Должен ли Евросоюз лучше защищать права балтийских русских?
13.03.2006, Вести (Эстония)
Евгения Гаранж,
Уполномоченный по правам человека Совета Европы Альваро
Жиль-Роблес шокирован тем, что в Эстонии и Латвии по сей день живут сотни тысяч
лиц без гражданства. Именно так он заявил с трибуны Европейского парламента в
ответ на вопрос лидеры группы британских консерваторов Томоти Киркхоупа, не
следует ли Европейскому союзу лучше защищать балтийских русских.
Уполномоченный привел в пример Таллинну и Риге Литву, в
90-е годы предоставившую своим "некоренным" тот самый вожделенный "нулевой
вариант" гражданства. Столь недипломатичную прямоту Альваро Жиль-Роблес смог
позволить себе потому, что в конце марта он уходит с поста уполномоченного по
правам человека, передавая свои обязанности шведу Томасу Хаммарбергу. Но факт
остается фактом — европейское сообщество все более прямолинейно склоняет
Эстонию и Латвию решить проблему людей без гражданства, которая с 2004 года
стала проблемой всего Евросоюза. За две недели до заявления Роблеса комиссия
Совета Европы по борьбе с расизмом и нетерпимостью опубликовала весьма критичный
рапорт об Эстонии, насчитав в общей сложности около полутора сотен
разновидностей дискриминации.
Реакция Эстонии на рапорт была, понятное дело, бурной и
противоречивой. Наше общество никак не может привыкнуть к тому, что наблюдатели
Совета Европы следят за местной жизнью чуть ли не с лупой, вылавливая из
статистики, СМИ, выступлений официальных лиц и преподнося при случае такие
нюансы, о которых мы сами забываем на третий день. Очень уважаемый мною и обычно
весьма сдержанный в выражении своих эмоций журналист еженедельника Eesti
Ekspress Арго Идеон опубликовал по результатам рапорта комментарий "Выполним на
110 процентов", где посоветовал государству в целях содействия дружбе народов
обязать каждого эстонца подружиться хотя бы с одним русским, а каждому русскому
завести пару-тройку эстонских приятелей. Государство же могло бы содействовать
этому, оплачивая "друзьям" совместные застолья и путешествия — они, как
известно, очень сближают. Идея, кстати говоря, очень заманчивая и не вовсе
лишенная смысла. Если же полностью отбросить иронию, то наши политики могли бы
не уязвляться критикой Совета Европы, а извлечь из нее весьма весомую пользу для
себя и других. Во-первых, осмелюсь утверждать, что никакие миллионы, вложенные в
обучение "серопаспортников" государственному языку, никакое упрощение процесса
ходатайства о гражданстве, никакая интеграция обладателей серых паспортов как
класс не уничтожит. Объясняю почему. Среди моих знакомых есть достаточное
количество лиц без гражданства — среди них журналист Эстонского телевидения
и переводчик с эстонского — получить синий паспорт которым мешает отнюдь не
незнание языка или небезупречное прошлое. Просто они не понимают, почему,
родившись на этой земле, они должны кому-то доказывать, что достаточно хороши,
чтобы считаться ее гражданами.
Я сама оказалась слишком прагматична, чтобы последовать
их примеру, поэтому экзамен на гражданство у меня сдан (благо сделать это было
несложно) и синий паспорт мною получен. Но и я не могу понять, почему родившийся
в Швеции и выросший в Америке депутат Европейского парламента Тоомас Хендрик
Ильвес является гражданином Эстонии по рождению и в один прекрасный день, весьма
вероятно, станет ее президентом, но этого права изначально лишены сотни людей,
так же, как я, родившихся в Эстонии и живших здесь всегда, в хорошие и плохие
времена. И пусть не говорят нам, что те же ограничения распространяются на детей
иммигрантов во многих других странах. Потому что разница в том, что ни я, ни мои
родители, ни их родители никогда не эмигрировали. Они просто жили в своей
стране, как и эстонцы, переживая вместе с ней все исторические катаклизмы. И, на
мой взгляд, несколько нелогично делать один народ жертвой этих катаклизмов, а
другой заставлять за них расплачиваться.
Однажды мой друг-эстонец долго выяснял у меня, какая
разница между экзаменом на категорию и экзаменом на гражданство, а, вконец
запутавшись, махнул рукой и сказал, что, наверное, в начале 90-х Эстония не дала
всем неэстонцам гражданство только по одной причине: тогда все новоявленные
граждане кинулись бы голосовать за Сависаара. Ну, положим, в начале 90-х не
кинулись бы, не был тогда Железный Эдгар так среди русских популярен, как
теперь, но тот факт, что Сависаар вовремя осознал значение "русского ресурса", а
остальные политики не любят Сависаара, по местным русским иногда, действительно,
рикошетом бьет. Последний пример — когда, метя в Сависаара, эстонская
пресса выставила дураками практически всех русских центристов из нового состава
Таллиннского горсобрания. Но в любом случае сомнительно, чтобы страх перед
Сависааром когда-то определил ситуацию с раздачей гражданства.
Скорее стоит поверить социал-демократу Андресу Таранду,
который, став премьер-министром в 1994 году, первым признал: тогда мы надеялись,
что они уедут, это была ошибка, они не уехали. С того заявления прошло 12 лет, а
ошибка до сих пор не исправлена, хотя теперь уже не только центристы осознали,
что в ближайшие годы наиболее активными избирателями будут те самые
"натурализованные", именно их голоса будут определять, кому править. Этой
медлительности тоже легко найти объяснение. Как показывают опросы, эстонцы не
против того, чтобы в упрощенном порядке дать гражданство неэстонцам. Но партия,
которая дала бы всем "серопаспортникам" гражданство под давлением постоянной
критики со стороны России, потеряла бы значительно большее количество
избирателей-эстонцев. Согласиться с аргументами Европейского союза и Совета
Европы для эстонского политика куда менее позорно. Господа власть имущие, у вас
есть хороший шанс сохранить лицо и пополнить электорат!
|