Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №142(15.03.2006)
<< Список номеров
НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
«КРУГЛЫЙ СТОЛ» В КИЕВЕ «ЧТО СУЛЯТ ВЫБОРЫ РОССИЙСКО-УКРАИНСКИМ ОТНОШЕНИЯМ»
КРУГЛЫЙ СТОЛ:«ВЫБОР ПОСЛЕ ВЫБОРОВ. ЧТО БУДЕТ В УКРАИНЕ НА СЛЕДУЮЩИЙ ДЕНЬ ПОСЛЕ 26 МАРТА?»
ЖИЗНЬ ДИАСПОРЫ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.


Фестивальная мозаика

01.03.2006., ТАШКЕНТ, ВЕСТИ.UZ.

Алина Еланская

 Прошло 5 лет после старта первого Ташкентского фестиваля российской культуры, ставшего традиционным. Инициатором проведения фестиваля был Русский культурный центр г. Ташкента (председатель оргкомитета и общее руководство Теперина М. Н., авторы проекта Борисова С. В. и Маметова Г. У.). Тема проходящего сегодня пятого городского фестиваля «Русь Средневековая - IX-XVI вв.» выбрана не случайно - он посвящен 625-летию Куликовской битвы.

Четко определены цели и задачи фестиваля: интерес к каждой его теме приобщает учащуюся молодежь разных национальностей и возрастов к культуре, истории, обычаем и традициям народов России, тем самым способствуя развитию творческого потенциала у детей и подростков и воспитанию патриотизма на примерах героического прошлого России.

Радует то, как наши дети улавливают дух времени, погружаясь в мир дум, чувств и поступков людей, живших в разные эпохи человеческих цивилизаций, и как проявляются их духовное развитие и талант в представленных ими работах художественно-прикладного искусства или в исполнении вокально-хореографических и литературно-поэтических композиций, предусмотренных в номинациях этого фестиваля.

За прошедшие годы его постоянными участниками стали средние школы №№ 210, 191, 194, 182 (изостудия «Ласточка») и другие. Сформировались творческие вокально-хореографические коллективы «Молодые голоса» и «Милосердие». Выявились талантливые юные художники и поэты, ставшие неоднократно лауреатами Республиканского конкурса «Литературные надежды XXI века», чьи лучшие стихи вошли в поэтические альманахи Общественно-литературного творческого объединения «Истоки» при Союзе писателей Узбекистана.

Мир, согласие, единство - лейтмотив данного фестиваля, прозвучавший в первых двух номинациях - музыкально-танцевальной и изобразительной. Тонко продумано и гармонично исполнено а капелла вокально-иструментальная композиция «Во поле береза стояла» коллективом школы № 191, команда «Красны девицы» школы № 194 порадовала хороводом и исполнением старинных русских песен, учащиеся школы № 30 представили фрагмент русских поседелок «Вечеря». Слушатели Воскресной школы при Свято-Успенском кафедральном соборе Ташкентской и Среднеазиатской епархии выступили с яркой композицией «На поле Куликовом». Лучшим номером этой номинации признано выступление вокально-танцевального ансамбля «Сударушка» № 103 - оригинальна и красочна композиция хоровода в потрясающих костюмах.

В песнях-образах, удивительно где найденных, прелесть музыки тесно слита со словами-обращениями к элементам природы и ко всему живому в ней. Каждый представленный номер - плод фантазии не только педагога-руководителя или одного ребенка, а целого коллектива, и перед нами раскрывается яркая картинка народного гулянья или эмоционально исполненного обряда.

В период подготовки к каждому фестивалю в детях проявляется не просто любопытство, а нечто большее - чувственное прикосновение к истокам культуры, обычаев и нравов русского народа, открытие и понимание многих моментов истории России, судьб поколений и отдельных людей, глубокий интерес к русскому фольклору, дается прекрасная возможность уловить и прочувствовать его емкость и красоту.

Культура Древней Руси не возникла на пустом месте - она была высоко духовна и богата и несла в себе яркие и разнообразные проявления чувственного состояния человека. Основополагающим элементов является народное изобразительное искусство в тесной взаимосвязи с трудовой деятельностью. В номинации «Изобразительное творчество», наряду с элементами быта, были представлены народные ремесла, виды и формы одежды, акварельная живопись.

