Счастье по бартеру?
09.03.2006, Версии
(Украина)
Владимир
Скачко
Нет, все-таки не зря Украина – женского рода, а
большинство населения в ней – женщины. Может быть, случайно, но в мире это
заметили даже те, кто не очень любит праздник 8 марта. И не просто заметили, а
преподнесли Украине подарки. Накануне праздника особенно расстарались США. За
день до даты подчеркнутого всеобщего обожания женского пола мужчинами в
Вашингтоне был подписан долгожданный и многострадальный протокол между Украиной
и США об условиях взаимной торговли в рамках подготовки к вступлению Киева в
ВТО. А непосредственно в "женский день" Палата представителей Конгресса США
отменила в отношении Украины действие поправки Джексона–Веника.
И что характерно: за отмену поправки голосовали как
представители Республиканской партии, так и Демократической. Трогательное
единение в любви к Украине было тотальным точно так же, как и в ноябре прошлого
года, когда поправку отменял американский Сенат. И теперь осталось отнести
бумажку на подпись президенту Джорджу Бушу, он должен поставить на ней свой
автограф, и вперед – семимильными шагами на мировые рынки. Еще раньше, как
известно, рыночный статус украинской экономики признал ЕС. И теперь, например,
до вступления в ВТО осталось подписать взаимные протоколы (такие, как с США) еще
с семью государствами, и можно хлопать в ладоши от навалившихся успехов…
Многие в Украине уверены, что так и будет. Что украинские
товары теперь займут "законное место" везде, где их еще нет. В частности,
министр экономики Украины Арсений Яценюк считает, что отмена поправки
Джексона–Веника даст возможность развиваться украинской металлургии. И еще
больше оседлать американских потребителей наших железяк. "Отмена всех этих
поправок и восстановление нормальных торговых отношений даст возможность, в
первую очередь, металлургии, которая находится в восточном регионе Украины,
нормально развивать отношения и поставлять значительные объемы товаров в США. Я
убежден в том, что при условии отмены поправки Джексона–Веника и завершения этой
большой эпопеи, которая называется нормальные торговые отношения с США, наш
товарооборот удвоится", – сказал он, предваряя эпохальное решение. То есть если
сейчас товарооборот между США и Украиной составляет 1,5 млрд. долларов, то
вскоре будет три. Миллиарда, разумеется. Есть от чего вздохнуть и выдохнуть.
Счастливо ли?
Скептики не могут не обращать внимания на замечание
очередного украинского "вундеркинда" от экономики Яценюка, который специально
отметил, что металлургия Украины находится в ее "восточном регионе". Это
свидетельствует о том, что, во-первых, министр экономики страны понимает, что
все внешнеполитические и внешнеторговые успехи властей только тогда окончательно
оправданны, когда от них есть какой-то "навар" внутри страны. Для каждого или
хотя бы для большинства рядовых граждан. Потому что бумажку об отмене
Джексона–Веника или протокол о вступлении в ВТО на хлеб не намажешь. И в виде
"тормозка" шахтеру или металлургу жена их в сумку не положит. Короче, теперь
власть Украины должна как-то "конвертировать" внешние достижения во внутреннее
облегчение жизни народа.
Но для этого, во-вторых, власть, как минимум, должна
сохраниться на своем месте в ходе выборов, которые идут к финишу в Украине. И
очень похоже, что вся эта внешнеполитическая успешная деятельность властей – это
очередная попытка Запада поддержать стоящий у власти в Украине режим. Чтобы тому
было с чем идти к избирателю и говорить: вот мы, мол, обещали евроинтеграцию –
получите. И дайте нам еще время, чтобы мы могли закончить задуманное. И тут,
конечно же, вполне уместно обращение именно к Востоку Украины – там сейчас
сосредоточены основные электоральные силы, которые поддерживают не власть, а
оппозицию…
Что ж, можно констатировать, что поведение Запада в этом
плане вполне разумно и прагматично. С одной стороны, он как бы поддерживает
нынешнюю власть, демонстративно идя ей навстречу. С другой – однозначно
выставляет условия для работы новой власти, если она, паче чаяния, появится в
Киеве после 26 марта сего года. Потому что глупо даже оппозиционерам, которые
могут стать у руля Украины, отказываться от таких внешнеполитических
преференций, полученных нынешним режимом. То есть уже получился некий
политический бартер: обещания успешной работы на внешних рынках (Запад это
сделал) должны быть окончательно обменяны на успешные реформы внутри Украины,
понятные населению и приносящие ему ощутимое материальное счастье и моральное
удовольствие от пребывания "в Европе" (это задача любой украинской власти:
нынешней, будущей – не важно).
А вот с последним у Украины, как всегда, проблемы.
Первая: народ не имеет четких гарантий того, что эта ли, будущая ли власть
страны сможет разумно распорядиться полученными извне результатами. И не
ухудшить нынешнее положение большинства граждан, которые не живут, а выживают.
Ведь, к примеру, вступление в ВТО – это открытие украинских рынков для западных
товаров. А задача властей – не допустить, чтобы это обстоятельство "убило"
украинскую экономику и окончательно лишило работы украинцев. Второй момент: это
хорошо, что с США мы вскоре будем торговать аж на 3 млрд. долл.. А как быть с
Россией, товарооборот с которой уже сегодня составляет 23 млрд. долл. и которая
"поглощает" до 60% украинской продукции? А что если Москва опять на что-то, как
недавно на форсированное продвижение Киева к НАТО, "обидится" и начнет очередную
торговую "войну" под флагом защиты своих интересов?
