане.
Объектами согласованной пограничной политики выступают национальные интересы
государств-участников в их пограничном пространстве.
В качестве основных принципов согласованной пограничной
политики государств-участников в Концепции заявлены следующие принципы: взаимное
уважение суверенитета, равенства и территориальной целостности
государств-участников; нерушимость государственных границ и мирное разрешение
спорных пограничных вопросов; всестороннее сотрудничество в защите и охране
государственных границ государств-участников; уважение прав и свобод человека и
гражданина; признание важности совместных решений в вопросах охраны
государственных границ, комплексного подхода к реализации и защите
государственных интересов в пограничных пространствах государств-участников.
В Концепции подробно перечислены основные задачи
согласованной пограничной политики государств-участников, назовем некоторые из
них: обеспечение на основе международных договоров и национального
законодательства интересов и безопасности государств-участников на их
государственных границах и приграничных территориях; гармонизация и унификация
национального законодательства по обеспечению пограничной безопасности;
осуществление межгосударственного сотрудничества в предотвращении военной
опасности, кризисов и конфликтов в пограничных пространствах; обеспечение
территориальной целостности и национального суверенитета; совершенствование
взаимодействия в охране государственных границ, в том числе проведение
совместных командно-штабных и тактических учений пограничных (региональных)
управлений, групп войск и соединений пограничных ведомств, вооруженных сил и
других воинских формирований, привлекаемых к охране смежных участков
государственных границ государств-участников; пресечение терроризма и иных
проявлений экстремизм; разработка и осуществление комплексных мероприятий по
противодействию разведывательно-подрывной деятельности специальных служб третьих
стран на внешних границах государств-участников; предотвращение попыток
международной изоляции отдельных государств-участников со стороны определенных
иностранных государств и военно-политических блоков; оказание помощи населению
приграничных территорий при ликвидации последствий катастроф и стихийных
бедствий и другие.
Основными направлениями согласованной пограничной
политики государств-участников согласно Концепции являются собственно
обеспечение пограничной безопасности государств-участников (создание и
совершенствование нормативно-правовой базы, регламентирующей деятельность
органов власти, отдельных граждан приграничных территорий, а также
устанавливающей ответственность за нарушения и ущерб в этой сфере; приоритетное
развитие системы обеспечения пограничной безопасности на основе разработки и
реализации государственных целевых и комплексных программ; своевременное
прогнозирование развития обстановки на государственных границах и в приграничных
территориях, организация и совершенствование взаимодействия органов
государственной власти и управления, общественных и иных организаций в сфере их
деятельности в интересах охраны государственных границ и обеспечения стабильного
положения на них, формирование новых подходов к реализации системы комплексной
защиты интересов населения приграничных территорий и обеспечения безопасности
государственных границ государств-участников с учетом современных вызовов и
угроз) и обеспечение национальной и коллективной безопасности
государств-участников на государственных границах с другими государствами, а
также социально-экономическое развитие приграничных территорий, подъем
благосостояния их населения, являющиеся важнейшими факторами поддержания
общественной и политической стабильности; осуществление международно-правового
оформления государственных границ государств-участников, на принципах взаимного
уважения суверенитета и их территориальной целостности, мирного,
ненасильственного разрешения пограничных вопросов; развитие
государствами-участниками на всех уровнях пограничного сотрудничества,
направленного на последовательное углубление координации деятельности и
взаимодействия при решении задач обеспечения охраны государственных границ;
формирование и развитие системы научных знаний в области пограничной политики,
обеспечивающей фундаментальную теоретическую проработку и комплексное решение
проблем, связанных с защитой как национальных интересов каждого
государства-участника, так и пограничной безопасности всех
государств-участников.
Выделены приоритетные задачи исследований в области
обеспечения согласованной пограничной политики. К ним отнесены: учет влияния
геополитического фактора на защиту национальных интересов государств-участников;
разработка политических, социально-экономических, военно-технических,
методологических и иных аспектов пограничной безопасности; выработка механизмов
и путей мирного решения существующих пограничных проблем.
Раздел III Концепции посвящен взаимным обязательствам
государств-участников в области согласованной пограничной политики. В Концепции
подчеркнуто значение приоритета партнерства в стратегии и политике национальной
безопасности («приоритет партнерства в стратегии и политике национальной
безопасности государств-участников позволяет поддерживать необходимую готовность
к адекватному парированию и пресечению любых посягательств на национальные
интересы».)
В целях дальнейшего развития пограничного сотрудничества
в области взаимных обязательств предусмотрено: обеспечение национальной и
коллективной безопасности государств-участников на государственных границах;
сближение нормативно-правовой базы государств-участников; содействие в развитии
деловых добрососедских отношений с сопредельными государствами;
совершенствование правовых режимов в пунктах пропуска через государственные
границы государств-участников; совершенствование форм и методов сотрудничества
государственных структур, участвующих в совместном противодействии терроризму и
иным проявлениям экстремизма, организованной преступности, незаконной миграции,
незаконному обороту наркотиков и прекурсоров и иным современным вызовам и
угрозам безопасности; содействие и оказание взаимной помощи в решении
экологических и гуманитарных проблем, предупреждении чрезвычайных ситуаций
природного и техногенного характера; взаимное сотрудничество в совершенствовании
материально-технической базы обеспечения безопасности в пограничной сфере.