Представители девяти коллективов продемонстрировали свое мастерство: деревянные поделки различных конфигураций и размеров, используемые в быту, соседствовали с тонкими кружевными изделиями, с вышивкой и ее фрагментами, украшениями из бисера и, конечно же, с куклами в национальной русской одежде – все яркое, нарядное, красочное.

На художественном стенде «Русь Средневековая» особое внимание привлекли акварельные картины двух юных художниц из средней школы № 110 - семиклассниц Рахманкуловой Зарины и Мурадовой Ферузы - это «Последние из волхвов», «У мельницы», «Великая княгиня Ольга», «Святая церковь», «Средневековая зима», «Древний Псков», «Птица Сирин» и другие, в которых запечатлены представления о красоте природы, о достоинствах человека, о добре и справедливости, об архитектурных памятниках той эпохи - суровой мощи крепостных сооружений города Пскова.

Макеты именитых храмов-памятников деревянного и каменного зодчества украсили экспозицию, представленную слушателями Воскресной школы при Свято-Успенском кафедральном соборе. Юным дарованиям в возрасте от 12 до 16 лет удалось сотворить уникальные и масштабные работы – макеты храмов и монастырей, выполненные из содержимого спичечных коробов. Это колокольня Ивана Великого, церковь Покрова на Нерли, она же Покрова Пресвятой Богородицы в двух вариантах, храм Успения, Свято-Успенский кафедральный собор в Ташкенте, храм Кижи, монастырь деревянного зодчества северной Руси (руководитель проекта А. Аксютин).

Стройность макетов этих зданий создано пропорциями, оттого и видны строгость, чистота и естественность – основные элементы и свойства, которые уловили дети при выполнении задуманных творений. Рядом с жостовской, палехской и хохломской росписью деревянных изделий расположены живописные картины «Ангел Господний» (в двух вариантах), «Рождественская ночь», «Святая Троица», выделяется макет птичьего гнезда, фрагменты вышивки русского национального костюма. Самое яркое украшение экспозиции - соломенные фигуры в полный рос домашних животных: собаки, барашка и бычка (руководитель проекта К. Фрагали). Ощущается духовное направление этих работ, вызывая восторг от видения прекрасного.

В произведениях юных художников школы № 30 предстали «Богатыри Святорусские» - храбрые воины Куликовской сечи, в полном облачении и снаряжении стоящие рядом с добрыми и лихими конями. Память об этой битве веками хранится благодарными потомками, она свята и нерушима.

В живописных этюдах изостудии «Ласточка» также присутствуют элементы древнерусского искусства - это «Конь-Огонь», на таком, наверняка, ездил Илья Муромец. Былинные сюжеты в ярком сочетании красок представлены в работах «Родные просторы», «Хохлома», «Подсолнухи», «Дом с мезонином», «Игрища», «Поединок богатыря со змеем» и другие.

Мастерство и смекалка проявлены при изготовлении старинной крестьянской избы с подворьем Влада Яковлева (школа № 194). Художественная акварель «Плачь Ярославны» отличается глубиной чувства и выразительностью образа. В акварелях «Древнерусская одежда» Аллы Ворковой (Мирабадский профколледж легкой промышленности) явно заметен профессионализм.

Интерес к представленной выставке подтверждает – постарались все участники фестиваля: не только исполнители-дети, но и наставники-учителя, которые внесли достойный вклад в творческое развитие молодых дарований. Комментарий работ осуществил известный журналист, член правления Русского культурного центра Ташкента Заводовский Б. Н. Далее состоялся просмотр моделей древнерусской одежды, типичной для разных родовых сословий и местности с полной характеристикой каждого образца.

В заключительном слове председателя жюри фестиваля А. Е. Слонима прозвучало следующее: «Самое важное и существенное на фестивале - это обращение к истокам русской культуры, искреннее и большое желание молодежи научиться у наших предков ценить красоту и гармонию жизни. Фестиваль служит глубинному и всестороннему развитию межнациональных отношений в духе взаимопонимания и культурного обмена. И, самое главное, пожалуй, - на виду творческое начало, погружение в особенности мироощущений той эпохи. Профессиональный уровень работ неоспорим, заметна энергетическая связь времен и поколений. Интерес к древней культуре и искусству всегда обогащает духовный мир человека, особенно в юном возрасте. Ценно то, что дети поднялись на определенную ступень понимания ими окружающего мира, но впереди еще много высот».

А фестиваль продолжается, и интерес к нему не иссякает.


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