Фестивальная мозаика
01.03.2006., ТАШКЕНТ, ВЕСТИ.UZ.
Алина Еланская
Прошло 5 лет после старта первого Ташкентского
фестиваля российской культуры, ставшего традиционным. Инициатором проведения
фестиваля был Русский культурный центр г. Ташкента (председатель оргкомитета и
общее руководство Теперина М. Н., авторы проекта Борисова С. В. и Маметова Г.
У.). Тема проходящего сегодня пятого городского фестиваля «Русь Средневековая -
IX-XVI вв.» выбрана не случайно - он посвящен 625-летию Куликовской битвы.
Четко определены цели и задачи фестиваля: интерес к
каждой его теме приобщает учащуюся молодежь разных национальностей и возрастов к
культуре, истории, обычаем и традициям народов России, тем самым способствуя
развитию творческого потенциала у детей и подростков и воспитанию патриотизма на
примерах героического прошлого России.
Радует то, как наши дети улавливают дух времени,
погружаясь в мир дум, чувств и поступков людей, живших в разные эпохи
человеческих цивилизаций, и как проявляются их духовное развитие и талант в
представленных ими работах художественно-прикладного искусства или в исполнении
вокально-хореографических и литературно-поэтических композиций, предусмотренных
в номинациях этого фестиваля.
За прошедшие годы его постоянными участниками стали
средние школы №№ 210, 191, 194, 182 (изостудия «Ласточка») и другие.
Сформировались творческие вокально-хореографические коллективы «Молодые голоса»
и «Милосердие». Выявились талантливые юные художники и поэты, ставшие
неоднократно лауреатами Республиканского конкурса «Литературные надежды XXI
века», чьи лучшие стихи вошли в поэтические альманахи Общественно-литературного
творческого объединения «Истоки» при Союзе писателей Узбекистана.
Мир, согласие, единство - лейтмотив данного фестиваля,
прозвучавший в первых двух номинациях - музыкально-танцевальной и
изобразительной. Тонко продумано и гармонично исполнено а капелла
вокально-иструментальная композиция «Во поле береза стояла» коллективом школы №
191, команда «Красны девицы» школы № 194 порадовала хороводом и исполнением
старинных русских песен, учащиеся школы № 30 представили фрагмент русских
поседелок «Вечеря». Слушатели Воскресной школы при Свято-Успенском кафедральном
соборе Ташкентской и Среднеазиатской епархии выступили с яркой композицией «На
поле Куликовом». Лучшим номером этой номинации признано выступление
вокально-танцевального ансамбля «Сударушка» № 103 - оригинальна и красочна
композиция хоровода в потрясающих костюмах.
В песнях-образах, удивительно где найденных, прелесть
музыки тесно слита со словами-обращениями к элементам природы и ко всему живому
в ней. Каждый представленный номер - плод фантазии не только
педагога-руководителя или одного ребенка, а целого коллектива, и перед нами
раскрывается яркая картинка народного гулянья или эмоционально исполненного
обряда.
В период подготовки к каждому фестивалю в детях
проявляется не просто любопытство, а нечто большее - чувственное прикосновение к
истокам культуры, обычаев и нравов русского народа, открытие и понимание многих
моментов истории России, судьб поколений и отдельных людей, глубокий интерес к
русскому фольклору, дается прекрасная возможность уловить и прочувствовать его
емкость и красоту.
Культура Древней Руси не возникла на пустом месте - она
была высоко духовна и богата и несла в себе яркие и разнообразные проявления
чувственного состояния человека. Основополагающим элементов является народное
изобразительное искусство в тесной взаимосвязи с трудовой деятельностью. В
номинации «Изобразительное творчество», наряду с элементами быта, были
представлены народные ремесла, виды и формы одежды, акварельная живопись.
Представители девяти коллективов продемонстрировали свое
мастерство: деревянные поделки различных конфигураций и размеров, используемые в
быту, соседствовали с тонкими кружевными изделиями, с вышивкой и ее фрагментами,
украшениями из бисера и, конечно же, с куклами в национальной русской одежде –
все яркое, нарядное, красочное.