Намеченная в Концепции широкая программа мер по
обеспечению согласованной пограничной политики государств-участников Содружества
независимых государств не имеет, однако четкого материально-технического и
финансового обеспечения, поскольку в Концепции по этому вопросу содержится
только положение общего характера о том, что оно «осуществляется в порядке и на
условиях, определяемых государствами-участниками».
Отсутствует четкий и эффективный механизм контроля за
реализацией положений Концепции. Согласно Концепции контроль за исполнением
решений, принятых в рамках Концепции, осуществляется на национальном уровне
государств-участников.
Анализ хода выполнения Концепции и подготовка информации
Совету глав государств и Совету глав правительств Содружества Независимых
Государств возложен на Совет командующих Пограничными войсками совместно с
Исполнительным комитетом СНГ на основе информации, представляемой
государствами-участниками, а также органами Содружества.
Содержащийся в Концепции механизм реализации ее
положений предусматривает: выработку согласованных подходов к вопросам
обеспечения коллективной и национальной безопасности, пограничной политики и
сотрудничества пограничных и иных ведомств государств-участников; разработку
целевых государственных (межгосударственных) комплексных программ по
формированию систем обеспечения пограничной безопасности на государственных
границах государств-участников; выполнение положений международных договоров,
межгосударственных программ по пограничным вопросам, заключенных в рамках СНГ;
разработку предложений по совершенствованию сотрудничества в
материально-техническом обеспечении; укрепление и развитие дружеских связей
пограничных ведомств государств-участников, их сотрудничества в области
культуры, спорта и ветеранского движения.
В отличие от Концепции согласованной пограничной
политики государств-участников Содружества Независимых Государств, рассчитанной
на неопределенный срок, Концепция военного сотрудничества государств–участников
Содружества Независимых Государств, также утвержденная в Казани 26 августа 2005
года, нацелена на сотрудничество на определенный период, а именно до 2010 г.
Реализация Концепции военного сотрудничества государств-участников Содружества
Независимых Государств до 2010 года возложена на Совет министров обороны
государств-участников Содружества Независимых Государств.
Целью Концепции военного сотрудничества
государств-участников Содружества Независимых Государств до 2010 года является
расширение и дальнейшее развитие военного сотрудничества государств-участников
Содружества Независимых Государств на многосторонней основе. В Концепции
указывается, что она «определяет общие взгляды государств-участников СНГ на
принципы, основные направления, формы и систему обеспечения развития военного
сотрудничества на многосторонней основе через министерства обороны, органы
военного управления государств-участников СНГ, а также органы координации и
взаимодействия военного сотрудничества Совета министров обороны
государств-участников СНГ, осуществляющие свою деятельность на постоянной
основе».
Развитие военного сотрудничества государств-участников
СНГ в период до 2010 года осуществляется на основе принципов: уважения
суверенитета государств-участников СНГ и неукоснительного соблюдения их
национального законодательства, принципов и норм международного права;
укрепления доверия в военной сфере, координации усилий в соблюдении
международных договоренностей в вопросах разоружения и контроля над вооружениями
в соответствии с изменениями геостратегической обстановки; координации позиций в
решении вопросов сокращения и ограничения вооружений, нераспространения оружия
массового поражения и технологий его изготовления; координации усилий в борьбе с
международным терроризмом и иными проявлениями экстремизма; оказания помощи
государствам-участникам СНГ при разработке проектов национальных законодательных
актов в области борьбы с международным терроризмом; совместного предотвращения и
урегулирования конфликтов; устранения возможных противоречий во
взаимоотношениях, обеспечения мирного и добрососедского развития
государств-участников СНГ.