Вот ведь какая есть проблема у Украины, которую она не
смогла решить за почти 15 лет своей независимости. Она как была, так и сейчас
остается страной, которая живет по бартеру, обменивая свою политическую
лояльность на экономические преференции. До нынешних обострений отношений с
Москвой основным "донором" экономики Украины и, если можно так сказать,
"потребителем" этой лояльности была Россия, которая взамен давала дешевые
энергоносители, разрешала продавать на своей территории украинскую продукцию –
от труб до карамелек. Все прежние режимы, конечно, декларировали свой
"европейский выбор", прежний президент Леонид Кучма и все его премьеры
подписывали всевозможные хартии и соглашения о сотрудничестве с НАТО и ЕС, но в
реальной политике сотрудничали с Россией. Потому что понимали: обещаниями
"принять и обогреть" в Европе сыт не будешь – не ждут украинские товары на
западных рынках. А если что туда и пробивало дорогу, но при этом чрезмерно
затрагивало интересы местных производителей, то украинских производителей мучили
антидемпинговыми расследованиями и выталкивали "чужаков". Скажете, не так
было?
Нынешняя же украинская власть возжелала сохранить
статус-кво только наполовину: получать от России дешевые нефть и газ, но при
этом семимильными шагами, как ей кажется, двигаться на Запад. И действовать в
контексте западных геополитических схем. В частности, ускоренно вступить в НАТО,
удалить российский Черноморский флот с его крымских баз. Россия и
"взбунтовалась": у нее есть свои интересы на постсоветском пространстве, и она
защищает их как может. На "круглом столе" на тему "Что сулят выборы
российско-украинским отношениям?", который состоялся в Киеве 9 марта сего года,
представители России однозначно и дружно заявили, что их страна больше не
собирается дотировать экономику страны, то есть Украины, которая создает
дополнительные проблемы и угрожает национальным интересам. России. Взамен
евроинтеграции Москва предлагает Украине проект Единого экономического
пространства (ЕЭП) и, по словам депутата российской Госдумы Константина
Затулина, только при участии Киева в этом проекте готова рассматривать вопросы
уменьшения цен на тот же газ.
И перед Украиной и ее властью встал вопрос: а сможет ли
Запад – полноценно и по всей номенклатуре услуг и товаров – заменить Россию в
структуре украинской экономики, выполнить функцию донора, который по бартеру, за
политическую лояльность даст то же самое, что давала (и пока дает) Россия.
Например, если и не поставлять дешевые энергоносители, то хотя бы реально и
ускоренно помочь Киеву перевести экономику страны на модерновые
энергосберегающие технологии? Нет ответа на этот вопрос. Потому что одно дело
говорить "мы вступаем в НАТО и ЕС", а другое – четко знать, что нас там ждут и
что от этого вступления не возникнут непреодолимые трудности, которые скажутся
как на конкурентоспособности страны, так и на уровне жизни ее населения.
А сегодня – не факт даже то, что нас примут в НАТО, не
говоря уже о ЕС. Более того, Евросоюз четко дал понять, что в ближайшие годы
(15-20 лет) Киеву приблизиться к Брюсселю нереально. Да, в НАТО Украину еще
могут принять, если на то появится добрая и консолидированная воля всех его
членов, которые согласятся с доводами Вашингтона. Но НАТО – это ведь
военно-политический блок, который может служить "зонтиком безопасности", но газ
не дает и, как выяснилось, даже уже не помогает вступлению страны в ЕС, как это
еще совсем недавно случилось с многими странами бывшего соцлагеря. А Евросоюз,
как показало последнее киевское заседание в формате тройки Украина – ЕС, не
готов отказаться от политики "соседства" с Украиной и даже говорить не хочет о
вступлении. Заседание в Киеве показало: ЕС готов углублять сотрудничество по
двум направлениям: готовить новый План сотрудничества на три года, который
должен заменить работающий сегодня План действий, рассчитанный до 2008 года, и
после вступления Украины в ВТО только начинать переговоры о зоне свободной
торговли со странами-членами Евросоюза. Но до этого времени еще нужно прожить и
не оказаться похожим на известное вещество в полынье: от одного берега отбилось,
а к другому не пристало. Украине уже сейчас нужно знать три вещи: сможет ли
Запад полноценно занять место России, как прожить стране переходной период и
есть ли у действующей украинской власти реальные планы перестройки экономики без
ущерба для ее отраслей и для жизненного уровня людей. Тоже нет полной
уверенности в положительных ответах на эти вопросы…
И, наконец, четвертая "мулька": нынешней власти еще нужно
выиграть выборы. И выиграть их честно – так тоже просит Запад. Присылая сюда
более тысячи наблюдателей, он дает власти такой шанс, поддерживает ее же
обещания. И даже, судя по всему, готов закрыть глаза на "мелкие неурядицы" в
ходе процесса голосования, к примру, неукомплектованные территориальные
избиркомы, выборочное использование админресурса, трудности с волеизъявлением,
вызванные скученностью и недостаточным количеством участков для голосования.
Запад, если верить члену ПАСЕ Ханне Северинсен, готов даже закрыть глаза на то,
что исполнительная власть готова разогнать новую Верховную Раду, если она будет
"неправильной", а президент Ющенко найдет достаточные конституционные
обоснования такого шага.
Короче, теперь власти остается только соответствовать.
Своим декларациям и своим начинаниям. Обещаниям Запада и собственным
возможностям этими обещаниями воспользоваться разумно и рационально. Не словом,
а делом соответствовать. А вот в этом-то – и основные сомнения относительно
счастья…
|