На художественном стенде «Русь Средневековая» особое
внимание привлекли акварельные картины двух юных художниц из средней школы № 110
- семиклассниц Рахманкуловой Зарины и Мурадовой Ферузы - это «Последние из
волхвов», «У мельницы», «Великая княгиня Ольга», «Святая церковь»,
«Средневековая зима», «Древний Псков», «Птица Сирин» и другие, в которых
запечатлены представления о красоте природы, о достоинствах человека, о добре и
справедливости, об архитектурных памятниках той эпохи - суровой мощи крепостных
сооружений города Пскова.
Макеты именитых храмов-памятников деревянного и каменного
зодчества украсили экспозицию, представленную слушателями Воскресной школы при
Свято-Успенском кафедральном соборе. Юным дарованиям в возрасте от 12 до 16 лет
удалось сотворить уникальные и масштабные работы – макеты храмов и монастырей,
выполненные из содержимого спичечных коробов. Это колокольня Ивана Великого,
церковь Покрова на Нерли, она же Покрова Пресвятой Богородицы в двух вариантах,
храм Успения, Свято-Успенский кафедральный собор в Ташкенте, храм Кижи,
монастырь деревянного зодчества северной Руси (руководитель проекта А.
Аксютин).
Стройность макетов этих зданий создано пропорциями,
оттого и видны строгость, чистота и естественность – основные элементы и
свойства, которые уловили дети при выполнении задуманных творений. Рядом с
жостовской, палехской и хохломской росписью деревянных изделий расположены
живописные картины «Ангел Господний» (в двух вариантах), «Рождественская ночь»,
«Святая Троица», выделяется макет птичьего гнезда, фрагменты вышивки русского
национального костюма. Самое яркое украшение экспозиции - соломенные фигуры в
полный рос домашних животных: собаки, барашка и бычка (руководитель проекта К.
Фрагали). Ощущается духовное направление этих работ, вызывая восторг от видения
прекрасного.
В произведениях юных художников школы № 30 предстали
«Богатыри Святорусские» - храбрые воины Куликовской сечи, в полном облачении и
снаряжении стоящие рядом с добрыми и лихими конями. Память об этой битве веками
хранится благодарными потомками, она свята и нерушима.
В живописных этюдах изостудии «Ласточка» также
присутствуют элементы древнерусского искусства - это «Конь-Огонь», на таком,
наверняка, ездил Илья Муромец. Былинные сюжеты в ярком сочетании красок
представлены в работах «Родные просторы», «Хохлома», «Подсолнухи», «Дом с
мезонином», «Игрища», «Поединок богатыря со змеем» и другие.
Мастерство и смекалка проявлены при изготовлении
старинной крестьянской избы с подворьем Влада Яковлева (школа № 194).
Художественная акварель «Плачь Ярославны» отличается глубиной чувства и
выразительностью образа. В акварелях «Древнерусская одежда» Аллы Ворковой
(Мирабадский профколледж легкой промышленности) явно заметен
профессионализм.
Интерес к представленной выставке подтверждает –
постарались все участники фестиваля: не только исполнители-дети, но и
наставники-учителя, которые внесли достойный вклад в творческое развитие молодых
дарований. Комментарий работ осуществил известный журналист, член правления
Русского культурного центра Ташкента Заводовский Б. Н. Далее состоялся просмотр
моделей древнерусской одежды, типичной для разных родовых сословий и местности с
полной характеристикой каждого образца.
В заключительном слове председателя жюри фестиваля А. Е.
Слонима прозвучало следующее: «Самое важное и существенное на фестивале - это
обращение к истокам русской культуры, искреннее и большое желание молодежи
научиться у наших предков ценить красоту и гармонию жизни. Фестиваль служит
глубинному и всестороннему развитию межнациональных отношений в духе
взаимопонимания и культурного обмена. И, самое главное, пожалуй, - на виду
творческое начало, погружение в особенности мироощущений той эпохи.
Профессиональный уровень работ неоспорим, заметна энергетическая связь времен и
поколений. Интерес к древней культуре и искусству всегда обогащает духовный мир
человека, особенно в юном возрасте. Ценно то, что дети поднялись на определенную
ступень понимания ими окружающего мира, но впереди еще много высот».
А фестиваль продолжается, и интерес к нему не
иссякает.
|