Намечены основные направления развития военного
сотрудничества в военно-политической области, в военной области, в
военно-технической области, в военно-научной области, в области миротворческой и
антитеррористической деятельности, в области военно-исторической работы и
геральдического обеспечения, в социально-правовой и гуманитарной областях, в
области военно-промышленной кооперации и интеграции оборонных предприятий в
области экспорта ВВТ. Следует отметить, что в отличие от предыдущей Концепции
здесь действительно предусмотрены многочисленные мероприятия, осуществляемые
совместно. В их числе отметим: создание единого оборонного пространства в рамках
СНГ; совершенствование форм и методов организации и проведения совместных
мероприятий оперативной подготовки вооруженных сил государств-участников СНГ;
проведение мероприятий по созданию и развитию совместных (объединенных) военных
систем (кроме объединенной системы противовоздушной обороны
государств-участников СНГ); совершенствование системы совместного боевого
дежурства по противовоздушной обороне, управления воздушным движением и контроля
за порядком использования воздушного пространства государств-участников СНГ;
совершенствование объединенной системы ПВО на основе развития соответствующих
национальных систем, объединенных единой системой управления, формирование
региональных систем ПВО с переходом от координации применения сил и средств ПВО
к управлению ими с единого регионального командного пункта, а также единства
требований к боевой готовности, боевой и оперативной подготовке органов
управления и войск; взаимодействие в области совершенствования системы
информационно-аналитического обеспечения безопасности полетов авиации
вооруженных сил государств-участников СНГ; дальнейшее совершенствование
объединенной системы ПВО, организация охраны воздушного пространства, управления
воздушным движением, контроля за порядком использования воздушного пространства
государств-участников СНГ; разработка и реализация совместных научно-технических
и исследовательских программ и проектов; создание системы межгосударственной
каталогизации предметов снабжения вооруженных сил государств-участников СНГ;
оснащение войск и органов управления, выполняющих задачи противовоздушной
обороны (контроль за порядком использования воздушного пространства и управление
воздушным движением), ВВТ на основе согласованной военно-технической политики;
использование единых критериев при оценке боевой готовности ВВТ; использование
единых технических нормативных правовых актов при разработке, производстве и
ремонте вооружения и техники; совместное использование полигонов вооруженных сил
государств-участников СНГ для проведения испытаний образцов ВВТ; создание
системы обмена военно-технической информацией; дальнейшую интеграцию в области
создания совместных предприятий по ремонту ВВТ, находящихся в эксплуатации в
государствах-участниках СНГ, а также центров (лабораторий) для метрологического
обеспечения эксплуатации и ремонта ВВТ; участие в осуществлении совместных
научно-исследовательских программ и проектов; обеспечение создания совместных
военно-научных творческих коллективов на временной и долгосрочной основе;
проведение совместных семинаров, научных конференций, рабочих встреч и выставок,
изучение по взаимной двусторонней договоренности возможностей участия ученых,
экспертов НИО и ВУЗов третьих государств или международных организаций в
программах и проектах, реализуемых в данной форме сотрудничества; унификация
основополагающих уставных документов вооруженных сил государств-участников СНГ;
разработка совместных военно-исторических трудов, подготовка сборников
документов и материалов по военно-исторической тематике; создание единого
Классификатора и Каталога оборонной продукции, производимой
государствами-участниками СНГ; восстановление и развитие военно-промышленной
кооперации и интеграции оборонных предприятий государств-участников СНГ, в том
числе в области разработки, производства, ремонта, модернизации и последующего
технического обслуживания ВВТ; создание межгосударственных
финансово-промышленных групп по разработке, производству, ремонту и техническому
обслуживанию ВВТ; привлечение научного потенциала государств-участников СНГ к
совместной разработке новых образцов военной техники и техники двойного
назначения, военной техники 5 - 6 поколений.
Однако и в этой Концепции нет четкой проработки вопроса
об источниках обеспечения этих мероприятий. Материально-техническое, финансовое
и иное ресурсное обеспечение совместных мероприятий, направленных на реализацию
Концепции, осуществляется заинтересованными государствами-участниками СНГ по
договоренности в рамках финансовых средств, ежегодно предусматриваемых в
национальных бюджетах на соответствующие цели, а также за счет внебюджетных
источников. Финансирование целевых программ в рамках Концепции осуществляется в
соответствии с Порядком разработки, реализации и финансирования
межгосударственных целевых программ Содружества Независимых Государств,
утвержденным Решением Совета глав правительств СНГ от 16 апреля 2004 года.
Контроль исполнения решений, принятых в рамках
Концепции, военного сотрудничества государств-участников Содружества Независимых
Государств до 2010 года, также как и Концепции согласованной пограничной
политики государств-участников Содружества Независимых Государств,
осуществляется на национальном уровне государств-участников СНГ. Анализ хода
выполнения Концепции и подготовка информации Совету глав государств и Совету
глав правительств СНГ возложен на СМО СНГ совместно с Исполнительным комитетом
СНГ на основе информации, предоставляемой государствами-участниками СНГ, а также
органами Содружества.
Характерно также, что в структуре данной Концепции
отсутствует раздел о механизме реализации ее положений (В Концепции
согласованной пограничной политики государств-участников Содружества Независимых
Государств такой раздел есть: V. «Механизм реализации положений Концепции»).
Вместо него включен раздел VI. «Координация выполнения решений о развитии
военного сотрудничества».
Положения о координации выполнения решений о развитии
военного сотрудничества предусматривают: выработку согласованных подходов к
вопросам обеспечения совместной и национальной безопасности
государств-участников СНГ; разработку целевых государственных
(межгосударственных) комплексных программ по формированию и развитию систем
национальной безопасности государств-участников СНГ; выполнение положений
международных договоров, межгосударственных программ по вопросам военного
сотрудничества государств-участников СНГ; анализ реализации ранее принятых
решений о развитии военного сотрудничества на многосторонней основе. Очевидно,
что часть из этих положений не имеет прямого отношения к обеспечению
координации, а является обязанностью государств-участников (как, например,
выполнение положений международных договоров).
(Окончание в номере 142 от 15 марта 2006
г.).
|